Библия » Женевская Новой Женевской Библии

2 Царств 21 2-я Царств 21 глава

21:1 — 24:25 Этими главами завершается повествование о царствовании Давида, и они, таким образом, являются эпилогом к первым двум книгам Царств.

21:1 Был голод. Голод, нередко постигавший землю Ханаана (Быт 12:10; Быт 26:1; Руфь 1:1), часто осмысливается как проявление Божиего суда (см., напр., 24:13; Втор 32:24; 3Цар 17:1; 4Цар 8:1; Пс 104:16; Ис 14:30; Иер 11:22; Иез 14:21; Откр 6:8).

во дни Давида. Данный стих носит обобщенный характер. Возможно, голод, о котором идет речь, настал после появления Мемфивосфея при дворе Давида (ср. ст. 7; гл. 9), но прежде восстания Авессалома (16:8), хотя это предположение не бесспорно.

Саула и кровожадного дома его. Саул пытался истребить гаваонитян (ст. 2; 4:3 и ком.), хотя и не преуспел в этом.

21:2 Израильтяне же дали им клятву. См. Нав, гл. 9. Несмотря на то, что израильтяне, перед тем как принести эту клятву, не вопросили Господа (Нав 9:14) и были обмануты гаваонитянами, она сохраняла свою силу (Нав 9:19).

по ревности своей о потомках Израиля и Иуды. В своих попытках истребить гаваонитян Саул был движим националистическими, а не религиозными чувствами. С точки зрения политической выгоды, он, должно быть, хотел избавить свое родное племя вениамитян от нежеланного соседства с аморреями. О кровной связи Саула с Гаваоном см. 1Пар 8:29; 1Пар 9:33.

21:3 наследие Господне. См. ком. к 20:19.

21:6 семь. В данном случае это число символизирует завершенность, а не указывает на действительное количество гаваонитян, умерщвленных Саулом.

в Гиве Саула, избранного Господом. Точнее: «в Гаваоне на горе Господней» (правильность такого прочтения отчасти подтверждается Септуагинтой); ср. «на горе пред Господом» (ст. 9) и «главный жертвенник» в Гаваоне (3Цар 3:4).

21:7 пощадил царь Мемфивосфея. См. ком. к ст. 1; гл. 9.

клятвы именем Господним... между Давидом и Ионафаном. См. ком. к 1Цар 20:13.

21:8 Рицпы. См. ст. 10:11; 3:7.

Мемфивосфея. Речь в данном случае идет о Мемфивосфее, сыне Саула, которого не следует путать с названным тем же именем сыном Ионафана (4:4).

Адриэлу. См. 1Цар 18:19. Отца Адриэла, Верзеллия из Мехолы, не следует путать с носившим то же имя галаадитянином (17:27; 19:31; 3Цар 2:7).

21:9 в начале жатвы ячменя. Т.е. в апреле (см. ком. к Руфь 1:22).

21:10 пока не полились на них воды Божии с неба. Засушливый сезон на Ближнем Востоке оканчивался, как правило, в начале октября, так что этот дождь следует, вероятно, считать предвестником конца голода (ст. 1).

не допускала касаться их птицам небесным. У евреев считалось величайшим позором допустить, чтобы тела убитых стали пищей для птиц и зверей (Втор 28:26; 1Цар 17:44, 46; Пс 78:2; Ис 18:6; Иер 7:33; Иер 16:4). Рицпа была намерена стеречь тела до тех пор, пока не удастся похоронить их надлежащим образом (ст. 11−14).

21:11−14 Неусыпное бдение Рицпы побудило Давида собрать не только останки недавно погибших, но и кости Саула и Ионафана, и предать их погребению в усыпальнице Киса, отца Саула.

21:14 и умилостивился Бог над страною после того. Точно такие же слова звучат в конце книги (24:25), после прекращения моровой язвы, которую навлекла предпринятая Давидом перепись.

21:15−22 Данные стихи описывают победы Давида и его воинов над филистимлянами. Даже приблизительную хронологию этих событий установить затруднительно.

21:16 один из потомков Рефаимов. Слово «Рефаимы» в данном контексте следует, по всей видимости, связывать с народом, населявшим Ханаан до прихода туда израильтян (Быт 14:5; Быт 15:20; Втор 2:20; Нав 17:15) и славившимся огромным ростом (см., напр., Втор 3:11). «Рефаимами» иногда называли и другие народы, отмеченные особой силой и статью (такие как эмимы, замзумимы и енакимы, Втор 2:10−11, 20−21). Иисус Навин поразил енакимов и на горе Иудиной, и на горе Израилевой (Нав 11:21−22), однако те могли уцелеть в Газе, Гефе и Азоте — т.е. на территории, о которой идет речь в следующих стихах.

триста сиклей. Т.е. около трех килограммов. Наконечник копья Голиафа весил вдвое больше (1Цар 17:7).

21:17 Авесса. См. ком. к 2:18.

светильник Израиля. В этой метафоре находит отражение то обстоятельство, что обетование благословения и все упования Израиля были сосредоточены исключительно на личности Давида и на его доме (см. ком. к 1Цар 3:3).

21:18 Рефаимов. См. ком. к ст. 16.

21:19 убил Елханан... Голиафа. Т.е. данный стих приписывает победу над Голиафом не Давиду, а другому человеку. Соответствующий ему стих 1Пар 20:5 однозначно разрешает это недоразумение, ибо в нем говорится, что Елханан поразил «Лахмия, брата Голиафова». Однако именно по этой причине названное место книги Паралипоменон вызывает сомнения у большинства комментаторов. Некоторые из них склонны объяснять текст книги Царств, исходя из предположения, что Елханан — второе имя Давида (ср. 12:25, где Соломон наречен вторым именем Иедидиа). Но такое объяснение создает некоторые трудности для объяснения 1Пар 20:5, разве что победы над Голиафом и Лахмией были одержаны действительно одним человеком — Давидом-Елхананом. Неоспоримым, однако, является факт победы Давида над Голиафом.

21:20 Рефаимов. См. ком. к ст. 16.

21:22 от руки Давида и слуг его. Давид не только присутствовал при поединках, но и сам сражался с Иесвием (ст. 16−17).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 21 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.