1:1 — 9:34 Родословие народа Божиего. История избрания народа Божиего и его племенной организации предстает в многолюдных родословиях и всевозможных перечнях. Весь материал может быть разделен на три основных части: от Адама до Израиля и его сыновей (1:1 — 2:2), двенадцать колен Израилевых (2:3 — 9:1), возвратившиеся из вавилонского плена (9:1−34). В них описывается избрание Богом Израиля из числа всех населявших землю народов, устройство, назначенное Богом Своему народу, и продолжение избранного народа в лице возвратившихся из плена.
1:1 — 2:2 Опираясь на книгу Бытие, летописец прослеживает историю избрания Богом Израиля из числа прочих народов. Его рассказ идет от Адама к Ною (1:1−3), далее, к потомкам Ноя (1:4−27) и потомкам Авраама (1:28 — 2:2).
1:1−3 Летописец кратко излагает историю человечества до потопа, упоминая лишь наиболее выдающихся представителей избранной линии.
1:4−27 Рассказом о сыновьях Ноя летописец показывает, как одни народы были выделены Богом среди прочих. О каждом из сыновей — Иафете, Хаме, Симе — и его потомстве говорится в отдельности. Летописец в последнюю очередь рассказывает об избранной линии. Из потомков Ноя только представители линии Сима (семиты) вступили в заветные отношения с Богом.
1:5−7 Сыновья Иафета. Называя всех семерых (1:5), летописец только о двух его сыновьях — Гомере и Иаване — рассказывает подробнее (1:6−7).
1:5 Сыновья. Слово «сыновья» в данном случае указывает прежде всего на культурно-территориальные связи (см. Введение: Характерные особенности и темы).
1:8−16 Сыновья Хама. Потомкам Хама летописец уделяет большее внимание, нежели потомкам Иафета, поскольку с первыми Израилю приходилось иметь дело значительно чаще, чем со вторыми. Назвав четверых сыновей Хама, он затем сообщает сведения о потомках троих из них: Хуша (1:9−10), Мицраима (1:11−12) и Ханаана (12:13−16).
1:17−27 Сыновья Сима. Летописец прослеживает, как сужается область Божественного избранничества — от всех потомков Сима до одного рода Авраамова.
1:24 Арфаксад... Сала. См. ком. к Быт 11:10.
1:28 — 2:2 Сыновья Авраама. И из потомков Авраама одни были избраны Богом, другие нет. Как и прежде, летописец сначала говорит о неизбранных (1:29−33) и только затем о избранной линии Исаака (1:34 — 2:2).
1:29−31 Измаилов. См. ком. к Быт 25:12−16. Следуя книге Бытие, летописец не включает потомков Измаила в число народа завета. Измаил был благословлен Богом (Быт 16:11−12), но не стал наследником завета благодати, который Бог заключил с Авраамом (Быт 17:18−21).
1:32−33 Сыновья Хеттуры. Потомки Авраама от его наложницы Хеттуры, в отличие от Исаака и его потомков, не наследовали обетования.
1:34 — 2:2 Сыновья Исаака: Исав и Израиль. Избранная линия Исаака разделяется на две: Исава (1:35−54) и Израиля (Иакова; 2:1−2). Исав продал право первородства младшему брату Иакову, и тот таким образом стал наследником обетования (Быт 25:27−34; Быт 27:1−40).
1:35−54 Сыновья Исава. Летописец сообщает о потомках Исава (1:35−37), сыновьях Сеира (1:38−42) и правителях Едома (1:43−54). См. Быт 36:10−43.
Комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон, 1 глава. Новой Женевской Библии.
Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.