Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Брак, Свадебные обычаи

Брак, Свадебные обычаи

(Marriage; marriage customs) Бракосочетание мужчины и женщины принято во многих обществах. Брак был заповедан Богом: Бог сказал Адаму, что мужчина должен оставить отца и мать и стать единой плотью с женой (Быт 2:24).

В ВЗ говорится о нескольких формах брака, самая древняя из которых, по-видимому, основывалась на принципах матриархата. Хотя были найдены свидетельства в пользу существования подобных обычаев с середины бронзового века и до периода ранней монархии, трудно с определенностью высказаться на данную тему, несмотря на то что в Египте, да и в других местах, родство определялось в основном по матери. Обычно девушка, выходя замуж, покидала родителей и отправлялась жить с родом своего мужа, как сделала Ревекка (Быт 24:58-59).

Еврейские слова «жениться» и «овладеть» однокоренные (Втор 21:13), и часто жена действительно относилась к мужу как к хозяину, своему собственнику. Из еврейских родословных мы видим, что наследство передавалось по мужской линии (Быт 5:10; Быт 36:9-43; Чис 1:1-15; Руфь 4:18-22; 1Пар 1:1-9).

Важное право давать ребенку имя, которое свидетельствовало о власти над ребенком и авторитете, принадлежало в равной степени отцу и матери, как мы видим из библейских примеров (Быт 4:1, Быт 4:25-26; Быт 5:29; Быт 35:18; 1Цар 1:20; 1Цар 4:21; Ис 8:3; Ос 1:4-9).

Часто сыновья получали имена в честь отцов и отождествлялись с ними. В патриархальном обществе главой семьи был отец. Жена и дети, а также как поля и скот, считались его собственностью (Исх 20:17; Втор 5:21).

Он имел право продавать своих дочерей (Исх 21:7; Неем 5:5) и даже приговаривать своих детей к смерти. Легкость, с какой мужчина мог развестись с женой, также свидетельствует о его авторитете в семье (Втор 24:1-4; Втор 22:13-21).

Левиратный брак был учрежден в целях сохранения фамильного имени и наследства. Если мужчина умирал, ближайший родственник мужского пола обязан был позаботиться о вдове и детях. Порядок такой ответственности установлен во Втор 25:5-10. Обычно брат покойного, живший с родом, вступал в брак со вдовой. Если она не имела детей, то первый сын от такого брака считался сыном усопшего. Левиратный брак существовал также у хананеев, ассирийцев и хеттов. Самый знаменитый случай левиратного брака в ВЗ, хоть и не совсем соответствующий закону Вт. 25, описывается в Книге Руфь. Руфь должна была выйти замуж за кого-нибудь из близких родственников, чтобы сохранить семейное имя и собственность. Ближайший родственник мужского пола отказался от этой ответственности: ему показалось слишком сложным, во-первых, приобрести землю и содержать Руфь, а во-вторых, знать, что его первый сын будет считаться сыном покойного. Вооз же принял на себя эту ответственность (Руфь 2:20-4:10).

Несмотря на многочисленные примеры полигамии в ВЗ, нет сомнения, что большая часть браков у Израильтян были моногамными. У нас нет примеров полигамии в семьях простых людей. Бог велел Адаму «прилепиться к жене своей» (Быт 2:24).

Еврейские законы предполагают, что брак мужчины на одной женщине является наиболее приемлемой формой брака (Исх 20:17; Исх 21:5; Лев 18:8, Лев 18:16-20; Лев 20:10; Чис 5:12; Втор 5:21).

Хотя представляется, что к периоду монархии моногамия стала правилом, царь вроде Соломона не следовал в этом вопросе еврейской традиции. После изгнания браки были преимущественно моногамными, хотя количество разводов резко возросло. В новозаветный период моногамия была правилом, хотя такие личности, как Ирод Великий, могли иметь много жен. Христос учил, что брак заключается на всю жизнь и что человек, который развелся с женой и женился на другой женщине при жизни прежней жены, совершил прелюбодеяние (Мф 5:31-32).

Брак обычно заключался с человеком, близким к кругу непосредственных родственников, поэтому необходимо было установить границы допустимого кровосмешения. В патриархальные времена мужчина мог жениться на сводной сестре по отцу (Быт 20:12), и подобный обычай сохранялся даже при Давиде (2Цар 13:13), хоть и был запрещен в Лев 20:17. Так как между законами о браке во Второзаконии и законом святости есть некоторые противоречия (Втор 25:5; Лев 18:16), возможно, более строгие левитские законы допускали небольшие исключения. Браки между двоюродными братьями и сестрами, такими, как Исаак и Ревекка или Иаков и Рахиль с Лией, были распространены. Если близкий родственник просил руки девушки, ему практически невозможно было отказать (Тов 6:13; Тов 7:11-12).

Моисей был плодом брака племянника и тетки (Исх 6:20; Чис 26:59), но в Лев 18:12-13; Лев 20:19 такие браки будут запрещены, так же как и брак Иакова с двумя сестрами одновременно (Быт 29:30).

Когда Израильтяне осели в Ханаане, многие из них женились на хананейских женщинах, к огорчению тех, кто стремился к сохранению чистоты еврейской веры (3Цар 11:4).

Такие смешанные браки были запрещены законом Моисея (Исх 34:15-16; Втор 7:3-4), хотя многие Израильтяне игнорировали эти правила и продолжали жениться на иноземках. Исключение могло быть сделано, если женщина была военнопленной и не собиралась возвращаться в родную страну (Втор 21:10-14).

Самсон женился на филистимлянке, которая продолжала жить со своим народом, а муж периодически ее навещал (Суд 14:8-15:2).

Опасность смешанных браков для иудейской религии считалась столь серьезной, что после изгнания мужчинам, женатым на иноземках, было велено развестись с ними (Езд 9:2; Езд 10:3).

Это делалось для сохранения чистоты веры, что было важнее, чем хранить от разрушения семьи и дома. Даже в новозаветные времена Павел осуждал браки христиан с неверующими (2Кор 6:14-15).

Трудно сказать, в каком возрасте молодые люди вступали в брак. Мальчик считался мужчиной уже в подростковые годы, и позже возникла иудейская традиция отмечать этот момент: бар мицва, которая обычно проводилась, когда мальчику исполнялось 13 лет. Обычно невесту выбирали родители молодого человека. Они обсуждали возможность брака с родителями невесты; часто ни жениха, ни невесту не спрашивали об их мнении. Не обязательно сначала должен был вступать в брак старший отпрыск в семье (Быт 29:26).

Когда Авраам решил, что Исааку нужно вступить в брак, он послал слугу выбирать невесту к родственникам Авраама в Месопотамию. Слуга поговорил с братом и матерью невесты (Быт 24:33-53), и только после этого у Ревекки спросили ее согласия (Быт 24:57-58).

Возможно, ее отец был недееспособен; в противном случае ее вообще вряд ли бы спрашивали. Обычно простой человек не мог позволить себе иметь несколько жен из-за выкупа за невесту, который полагалось платить ее отцу. Вместо уплаты можно было отработать определенное время (Быт 29:15-30) или выполнить какое-то задание (1Цар 18:25-27).

Конкретная сумма выкупа указывается в случае похищения девственницы, за которую обольстителю полагалось уплатить. Была установлена сумма в 50 сиклей, но это, скорее, штраф; вероятно, обычный выкуп мог быть от 10 до 320 сиклей (Лев 27:4-5).

К периоду второго храма сумма за невесту-девственницу составляла 50 сиклей, а за вдову или разведенную — в половину меньше. В это время девушек обычно выдавали замуж в середине недели, и если муж обнаруживал, что она не девственна, он мог обратиться в суд на следующий день, что было невозможно в субботу. Вдова или разведенная обычно выходила замуж в четверг, чтобы иметь возможность полностью провести с мужем день до субботы. Брак представлял собой завет или договор между двумя семьями. Он объединял их и увеличивал количество родственников. Совокупный размер семьи возрастал. Это было важно для общества, в котором обязанности родственников, даже дальних, полагалось неукоснительно соблюдать. Понятие завета могло иметь также политический оттенок значения, как в случае брака Соломона и египетской царевны (3Цар 11:1) или Ахава, царя Израиля, и Иезавели Тирской (3Цар 16:31).

Скрепление завета включало в себя обмен подарками, стоимость которых отражала богатство жениха и статус невесты (Быт 34:12).

В древности на Ближнем Востоке считалось, что дар включает в себя частицу дарителя, так что жених предлагал невесте частицу себя. Дар скреплял завет и свидетельствовал о власти жениха над невестой. Следующим этапом брачной процедуры было обручение. Этот термин впервые упоминается в Исх 22:16, несколько раз он используется во Второзаконии (Втор 20:7; Втор 22:23-24).

Обручение юридически обладало статусом брака (Втор 28:30; 2Цар 3:14), и человек, изнасиловавший обрученную девушку, подлежал побитию камнями, согласно Второзаконию, за насилие над «женой» ближнего (Втор 22:23-24).

Обручение символизировало владение женщиной. Но существовала и разница между обручением и собственно женитьбой (Втор 20:7).

Обрученный жених освобождался на этот период от военной службы. Формально обручение считалось этапом постоянных отношений (Мф 1:18; Лк 1:27; Лк 2:5).

человек, который собирался жениться на чьей-либо дочери, в период обручения уже считался его зятем (Быт 19:14).

Мария, обрученная с Иосифом, фактически считалась его женой, хотя он не вступал в связь с Ней до рождения Иисуса. Первый библейский рассказ о свадебном пире мы встречаем в истории Иакова (Быт 29:22).

О заключении брачных договоров ничего не говорится до Книги Товита (Тов 7:12).

Такой договор вступал в силу только после того, как чета проживет вместе неделю (Быт 29:27; Суд 14:12,18).

Когда Самсон оставил свою невесту в конце семидневного срока, ее родители посчитали брак недействительным и отдали ее другому мужчине (Суд 14:20).

Свадьба была поводом для большого семейного праздника. Для невесты и жениха готовились особые одежды (Ис 61:10; Иез 16:9-13), платье невесты часто украшали драгоценными камнями (Пс 44:15-16; Ис 61:10), жених тоже был в красивом наряде и одевал ожерелье (Песн 3:11; Ис 61:10).

Невесту облачали в фату (Быт 24:65; Песн 4:3), которую снимали в брачном чертоге. Ревекка должна была оставаться в покрывале в присутствии своего жениха Иакова (Быт 24:65).

Это объясняет также, почему Лавану так легко удалось подменить Рахиль Лией в брачную ночь (Быт 29:23-25).

Иногда церемония обручения или свадьбы включала в себя символические обряды, например, просьба Руфи к Воозу прикрыть ее полой одежды в знак того, что он возьмет ее в жены (Руфь 3:9).

Другим обрядом, возможно, было символическое снятие женихом пояса с невесты, что происходило в брачном чертоге — помещении или шатре, специально приготовленном для брачной ночи (Быт 29:23; Тов 8:1).

В доказательство девственности невесты демонстрировалась простыня с пятнами крови. Брак сопровождался церемониями и праздниками, процесс развода, напротив, был простым. Мужчина мог развестись с женой в случае ее вины перед ним и сохранял такое право вплоть до XI века по Р.Х. Но развод не рекомендовался, и постепенно его процедура усложнялась. По мере своего усложнения процедура развода становилась также все дороже. В поздний период законовед, юрист, а иногда раввин, давал советы, в особенности в связи с возвращением собственности, принадлежащей по праву невесте или ее семье. Если жена совершала прелюбодеяние, муж должен был развестись с ней. То же самое случалось, если он подозревал ее в неверности. Он мог развестись с женой, если считал, что она поступила аморально, стала отступницей или плохо вела домашнее хозяйство. Если женщина отказывала мужу в осуществлении его супружеских прав дольше года, он также мог развестись с ней. Среди других причин для развода можно перечислить оскорбление мужа или его родственников, неизлечимую болезнь или отказ сопровождать мужа при переезде в другой город. Прав у жены вообще было немного. Она давала мужу советы, вела домашнее хозяйство, воспитывала маленьких детей и работала вместе с мужем, если это было необходимо, но муж оставался ее хозяином, а ее задачей было слушаться. Жена была немногим выше служанки, но все же не рабыней, потому что ее не могли продать, хотя и могли с ней развестись. Часто в ВЗ о браке говорится в символическом плане, когда Бог и еврейский народ сравниваются с женихом и невестой (Ис 62:4-5; Иер 2:2).

Отчаяние, которое готово охватить Иудею, противопоставляется у Иеремии радости на свадебном пире (Иер 7:34; Иер 16:9; Иер 25:10).

Этот образ есть также у Осии, где Бог отказывается от Своей жены, Израиля (Ос 2:2), но готов снова принять ее, если она снова будет Ему верна (Ос 2:19-20).

В НЗ Иоанн Креститель сравнивает свою радость с радостью друга жениха на свадьбе (Ин 3:29), а Сам Иисус упоминает о подготовке к свадьбе в притче о мудрых и неразумных девах (Мф 25:1-12).

В истории о свадебном пире (Мф 22:1-14) Христос мимоходом упоминает, что для гостей таких пиров готовили праздничные одежды. Христианская церковь сравнивается с невестой Христа в таких книгах, как 2 Коринфянам, Ефесянам и Откровение. Учение Иисуса о браке и прелюбодеянии. Говоря о гражданском праве, Иисус расставляет акценты иначе, чем они расставлены в ВЗ. Например, в ВЗ неверность мужа жене не рассматривается как прелюбодеяние. В ответ на вопрос иудеев Иисус утверждает, что Бог создал для мужчины одну жену; поэтому разводов не должно быть (Мк 10:2-9).

Далее Он утверждает, что если мужчина развелся с женой и заново вступил в брак, он «прелюбодействует от нее» (Мк 10:11).

Так Иисус уравнял мужчину и женщину в плане ответственности за прелюбодеяние. Неверный муж — не меньший прелюбодей, чем неверная жена. Это революционное учение ученики сочли слишком строгим (см. Мф 19:10), но оно показывает, что имел в виду Иисус, когда говорил, что их праведность должна превосходить праведность иудейских религиозных вождей (Мф 5:20).

В рассказе Матфея об учении Иисуса есть ряд отличий, что побудило некоторых ученых утверждать: Иисус выражался не так строго, как может показаться на основании приведенных выше слов. Согласно Мф 19:9, «прелюбодеяние» жены (вероятно, ее сексуальный грех) позволяет мужу развестись с ней и жениться на другой. Если бы на этом отрывок завершался, толкование его было бы простым. Но, судя по контексту, Иисус скорее позволяет невинным супругам разводиться с женами, но не вступать в повторный брак. Это объясняет, почему ученики были потрясены и почему далее Иисус говорит о тех, кто отказывается вступать в брак ради Царства Небесного (Мф 19:12).

Именно так церковь истолковывала этот отрывок на протяжении первых пяти веков своего существования. Христианам позволялось разводиться, но не позволялось вступать в брак во второй раз (см. 1Кор 7:11).

Смотрите также: гражданское право и правосудие; дева; наложницы; прелюбодеяние; развод; секс ; жизнь и отношения в семье.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Брат →