Библия » Лопухин Толковая Библия Лопухина

Притчи 13 Притчи 13 глава

1−3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4−12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13−17. О благе слова Божия. 18−25. Увещание к послушанию слову Божию.

Притч 13:1. Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

Притч 13:2. От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.

Притч 13:3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости — излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15:12). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2−3, сн. Притч 12:14:18.21).

Притч 13:4. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

Притч 13:5. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.

Притч 13:6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

Притч 13:7. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

Притч 13:8. Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

Притч 13:9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.—

Притч 13:9a. — [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Притч 13:10. От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость.

Притч 13:11. Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.

Притч 13:12. Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни.

Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7−8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), — то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5−6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχαὶ δόλιαι πλανῶνται ἐν ἁμαρτιάις, δίκαιοι δἐ οικτίρούσι καὶ ἐλεοῦσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

Притч 13:13. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.

Притч 13:14. [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.]

Притч 13:15. Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Притч 13:16. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.

Притч 13:17. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

Здесь несколько подробнее раскрываются мысли о пользе или спасительности истинной мудрости, внимающей урокам слова Божия, и о вреде пренебрежения им (ср. Притч 1:24:10.11 и др.).

Притч 13:19. Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.

Притч 13:20. Желание исполнившееся — приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

Притч 13:21. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

Притч 13:22. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

Притч 13:23. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

Притч 13:24. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

Притч 13:25. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Притч 13:26. Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

Предлагается ряд разнообразных по содержанию суждений, объединяющихся лишь общим отношением к мудрости и ее значению в житейском обиходе. Так говорится о противоположных последствиях — внимания и невнимания к учению мудрости (ст. 19−20, евр. 18−19), о влиянии на человека со стороны того общества, в котором он обращается, (ст. 21, евр. 20), о личном и в потомстве счастье — праведника и несчастии — грешника (ст. 22−23, евр. 21−22), о жизненном довольстве первого и недостатках второго (ст. 24−26, евр. 23−25); здесь же (ст. 25, евр. 24), как и ниже (Притч 23:13), делается замечание о необходимости применения в деле воспитания мер физического воздействия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на притчи Соломона, 13 глава. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.