Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Богатство

Богатство

(Riches) Денежный капитал или собственность человека, будь то земля или недвижимость (Ис 5:8-10), стада (1Цар 25:2-3) или рабы (1Цар 8:11-18).

Богатый человек обладал большим влиянием и властью, и еврейский термин «богатство» предполагал это. В Библии отношение к богатству неоднозначное. Иногда материальное благополучие описывается как знак Божьего благословения и одобрения (например, Быт 24:35), в других случаях богатство отождествляется с грехом (например, Пс 36:7,16).

Бог сотворил все сущее для наслаждения людей (1Тим 6:17), Поэтому богатство — повод для благодарности, а не для смущения. Все, чем владеет человек, исходит от Творца (Пс 23:1), поэтому любое богатство может считаться благословением Божьим. Об этом думал Давид, когда молился: «И богатство и слава от лица Твоего» (1Пар 29:12).

Даже если богатство заработано тяжким трудом, Библия напоминает своим читателям, что все их таланты и ресурсы посланы им Богом. Иисус говорит об этом в притче о 10 талантах (Мф 25:14-30) и 10 минах (Лк 19:11-26).

Но нигде в Библии не сказано, что обладать богатством и имуществом дурно само по себе. В десяти заповедях ничего не говорилось бы о воровстве и зависти, если бы Божий народ не должен был владеть имуществом. Сам Иисус не учил, что грешно быть богатым. Однако Иисус предостерегал, что богатство может помешать человеку войти в Царство: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк 10:23).

Достаток, учил Он, препятствует миру (Мф 6:24-34), делает людей слепыми к нуждам других (Лк 16:19-31), становится между людьми и вратами к вечной жизни (Мк 10:17-27) и даже влечет за собой Божий суд (Лк 12:16-21).

Он велел ученикам не копить богатств (Мф 6:19) и хвалил тех, кто отказывался от своего имущества (Мф 19:29).

Но предостережения Иисуса против богатства были направлены не против самого имущества. Он осуждал неправильное отношение многих людей к накоплению богатств и неправильное их использование. Жажда богатства, а не обладание им душит духовность в человеке, как сорняки душат пшеницу (Мф 13:22).

Алчное желание обладать большим погубило слугу, который не умел прощать (Мф 18:23-35).

Эгоизм, а не богатство определило судьбу богача (Лк 16:19-26).

Павел передает основную тему притчи словами: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим 6:10, курсив добавлен).

Величайшая опасность возникает, когда жажда богатства становится главной в жизни человека. Библия повсеместно предостерегает от поклонения материальному (например, Втор 8:17-18; Лк 14:15-24).

Сатана искушал Иисуса поставить на место Бога материальное богатство и власть (Мф 4:8-9), а Иисус совершенно однозначно предостерегал против опасности порабощения человека деньгами (Мф 6:24).

В свете этого Иисус велел богатому молодому человеку продать все имущество (Мк 10:17-22).

Этот богач позволял своим богатствам управлять собой. Задачей Иисуса было заставить его признать свою несвободу, чтобы он смог освободиться от им же самим созданной темницы. Тот факт, что он не пошел за Иисусом, показывает, как сильно владела им тяга к богатствам. Эти ясные предостережения — самая поразительная сторона учения Иисуса о богатстве. Помимо осуждения неправильного отношения Он также обрисовал, каким должно быть отношение правильное. Те, кто понимает, что они — не владельцы имущества, оно просто доверено им Богом, учил Он, смогут найти применение своим богатствам на служении Господу (Лк 12:42-44).

Вместо того чтобы держаться за богатства, можно использовать их для практического выражения любви (2Кор 8:2).

Вместо того чтобы губить свой внутренний мир жадностью, они должны открыть тайну спокойствия, все больше полагаясь на своего небесного Дарителя (Лк 12:29-31; 1Тим 6:17).

По Библии мораль богатства зависит исключительно от отношения человека к нему. Чаще всего это проявляется в Писании в противопоставлении материального и духовного богатства. Те, кто делают целью своей жизни материальные богатства, стремятся к неверным ценностям. Какими бы богатыми они ни казались, в глазах Бога они — нищие (Мф 16:26; Откр 3:17).

В Его глазах богаты только те, чья основная задача в жизни — служить Ему как Царю (Мф 13:44-46).

Их богатство — вера и добрые дела (1Тим 6:18; Иак 2:5).

Это сокровища небесного банка, нетленные, которые невозможно украсть: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).

Смотрите также: благосостояние; деньги; Малая азия; плата.

* * * * *
В других словарях: Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Бог