Библия » Женевская Новой Женевской Библии

1 Царств 14 1-я Царств 14 глава

14:3 сын Ахитува, брата Иохаведа. Присутствие члена семьи отвергнутого Богом священника в лагере Саула напоминает об отвержении Богом царского дома самого Саула.

14:6 необрезанных. Т.е. филистимлян. Здесь подчеркивается, что филистимляне не состоят в завете с Богом (и потому не имеют видимого знака завета).

14:10 будет знаком для нас. Ионатан желает действовать только в соответствии с волей Божией и надеется узнать эту волю через знак, который Господь пошлет ему.

14:21 Евреи. См. ком. 4:6.

14:24 а Саул. Правильнее — «поэтому Саул», т.е. народ был «истомлен» не из-за наложенного Саулом заклятия. Оно, напротив, явилось как бы мерой против этого «истомления» (см. предыдущий ком.).

14:27 Ионафан же не слышал. Незнание Ионафана о наложенном его отцом заклятии убедительнее всего объясняется именно исходя из предложенного выше понимания ст. 24 (см. ком.).

14:29 смутил отец мой землю. Недоверие Ионафана к Саулу, выразившееся прежде в его нежелании посвящать отца в план вылазки в стан филистимлян (ст. 1), выливается теперь в открытое осуждение неразумного поступка царя, наложившего на народ ненужное заклятие. Обвиняя Саула в том, что тот «смутил землю», Ионафан тем самым невольно предчувствует результат процедуры бросания жребия (ст. 38−42) и одновременно опровергает его. Жребий, как например в случае с Аханом (Нав 7:16−18), часто бросали с целью определить виновного в том или ином проступке, т.е. того, кто «смущает землю». Ахан, чье имя означает «возмутитель», был, как известно, побит камнями в долине Ахор (в «долине Смуты», Нав 7:25−26). Жребий, о котором будет идти речь в данной главе, укажет на Ионафана как нарушителя заклятия, каковым он, собственно говоря, и является (ст. 42), однако, несмотря на это, подлинным «возмутителем» Израиля оказывается Саул. Об этом говорит Ионафан, и это в результате осознает весь народ.

14:31 до Аиалона. Аиалон находился к западу от Михмаса, т.е. между ним и землями филистимлян. По окружающей Аиалон одноименной долине, судя по всему, они и спасались бегством.

14:33 народ грешит пред Господом, ест с кровью. В ВЗ неоднократно говорите о запрете есть мясо с кровью (напр. Быт 9:4; Лев 3:17; Лев 7:26−27; Лев 17:10, 12; Лев 19:26; Втор 15:23; Иез 33:25).

14:35 то был первый жертвенник, поставленный им Господу. О том, чтобы Саул воздвиг какие-либо еще жертвенники Господу, нигде не говорится. В то же врем древнееврейский текст данного стиха неоднозначен и допускает иное прочтение: «он начал строить жертвенник Господу». Как полагают некоторые толкователи, Саул заложил жертвенник, использовав камень, о котором сказано в ст. 33, однако не завершил его строительства, поскольку увлекся преследованием разбитых филистимлян.

14:36 Священник же сказал. Такая инициатива должна была бы принадлежать царю, а не священнику (по всей видимости, Ахии; ср. ст. 3). То обстоятельство, что с ней все-таки пришлось выступить священнику, вполне соответствует растущему нежеланию Саула руководствоваться указаниями свыше (см. ком. к 14:10).

14:39 Но никто не отвечал ему из... народа. Молчаливое согласие народа (ст. 36: «делай все, что хорошо в глазах твоих»), оборачивается молчаливым протестом при словах Саула о том, что и Ионафан может подвергнуться наказанию смертью.

14:45 Да не будет этого. Из-за упрямства Саула (ср. ст. 39, 44) народ вынужден выбирать между ним и Ионафаном. Жребий указывает на последнего, но именно в нем израильтяне признают человека, через которого в этот день осуществлялось вмешательство Бога в ход земных дел. Неразумные действия Саула (гл. 13) привели его к разрыву с Самуилом, но он не одумался и теперь отталкивает от себя всех, в том числе и собственного сына. Однако изоляция, в которой таким образом оказался Саул, не продлится долго, ибо вскоре Ионафан снова станет его доверенным лицом (20:2), народ опять начнет выказывать свою преданность ему (23:19; 24:1), и даже Самуил возобновит отношения с ним (гл. 15).

14:47−51 В этих стихах приводится перечень военных деяний Саула (ст. 47−48). Во многом сходен с этим местом рассказ о победах Давида (2Цар гл. 8), но кроме сходства, между этими местами есть и одно весьма значимое отличие: о Сауле не говорится того, что повторится не раз о Давиде: «хранил Господь Давида везде, куда бы он ни ходил» (2Цар 8:6, 14).

14:52 упорная война. См. ком. к 7:13.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 14 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.