16:1 — 18:14 Призыв

Пытаясь определить ход мыслей Луки, многие находят этот раздел одним из самых сложных во всем Евангелии. Большинство комментаторов оставили всякие попытки истолковать его и считают эти две с половиной главы сборником эпизодов, которые можно рассматривать только по отдельности. Но Лука еще в самом начале предупредил нас, что он опишет все «по порядку» (1:3); поэтому в любом, даже в таком, казалось бы, несвязанном разделе он, наверняка, следовал какому-то определенному плану.

Мы начнем с главных тем двух последних разделов. Под заголовком «Тесные врата» в разделе 13:22−14:35 говорится о покаянии, с которым человек должен прийти к Господу; затем в разделе 15:1−32 показана «Радость на небесах», с которой Господь встречает покаявшегося грешника. Первые стихи гл. 15-это мост между двумя этими разделами. Фрагмент 15:1 подводит итог сказанному в первом разделе: «Приближались к Нему мытари и грешники слушать Его». Фрагмент 15:2-сказанному во втором: «Он принимает грешников и ест с ними».

Однако последнее утверждение звучите высшей степени иронично. В нем выражена великая евангельская истина, но в действительности оно произносится фарисеями в виде жалобы. Поэтому, помимо того, что эти стихи подытоживают послание двух разделов (возвращение грешников и радушный прием Господа), они также изображают два типа людей: тех, кто принимает послание, и тех, кто его не принимает. Эти два типа людей появляются снова в последующих четырех главах. Оба типа описываются в 15:1−32, где овце, драхме и сыну, которые были потеряны, а затем найдены, противопоставляется девяносто девять остальных овец, девять остальных драхм и старший сын; и к обоим этим типам Иисус поочередно обращается в настоящем разделе — к ученикам в 16:1; 17:1, 6, 22 и 18:1 и к фарисеям в 16:15; 17:20 и 18:9.

Таким образом, рассматриваемый отрывок включает в себя три пары эпизодов. Мы видим две притчи, по одной для каждого типа людей (16:1−31), два рассуждения о пришествии Царства Божьего, по одному для каждого типа (17:20−37) и еще две притчи, по одной для каждого типа (18:1−14). Также в промежутке между ними приводится краткая речь к ученикам в 17:1−10, и это ставит следующий за этим фрагмент из девяти стихов в центре раздела, что на первый взгляд может показаться неуместным. Однако исцеление десяти прокаженных — это единственное дело среди всех речей (17:11−19).

Поэтому, рассматривая этот отрывок, мы прежде всего обратим внимание на призыв Иисуса, который Он обращает к Своим слушателям. Они слышали послание (13:22 — 15:32), в котором Он рассказывал им, как попасть к Господу и как Господь встретит их. Как же они поступят дальше? По сути, три этих раздела в целом аналогичны трем предыдущим. Там мы читали о том, как мы должны отдаваться Господу (9:51−10:42) и как Он отдастся нам (11:1 — 12:12), и видели, как противостояние Иисусу ускоряет наступление кризиса и разделяет людей на тех, кто ответит Ему, и на тех, кто не ответит (12:13 — 13:21). Так же и здесь Иисус призывает Своих слушателей поступить сообразно тому, что они услышали.

1. Настоятельный призыв (16:1−31)

Две притчи, образующие основную часть гл. 16 (их часто называют притчей о неверном управителе и притчей о богаче и нищем Лазаре), изобилуют проблемными для комментаторов местами, что приводило к упрощенным подходам. Но основной сутью двух этих историй, скорее всего, остается призыв ответить на послание Иисуса здесь и сейчас.

1) Ученикам (16:1−13)

По замыслу Луки мы должны читать эту главу, опираясь на предыдущую. С одной стороны, «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» (15:1), в то время как, с другой стороны, «фарисеи же и книжники роптали» (15:2); «но Он сказал им», последним, три притчи о потерянных и найденных (15:3), а затем, обращаясь к первым, сказал же и к ученикам Своим...» (16:1). Среди учеников, для которых предназначалась притча о неверном управителе (16:1−9), наверняка, были некоторые вышеупомянутые мытари, богатые мошенники, сколотившие свое состояние за счет других людей и по достоинству оценившие историю, рассказанную Иисусом.

Из всех представленных в этой притче проблем такие слушатели могут извлечь только один очевидный урок. Управляющий, справедливо или несправедливо, был уволен. Единственное, что было ясным в его будущем, это то, что он скоро окажется без работы (16:3). У него был только один способ не остаться без средств к существованию, когда придет этот день: записи его работодателя все еще в его распоряжении. Он может использовать их для того, чтобы значительно урезать долги, причитавшиеся его хозяину, и таким образом снискать признательность должников, чтобы надеяться на их поддержку в случае, если останется без места.

Точно так же единственное, что ясно в будущем каждого человека, — это то, что он оставит свое нынешнее место и отправится в неизвестные ему пространства вечности [поэтому фраза «когда обнищаете* (16:9) означает здесь «когда вы умрете*», т. е. «когда деньги останутся в прошлом]. И единственное, что мы можем сделать сейчас, чтобы попасть потом «в вечные обители» (16:9), — это использовать каждую возможность в нашей повседневной жизни. Ст. 9 представляет для нас головоломку, поскольку «богатство» само по себе не может быть ни «неправедным», ни «праведным», ибо деньги сами по себе — это ни хорошо, ни плохо. Поэтому Эллис предполагает, что здесь имеются в виду «мирские богатства», то есть богатства, свойственные этой «неправедной» эпохе. «Богатство» здесь относится не только к деньгам, но ко всем благам этого мира, то есть ко всему тому, что мы имеем здесь, но не сможем взять с собой в следующую жизнь. Несмотря на то что все это (ваша собственность, возможности, время) принадлежит миру, говорит Иисус, то, что случится с вами, когда вы перейдете к другой жизни, зависит от того, что вы делаете с этим здесь и сейчас. Убедитесь, приобретаете ли вы с помощью этого друзей, которые помогут вам после смерти.

2) Фарисеям (16:14−31)

Некоторые слушатели Иисуса «смеялись над Ним», и то, как описывает их Лука в 16:14, объясняет почему. Эти люди жили двойной жизнью. Для них священное и мирское представляли собой два непроницаемых отделения. В религиозном отделении они были «фарисеями» с определенными воззрениями и определенным отношением к обрядам, благодаря которым они были уверены в своем праведном положении перед Господом. Мирское отделение стояло особняком; в нем они могли позволить себе быть «сребролюбивыми», так как их отношение к таким вещам не имело никакого отношения к их религиозному статусу. Вот почему им казалась смешной мысль, что вход в рай может каким-то образом быть связан с повседневной жизнью.

После нескольких вводных замечаний, которые снова представляют для нас проблему, но, скорее всего, были предельно ясны для людей того времени, Иисус рассказывает им притчу о богаче и нищем Лазаре. Как и они, богач в притче был «сребролюбивым». У него были возможности сделать что-либо достойное в этой мирской жизни, но он тратил все свое богатство только на себя и не давал ни копейки нищему у ворот. Поэтому неудивительно, что в следующей жизни он пребывает «в муках». Его разговор с отцом Авраамом через великую пропасть показывает, что он и его братья были воспитаны на учении Моисея и пророков. Разве не могли эти воззрения спасти его от ада? Богач говорит «нет», иначе он не оказался бы сейчас «в пламени сем*. Но Авраам говорит «да», они спасли бы тебя, если бы ты действительно их слушался и каждый день поступал согласно этому учению.

Фарисеи неправильно использовали возможности мирской жизни, не выполняли истинных требований религиозного закона. Если вы разделяете жизнь на подобные «отсеки», говорит Иисус, то в любом из них вы направляетесь прямиком в ад. Мы видим, что эта притча только случайно затрагивает тему богатства. Конечно же, она фокусирует наше внимание на богаче и его богатстве, и, более того, на том, кто противопоставляется этой центральной фигуре, то есть на ком-то бедном и бедности как таковой, которая в Писании, как мы видели, синонимична набожности. Однако в остальном она нацелена на политика с его властью, или на академика с его умом, или даже на проповедника с его красноречием — на любого, кто обладает какими-либо ресурсами или умениями. У любого человека есть что-нибудь в этом роде, включая сердце, и руки, и саму жизнь; и каждому человеку посылается свой «Лазарь» — испытание на то, как он использует свою собственность, правильно или неправильно, с любовью или с самонадеянностью; учитывая волю Господа или игнорируя ее. Вспомнит ли он вовремя о вечности, или нет? Вот в чем вопрос.

Так обе притчи — о неверном управителе и богаче и Лазаре — рассказывают нам о будущей жизни, но обе они учат (одна как призыв тем, кто внимает, а другая — как предупреждение тем, кто внимать не хочет), что наша участь в том мире зависит от того, что мы делаем здесь и сейчас. Это призыв смотреть дальше пределов этой жизни и правильно использовать то, что мы не сможем взять с собой за ее пределы, но что, тем не менее, представляет собой средство для созидания или разрушения нашего внутреннего человека.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Майкла Уилкока на евангелие от Луки, 16 глава. Библия говорит сегодня.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Луки 16 глава в переводах:
От Луки 16 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.