2 Царств 19 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.
2 И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своём сыне.
3 И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.
4 А царь закрыл лицо своё и громко взывал: сын мой, Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!
5 И пришёл Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привёл сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жён и жизнь наложниц твоих;
6 ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее;
7 итак, встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо, клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне.
8 И встал царь и сел у ворот, а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришёл весь народ пред лицо царя; Израильтяне же разбежались по своим шатрам.
9 И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей от Авессалома.
10 Но Авессалом, которого мы помазали в царя над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?
11 И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару: скажите старейшинам Иудиным: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить царя в дом его, тогда как слова всего Израиля дошли до царя в дом его?
12 Вы братья мои, кости мои и плоть моя — вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его?
13 И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя — ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и ещё больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
14 И склонил он сердце всех Иудеев, как одного человека; и послали они к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои.
15 И возвратился царь, и пришёл к Иордану, а Иудеи пришли в Галгал, чтобы встретить царя и перевезти царя через Иордан.
16 И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошёл с Иудеями навстречу царю Давиду,
17 и тысяча человек из Вениамитян с ним, и Сива, слуга дома Саулова, с пятнадцатью сыновьями своими и двадцатью рабами своими; и перешли они Иордан пред лицом царя.
18 Когда переправили судно, чтобы перевезти дом царя и послужить ему, тогда Семей, сын Геры, пал пред царём, как только он перешёл Иордан,
19 и сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не помяни того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой, царь, выходил из Иерусалима, и не держи того, царь, на сердце своём;
20 ибо знает раб твой, что согрешил, и вот, ныне я пришёл первый из всего дома Иосифова, чтобы выйти навстречу господину моему, царю.
21 И отвечал Авесса, сын Саруин, и сказал: неужели Семей не умрёт за то, что злословил помазанника Господня?
22 И сказал Давид: что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками? Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Не вижу ли я, что ныне я — царь над Израилем?
23 И сказал царь Семею: ты не умрёшь. И поклялся ему царь.
24 И Мемфивосфей, сын Ионафана, сына Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.
25 Когда он вышел из Иерусалима навстречу царю, царь сказал ему: почему ты, Мемфивосфей, не пошёл со мною?
26 Тот отвечал: господин мой, царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб твой, говорил: «оседлаю себе осла, и сяду на нём, и поеду с царём», так как раб твой хром.
27 А он оклеветал раба твоего пред господином моим, царём. Но господин мой, царь, как Ангел Божий; делай, что тебе угодно;
28 хотя весь дом отца моего был повинен смерти пред господином моим, царём, но ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим; какое же имею я право жаловаться ещё пред царём?
29 И сказал ему царь: к чему ты говоришь всё это? я сказал, чтобы ты и Сива разделили между собою поля.
30 Но Мемфивосфей отвечал царю: пусть он возьмёт даже всё, после того как господин мой, царь, с миром возвратился в дом свой.
31 И Верзеллий Галаадитянин пришёл из Роглима и перешёл с царём Иордан, чтобы проводить его за Иордан.
32 Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал царя в пребывание его в Маханаиме, потому что был человек богатый.
33 И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя в Иерусалиме.
34 Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтоб идти с царём в Иерусалим?
35 Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему, царю?
36 Ещё немного пройдёт раб твой с царём за Иордан; за что же царю награждать меня такою милостью?
37 Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой Кимгам пусть пойдёт с господином моим, царём, и поступи с ним, как тебе угодно.
38 И сказал царь: пусть идёт со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и всё, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя.
39 И перешёл весь народ Иордан, и царь также. И поцеловал царь Верзеллия и благословил его, и он возвратился в место своё.
40 И отправился царь в Галгал, отправился с ним и Кимгам; и весь народ Иудейский провожал царя, и половина народа Израильского.
41 И вот, все Израильтяне пришли к царю и сказали царю: зачем братья наши, мужи Иудины, похитили тебя и проводили царя в дом его и всех людей Давида с ним через Иордан?
42 И отвечали все мужи Иудины Израильтянам: затем, что царь ближний нам; и из-за чего сердиться вам на это? Разве мы что-нибудь съели у царя или получили от него подарки?
43 И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян.

Толкование Далласской семинарии

Е. Давид возвращает себе власть (главы 19−20)

1. ЦАРЬ ГОТОВИТСЯ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ИЕРУСАЛИМ (ГЛ. 19)

2Цар 19:1−3. Радостный день победы и возвращения себе царства обернулся для Давида днем скорби по сыну. В подавленном настроении были и все его воины, которые ходили украдкою — не как победители, а как люди, стыдящиеся своего поражения.

2Цар 19:4−8а. Наконец к царю явился Иоав — решительный и энергичный, однако, не отличавшийся способностью к состраданию. (Красноречивые свидетельства его характера находим в 3:27−39 и в 14:28−33.) Он осыпал Давида упреками: ты любишь только врагов твоих и не ценишь друзей, говорил он; ты более радовался бы, если бы не Авессалом погиб, а все твои вожди и слуги, которые спасли жизнь тебе и дому твоему.

Пользовавшийся немалым авторитетом, этот «сильный человек» осмелился говорить с царем в угрожающем тоне (19:7). И Давид внял его настояниям, и сел у ворот, т. е. появился перед своими воинами, чтобы выразить им благодарность за верную службу.

2Цар 19:8б−13. Под «Израильтянами» в стихе 8 понимаются сторонники Авессалома. Все они оказались в затруднительном положении. Они сплотились вокруг Авессалома, который теперь был мертв. А ведь Давид в недавнем прошлом явил себя деятельным правителем и сильным военачальником. Особую неловкость испытывали, очевидно, старейшины Иудины — ведь они предали царя из своего же клана, и поэтому медлили и не высказывались долее других относительно возвращения царя в дом его, т. е. в Иерусалим.

Давид же горячо желал вновь привлечь своих братьев на свою сторону, и вот послал к ним священников Садока и Авиафара со словами примирения: вы кости мои и плоть моя! Добиваясь их поддержки, царь велел священникам обещать Амессаю, своему племяннику (17:25 сравните с 1Пар 2:17), что навсегда сделает его своим главнокомандующим, вместо Иоава (стих 13). Иоав, тоже племянник Давида, от другой его сводной сестры (1Пар 2:16), окончательно лишился доброго расположения царя, приказы которого неоднократно дерзко нарушал (3:26−29; сравните 18:14).

2Цар 19:14−23. Миссия Садока и Авиафара увенчалась успехом: единодушно послали иудеи к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои. Они даже направили делегацию к Иордану, чтобы встретить царя и перевести его через реку. Среди встречавших Давида был и Семей Вениамитянин (стих 16), проклинавший царя, когда тот уходил в изгнание (16:5−8); был там и Сива (стих 17), слуга Мемфивосфея, который помог Давиду и его воинству перед началом битвы с Авессаломом, снабдив их необходимыми припасами (16:1−4).

Сознавая, какую опасность навлек на себя, Семей стал умолять царя о прощении, каковое он и даровал ему (несмотря на возражения Амессая), не желая омрачать торжество своего возвращения на престол умерщвлением кого-либо в Израиле. Прощение это было, однако, дано на время (сравните стихи 21−23 с поручением Давида при конце его жизни Соломону в 3Цар 2:8−9). Большое число Вениамитян, пришедших почтить Давида (19:17), которых Семей определяет как «дом Иосифа» (т. е. говорит о них как о представителях Израиля, населявших северные территории; 19:20), свидетельствует о первых шагах колена Вениаминова, направленных на объединение с Иудой, коленом южным.

2Цар 19:24−30. Вышедший навстречу царю Мемфивосфей, внук Саулов и сын друга Давида Ионафана, обвинил своего слугу Сиву в клевете: он, Мемфивосфей, вовсе не за тем остался в Иерусалиме и не ушел с Давидом в изгнание, чтобы вернуть себе престол деда (16:3). Трудно сказать, кто из двоих — Сива или Мемфивосфей — говорил правду.

Возможно, поверив до некоторой степени сыну Ионафана и чтя память отца его, Давид отменил прежнее свое распоряжение отдать все, что имел Мемфивосфей, Сиве (16:4) и повелел им разделить поровну поля. Может быть, он полагал, что донесение Сивы, который к тому же на деле явил ему свою лояльность, не было лишено оснований, и поэтому всего, что принадлежало Мемфивосфею, не возвратил ему (сравните 9:9−10).

2Цар 19:31−38. Верзеллий Галаадитянии поставил множество припасов Давиду, когда тот перешел Иордан (17:27−29). Теперь Верзеллий предстал перед царем. Испытывая глубокую признательность к этому 80-летнему старцу, Давид хотел взять его в Иерусалим, чтобы он до конца дней своих жил при царском дворце. Тот, однако, ответил, что слишком стар уже, чтобы насладиться царской милостью, и предпочел бы умереть в собственной земле, но попросил о сыне своем Кимгаме. Давид с радостью удовлетворил его просьбу.

2Цар 19:39−43. Наконец, царь и сопровождавшие его перешли Иордан и направились в Галгал, где были встречены толпой сограждан, представлявших как Иуду, так и Израиль. Израильтяне были, однако, огорчены тем, что мужи Иудины опередили всех остальных и как бы похитили у них Давида и всех приближенных его, переведя их через Иордан (стих 41). Израильтяне, вероятно, думали явиться к царю в его заиорданское убежище, но опоздали.

На ответ иудеев, что царь, — соплеменник их, их ближний (стих 42), они возразили, что представляют десять племен (две другие «части» составляли Иуда и Вениамин; стих 4) и, следовательно, во всех отношениях имеют больший вес (мы более, нежели вы, стих 4). Кроме того, они напомнили, что первыми заговорили о том, чтобы возвратить царя (19:9−10). Вся эта сцена свидетельствует о непостоянстве народа, который то переметнулся, недолго размышляя на сторону Авессалома, то спешил приветствовать возвращение Давида. Указывает она и на разделение между иудеями и израильтянами, которое, все углубляясь, в конце-концов привело к образованию двух царств.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.