Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Боги и Богини

Боги и Богини

(Gods and goddesses) Божества мужского и женского пола, которым поклонялись язычники. Хотя в Библии говорится, что существует только один Бог (Ис 45:18, Ис 45:21-22; Мк 12:32), в древние времена языческие народы верили в большое количество так называемых богов (Иер 10:11) и богинь. Практически у каждого народа были свои божества, обычно числом больше одного. Многие «иноземные боги» (1Цар 7:3) упоминаются в Библии, и в большинстве случаев там говорится также, какой народ им поклонялся. Самый длинный список относится к Месопотамии, центру идолопоклонства: Адрамелех и Анамелех (4Цар 17:31); Вил (также известный как Меродах, Ис 46:1; Иер 50:2; Иер 51:44), Кейван (Ам 5:26 {«Ремфан»}), Нево или Набу (Ис 46:1), Нергал (4Цар 17:30), Нисрох (4Цар 19:37; Ис 37:38), Ремфан (Деян 7:43), Саккуф (Ам 5:26 {«Молох»}), Суккот-Беноф (4Цар 17:30), Фаммуз (Иез 8:14) и Тартак (4Цар 17:31).

Сирийцы также поклонялись Ашиме (4Цар 17:30) и Риммону (4Цар 5:18), который был известен еще и под составным именем Гададриммон (Зах 12:11).

Восточные соседи Израиля, Аммон и Моав, поклонялись Милхому (3Цар 11:5-7; 4Цар 23:13) и Хамосу соответственно, хотя моавитяне поклонялись также местному воплощению Ваала (Чис 25:3-5).

Филистимскими богами были Дагон и Веельзевул (4Цар 1:2-3), который упоминается также в НЗ (Мф 12:24; Лк 11:15).

Один из хананейских богов, Ваал, и две хананейские богини, Ашера и Астарта, часто упоминаются в ВЗ; Астарта — та же самая богиня, что и месопотамская Иштар, «богиня неба» (Иер 7:18; Иер 44:17).

Из богов Египта в Библии упоминаются только два: Аммон (Иер 46:25) и Апис (Иер 46:15 {«сильный»}).

Нивхаз (4Цар 17:31), вероятно, был богом Елама. В НЗ встречаются имена по крайней мере трех грекоримских божеств: греческая богиня Артемида (Деян 19:24-28, Деян 19:34-35), которую римляне называли Дианой, а также греческие боги Зевс и Гермес (Деян 14:12-13), которых римляне соответственно называли Юпитером и Меркурием. В Библии ясно сказано, что эти боги реально не существуют (Иер 2:11), хотя поклонявшиеся им люди искренне верили в их существование (Иер 2:28).

Господь провозгласил, что «они не боги» (Иер 2:11; Иер 5:7; Иер 16:20).

В НЗ говорится также об идолах, что они — «в мире ничто» (1Кор 8:4) и что «делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян 19:26).

Поэтому неудивительно, что когда Израильтяне взаимодействовали с другими народами — например, в период исхода, — им неоднократно напоминалось, что Господь более велик, чем все другие боги (Исх 15:11; Исх 18:11; Втор 10:17; 1Пар 16:25; 2Пар 2:5; Пс 85:8; Пс 94:3; Пс 95:4-5; Пс 96:7-9; Пс 134:5; Дан 2:47; Соф 2:11).

Так называемые боги не были достойны восхищения и поклонения Израиля. Так как Бог существует только один, другие боги не могли претендовать на поклонение Израиля (Исх 20:3; Втор 5:7).

В еврейском языке даже не было слова для обозначения «богини», поэтому в нем боги и богини обозначены одинаково (см. 3Цар 11:5,33).

Израильтяне не должны были делать изображений богов (Исх 20:4,23; Лев 19:4; Втор 5:8) или упоминать (Исх 23:13; Нав 23:7) богов и богинь соседей-язычников. Однако, несмотря на предупреждения Бога, идолопоклонство было одним из основных грехов Израиля с древнейших времен. В патриархальный период Божий народ делал себе «домашних богов» (Быт 31:32), и на протяжении всей своей истории они продолжали поклоняться другим богам (Исх 32:1-4; Исх 34:15; Ос 11:2).

Идолопоклонство в итоге привело к падению Северного Царства (4Цар 17:7-18) в 722 г. до Р.Х. и Южного Царства (4Цар 22:17; см. Втор 29:25-28) — в 586 г. до Р.Х. В период вавилонского плена иудеи наблюдали идолопоклонство во всем его безобразии и отказались от него, но жизнь их предков была бы значительно проще, если бы они последовали примеру Иисуса Навина: «Я и дом мой будем служить Господу» (Нав 24:15).

Смотрите также: высота; идолы; хананейские божества.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter