Библия » Лопухин Толковая Библия Лопухина

Ефесянам 3 Ефесянам 3 глава

Великая тайна Христова (1−6). Ап. Павел как служитель этой тайны (7). В чем состоит служение Апостола и какова цель этого служения (8−12). Увещание к Ефесянам (13) и молитва Апостола о них (14−21)

Еф 3:1−6. Ап. Павел здесь продолжает доказывать величие христианства. Он сам лично глубоко убежден в этом, потому что ему открыта великая тайна Христова — тайна, состоящая в том, что в христианстве найдут себе спасение все язычники, что и язычники призваны к наследованию божественных обетований.

Еф 3:1. Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

«Для сего-то» — т. е. для того, чтобы пособить язычникам получить те блага, о каких Ап. сказал в Еф 1 и в последних стихах (Еф 2:19−22) второй главы. — «Сделался узником Иисуса Христа», т. е. служу Христу за вас или на вашу пользу как раб, носящий на себе узы или оковы (это уже самое тяжкое положение, в таком только мог очутиться раб).

Еф 3:2. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

Ап. припоминает читателям, что они уже слышали о том, что в целях домостроительства нашего спасения Бог дал Апостолу Павлу. Ап. здесь очевидно намекает на свое чудесное обращение ко Христу, когда ему было повелено идти проповедовать Евангелие Христово язычникам (Деян 9:15, 16).

Еф 3:3. потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

Еф 3:4. то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

«Потому что» — согласнее с контекстом здесь греч. частицу ότι перевести союзом «что» и поставить весь 3-й стих в зависимость от глагола 2-го стиха «вы слышали». — «Тайна». Под «тайною» Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в Еф 3:6, именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании (ср. Деян 22:21; 26:18; Гал 1:15, 16). — «О чем» — правильнее: как — (καθώς). — «Кратко» — намек на Еф 2:11−22, где идет речь преимущественно о призвании язычников. — «То вы читая..». т.е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под «тайною Христовой», которой придаю такое большое значение.

Еф 3:5. которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

Чтобы еще более внушить читателям благоговение пред этою тайною Ап. говорит, что она не была возвещена «прежним поколениям сынов человеческих», или, точнее: другим (древним) родам или поколениям, «сыном человеческим» (два дательных падежа, из которых второй составляет приложение или объяснение к первому). Ап. разумеет здесь под «сынами человеческими» всех, живших до Христа людей, даже и состоявших в общении с Богом Иудеев. Хотя пророки и предсказывали последним о будущем призвании язычников в царство Мессии, но все эти предсказания не были так определенны и ясны, как те откровения об этом деле, каких в Новом Завете удостоились Апостолы и пророки (новозаветные) чрез Духа Божия. «Не смотря на то, что пророки говорили о призвании языков, это еще оставалось тайною. Почему изумились те, которые были с Петром (у Корнилия)? Да и сам Петр чрез откровение от Духа познал тогда, что и язычников принял Бог» («Иоанн Дамаскин»).

Еф 3:6. чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,

Содержание этой тайны (стих 6-й зависит от глагола 5-го ст. «открыта») состоит в том, чтобы язычникам быть «сонаследниками», т. е. наследовать обетование о спасении наравне с Иудеями, затем, «составляющими одно тело», т. е. принадлежащими опять наравне с Иудеями к составу Церкви, которая есть тело Христово, и «сопричастниками обетования Божия». Всего этого язычники достигают чрез Христа, принимая с верою благовествование Его или проповедь о Христе, какую возвещают им Апостолы Христовы.

Еф 3:7. которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Ап. считает делом особой к нему милости Божией, что ему дано послужить возвещению этой великой тайны.

Еф 3:8−12. Служение Апостола состоит в возвещении язычникам величайшей тайны Божией об их призвании в Церковь Христову, а целью этого, между прочим, является то, чтобы даже высшие небесные силы постигли великое предопределение Божие о спасении всех людей.

Еф 3:8. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово

Еф 3:9. и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

Здесь Ап. выясняет, в чем состоит его служение. Он, наименьший из всех «святых», т. е. из христиан (ср. Гал 1:13, 14), удостоился благовествовать язычникам «богатство Христово», т. е. тайну спасения, которая даже и теперь еще «неисследима», т. е. не может быть понята во всем ее величии. Ап. должен всем — не только язычникам, но и Иудеям — «открыть» или выяснить, как пришло в осуществление «домостроительство» или намерение Божие спасти людей — не только Иудеев, но и язычников, намерение, существовавшее уже от века, но неизвестное людям. — «Создавшем все Иисусом Христом». Этими словами Ап. объясняет, почему все люди должны были найти спасение во Христе. Причина этого в том, что Бог сотворил все, весь мир чрез Христа. Сотворенные, созданные чрез Христа люди чрез Христа же должны быть и воссозданы.

Еф 3:10. дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

Еф 3:11. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

Еф 3:12. в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

«Дабы ныне соделалась известною..». Это выражение зависит от глагола 9-го стиха: «открыть». Целью просветительного служения Апостола является то, чтобы «многоразличная», т. е. открывшаяся в различных видах и формах премудрость Божия явилась во всем своем величии для самых высших Ангельских чинов, которые доселе, как и ветхозаветные люди, не знали еще, что и язычники будут призваны в общение с Богом (ср. 1Пет 1:12). Премудрость Божия раскрывается Ангелам самым существованием Церкви Христовой («чрез Церковь»), составившейся из Иудеев и язычников. Совершается это раскрытие для Ангелов тайны Божией по Божию предвечному определению, которое Бог привел в осуществление чрез Иисуса Христа. Ап. прибавляет, что вследствие великих заслуг Христовых и мы все имеем теперь доступ к Богу, приступаем к Нему без всякого страха как к своему Отцу. При этом, конечно, необходима вера во Христа.

Еф 3:13. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

«Посему», т. е. в виду всего вышесказанного о величии христианства и в частности о великой тайне призвания язычников. — «Прошу не унывать..». Не скорбеть должны ефесяне, слыша о страданиях Ап. Павла в Риме, а гордиться тем, что из-за них Ап. пошел на эти страдания. Последние говорят о том, что Ап. вполне убежден в истине своей проповеди, с какою он обращался к язычникам. Если бы он не имел уверенности в том, что язычники действительно имеют право и возможность войти в царство Христово, то он не стал бы им это возвещать, навлекая этим на себя преследования своих врагов.

Еф 3:14−21. Здесь содержится молитва Апостола о верующих ефесянах, в которой Ап. сначала говорит о том, кому он молится (Еф 3:14−15), потом излагает самое прошение свое об ефесянах, чтобы они укрепились в вере и усовершились в познании христианском (Еф 3:16−20) и, наконец, воссылает славословие Богу (Еф 3:21).

Еф 3:15. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,

«От Которого именуется всякое отечество.».. От Бога сотворены все отечества или иначе роды (πατριαί) существ как небесных, так и земных. — «Именовать» — в отношении к Богу иногда означает «творить» (ср. Пс 146:4; Ис 40:26).

Еф 3:16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,

«Крепко» — лучше перевести: силою — конечно, Божией, (δυνάμει). — «Во внутреннем человеке» — см. Рим 7:22. Это тоже что ум, но не только как теоретическая способность, но и как совесть, нравственное чувство человека.

Еф 3:17. верою вселиться Христу в сердца ваши,

«Верою вселиться», т. е. чтобы, когда вы внутренне окрепнете, Христос вселился в вас на постоянное пребывание (κατοικῆσαι). Для этого однако требуется крепкая вера во Христа.

Еф 3:18. чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота,

Еф 3:19. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

В этих двух стихах рисуются результаты «вселения Христа в ваши сердца». Русский перевод при этом берет в этот 18-й стих последние слова стиха 17-го (см. ст. Еф 3 по греч. и слав. тексту) и делает это совершенно основательно, потому что выражение греческое: εν αγάπη ερριζωμένοι καί τεθέμ. совершенно не согласуется с предшествующим: κατοικῆσαι Ι. Χριστόν. В русском переводе, таким образом, дается мысль о том, что пребывание в христианской любви («укоренение» — указывает на образ растения, глубоко пускающего свои корни в почву, а «утверждение» — на образ строения на твердом фундаменте) даст Ефесянам, наравне с другими христианами («святыми»), постигнуть во всем его величии и со всех сторон («широта и долгота....)» главный предмет христианского познания, именно бесконечно возвышенную любовь Христову, по которой Христос отдал Себя в жертву за грехи людей, и вообще сделаться исполненными всеми божественными благодатными дарованиями («полнотою Божиею»).

Еф 3:20. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,

Еф 3:21. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Славословие Богу вполне здесь уместно, так как третьею главою Ап. заканчивает догматическую часть своего послания — изображение величия христианства. Бог здесь изображается как такой, Который может дать нам гораздо больше, чем мы просим у Него. — «Действующею в нас силою» — правильнее: «сообразно или согласно с тем, что сила Его уже делает в нас, христианах». Что сделано этою силою — об этом у Апостола можно читать выше, напр. в Еф 2:1−10. — «В Церкви во Христе Иисусе». Первое выражение обозначает ту среду, в которой должно совершаться прославление Бога, а второе — побуждение к этому прославлению. Таким побуждением является дело нашего спасения, совершенное Христом. — «Во все роды» — в последующие поколения. — «От века и до века» — точнее: «века веков или самые отдаленные века, идущие в бесконечность» (проф. Богдашевский). Это — определение к выражению «во все роды».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на послание к Ефесянам, 3 глава. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Ефесянам 3 глава в переводах:
Ефесянам 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.