Библия » Августин Толкования Августина

Притчи 31 Притчи 31 глава

Стих 11

Христос уверен и учит, чтобы и мы уверенность испытывали. Он вверил Церковь всем народам вплоть до пределов земли, от моря до моря. Если бы она не удерживалась до конца, не было бы ей доверия от Супруга ее. Оттого разоряет она мир, проникая повсюду; похищает отовсюду трофеи лукавого. Ибо действует она на благо Мужа, а не во зло, во всякое время. Именно поэтому эта жена разоряет народы, действуя на благо Мужа, а не во зло. Во всякое время производит благо, а не зло, не себе, но Супругу, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. 2Кор 5:15).

Источник: Проповеди 37.4−5. Cl.0284,37.SL41.121

Стих 13

Священное изречение изображает эту жену, пряху шерсти и льна. Но нам хотелось бы вопросить, что означает шерсть и что лен. Шерсть, как мне представляется, — нечто плотское, а лен — духовное. Я отважусь на такое предположение, исходя из способа нашего ношения одежды. Ведь исподнее мы носим льняное, а верхнее — из шерсти. Что ни делаем мы во плоти — внешнее, а в духе наше делание тайное. Делать во плоти и не делать в духе, сколько бы ни казалось благим, не приносит пользы. Но и делание в духе, не исполнение во плоти, все равно будет означать бездеятельность.

Проповеди 37.6. Cl.0284,37.SL41.149

Стих 16

После того, как было сказано:Задумает она о поле, и приобретает его, будто чтобы ты вопросил: «По какой причине она приобрела его?» — говорится, что плодами рук своих насаждает владение (16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Притч 31:16; LXX)... ибо речь о том владении, которое в грядущем; это подразумевается в словах: задумается о поле.

Источник: Проповеди 37.9. Cl.0284,37,SL41.231

Стих 17

Воистину есть у нее сила. Заметь, что она не прислужница; и как самоотверженно она служит, с какой готовностью! Чтобы не было преткновения ее трудам от беспокоящих подопечных плотских похотей, она препоясывает чресла — дабы не наступать на длинный подол, когда поспешает на труды. Ибо там заключена непорочность этой женщины, где преграда пояса заповеди, и постоянно она готова к совершению благих дел.

Проповеди 37.10. Сl. 0284, 37.SL41.238.

Стих 19

Персты ее берутся за веретено. Что позволит Господь, скажу об этом веретене. Ибо не совсем отчуждено от мужей это ремесло шерстопрядения. Прислушайтесь к этому: ...персты ее берутся за веретено. Соломон мог бы сказать: на прялке. Но употребил слово веретено, вероятно, не без умысла. Любой может видеть, что не будет нелепым понять веретено как символ шерстопрядения; шерстопрядение — как символ благого дела, и в той же степени — целомудренной женщины и хозяйки, деятельной и покладистой. И все же я не умолчу от вас, дорогие мои, что разумею под этим веретеном. Взгляните на эти два орудия шерстопрядения: прялку и веретено. Шерстяную пряжу обертывают вокруг прялки, протягивают и сучат в нить, и так проводят до веретена. Что накручено на прялке — будущее; что собрано на веретене — уже минувшее. Итак, ваши благие дела намотаны на веретено, а не на прялке. Там то, что вы намерены совершить; а на веретене — уже вами сделанное. И вот глядите: если есть у вас что на веретене, то и крепите там свои персты.

Проповеди 37.1З. Cl.0284,37,SL41.269

Стих 26

И на языке [Иисуса] — милосердие, и поэтому он преподает закон в милосердии, как и в Писании сказано: «но закон и милосердие несет она на своем языке»1. Не опасайся, что не сможешь исполнить закон — обратись к милосердию.

Трактат на Евангелие от Иоанна 7.10.2. Сl. 0278,7.10.18.

Примечания

  • 1 — По всей вероятности, Августин неточно цитирует LXX: и закон милосердия на ее языке. — Прим. ред.

Стих 29

Много было дочерей, но ты превзошла и стала выше всех их (. Он говорит: Ты превзошла их и стала выше их всех. И кто же эти другие дочери, действовавшие в полную силу, которых та превзошла и выше которых стала? И какова была сила их дел, и каким образом она их превзошла? Есть, конечно же, дочери худые, каковы ереси. Почему же дочери? Потому что и они родились от этой жены. Однако уродились дочерьми худыми, не нравами подобными, но таинствами. И располагают они нашими таинствами, располагают нашим Писанием, есть у них и «аминь», и «аллилуйя», как у нас, у большинства — и Символ веры, у многих и крещение подобно нашему. Вот почему — дочери. Но желаете ли узнать, что об этой жене сказано в другом месте, в Песни Песней? Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между дочерьми (2 Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Песн 2:2).

Проповеди 37.27. Сl. 0284, 37.554

Стих 31

И чем будет ей заняться, когда она окончит труды? И да прославляется во вратах муж её (Притч 31:32; LXX). Это будет гавань трудов наших — лицезреть Бога и славить Его. Не скажут там: «Поднимайтесь, принимайтесь за труд оденьте рабов ваших, оденьтесь и сами, облекитесь в пурпур, покормите прислугу, следите, чтобы не потух светильник, будьте настороже, поднимайтесь ночью, откройте свою руку бедным, протяните пряжу от прялки к веретену». Не будет трудов от нужды там, где нет никакой нужды. Не будет трудов из милости там, где нет никакой беды. Не станете вы преломлять хлеб для нищих там, где никто не побирается. Не дадите приют страннику, ибо там все живут в своем отечестве. Не будете посещать недужных там, где все пребывают в вечном здравии. Не будете облачать свою наготу там, где все облачены в вечный свет. Не будете погребать мертвых там, где не полагается кончина жизни. Однако же, ничего из этого не совершая, не пребудете там в бездействии. Ибо будете лицезреть Того, к Кому стремились и без ущерба восхвалите Его. Вот какой плод вы получите. Там свершится нечто, о чем вы просили: одного просил я у Господа, того только ищу; чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей. А что будете там делать? Созерцать красоту Господню (4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, Пс 26:4). И будет муж ее прославлен у ворот. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя (5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Пс 83:5).

Проповеди 37.30. Cl.0284,37.SL41.637

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на притчи Соломона, 31 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.