2:1−5 В данном фрагменте содержатся обличения израильтян в нарушении завета и пояснение, за какие беззакония израильтяне будут наказаны (причем, наказанием станут их же беззакония, которые и будут их преследовать). Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом.

2:1 Ангел Господень. См. 6:11−24; 13:2−23. Слова, произносимые посланцем Бога (6:11−24; Исх 3:1−17), являются Божиими словами. Ангел Господень, известный также как «ангел (т.е. вестник) Его присутствия», вывел израильтян из египетского рабства и сражался на их стороне (Исх 14:19; Исх 23:20−23; Исх 33:2; Чис 20:16).

из Галгала. Ковчег завета находился в Галгале (Нав 5:1−12). Я вывел вас из Египта. Такими же словами начинаются Десять Заповедей (Исх 20:2; Втор 5:6). Это совпадение не случайно: оно свидетельствует о том, что все деяния Господа и Его заповеди находятся в неразрывном единстве. Ангел послан для того, чтобы напомнить людям о завете (см. ком. к 2:1−5) и о том, что Бог хранит ему верность (Втор 7:8, 12−13).

Я ввел вас в землю, о которой клялся. Бог сдержал Свою клятву (Нав 23:3−16).

не нарушу завета Моего. См. Втор 7:9.

2:2 не вступайте в союз с жителями. См. 3:5, 6; Исх 34:12−14; Втор 7:2−4; Нав 23:6−7.

жертвенники их разрушьте. Идолопоклонство являлось нарушением завета (ст. 11; Исх 34:13; Чис 33:52; Втор 7:5; Втор 12:3; Нав 23:16), и поскольку земля обетованная была местом присутствия Господа (скиния), жертвенники другим богам не могли находиться пред лицом Бога.

не послушали гласа Моего. Заключив союз с хананеями (3:5−6), израильтяне нарушили условия завета: они не изгнали язычников с земли обетованной и не разрушили их жертвенники (6:25−32). Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства.

2:3 не изгоню их от вас. Своими победами Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог грозит наказать израильтян, лишив их Своей помощи в освобождении страны от хананеев (Чис 33:52; Нав 23:12−13).

петлею, и боги их... сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести (и действительно приводили) к идолопоклонству (Исх 34:12; Чис 33:55; Втор 7:16; Нав 23:12−13). Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те и другие будут изгнаны из страны (Чис 33:56; Нав 23:13).

2:6−10 См. Нав 24:28−31.

2:6 Когда Иисус. См. 1:1; Введение: Характерные особенности и темы.

2:7 народ служил Господу. См. Нав 24:16−18, 21−22, 31. То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной.

которые видели все великие дела. См. ст. 10; Втор 4:9; Втор 6:22; Втор 7:19; Втор 11:2−7; Нав 23:3.

2:10 который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Знания о чудесах Божиих (ср. Пс 43:2−4; Пс 77:2−8) должны были передаваться от поколения к поколению (Втор 4:9; Втор 6:1−6). Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля.

2:11−19 В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем (ст. 11−13, 17, 19). «Слыша стоны» израильтян «об угнетавших и притеснявших их», Господь воздвигал над ними судей (ст. 16), дабы те указывали им путь, «коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним» (ст. 17). Однако народ не оставлял «дел своих» и «от стропотного пути своего» не отказывался (ст. 19). Тема ст. 11−19 развивается далее в 1Цар 12:9−11 и Пс 105:34−46.

2:11 служить Ваалам. См. ком. к ст. 2. Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть «над громами и молниями». Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество.

2:13 Астартам. Астарта — богиня плодородия в хананейском пантеоне. См. ком. к ст. 11.

2:14 гнев Господень ... предал их в руки. См. Втор 28:48; 1Цар 12:9. Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога.

2:15 рука Господня везде была им во зло. «Рука Господня» — символ спасительной власти Божией (Исх 3:20; Исх 6:1; Исх 13:3; Втор 4:34). Теперь эта рука карает израильтян: Господь остался верен Своему обетованию как в благословении, так и в осуждении.

2:16 судей. Главной миссией судей было наставление народа Израиля в праведности и верности завету, что гарантировало безопасность от внешних врагов (3:9, 15; 1Цар 12:11).

2:17 судей они не слушали. По-видимому, судьи наставляли народ хранить завет. ходили блудно. Обратившись к другим богам, Израиль разрушил узы завета с Господом, уподобляемые в ВЗ узам брака (8:33; Втор 31:16; Книга пророка Осии).

2:18 жалел их. См. Втор 4:30−31; Втор 30:3; Втор 32:43.

2:23 оставил. См. Втор 7:22−23; Нав 13:1−7, где объясняется, почему хананеи оставались в земле обетованной в те времена, когда Израиль еще хранил верность Господу (ст. 6−9). В ст. 20−22 и в 3:1−4 говорится о том, что Бог оставил хананеев здесь и на будущее, дабы наказать израильтян (см. ком. к 2:1−5) и испытать их. В то же время, Его милость к Израилю не иссякла, и народу была оставлена возможность искупить свою вину перед Господом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых, 2 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.