От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Аверинцев: отдельные книги → Толкование Далласской семинарии

Аверинцев: отдельные книги

1 Поскольку многие уже брались составлять повествования о событиях, совершившихся среди нас и
2 переданных нам теми, кто с самого начала были очевидцами и служителями Слова, —
3 счел за благо и я, тщательно исследовав все с самого начала, связно изложить это для тебя, достойнейший Феофил,
4 чтобы ты мог усмотреть, насколько достоверно учение, которое тебе преподали.
5 Был во времена Ирода, царя Иудеи, некий священник, именем Захария, из разряда Авии, и была у него жена из рода Аарона, имя ее — Елисавета;
6 и были они оба праведны пред Богом, соблюдая безукоризненно все заповеди и установления Господни.
7 И не было у них ребенка, потому что Елисавета была бесплодна, и оба были уже в преклонных годах.
8 И вот, когда был его черед исполнять свои священнические обязанности перед Богом,
9 ему по обычаю, принятому у священников, выпал жребий войти в Храм Господень и совершать каждение,
10 между тем как весь народ во время каждения стоял за дверями и молился.
11 И явился ему ангел Господень, представ по правую руку возле жертвенника каждения.
12 И Захария, увидев, смутился, и напал на него страх.
13 Но ангел сказал ему: «Не страшись, Захария! Ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты наречешь имя ему: Иоанн.
14 И будет радость тебе и ликование,
и многие рождению его возрадуются;
15 ибо он велик будет пред Господом,
ни вина, ни хмельного пить не станет, и Дух Святой исполнит его
еще от чрева матери его.
16 И многих из сынов, Израиля
обратит он к Господу, Богу их.
17 И пойдет он пред Господом
в духе и силе Илии,
чтобы возвратить детям — сердца отцов,
и непокорным — разумение праведных,
чтобы сделать народ уготованным для Господа».
18 И спросил Захария ангела:
«По какому знаку я узнаю, что так будет? Ведь я стар, и жена моя в преклонных годах».
19 И сказал ангел ему в ответ:
«Я — Гавриил и предстою пред лицом Бога, и послан говорить с тобой и возвестить тебе эту благую весть.
20 Смотри же, ты лишишься речи и не сможешь говорить вплоть до того дня, когда это исполнится, за то, что не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
21 И народ дожидался Захарию и дивился, что он так медлит в Храме.
22 А тот, выйдя, не мог с ними говорить, и поняли они, что в Храме явилось ему видение; он подавал им знаки и оставался нем.
23 И было, когда окончились дни его служения, вернулся он в дом свой.
24 А после дней тех зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех. Она говорила:
25 «Это сотворил для меня Господь в те дни, когда Ему благоугодно было снять с меня позор перед людьми».
26 А когда была она на шестом месяце, послал Бог ангела Гавриила в галилейский город, именуемый Назарет,
27 к деве, обрученной жениху по имени Иосиф, из рода Давида; и было имя девы той Мариам.
28 И ангел, войдя к ней, сказал:
«Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!»
29 Но она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие.
30 И сказал ей ангел:
«Не страшись, Мариам,
ибо ты обрела милость у Бога:
31 и вот, ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус;
32 и будет Он велик,
и назовут Его Сыном Вышнего;
и даст Ему Господь Бог
престол Давида, праотца Его,
33 и воцарится Он над родом Иакова вовек,
и Царству Его не будет конца».
34 И сказала Мариам ангелу: «Как же будет это, если я не знаю мужа?»
35 И ангел сказал ей в ответ:
«Дух Святой сойдет на тебя,
и Сила Вышнего осенит тебя;
потому Дитя твое будет свято
и наречется: Сын Божий.
36 Вот и Елисавета, родственница твоя, в старости своей зачала сына, и тому уже шестой месяц — а ее называли бесплодной.
37 Ибо нет для Бога ничего невозможного».
38 Тогда Мариам сказала:
«Пред тобою раба Господня; да будет со мною, как ты сказал».
И удалился от нее ангел.
39 По прошествии нескольких дней Мариам, выйдя в путь, с поспешностью направилась в нагорный край, в иудейский город,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. И вот, когда услышала Елисавета слова, которыми приветствовала ее Мария, взыграл младенец в ее чреве.
41 И исполнилась Елисавета Духом Святым,
42 и громко вскричала такие слова:
«Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда мне такая честь, что Матерь Господа Моего пришла ко мне?
44 Ибо когда звук приветствия Твоего достиг ушей моих, взыграл от радости младенец во чреве моем;
45 и блаженна Уверовавшая, что исполнится предреченное Ей от Господа».
46 И сказала Мариам:
«Величает душа моя Господа,
47 и ликует дух мой о Боге, Спасителе моем,
48 ибо призрел Он на убожество рабы Своей:
вот, блаженною назовут меня из рода в род!
49 Ибо великое свершил для меня Сильный,
и свято Имя Его,
50 и милость Его в род и род
для чтущих Его.
51 Явил Он силу длани Своей,
посрамил замыслы горделивых сердец;
52 со престолов низверг властителей,
а смиренных возвысил,
53 алчущих утолил обилием,
а богатых отослал ни с чем;
54 пришел на помощь Израилю, рабу Своему,
вспомнив о милости,
55 обетованной праотцам нашим,
Аврааму и потомству его, вовеки».
56 И оставалась Мария с нею около трех месяцев, а после возвратилась в дом свой.
57 Елисавете же настало время родов, и родила она сына;
58 и услышали ее соседи и родичи, что Господь явил к ней столь великую милость, и радовались вместе с ней.
59 И вот в день восьмой пришли совершить над младенцем обрезание, и хотели назвать его по имени отца его Захарией.
60 И мать его возразила:
«Нет, имя ему будет Иоанн».
61 И сказали ей, что, мол, в родне твоей нет никого, кто звался бы так; и
62 стали знаками спрашивать отца, как бы он хотел назвать младенца.
63 И он, потребовав дощечку для письма, написал:
«Имя ему — Иоанн».
И все изумились;
64 но в тот же миг разрешились уста Захарии и язык его, и он заговорил, благословляя Бога.
65 И нашел страх на всех, кто обитал по округе, и молва об этом прошла по всему нагорному краю Иудеи.
66 И все слышавшие слагали весть в сердце своем, спрашивая:
«Чем же будет это дитя?»
Ибо рука Господня была на нем.
67 И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал такими словами:
68 «Благословен Господь, Бог Израиля,
ибо посетил Он народ Свой и сотворил ему избавление,
69 и воздвиг нам силу спасения
в роду Давида, слуги Своего,
70 как обещал Он устами святых,
от века бывших пророков Своих, —
71 спасение от врагов наших
и от руки всех ненавидящих нас,
72 дабы сотворить милость ради отцов наших
и вспомнить о Завете Своем святом,
73 о клятве, которою Он клялся
ко Аврааму, отцу нашему,
что Он даст нам
74 без страха,
избавясь от рук врагов наших,
75 служить Ему в святости и праведности пред лицом Его,
во все дни жизни нашей.
76 И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь зваться,
ты пойдешь пред лицом Господа,
уготовляя пути Ему,
77 подавая спасительное знание народу Его
о прощении грехов их;
78 по любвеобильной милости Бога нашего,
в которой посетит нас Заря свыше —
79 просветить скорбящих во мраке и тени смерти,
и направить стопы наши на путь мира».
80 А отрок подрастал, и дух его укреплялся; и был он в местах пустынных, пока не пришел ему день явить себя Израилю.

Толкование Далласской семинарии

I. Пролог к Евангелию и цели написания его (1:1−4)

Лк 1:1−4. Лука — единственный из четырех евангелистов — с самого начала объясняет, как и зачем написал он это Евангелие. Он уже был знаком с другими «повествованиями» о жизни и учении Иисуса Христа (стих 1). А цель его заключалась в том, чтобы ты (Феофил) убедился в твердом основании того учения, в котором был наставлен (стих 4), для чего Лука, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку (стих 3) излагает ему события из жизни Иисуса Христа.

Лука недвусмысленно заявляет о себе как о человеке, верующем во Христа (стих 1). Он, однако, не был среди Его спутников, как это следует из его ссылки на рассказавших «нам» о событиях (т. е. обо всем, что происходило в процессе жизни и служения Христа) очевидцев и служителей Слова. Иначе говоря, сам Лука был не «очевидцем», а исследователем упомянутых событий, с самого их начала, т. е. от рождения Иисуса.

Имя Феофил, означающее «Любящий Бога», было популярным в первом столетии. Однако, кем именно был человек, к которому обращался евангелист остается только гадать. Некоторые даже полагают, что под этим именем Лука подразумевал всех «любящих Бога» и расположенных читать его Евангелие. Однако более вероятно, что он обращался к какому-то конкретному человеку, первому своему читателю, которому предстояло затем распространить это Евангелие в ранней Церкви. Очень возможно, что человек этот занимал какое-то официальное положение, судя по тому, что Лука называет его достопочтенным (сравните с Деян 23:26; Деян 24:3; Деян 26:25, где стоит то же греческое слово «кратисте»).

II. Рождение и годы созревания Иоанна Крестителя и Иисуса (1:5 — 2:52)

А. Возвещения об их рождении (1:5−56)

В этом и в последующих разделах Лука располагает материал так, чтобы провести заведомую параллель между рождением и годами становления Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. В обоих случаях он сначала представляет их родителей, а затем отмечает, что появлению на свет того и другого предшествовало явление Ангела (сравните стихи 5−7 со стихами 26−27 и стих 8:23 со стихами 28−30).

1. ВОЗВЕЩЕНИЕ О РОЖДЕНИИ ИОАННА (1:5−25)

а. Представление родителей Иоанна (1:5−7)

Лк 1:5−7. Родителями Иоанна были: священник Захария и Елисавета жена его из рода Ааронова (т. е. она тоже принадлежавшая к священническому роду). Иоанн таким образом должен был бы по наследству стать священником. Жили его родители во времена Ирода Великого, правившего Иудеей с 37 г. по 4 г. до Р. Х.

Естественно недоумение: как мог Ирод Великий умереть до рождения Иисуса Христа, если по его приказу были «избиты» вифлеемские младенцы? Дело в том, что когда родился Иисус, летоисчисление велось от основания Рима. Монах Дионисий, составивший новый календарь в 562 г. по Р. Х., ошибочно отнес рождение Христа к 753 г. от основания Рима, тогда как следовало отнести его к 749 г. (или же на 1−2 года раньше).

Захария и Елисавета были людьми богобоязненными и были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. И были уже в летах преклонных, так что, будучи бездетны, не имели уже и надежды на рождение ребенка. Это обстоятельство постоянно удручало Елисавету, что видно из ее же слов (стих 25). В Ветхом Завете описано несколько случаев, когда по воле Божией у бесплодных женщин рождались дети (это, к примеру, матери Исаака, Самсона и Самуила).

б. Откровение Ангела Захарии (1:8−23)

Лк 1:8−9. Лука отмечает, что Захария в порядке своей чреды служил пред Богом в храме. Начиная со времен Давида, все священники из рода Ааронова были разбиты для служения в храме на 24 группы или «чреды» (1Пар 24:7−19). И каждая «чреда» (т. е. священники, принадлежавшие к ней) дважды в год, на протяжении недели, несли это служение. Захария принадлежал к Авиевой чреде (Лк 1:5; сравните 1Пар 24:10).

Он был избран по жребию войти в храм Господень для каждения, т. е. для возжигания благовоний. По причине большого числа священников это почетное поручение кадить в храме могло выпасть ему лишь однажды в жизни. Как и в других местах Писаний (например, Есф 3:7), здесь проводится мысль, что в делах, казалось бы, определяемых слепым случаем (бросанием жребия), тоже сказывается воля Божия.

Лк 1:10−11. Пока Захария кадил в храме, множество народа молилось вне стен его. Душистый дым благовоний, поднимаясь ввысь, символизировал молитвы всего Израиля. Так что в эти минуты Захария как бы явился средоточием целого еврейского народа. И именно в особый этот в его жизни момент явился ему Ангел Господень. Захария вдруг увидел его по правую сторону жертвенника для возжигания благовоний.

Лк 1:12−13. Ангел явился, чтобы возвестить Захарии о том, что у них с Елисаветой родится сын. Но при виде Ангела Захария… смутился, и страх напал на него. У Луки страх (фобос) — характерная реакция людей на столкновение их с проявлениями могучей Божией силы (1:30, 65; 2:9−10; 5:10, 26; 7:16; 8:25, 37, 50; 9:34, 45; 12:4−5, 32; 21:26; сравните с 23:40).

Из слов Ангела: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя… — можно заключить, что, кадя, Захария просил у Бога сына, или, возможно, просил о том, чтобы Он послал на землю Мессию, и тогда возвещение ему о предстоящем рождении Иоанна явилось как бы частичным ответом на его молитву. Ангел сказал Захарии, как он должен назвать своего будущего сына. То же произошло и при явлении Ангела Марии (1:31).

Лк 1:14−17. Что касается Крестителя, то Ангел не только назвал имя его, но и предначертал Захарии шесть особенностей его характера, жизни и деятельности.

1. Он будет тебе радость и веселие (стих 14). В обеих своих книгах Лука часто прибегает к слову «радость» (Вступление), говоря о спасении. Ярким примером тому служит глава 15 в Евангелии от Луки, где трижды подчеркивается чувство радости по причине того, что нечто потерянное найдено (символика спасения). Служение же Иоанна Крестителя послужило источником радости для тех израильтян, которые внимали его проповеди о покаянии для прощения грехов, и поверили ей (3:3).

2. Он будет велик пред Господом. Буквально вторая часть этой фразы читается как «в глазах (греческое слово «енопион») Господа»; оборот этот весьма характерен для Луки. В двух его книгах енопион встречается 35 раз, а, помимо того, всего один раз — в Ин 20:30 (по-русски, однако, выражение «в глазах» и там передано как «пред»).

3. Не будет пить вина и сикера. Иоанн, достигнув зрелости, добровольно принял обет назорейства, одним из положений которого было не пить ничего спиртного (Чис 6:1−21). У Луки не говорится о «сроках» соблюдения Иоанном этого обета (ветхозаветные назореи обычно принимали его на известный срок). В отношении Иоанна его назорейство (принятое, по-видимому, на всю жизнь) скорее должно было служить знаком его нравственной высоты, которая, в свою очередь, должна была свидетельствовать об истинности и насущности его проповеди. В пользу такого понимания говорили впоследствии не только неприятие им вина, но и его манера одеваться, вести себя и питаться — наподобие Илии пророка (сравните Мф 3:4; 4Цар 1:8).

4. И Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. Когда Мария посетила Елисавету, беременную Иоанном, то младенец во чреве ее «взыграл радостно», как бы возвещая о скором приходе в мир Иисуса. Для Луки служение Святого Духа имеет особое значение, и он всячески подчеркивает это. И отец и мать Иоанна Крестителя — оба были исполнены Духом Святым (Лк 1:41, 67).

5. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. Через служение Иоанна Крестителя многие израильтяне действительно обратились к Господу (Мф 3:5−6; Мк 1:4−5).

6. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии. Иоанн Креститель «пришел перед» Господом Иисусом, он был Его «предтечею», возвестившим о Его приходе — «в духе и силе Илии». Здесь Лука подразумевает три стиха из книги пророка Малахии, в которых говорится о «посланниках»; в Мал 3:1 — это «Ангел», которому предстояло «приготовить путь» перед Господом, а в Мал 4:5−6 говорится об обещанном возвращении пророка Илии перед наступлением «дня Господня» — с тем, чтобы возвратить сердца отцов детям.

Захария, очевидно, понял, что Ангел отождествил его будущего сына — Иоанна — с тем «Ангелом», о котором говорится в Мал 3:1, потому что позднее (Лк 1:76; сравните с 3:4−6), в своей песне хвалы, он скажет: «И ты, младенец, предъидешь пред лицом Господа — приготовить пути Ему». О том, что в Иоанне исполнилось пророчество Малахии, записанное в Мал 3:1, говорил и Сам Иисус (Мф 11:10); а в Мф 11:14 Он дает понять, что если бы народ захотел принять слово Иоанна, то исполнилось бы и другое пророчество Малахии, записанное в Мал 4:5−6.

Лк 1:18−20. Захария усомнился в сказанном Ангелом, поскольку он сам и его жена были уже в летах преклонных. Но Ангел, назвавший себя Гавриилом, заверил Захарию в том, что благовестие его — от Бога. Когда Гавриил дважды говорил в свое время к Даниилу (Дан 8:16; 9:21), то оба раза объяснял ему свои откровения. Так же он, по-видимому, поступил и в беседе с Захарией — судя по упомянутой песне хвалы и веры, которую Захария воспоет позднее (1:67−79).

Потеря Захарией дара речи до того момента, когда исполнилось возвещенное ему Ангелом Гавриилом, явилось и наказанием за неверие, и одновременно — знамением. В Ветхом Завете знамения часто ассоциировались с тем или иным явлением, доступным человеческому наблюдению, которое подтверждало слово пророчества. Здесь безуспешные попытки Захарии заговорить на протяжении последующих девяти месяцев засвидетельствовали истинность слов Ангела Гавриила.

Лк 1:21−23. Когда надолго задержавшийся в храме Захария вышел наконец к народу, ожидавшему его, то лишь знаками дал им понять, что ему было видение. И они поняли его. Затем, по окончании своего служения при храме, Захария возвратился в дом свой, «в нагорную страну», в один из городов (в какой именно — неизвестно), принадлежавших колену Иудину (1:39).

в. Беременность Елисаветы (1:24−25)

Лк 1:24−25. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев. Возможно, это было вызвано ее нежеланием привлекать к себе праздный интерес со стороны соседей (стих 25). Вполне вероятно, что третьим человеком после самой Елисаветы и Захарии, узнавшим о беременности Елисаветы, была Мария, которой эту новость сообщил Ангел (стих 36).

В стихе 25 Лука не говорит о том, знала ли Елисавета в те дни о предназначении своего сына. Однако из того, что она знала, какое имя следует дать ему (стих 60), еще до того, как Захария снова обрел дар речи, можно заключить, что он сообщил ей о своем видении письменно. Так или иначе, «неплодную» переполняли радость и благодарность Богу за то, что Он давал ей ребенка и тем снимал с нее поношение между людьми.

2. ВОЗВЕЩЕНИЕ О РОЖДЕНИИ ИИСУСА (1:26−56)

а. Введение в повествование Марии и Иосифа (1:26−27)

Лк 1:26−27. В шестой же месяц (т. е. когда Елисавета была на шестом месяце беременности) послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет.

Лука подчеркивает, что Мария была девственницей («партенон»; сравните 1:34), и сообщает, что она была обручена с Иосифом (сравните 2:5). По иудейским обычаям тех дней мужчина и женщина «обручались друг другу» за некоторый период времени до того, как совершалось их действительное бракосочетание. Однако к обручению подходили тогда гораздо серьезнее, чем в наше время, ибо с момента его двое уже считались мужем и женою, несмотря на то, что до свадьбы они жили раздельно.

б. Благовестие Ангела о рождении Иисуса (1:28−38)

Лк 1:28−31. Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, благодатная! (кехаритомене; интересно отметить, что глагол того же корня — «облагодатствовал» — встречается только в Еф 1:6) …ибо ты обрела особую благодать у Бога (в значении «удостоилась особой чести от Него»). Речь Ангела, обращенная к Марии, схожа с той, с которой он обратился к Захарии: Не бойся… у тебя родится Сын (стихи 30−31 сравните со стихом 13). Как и в случае с сыном Захарии (стих 13 б), Гавриил назвал Марии имя ее будущего Сына (стих 31).

Лк 1:32−33. Пять откровений предвозвестил Ангел Марии о Сыне ее.

1. Он будет велик.

2. Он наречется Сыном Всевышнего (сравните со стихом 76). Высоко чтимое евреями слово «елион» («Всевышний») не могло пройти мимо сознания Марии. То обстоятельство, что ее дитя будет названо «Сыном Всевышнего», могло означать только одно — Он будет равен Иегове. В понимании семитов сын — всегда «копия» своего отца, и внутренняя суть одного — аналогична внутренней сути другого; отсюда особый смысл, который вкладывался в выражения «сын такого-то» или «сын того-то» (к примеру «сын беззакония» в Пс 88:23 означает нечестивца, человека, попирающего закон).

3. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца его. Иисус, потомок царя Давида по матери, воссядет на престоле его в Тысячелетнем царстве (2Цар 7:16; Пс 88:4−5, 28−29).

4. И будет царствовать над домом Иакова вовеки… Царствование Иисуса Христа над народом израильским начнется в Тысячелетнем царстве и будет зиждиться на основе вечности.

5. И царству Его не будет конца. Это обещание должно было напомнить Марии об обещании Иеговы, данном некогда Давиду (2Цар 7:13−16). Давид понял тогда, что полученное им пророчество относилось не только к непосредственному преемнику его и сыну — Соломону, который должен был построить храм, но и к некоему будущему Сыну, Который будет царствовать вовек. То, что слова Иеговы Давид воспринял и как относящиеся к отдаленному будущему, следует из 2Цар 7:19. Что касается Марии, то она могла понять, что Ангел говорит ей о Мессии, давно обещанном Израилю.

Лк 1:34−38. По-видимому, Мария не удивилась вести о том, что Мессия скоро придет, но она удивилась тому, что станет Его матерью, тем более, что она «не знала» мужа. Но Марию Ангел не упрекнул, как упрекнул Захарию (стих 20). Видимо, потому, что Мария не усомнилась в его словах, а просто хотела знать, как может такое осуществиться.

И Ангел ответил ей: Дух Святый творящей силой Своей произведет в тебе физическое зачатие (стих 35). (Иисус Христос обладает Божественной природой, и существование Его не имеет ни начала ни конца, а потому зачатие Его и рождение в человеческой плоти не могло не быть чудесным; Ис 7:14; Ис 9:6; Гал 4:4.)

Как и Захарии, Марии дано было «знамение»: Вот, и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною… зачала сына… Мария безоговорочно приняла роль, назначенную ей Богом в рождении ее будущего Сына, сказав Ангелу: Да будет Мне по слову твоему. Ибо смиренно считала себя рабою Господнею.

в. Визит Марии к Елисавете и ее возвращение домой (1:39−56)

Лк 1:39−45. Получив знамение (весть о зачатии неплодной Елисаветой), Мария поспешила пойти к ней. Елисавета и Захария жили в нагорной стране (возможно, подразумевается холмистая местность, окружающая Иерусалим). При появлении Марии взыграл младенец во чреве Елисаветы, и она исполнилась Святого Духа… (Позднее и Захария исполнится Святым Духом; стих 67.)

И воскликнула Елисавета громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, то-есть из всех женщин удостоена особой чести. Далее Елисавета назвала свою родственницу Марию Матерью Господа своего. Лука часто называет Иисуса Господом (кириос) — с двоякой целью. Дело в том, что его читателям из язычников термин «Господь» говорил больше, чем греческий термин «Христос» («Мессия») — ведь они не ожидали прихода Мессии с тем же напряженным волнением, с каким ожидали его евреи. С другой стороны, в Септуагинте термин «Господь» нередко употребляется по отношению к Иегове.

Снова Елисавета называет Марию блаженной (стих 45) — в значении «счастливой», потому что та поверила сказанному ей от Господа. Из этого следует, что Мария пришла к Елисавете, не чувством недоверия ведомая, а чувством радости, желая лишь убедиться в том, что ей было возвещено.

Лк 1:46−55. И убедившись, воодушевленная всем происшедшим, Мария запела Богу песнь хвалы и благодарности за Его милость к ней и ее народу. Песнь эта, получившая название «Величальной» («Магнификат»), почти целиком состоит из ссылок и намеков на Ветхий завет и из цитат из него. То же можно сказать и о гимнах Захарии и Симеона (1:68−79; 2:29−32). Песнь Марии перекликается с песнью Анны, матери Самуила (1Цар 2:1−10). Прежде всего она благодарит Бога за Его особое к ней благоволение (Лк 1:46−50).

Мария была частицей того «остатка» народа израильского, который хранил верность Иегове. Бога она называет своим Спасителем, тем выражая близость к Нему. Она говорит о Его верности (стих 48), о Его силе (стих 49), святости (стих 49) и милости (стих 50). И завершает вознесением Господу славы за Его особое благоволение к Израилю (стихи 51−55). Через Сына, Которого предстоит выносить ей, Бог явит милость Свою Аврааму и всему потомству его. Мария сознавала, что в обещанном ей Младенце исполнятся Божии обетования завета, данные Им Аврааму и его народу.

Лк 1:56. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев (видимо, до рождения Иоанна; стих 36), и возвратилась в дом свой. Из последних слов следует, что Мария все еще не была замужем за Иосифом, с которым была обручена.

Б. Рождение и детство Иоанна и Иисуса (1:57 — 2:52)

Как и в предыдущем разделе (1:5−56), Лука продолжает держаться метода «параллельного повествования». Однако большее внимание уделяет он рождению Иисуса, которое описывает с большими подробностями, чем рождение Иоанна.

1. РОЖДЕНИЕ И ВОЗРАСТАНИЕ ИОАННА (1:57−80)

а. Рождение Иоанна (1:57−66)

Лк 1:57−66. Сообщение о рождении Иоанна Лука умещает в одном стихе (стих 57), говоря далее, что соседи и родственники Елисаветы радовались с нею. Темой нескольких следующих стихов является послушание Елисаветы и Захарии Богу. Новорожденный, как и положено было по закону, подвергся в восьмой день обрезанию. И хотя по обычаю он должен был получить имя своего отца, Елисавета, вопреки общему мнению, заявила, что он будет назван Иоанном. Захария тут же письменно подтвердил решение жены.

И как только он сделал это, как стал говорить, благословляя Бога. Страх и благоговение охватили всех, кто были этому свидетелями, и весть о происшедшем распространилась по всей нагорной стране Иудейской (в районе Иерусалима). Люди понимали, что в семье Захарии родился необычный ребенок. Кто будет младенец сей? — говорили они. Далее сказано, что рука Господня была с этим младенцем. Годы спустя, когда Иоанн выступил на служение, многие его земляки не могли не вспомнить об удивительных событиях, сопутствовавших его рождению (Мф 3:5).

б. Пророчество и песнь Захарии (1:67−79)

Лк 1:67−79. Этот псалом, названный псалмом Славословия («Бенедиктус»), тоже полон ссылок на Ветхий Завет и цитат из него. Тематически он может быть разделен на четыре части.

1. Вознесение Захарией хвалы Богу (стих 68 а).

2. Указание на причину вознесения этой хвалы — Бог посетил народ Свой и сотворил избавление ему (стих 68б).

3. Захария описывает избавление Израиля, которое будет совершено Мессией (стихи 69−75). Мессия — рог спасения Израиля (стих 69). Дело в том, что в мировоззрении древних рога животных символизировали их силу. Так что «рог» — образ силы Мессии, Который избавит Израиля от всех его врагов (стих 74). Особое значение в этом контексте имеет упоминание святого завета Божиего и клятвы, которою клялся Он Аврааму (стихи 72−73; сравните Быт 22:16−18).

4. Захария пророчески описывает будущее служение Иоанна (1:76−79). Он правильно уразумел смысл вести, принесенной ему Ангелом, потому и повторяет его слова, что Иоанн предыдет пред лицем Господа — приготовить пути Ему (сравните Ис 40:3; Мал 3:1); он говорит, что сын его будет пророком Всевышнего (1:76 сравните со стихом 32). Стих 77 более относится к Господу, нежели к Иоанну. Однако и Иоанн проповедовал то же самое: о прощении грехов (3:3).

Фраза в стихе 78 — …посетил нас Восток свыше в англ. Библии переведена как «посетит нас солнце, восходящее свыше» (от ред.).

в. Возмужание Иоанна и его пребывание в уединении (1:80)

Лк 1:80. По мере возрастания Иоанн укреплялся духом, т. е. становился человеком все более сильным и мужественным. Жить в пустынях, т. е. изолированно от общества, было необычно для молодого человека. Но Иоанн, с детства знавший о своем особом предназначении, решил последовать примеру Илии (стих 17). Лишь на короткое время своего общественного служения оказался он на виду у своего народа и в центре его внимания.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.