Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

3-я Царств 1 3-я Царств 1 глава

В данной главе мы узнаем, что:

(I) Здоровье Давида ухудшается (ст. 1−4).

(II) Адония стремится взойти на престол и с этой целью устраивает пир для своих сторонников (ст. 5−10).

(III) Нафан и Вирсавия разрабатывают план о сохранении права наследования за Соломоном и добиваются, чтобы Давид выдал соответствующее распоряжение (ст. 11−31).

(IV) Соломон помазан на царство, и народ радуется этому (ст. 32−40).

(V) Таким образом узурпации власти Адонией положен конец, после чего его сторонники рассеиваются (ст. 41−49).

(VI) Соломон отпускаег Адонию при условии, что тот будет вести себя хорошо (ст. 50−53).

Стихи 1−4. Давид, согласно материалу предшествующей главы, избежал меча ангела-губителя. Но когда мы получаем освобождение от болезней и опасностей или освобождение посредством таковых, то это лишь временная отсрочка в исполнении приговора; если свечу не задули, то она сгорит сама. Здесь мы находим Давида согбенным под бременем немощей преклонного возраста, приведшим его ко грани смерти. Кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ведь так или иначе мы умрем.

1. Прискорбно видеть Давида таким немощным. Он состарился, природного тепла не хватало, и никакая одежда не могла согреть (ст. 1). Некогда Давид был доблестным и активным человеком дела, в его груди всегда горело пламя энергии; теперь же его кровь охладела и застоялась, и он прикован к постели, впрочем, и там не может согреться. Сейчас ему семьдесят лет. Многие в таком возрасте активны и способны работать, как и прежде; но Давид наказан за былые грехи, особенно за то, как он поступил с Урией, к тому же сказались и пережитые им в юности муки и трудности, на которые он тогда не обращал внимания, а теперь ему стало хуже. Да не хвалится сильный силой своей, которую вскоре могут ослабить болезни или, по крайней мере, преклонный возраст. Пусть молодые люди помнят Создателя своего в дни юности своей, доколе не пришли тяжелые дни. Я призываю свое поколение не жалея сил делать для Бога все, что могут наши руки и души, потому что наступит ночь ночь старости, во время которой не способен работать ни один человек; и когда наши силы иссякнут, тогда для нас утешением станет то, что мы их достойно использовали.

2. Прискорбно видеть врачевателей Давида столь бессильными и неумелыми, ведь они не находят иного способа облегчения страданий, кроме «наружных прикладываний». Никаких лекарств и бальзамов, только (1) покрывали его одеждами, которые могут сохранить и приумножить внутреннее тепло, а если такового нет, то передать его они не способны, пусть даже речь идет о царской мантии. Елиуй считает трудным для понимания то, как нагревается наша одежда (Иов 37:17); ибо если Бог отказывает людям в благословениях, то они одеваются, а не согреваются (Агг 1:6); и Давид здесь не согревался.

(2) Они неразумно «прописали» женитьбу тому, кому надлежало бы готовиться к собственным похоронам (ст. 2−4); но при этом знали, что лучше всего потакало бы их собственной похотливости и, возможно, сильно хотели удовлетворить ее, прикрываясь заботой о здоровье Давида. В вопросах подобного рода следовало бы обращаться не только к врачам, но и к пророкам. Как бы там ни было, извинением могло послужить то обстоятельство, что тогда даже достойные люди в своем невежестве позволяли себе обзаводиться множеством жен. Теперь же мы от Христа научились другому, а именно: у одного мужа должна быть одна жена (Мф 19:5), и более того хорошо человеку не касаться женщины (1Кор 7:1). Ависага вышла замуж за Давида, прежде чем легла с ним, и стала ему еще одной женой это очевидно на том основании, что Адония был обвинен в тягчайшем преступлении, когда пожелал жениться на ней после смерти отца (3Цар 2:22).

Стихи 5−10. Давид пережил от своих детей много скорбей. Ему причиняли страдания Амнон и Авессалом первенец и третий сын (2Цар 3:2−3). Предположим, что второй сын, рожденный от Авигеи, приносил Давиду утешение. Четвертым сыном был Адония (2Цар 3:4) один из родившихся в Хевроне. До сих пор мы ничего о нем не слышали, здесь же говорится о его привлекательности и о том, что он по возрасту следовал за Авессаломом; и, как оказалось, походил на того нравом (ст. 6). Более того, прежде в глазах отца он был сокровищем, но сейчас стал терном.

1. Отец сделал его своим любимцем (ст. 6). Давид не выражал когда-либо недовольства этим сыном. О том, что сын никогда не доставлял неприятностей отцу, не говорится; но, вероятно, он делал это часто, и отец втайне беспокоился из-за плохого поведения и плакал об этом перед Богом. Но отец никогда не расстраивал сына: не препятствовал его прихотям, не отказывал Адонии в том, что было у него на уме, не призывал к ответу за то, что он сделал или где был, не держал взаперти и не заставлял заниматься делами, не бранил за проступки, которые видел сам и о которых слышал от других; Давид никогда не говорил Адонии: «для чего ты это делаешь?», ибо понимал, что это ему неприятно и вызовет раздражение. Сын был виноват в том, что не мог переносить упреки без недовольства и принимал таковые за оскорбление, а значит, лишал себя пользы, которую они приносят; вина же отца состояла в том, что он, боясь вызвать недовольство сына, не упрекал его; и теперь Давид заслуженно пострадал за потакание ему. Кто почитает своих сыновей больше, чем Бога, и не держит их в строгости, тот лишается таким образом почтения, которого вправе ожидать от детей.

II. В ответ на любовь Адония поставил своего отца в глупое положение. Поскольку тот был стар и прикован к постели, то сын решил, что не стоит обращать на него внимание, и поэтому, возгордившись, говорил: я буду царем (ст. 5). Дети, которым потакают, учатся быть гордыми и честолюбивыми, что стало погибелью для очень многих молодых людей. Единственный способ привить им смирение это держать их в подчинении. Обратите внимание на самонадеянность Адонии.

1. Он посчитал, что дни плача по отцу очень близко, и поэтому готовился стать его преемником, хотя знал, что и Бог и Давид предназначили венец Соломону; ибо сам Давид поставил в известность общество и порядок наследования был установлен как бы законодательным актом парламента в соответствии с Божьим определением (1Пар 22:9; 1Пар 23:1). Адония вознамерился силой упразднить этот акт о наследовании в презрении как к Богу, так и к своему отцу. Подобным же образом противятся и царству Христа и находятся люди, которые говорят: «Мы не хотим, чтобы Он царствовал над нами».

2. Адония считал своего отца дряхлым стариком, который ни на что не годен, и поэтому собирался взойти на престол немедленно. Он не может дождаться, когда отец сойдет в могилу, но желает, чтобы говорили прямо сейчас: «Адония воцарился» (ст. 18) и: «да живет царь Адония!» (ст. 25). Его отец не способен управлять, ибо он стар и его правление в прошлом; не может править и Соломон, ибо он еще молод, а посему Адония возьмет управление на себя. Если дети наносят оскорбление своим родителям по причине преклонного возраста последних, то это свидетельствует о весьма злом и порочном нраве детей.

3. В стремлении осуществить свои честолюбивые замыслы:

(1) Адония обзавелся огромной свитой: завел себе колесницы и всадников (ст. 5), чтобы таковые подчеркивали его положение и силу, прислуживали ему и сражались за него.

(2) Он заручился поддержкой самого Иоава, главнокомандующего войском, и Авиафара, первосвященника (ст. 7). Нет ничего удивительного в том, что он искал расположения людей, которые благодаря своему влиянию в церкви и в армии могли сослужить ему огромную службу; но мы вправе задаться вопросом, какими хитростями Адонии удалось побудить их следовать за ним и помогать ему. Ведь речь идет о пожилых людях, хранивших верность Давиду в самые трудные и беспокойные времена, о людях благоразумных и опытных, к которым, казалось бы, не так-то легко подольститься. Едва ли они находили для себя преимущество, поддерживая Адонию, ибо и тот и другой занимали самое высокое и весьма прочное положение на служебной лестнице. Вряд ли они не знали, что право на престол принадлежит Соломону, упразднить которое в их полномочия не входило, поэтому в их интересах было угождать последнему. Но в данном деле Бог позволил им поступить, как заблагорассудится, возможно, чтобы наказать их за былые проступки бичом собственного изготовления. Здесь говорится и о людях, которые оказались верными Давиду настолько, что Адония не посвятил их в свои замыслы, а именно о Садоке, Ванее и Нафане (ст. 8). Кто доказал свою решительную приверженность к добру, того не попросят участвовать в злых делах.

(3) Адония приготовил обильное угощение у источника Рогель (ст. 9), недалеко от Иерусалима; его гостями были сыновья и слуги царя, которых он угощал и лелеял надежду привлечь на свою сторону; но Соломона он не пригласил, либо потому что презирал его, либо потому что причинил ему огорчение (ст. 10). Кто служит собственному чреву и попадает в поле зрения готовых угостить его, независимо от того, на чьей он стороне, тот становится легкой добычей обольстителей (Рим 16:18). Существует мнение, что Адония заколол овец, волов и тельцов для жертвоприношения и устроил религиозную трапезу, чтобы начать узурпацию власти с демонстрации своей преданности Богу (подобно тому как Авессалом действовал под прикрытием обета, 2Цар 15:7), причем это выглядело правдоподобно, поскольку на его стороне был сам первосвященник. Прискорбно, что вообще находится повод говорить: «In nomine Domini incipit omne malam Всякое зло начинается с именем Бога на устах» и что в поддержку любого религиозного действия создается религиозный обряд.

Стихи 11−31. Здесь мы узнаем об успешных стараниях Нафана и Вирсавии, в результате которых они получили от Давида официальное подтверждение, что его преемником является Соломон, чтобы узурпация власти Адонией потерпела поражение.

1. Сам Давид не знал, что происходит. Непокорные дети считают, что им все сойдет с рук, стоит лишь добрых стариков-родителей держать в неведении относительно своего плохого поведения; однако и птица небесная может перенести слово.

2. Вирсавия жила в уединении и тоже ничего об этом не знала, пока ей не сообщил Нафан. Многие, не ведающие, что творится в этом мире, проходят через него с большим комфортом.

3. Соломон, вероятно, об этом знал, но повел себя как глухой, который ничего не слышал. Хотя малолетним его уже не назовешь и он мудр не по годам, тем не менее мы не видим, чтобы он потрудился противостать Адонии, но успокоился и предоставил уладить это дело Господу и друзьям. Поэтому и Давид в Псалме для Соломона заметил, что люди в своих мирских устремлениях напрасно рано встают, поздно просиживают, едят хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему (Своему Иедидиа) Он дает сон (Пс 126:1−2), даруя им спокойствие и способность достичь своей цели без волнений. Итак, каким же образом намерение было осуществлено?

I. Пророк Нафан предупредил Вирсавию об опасности, поставив в известность о происходящем, и дал ей напутствие, как добиться у царя приказа, подтверждающего титул Соломона. Он позаботился об этом, потому что знал Божью волю и интересы Давида и Израиля; именно посредством Нафана Бог назвал Соломона Иедидиа (2Цар 12:25), и поэтому пророк не мог спокойно сидеть и наблюдать незаконный захват престола, который, как он знал, по праву принадлежит Соломону волею Того, от Которого исходит возвышение. Неудивительно, что пророки принимали активное участие в свержении царей, когда указание об этом исходило непосредственно с небес; теперь же, когда царства живущих на земле (Дан 4:32) подчиняются управлению общего провидения, второстепенные организации должны быть предоставлены обычным людям, и пусть пророки не вмешиваются в их дела, но заботятся о делах царства Божия среди людей. Нафан обратился к Вирсавии, как к человеку, который сильно заботится о Соломоне и может свободно приходить к Давиду. Он сообщил ей о посягательстве Адонии (ст. 11) и сказал, что Давиду об этом не известно и согласия он не давал. Пророк внушил Вирсавии, что не только Соломон рискует лишиться короны, но опасность грозит его и ее жизни, если Адония победит. Смиренный духом может проявить безразличие к короне и остаться довольным, не завладев ею, какие бы перспективы ни открывались перед ним в противном случае. Но закон самосохранения и шестая заповедь обязывают нас прилагать все усилия, чтобы обезопасить свою жизнь и жизнь других людей. Итак, говорит Нафан, позволь мне дать тебе совет: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона (ст. 12). Подобный совет дают нам служители Христа от Его имени: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр 3:11), чтобы мы спасали свои жизни и души. Нафан говорит Вирсавии, чтобы она пошла к царю и напомнила ему о его слове и клятве, что Соломон станет его преемником, и советует ей спросить самым смиренным образом: почему же воцарился Адония? Он считал, что Давид не настолько охладел, чтобы это не «подогрело» его. Совесть, равно как и чувство чести, вдохнут в него жизнь в этой ситуации. Кроме того, Нафан пообещал, что, пока Вирсавия будет обсуждать этот вопрос с царем, он сам войдет и поддержит ее, как будто бы зашел случайно (ст. 14); и, возможно, Давид воспримет это как особое провидение (ибо он был человеком, который придавал значение подобным свидетельствам, 1Пар 25:32−33), или, по крайней мере, это поможет вернуть ему бдительность.

II. Вирсавия, следуя совету и указаниям Нафана, не стала терять время и тотчас же обратилась к царю по той же причине, что и Есфирь приходила к царю Артаксерксу, а именно ходатайствовать о собственной жизни. У Вирсавии, в отличие от Есфири, не было необходимости ждать, когда ее позовут, и она знала, что ее с радостью примут в любое время; здесь также отмечается, что, когда она навестила царя, ему прислуживала Ависага (ст. 15), и Вирсавия не обижалась ни на девушку, ни на царя, более того, она наклонилась... и поклонилась царю (ст. 16) в знак почтения к нему как к своему правителю и мужу. Она была истинной дочерью Сарры, которая повиновалась Аврааму, называя его господином. Кто желает снискать расположение вышестоящих, тот должен оказывать им почтение и слушаться людей, от которых он ожидает доброго отношения. Обращение Вирсавии к царю по данному вопросу было весьма учтивым.

1. Она напомнила ему о данном ей и скрепленном торжественной клятвой обещании, что его преемником будет Соломон (ст. 17). Она знала, что такой добросовестный человек, как Давид, твердо держится своего слова.

2. Вирсавия сообщила Давиду о попытке Адонии, ибо он ничего не знал: «Адония царствует, соперничая с тобой в настоящем, и собирается царствовать, вопреки твоему обещанию, в будущем. Это не твоя вина, ибо ты не знал; но теперь, когда знаешь, прими меры для подавления узурпации, в соответствии с твоим обетованием (ст. 18). Она рассказала Давиду, кто был среди гостей Адонии и кто его поддерживал, и добавила: «Соломона же, раба твоего, не пригласил (ст. 19), а это явно свидетельствует о том, что Адония считает его соперником и намерен навредить ему. Соломоном пренебрегли не по оплошности, но таким образом выразили презрение к закону о престолонаследии».

3. Вирсавия доказывает, что устранить это злодеяние во власти Давида: глаза всех Израильтян устремлены на тебя (ст. 20), причем не только как на царя (ибо мы не можем предположить, что какой-либо из правителей обладает прерогативой передавать своих подданных кому бы то ни было в наследство по завещанию, как будто бы они вещи или рабы), но и как на пророка. Весь Израиль знал: кроме того, что Давид был помазанником Бога Иаковлева, еще и Дух Господень говорил в нем (2Цар 23:1−2); и поскольку израильтяне уповали и полагались на Божье определение в вопросах такого рода, то слово Давида было для них пророчеством и законом. А посему (говорит Вирсавия) они рассчитывают, что это слово положит конец конфликту и успешно сокрушит претензии Адонии. В устах царя слово вдохновенное. Следует заметить: какой бы властью, преимуществами или влиянием ни обладал человек, он должен со всем прилежанием использовать это для сохранения и развития царства Мессии, прообразом которого служило царство Соломона.

4. Вирсавия намекнула, что ей и ее сыну грозит неминуемая гибель, если этот вопрос не решится, пока жив Давид (ст. 21). «В случае победы, которая вполне вероятна (при наличии таких сторонников, как военачальник Иоав и первосвященник Авиафар), если его вовремя не остановить, Адония представит Соломона и всех его друзей изменниками и поступит с ними соответствующим образом». Узурпаторам присуща наибольшая жестокость. Если бы Адония взошел на престол, то не стал бы поступать с Соломоном столь же справедливо, как тот поступил с ним. Люди, которые стоят на пути прокладывающего этот путь силой и незаконно, рискуют всем.

III. В соответствии со своим обещанием, пророк Нафан вовремя вошел и поддержал Вирсавию, пока она еще говорила, прежде, чем царь дал ей ответ; Нафан сделал это во избежание ситуации, когда, выслушав только версию Вирсавии, царь будет медлить с ответом, ссылаясь на то, что ему нужно подумать; но устами двух свидетелей (да каких свидетелей!) слово подтвердится, и Давид тотчас же отдаст четкие приказы. Царю доложили, что пришел пророк Нафан, который уверен, что Давид рад его видеть всегда, тем более когда ему нелегко или он размышляет о важных делах, ибо и в том и в другом случае пророк становится особенно полезным. Нафан знает, что нужно оказывать честь, кому таковая причитается, и поэтому обращается с Давидом теперь, когда находит его немощным и прикованным к постели, с таким же почтением, как если бы увидел его на престоле: и вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли (ст. 23). Он общается с царем проще, чем Вирсавия. Это соответствует его характеру, и, кроме того, апатичный дух царя в настоящее время нуждается в пробуждении.

1. Он высказывает такую же версию посягательства на престол, какую представила и Вирсавия (ст. 25−26), добавив, что сторонники Адонии настолько уверены в победе, что восклицают: «Да живет царь Адония!», как будто бы царь Давид уже умер; Нафан также сообщает, что его самого на пир не позвали (а меня, раба твоего... не пригласил), подразумевая тем самым, что не собираются вопрошать в этом деле ни Бога, ни Давида, ведь Нафан был — secretioribus consiliis — доверенным лицом как Господа, так и царя.

2. Нафан дает Давиду понять, насколько тот заинтересован заявить о своей непричастности к этому делу: сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня?» (ст. 24), а также: «Не сталось ли это по воле господина моего царя?» (ст. 27). Если это так, то царь не вполне верен ни Божьему слову, ни своему собственному, вопреки тому, что мы все думаем о нем. А если это не так, то сейчас самое подходящее время свидетельствовать против узурпации и объявить своим наследником Соломона. Если это так, то почему не поставили в известность Нафана, который не только является поверенным царя в общем, но и, в частности, заинтересован в этом вопросе, поскольку Бог велел, чтобы именно он сообщил Давиду Свою волю относительно наследования престола. Но если господин мой царь ничего о происходящем не знает (и, несомненно, так оно и есть), то в какой вопиющей дерзости следует обвинить Адонию и его сторонников!» Таким образом Нафан постарался возбудить гнев Давида на сторонников Адонии, чтобы царь более энергично встал на защиту интересов Соломона. Следует заметить: достойные люди захотят исполнить свой долг, если им об этом напомнить, призвать и объяснить, на каком основании они должны приступить к действиям; а выступившие в роли напоминающих оказывают им настоящую услугу, как здесь Нафан Давиду.

IV. После этого Давид торжественно заявил о своей твердой приверженности принятому ранее решению, что его наследником будет Соломон. Тогда позвали Вирсавию (ст. 28), и Давид вновь заверил в этом ее, как лицо, действующее от имени и защищающее интересы своего сына.

1. Давид повторил свое прежнее обещание и клятву, признавая: я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня (ст. 30). Несмотря на то что Давид и стар и память начинает ему изменять, тем не менее это он помнит. Следует заметить: клятва понятие священное, и поэтому прозвучавшие в ней обязательства нарушать нельзя; клятва понятие серьезное и поэтому производит неизгладимые впечатления.

2. Давид подкрепляет данную клятву еще одной, поскольку сложившаяся ситуация требует того: как жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды (англ. пер., ст. 29), так я и сделаю это сегодня безоговорочно и безотлагательно. По-видимому, Давид обычно прибегал именно к такому виду клятвы в торжественных случаях, судя по тому, что мы находим в Библии (см. 2Цар 4:9). Эта клятва несет в себе благодарное признание милости Бога к клянущемуся, ведь Господь безопасно провел Давида через множество мучений и трудностей, лежавших на его пути, и теперь он упоминает об этом во славу Ему (как поступил и Иаков на смертном одре, Быт 48:16) и тем самым официально подтверждает, что по собственному опыту знает об истинности слов, сказанным через него Духом Господним. Избавит Господь душу рабов Своих (Пс 33:23). Когда святые умирают, им надлежит свидетельствовать о Господе и говорить, что Он для них сделал. Возможно, Давид произнес эти слова, чтобы воспользоваться данным ему поводом и воодушевить своего сына и преемника доверяться Богу, если попадет в беду.

V. Вирсавия принимает данные ей заверения (ст. 31).

1. С огромной почтительностью к царю: она поклонилась ему; тогда как Адония со своими сторонниками нанесли Давиду публичное оскорбление.

2. С искренними и добрыми пожеланиями царю здоровья: да живет господин мой царь Давид во веки! Она настолько далека от мысли, что он и так живет слишком долго, что молится, чтобы он жил вечно, если это возможно, и был украшением венца, который носил, и благословением для своего народа. Нам следует усердно желать долголетия людям, которые приносят пользу, даже если в связи с этим нам придется подождать с получением собственной выгоды.

Стихи 32−40. Здесь описывается действенная забота Давида об обеспечении права Соломона и о сохранении общественного покоя, благодаря тому что царь сокрушил замысел Адонии в зародыше. Примите во внимание:

I. Недвусмысленные приказы Давида о провозглашении царем Соломона. Лицами, которым он поручил это великое дело, были Садок, Нафан и Ванея мужи сильные и влиятельные им Давид всегда доверял и нашел их верными, Адония же обошел их, не пригласив на пир (ст. 10). Давид приказывает им незамедлительно и со всей торжественностью провозгласить Соломона царем. Им надлежит взять с собою слуг господина своего телохранителей и всех слуг в доме. Они должны посадить Соломона на мула, на котором раньше ездил Давид, ибо последний не держал такое множество конюшен и лошадей, как впоследствии его сын. Давид указывает, куда им следует отправиться и что делать (ст. 33−35).

1. Садок и Нафан, как представители церкви, должны во имя Бога помазать Соломона на царство; ибо, хотя он и не являлся первым представителем своего рода (как Саул и Давид), помазанным на царство по Божьему определению, тем не менее был одним из младших сыновей, и его титул могли оспаривать, во избежание чего возникла необходимость уладить данный вопрос именно таким образом. Это помазание стало прообразом назначения и заявления о достоинстве Мессии, или Христа, Помазанника, на которого Дух елей радости излился без меры (Евр 1:9; Пс 88:21). И все христиане, будучи наследниками Царства (Иак 2:5), получают помазание от Него (1Ин 2:27).

2. Главным начальникам гражданским и военным приказали известить об этом общество и выразить народную радость звуком трубы, согласно предписанию Моисеева закона об украшении великого торжества; к этому добавятся возгласы людей: «да живет царь Соломон! Пусть он процветает, пусть его царство утвердится и пребудет вовек и пусть он правит долго и счастливо»; именно таким было обетование о Соломоне: и будет жить (Пс 71:15).

3. И надлежало торжественно доставить Соломона в город Давидов, где он воссядет на престоле своего отца как его наместник, или вице-король, чтобы решать общественные дела, пока Давид немощен, и стать его преемником после смерти: он будет царствовать вместо меня. Сам Давид и все заинтересованные стороны получат большое удовлетворение, если это будет сделано немедленно, чтобы избежать конфликтов или сумятицы в общественных делах после его кончины. Давид далек от того, чтобы испытывать неприязнь к своему преемнику, который удостоился чести взойти на престол еще при его жизни, тем не менее, возможно, царь был настолько увлечен религиозным поклонением, будучи прикованным болезнью к постели, что если бы ему не напомнили о совершении этого великого дела другие (что было необходимо для всеобщего спокойствия), то оно так и осталось бы невыполненным.

II. Огромное удовлетворение, которое выразил Ванея от имени всех остальных исполнителей данных приказов. Царь сказал: «Соломон будет царствовать за меня и после меня». «Аминь, искренне отвечает Ванея, как говорит царь, так говорим и мы, ибо вполне довольны этой кандидатурой и сами делаем такой же выбор и отдаем свои голоса за Соломона — nemine contradicente — единодушно, и поскольку своими силами мы ничего осуществить, тем более учредить не можем, то полагаемся на содействие благосклонного провидения: да скажет так Господь Бог господина моего царя!» (ст. 36). Он говорит с верою с верою в Божье обетование об утверждении правления Соломона. Если мы говорим так, как говорит Бог в Своем Слове, то можем надеяться, что и Он в Своем провидении скажет так, как говорим мы. Далее Ванея молится о Соломоне, чтобы Бог всегда был с ним, как был с Давидом, и чтобы его престол возвеличился (ст. 37). Ванея знал, что Давид не из тех людей, которые завидуют величию своих детей, а значит, эта молитва не вызовет у него тревогу, и он не воспримет ее как оскорбление, но искренне скажет: Аминь. Самый мудрый и благочестивый в мире человек желает, чтобы его дети были мудрее и благочестивее, чем он, потому что и сам желает быть мудрее и благочестивее; а мудрость и благочестие это истинное величие.

III. Незамедлительное исполнение данных приказов (ст. 38−40). Не теряя времени, Соломона торжественно сопроводили в указанное место, где Садок, хотя и не являлся пока первосвященником (а был по чину, предположительно, наподобие викарного епископа; иудеи называли его sagan, или вторым священником), совершил помазание по распоряжению пророка Нафана и царя Давида (ст. 39). В скинии, где теперь находился ковчег, хранился среди других священных предметов и святой елей, предназначенный для множества религиозных обрядов; именно отсюда Садок взял рог с елеем, символизирующий власть и изобилие, и помазал Соломона на царство. Мы не находим упоминаний о том, чтобы Авиафар собирался помазать на царство Адонию, решившего стать царем посредством пиршества, а не помазания. Кого Бог призывает, того Он и подготовит, и символом этого служило помазание; над узурпаторами таковое не совершалось. Христос означает Помазанник, и Он именно тот Царь, которого Бог помазал над Сионом согласно определению (Пс 2:6−7). И Он сделал христиан царями Богу нашему (Откр 5:10), и они имеют помазание от Святого (1Ин 2:20). После этого народ выражал огромную радость и удовлетворение по поводу повышения Соломона; отовсюду раздавались возгласы: Осанна да живет царь Соломон! Люди сопровождали шествие царя музыкой и радостными восклицаниями (ст. 40). Таким образом они выражали свое согласие с выбором, как бы подтверждая, что царя им не навязали, и они его охотно принимают. Власть правителю доставит мало удовлетворения, если он знает, что народ не испытывает от нее удовлетворения. Зато каждый подлинный израильтянин радуется возвеличению Сына Давидова.

Стихи 41−53. Здесь мы узнаем, что:

I. Вести об инаугурации Соломона дошли до Адонии и его сторонников в разгар веселья: как только перестали есть, и, по-видимому, трапеза заняла много времени, ибо, пока они пресыщались яствами, успела начаться и завершиться церемония помазания Соломона, включая подготовку к таковой. Не зря замечено, что, кто не служит Господу нашему Иисусу Христу, а противится Ему, тот, как правило, служит своему чреву (Рим 16:18) и делает его своим богом (Флп 3:19). Их длительная трапеза свидетельствует также и о том, что они были весьма беспечны и уверены в своем преимуществе, иначе не тратили бы так много времени. Жители древнего мира и Содома ели и пили, отличались беспечностью и сладострастием, когда пришла их погибель (Лк 17:26 и след.). Когда сторонники Адонии перестали есть и готовились провозгласить своего царя, чтобы с триумфом привести его в город, то услышали звук трубы (ст. 41), который стал звуком ужасов в ушах их (Иов 15:21). Иоав был уже в преклонных летах и встревожился от этого звука, опасаясь, что в городе начался бунт; но Адония ничуть не сомневался, что вестник, будучи честным человеком, принес добрую весть (ст. 42). Узурпаторы тешат себя надеждами на успех, и меньше всего боятся, как правило, те, кто находится в самой опасной ситуации. Но могут ли творящие злые дела ожидать добрых вестей? Нет! Наичестнейший человек принесет им наихудшие новости, как здесь сын священника Адонии. «Да, наилучшая весть, которую я принес, это то, что Соломон стал царем (ст. 43). Так что все ваши притязания потерпели крах». Вестник сообщает во всех подробностях:

(1) в какой торжественной обстановке Соломон был поставлен царем (ст. 44−45) и что сейчас он уже сел на царском престоле (ст. 46). Адония думал взойти на престол раньше Соломона, но тот оказался слишком быстрым соперником.

(2) Как все довольны тем, что Соломон поставлен царем, а значит, по всей вероятности, сделанного не воротишь.

[1] Народ удовлетворен, свидетельством чему служат радостные восклицания (ст. 45).

[2] Удовлетворены и придворные: слуги царя навестили его, чтобы передать поздравление по этому случаю. Здесь приводятся главные моменты поздравительного обращения: они благословили царя Давида (англ. пер., ст. 47), выразили свое восхищение его благоразумной заботой о благополучии народа, признали, что были счастливы при его правлении и искренне молятся о его выздоровлении. Они также помолились о Соломоне, чтобы Бог прославил его имя больше имени отца, а это произойдет, если имя отца является тем основанием, на котором можно строить. Ребенок на плечах великана выше самого великана.

[3] Удовлетворен и сам царь: и поклонился царь на ложе своем не только в знак того, что принял обращение своих слуг, но и чтобы представить собственное обращение к Богу: «благословен Господь Бог Израилев (ст. 48), Который, будучи Богом Израилевым и радея о благе Израиля, обеспечил этому делу столь успешный исход, так что даже очи мои видят это». Следует заметить: когда благочестивые люди покидают этот мир, они испытывают огромное удовлетворение, видя, что дела их семьи находятся в хорошем состоянии и дети подрастают, чтобы занять их место в служении Господу и своему поколению, и особенно радостно видеть мир над Израилем и его укрепление.

II. Тем самым попытке Адонии было нанесено сокрушительное поражение. Его сторонники упали духом, и компания распалась, ибо каждому пришлось спасаться бегством ради собственной безопасности. Веселье беззаконных кратковременно. Они строили воздушные замки, не имея основания, поэтому те вскоре упали и раздавили их под собой. Они опасались, что их застанут на месте преступления, пока все вместе вынашивали замысел о государственной измене, и поэтому каждый поспешил скрыться.

III. Самого же Адонию объял ужас, и он предпринял действия, чтобы обезопасить себя. Теперь он впал в уныние столь же сильное, каким прежде было его ликование (ст. 42, 50). Он презирал Соломона и считал недостойным гостем (ст. 10), а теперь боится его как судью (ст. 50−51). Подобным же образом противящиеся Христу и Его царству вскоре будут трепетать перед Ним и тщетно взывать к горам и камням, чтобы укрыли их от гнева Его. Адония ухватился за роги жертвенника (который всегда считался святилищем или местом убежища, Исх 21:14), тем самым подразумевая, чго не осмелится предстать перед судом, но предает себя на милость правителя, прося о которой он рассчитывает на единственный аргумент, а именно на Божье милосердие, проявлявшееся в том, что Господь, согласно Своему установлению, принимал жертвы, приносимые на упомянутый жертвенник, и после этого прощал грех. Возможно, в прошлом Адония игнорировал служение у жертвенника, но теперь ищет у него защиты. Многие пренебрегавшие в своей беспечности великим спасением, попав во власть ужасов дня Господня, с радостью взирали бы на Христа и Его заслуги и ухватились бы за роги жертвенника, когда уже слишком поздно.

IV. Адония смиренно просит Соломона о милости. Он передал просьбу о сохранении ему жизни посредством известивших Соломона о том, где он находится: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего (ст. 51). Адония признает Соломона своим правителем, а себя его рабом, не осмеливается оправдываться, но умоляет судью своего. С ним произошла большая перемена. Кто еще утром покушался на корону, тот до наступления ночи молит о сохранении ему жизни. Тогда Адония царствовал, теперь Адония трепещет и не считает, что находится в безопасности, пока Соломон клятвенно не пообещает, что не предаст его смерти..

V. Соломон дал распоряжения относительно Адонии. Он отпускает Адонию на условиях хорошего поведения (ст. 52−53). Соломон учел, что Адония приходится ему братом и что это его первое нарушение. Адонии быстро дали понять, что он заблуждался и, наверно, если он не станет в дальнейшем упорствовать в своем бунте, то может оказаться не только миролюбивым, но и полезным подданным, а значит, если в будущем он поведет себя хорошо, то прошлое будет забыто; но если он станет проявлять недовольство и возмущение и лелеять честолюбивые планы, то это нарушение ему припомнят, он будет привлечен к ответственности за прошлую судимость (как гласит наш закон) и получит наказание. Подобным же образом Сын Давидов милостиво принимает бывших некогда бунтарями, и если они, как верные подданные, будут хранить преданность своему Государю, то Он не припомнит им совершенные в прошлом преступления; но если они и далее будут жить интересами мира и плоти, то это их и погубит. За Адонией послали и сказали, на каких условиях его положение будет прочным, он с благодарностью подчиняется, после чего ему велят идти домой и жить там в уединении. Соломон сохранил не только жизнь, но и имение Адонии, таким образом утверждая свой престол милостью.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 1 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.