Библия » Толкование Мэтью Генри

4-я Царств 20 глава

Данная глава описывает:

(I) болезнь Езекии и его выздоровление в ответ на молитву и для исполнения обетования; при этом использовались определенные средства и слово Бога подтверждалось знамением (ст. 1-11). (II) Грех Езекии и его исцеление от греха (ст. 12-19). В обоих случаях Исайя был для него посланником от Бога. (III) Заключительную часть его царствования (ст. 20,21).

Стихи 1-11. Историк, показав, как был уничтожен в расцвете жизни Сеннахирим, хуливший Бога, в данной главе показывает, как был спасен Езекия (находясь на грани смерти), обратившийся с молитвой к Богу: дни первого были сокращены, а второго продлены.

I. Езекия заболел. Это произошло в те дни, то есть в том же году, когда царь ассирийский осадил Иерусалим; это следует из того, что всего он царствовал двадцать девять лет, прожив после болезни еще пятнадцать лет, следовательно, эти события имели место в четырнадцатый год его царствования (4Цар 18:13). Некоторые полагают, что это случилось в то время, когда ассирийская армия осадила город или готовилась это сделать, ибо Бог пообещал (ст. 6): "Спасу тебя и город сей". Позже Он повторил это обещание, когда опасность казалась неизбежной (4Цар 19:34). Другие полагают, что он заболел вскоре после поражения Сеннахирима; в таком случае это показывает, насколько изменчивы все наши утешения в этом мире. Езекия убедился в том, что Бог благоволит к нему, он пребывал в радостном состоянии и одержал победу над армией врагов; и вот, его поражает болезнь, которая грозит ему смертью. Поэтому мы всегда должны радоваться с трепетом. Похоже, он заболел чумой, ибо мы читаем о нарывах, поражавших больных чумой (ст. 7). Та же болезнь, которая истребила армию ассирийцев, испытывала его, но Бог забрал ее и обрушил на его врагов. Ни величие, ни благочестие не могут избавить нас от болезни, страданий и смертельного недуга. Езекия, который совсем недавно более других людей был облагодетельствован небесами, теперь смертельно заболел в самом расцвете своих дней (ему не было сорока лет); тем не мене он заболел и умирал. Возможно, он осознавал, что болезнь будет смертельной, так как его отец умер приблизительно в том же возрасте, двумя или тремя годами раньше. "Мы умираем в расцвете дней".

II. Ему было послано предупреждение готовиться к смерти. Его принес Исайя, который, как утверждает предыдущая глава, дважды приносил ему добрые вести. Мы должны быть готовы к тому, что Божьи пророки передают лишь то, что приняли от Господа, и должны с радостью принимать их послания, независимо от того, приятные они или нет. Пророк сказал ему:

(1) что его болезнь смертельна и что если он не выздоровеет благодаря чуду милости, то обязательно умрет: "Умрешь ты и не выздоровеешь".

(2) Что в связи с этим он должен поторопиться и приготовиться к смерти: "Сделай завещание для дома твоего приведи в порядок свой дом (в англ.пер.)". Мы должны заботиться об этом, когда пребываем в добром здравии, но особенно громко нас призывают сделать это, когда мы болеем. Приведите свое сердце в правильное расположение, обновив свое покаяние, веру и признание Бога, радостно распрощайтесь с этим миром и приветствуйте другой мир; если это не было сделано раньше (что было бы лучше и благоразумнее), приведите свой дом в порядок, составьте завещание, определите свое имущество, приведите свои" дела в наилучшее положение, чтобы облегчить участь тех, кто придет после вас. Слова Исайи, обращенные к Езекии, не касаются его царства, а только его дома. Давид, будучи пророком, имел власть назначать, кто будет царствовать после него, но другие цари не имели права завещать свой венец как часть движимого и недвижимого имущества.

III. В связи со сложившейся ситуацией он помолился: "Он молился Господу" (ст. 2). Болен ли кто? Пусть о нем молятся, пусть с ним молятся, пусть он молится. Как описано в предыдущей главе, Езекия увидел, что не напрасно уповал на Бога и что на молитву веры ему дан положительный ответ; поэтому он решил призывать Господа во всю жизнь свою. Блаженный опыт, открывающий силу молитвы, побуждает и ободряет нас быть постоянными в молитве. Только что он выслушал свой смертный приговор, который не подлежал пересмотру, но мог быть изменен благодаря молитве. Чтобы Бог явил милость, которую собирается оказать, Его об этом нужно попросить (Иез 36:37). Мы не получаем, если не просим или просим неправильно. Если приговор не подлежал пересмотру, то молитва была наилучшим приготовлением к смерти, ибо в ней мы черпаем силу и благодать от Бога, Который дает нам возможность закончить свой путь хорошо. Обратите внимание:

1. На обстоятельства, в которых была вознесена молитва.

(1) Он отворотился лицом своим к стене; возможно, он лежал в постели. Похоже, он сделал это для уединения; он не мог удалиться в свою комнату, как обычно делал, а уединился, как мог, отвернувшись от окружавшей его компании, чтобы поговорить с Богом. Когда во время молитвы мы не можем уединиться так, как нам хотелось бы, чтобы вознести ее, выражая свое благоговение и торжественность, то из-за этого мы не должны отказываться от нее, а внутренне собраться и сделать то, что в наших силах. Или, как полагают некоторые, он повернулся лицом к храму, чтобы показать, как сильно хотел быть там (если бы это было в его силах), чтобы вознести молитву (как он делал это, гл 19:1,14), памятуя, какое ободрение он получал в ответ на все молитвы, совершенные в храме или обращенные к нему. Христос наш храм; на Него мы должны взирать во всех своих молитвах, ибо никто и ни одно служение не приходит к Отцу, как только через Него.

(2) Он плакал сильно. Некоторые из этого делают вывод, что он не хотел умирать. Для природы человека естественно немного бояться отделения души от тела, и поэтому неудивительно, что святые Ветхого Завета, для которых иной мир был смутно явлен, не желали оставлять его, как Павел или другие святые Нового Завета. Но в ситуации Езекии было нечто особенное: он был в расцвете сил, полон энергии и в то время приступил к доброму делу реформации, которая, как он опасался, могла не завершиться, если он умрет, из-за порочности людей. Если это было до поражения ассирийской армии (как полагают некоторые), то он не хотел умирать, так как его царство подвергалось непосредственной опасности быть уничтоженным. Как бы ни было, но из текста не следует, что к тому времени он имел сына; Манассия, наследовавший его на престоле, родился лишь три года спустя; и если бы царь умер бездетным, то мир в его царстве и обетование, данное Давиду, оказались бы в опасности. Но возможно, его слезы свидетельствовали лишь о настойчивости, а выражения об энергичности его чувств в молитве. Иаков плакал и молился; и наш благословенный Спаситель, хотя больше всего хотел умереть, но восклицал громко и со слезами, молясь Могущему спасти Его (Евр 5:7). Пусть молитва Езекии истолкует его слезы, и в ней мы не найдем ничего, что указывало бы на его страх перед смертью, который был узами или мучением.

2. На саму молитву: "О, Господи! Вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно, и либо спаси и продли мою жизнь, чтобы я мог продолжать ходить так же, либо (если мое дело завершено) прими меня в славу, которую Ты приготовил для тех, кто ходил так же". Здесь обратите внимание:

(1) как описано благочестие Езекии. Он жил в этом мире, имея правильные намерения ("Я ходил пред лицем Твоим, словно под Твоим бдительным оком, и с устремленными на Тебя глазами"), побуждаемый правильным принципом ("ходил верно и с преданным тебе сердцем") и руководствуясь Твоим правилом делал угодное в очах Твоих".

(2) Какое утешение он теперь имел, вспоминая об этом; это сделало мягкой постель в его смертный час. Отметьте: свидетельство нашей совести о том, что мы ходили с Богом в чистоте, будет значительной поддержкой и обрадует нас, когда придется взглянуть смерти в лицо (2Кор 1:12).

(3) Как смиренно он напоминает об этом Богу: "Господи, вспомни об этом сейчас". Это не значит, что мы должны о чем-либо напоминать Богу (Он больше, чем наши сердца, и знает все), словно нам положена награда и мы требуем ее (только праведность Христа приобретается за милость и благодать); но искренность, которую Бог выработал в нас, может ссылаться на это как на условие завета: "Это дело Твоих рук, Господи; признай это". Езекия не молился: "Господи, пощади меня", или: "Господи, возьми меня; да будет воля Твоя", а сказал: "Господи, вспомни меня; умру ли я или буду жить, но позволь мне быть Твоим".

IV. Бог сразу ответил на молитву Езекии. Пророк дошел лишь до центральной части двора, как вновь был отправлен к Езекии с другим посланием (ст. 4,5): сказать, что он выздоровеет. Это не значит, что у Бога лишь "да" и "нет", что Он может сказать и взять Свои слова обратно, но, услышав молитву Езекии, которую Он предвидел и совершенную под воздействием Его Духа, Бог сделал для него то, чего не сделал бы в противном случае. В этом послании Бог называет Езекию владыкой народа Своего, это означало, что Он дает ему отсрочку ради Своего народа, так как в то время, когда шла война, они вряд ли обошлись бы без начальника. Он называет Себя "Господь, Бог Давида", подразумевая, что дает ему отсрочку из уважения к завету, заключенному с Давидом, и обещанию, что Он всегда будет иметь светильник для себя.

1. Бог чтит его молитвы, обращая на них внимание и выражая в Своем послании уважение к ним: "Я услышал молитву твою, увидел слезы твои". Молитвы, содержащие в себе много жизни и любви, особенно приятны Богу.

2. Бог дает больше, чем Езекия просит в своей молитве; Езекия просил, чтобы Бог вспомнил о его непорочности, а Господь в Своем послании обещает:

(1) исцелить его от болезни: "Я исцелю тебя". Болезни Его слуги; они не только идут, куда Он посылает их, но и возвращаются, когда Он этого требует (Мат 8:8,9). "Я Господь, целитель твой" (Исх 15:26).

(2) Восстановить его здоровье в такой мере, что он сможет в третий день пойти в дом Господень поблагодарить за это. Бог знал сердце Езекии: как сильно он любил дом Божий и место, где обитала Его слава, знал, что как только он выздоровеет, то пойдет исполнить Его постановления; туда, к храму, он обратил свое лицо, когда заболел, и туда он направит свои ноги, когда выздоровеет; и, так как ничто не обрадует Его больше, он обещает Ему следующее: "Да живет душа моя, и тогда она будет славить тебя". Человека, которого исцелил Христос, вскоре встретили в храме (Иоан 5:14).

(3) Продлить его жизнь на пятнадцать лет. За счет ловека; ему будет пятьдесят четыре или пятьдесят пять лет, тем не менее это дольше, чем он надеялся прожить. Его срок, который, как ему казалось, подошел к концу, был обновлен. Это единственный пример в Писании, когда человеку сказано заранее, сколько он проживет; нет сомнений в том, что этот благочестивый человек правильно использовал эту информацию, но Бог мудро держит нас в неведении, чтобы мы всегда были готовы.

(4) Избавить Иерусалим от царя ассирийского (ст. 6). Сердце Езекии в равной степени переживало об этом, как и о собственном выздоровлении,поэтому в данном стихе обещание повторяется. Если оно было дано после снятия осады, то был повод опасаться новых нападений Сеннахирима. "Нет, говорит Бог, Я спасу город сей". V. Средства, которые нужно было использовать для его исцеления (ст. 7). Исайя был его врачом. Он велел приготовить наружный компресс очень дешевое и обычное средство: "Возьмите пласт смокв и приложите к нарыву, чтобы он созрел и вышел; так он избавится от причины болезни". Возможно, это в какой-то мере способствовало исцелению, но задумавшись о том, какого пика достигла болезнь и как быстро она была остановлена, данное исцеление было чудом. Отметьте:

(1) когда мы больны, то наш долг использовать подходящие средства, чтобы помочь природе, в противном случае мы не полагаемся на Бога, а искушаем Его.

(2) Не следует пренебрегать простыми и обычными лекарствами, ибо многие из них Бог милостиво предоставил для служения человеку, заботясь о бедных.

(3) То, что Бог назначил, Он благословит и сделает эффективным. VI. Для ободрения веры Езекии ему было дано знамение.

1. Он просил об этом не потому, что разуверился в силе Божьего обетования или сомневался в нем, а так как считал данное ему обещание великим делом, заслуживающим того, чтобы его подтвердили, а также по-тому, что так Бог обычно прославлял себя и являл благоволение к Своему народу. Он помнил, как сильно был недоволен Бог, когда его отец отказался просить знамения (Ис 7:10-12). Обратите внимание, Езекия спросил: "Какое знамение, что пойду я в дом Господень?", а не: "Когда я воссяду на престоле суда или у ворот?" Он хотел выздороветь, чтобы иметь возможность прославить Бога во вратах дочери Сионовой. Единственная цель, ради которой стоит жить, это служение Богу.

2. Ему был предоставлен выбор: следует ли солнцу пойти вперед или воротиться назад, ибо Веемогущий Бог мог сделать и то и другое; но его веру, скорее всего, утвердит то, что сделать труднее. Возможно, на данную ситуацию ссылается пророк (Ис 45:11): "Вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?" Предполагается, что ступень соответствовала половине часа и данное предложение было сделано ровно в полдень; тогда вопрос заключался в следующем: "Следует ли солнцу вернуться на прежнее место, где оно было в семь часов утра, или пойти вперед на десять ступеней и показывать пять часов вечера?"

3. Он смиренно пожелал, чтобы солнце вернулось назад на десять ступеней, потому что это было бы великое чудо, ибо для солнца естественно двигаться вперед, а движение назад выглядело бы более удивительно и для Езекии больше символизировало бы возвращение к дням его юности (Иов 33:25) и продление дней его жизни. Так и было, соответственно молитве Исайи (ст. 11): "Он воззвал к Господу, имея особое предписание и наставление", и Бог вернул солнце на десять ступеней назад; это было продемонстрировано Езекии (ибо знамение предназначалось только для него) перемещением назад тени на солнечных часах Ахава, что он, возможно, мог видеть через окно в своей почивальне; то же самое наблюдалось на всех солнечных часах, даже в Вавилоне (2Пар 32:31). Нам не сказано, было это обратное движение солнца постепенным или per saltum внезапным, двигалось оно назад с такой же скоростью, как двигалось вперед (из-за чего день стал бы на десять часов длиннее), или внезапно переметнулось назад и спустя какоето время вновь вернулось на свое обычное место, и таким образом не произошло никаких перемен в расположении небесных тел (как полагает образованный епископ Патрик). Но это чудо показало, что Бог на небе обладает такой же силой, что и на земле; при этом Он обращает большое внимание на молитву и оказывает великие милости Своим избранным. Убедительнее всего выглядели идолопоклонники, поклонявшиеся солнцу, но это явление демонстрировало их вопиющее безрассудство и нелепость, ибо убеждало в том, что их бог контролируется Богом Израиля. Доктор Лайтфут предполагает, что пятнадцать песней восхождения (Псалом 119 и далее) так названы на том основании, что были отобраны Езекией, чтобы воспевать со звуками струн в доме Господнем (Ис 38:20) в память о ступенях солнечных часов (когда солнце вернулось назад) и о пятнадцати годах, добавленных к его жизни; он обращает внимание, что большая часть этих псалмов применима к бедственному положению Иерусалима, его избавлению, болезни Езекии и его исцелению.

Стихи 12-21. Данные стихи повествуют о том, что:

I. Царь Вавилона отправил посланников к Езекии, чтобы поздравить его с выздоровлением (ст. 12). До сего момента цари Вавилона были всего лишь представителями этой страны и платили дань Ассирии, а Ниневия была царским городом. Вавилон подчинялся царю Ассирии (4Цар 17:24). Но царь Вавилона начал содействовать собственным интересам, и постепенно все настолько изменилось, что Ассирия стала подчиняться царям Вавилона. Царь Вавилона отправил поздравление Езекии, чтобы снискать его расположение по двум причинам.

1. Из-за религии. Вавилоняне поклонялись солнцу и осознали, что честь, оказанная их божеством Езекии (когда оно ради него вернулось назад), обязывала их оказать ему такие же почести. Хорошо иметь друзьями тех, кто является любимцем небес.

2. Из-за государственных интересов. Если в то время царь Вавилона планировал поднять восстание и выйти из-под контроля царя ассирийского, то было благоразумно привлечь на свою сторону Езекию, ибо в ответ на его молитвы и для его защиты небеса нанесли смертельный удар царю ассирийскому. Он считал себя обязанным Езекии и его Богу за ослабление ассирийской армии, и у него были все основания полагать, что он не сможет найти более сильного и ценного союзника, чем царь Иудеи, имеющий такое сильное влияние на небесах. Поэтому он искал его расположения и выражал свое уважение с помощью посланников, писем и подарков.

II. Езекия любезно принял посланников (ст. 13). Ему следовало быть вежливым с ними и принять с должными почестями, оказываемыми посланникам; но он был чрезмерно учтив и любезен, и это привело к ошибке.1 . Они слишком понравились ему, и он выслушал их. Хотя они были идолопоклонниками, но он сблизился с ними и был готов заключить союз с их господином царем, предоставив им все, за чем они пришли. Он был чрезмерно открыт и доступен и недостаточно бдителен. Какие основания были у него, как у человека, состоящего в завете с Богом, с готовностью заключать союз с языческим правителем и оценивать себя согласно оказанному с его стороны уважению? Разве могли добавить славы посланники царя Вавилона тому, кого так высоко почтил Бог; и стоило ли ему так ра-доваться этому?

2. Ему очень хотелось показать им свой дворец, богатства и хранилища, чтобы они увидели и доложили своему господину, каким великим царем он является и как высоко ценит почести, оказанные их господином. Не говорится, что он показывал им храм, книгу закона и обряды поклонения, чтобы их царь мог стать последователем истинной религии, хотя теперь для этого представилась хорошая возможность. Чтобы не обидеть и оказать любезность, он отказался от этого и показал им богатое убранство своей комнаты, палату, где хранились драгоценные вещи и богатство, которое он приобрел благодаря опустошению казны царя ассирийского, свое серебро и золото, и ароматы. Он сам либо его вельможи показали им все свои богатства. Что в этом плохого? Ведь довольно часто и (как нам кажется) весьма невинно чужеземцам показывают богатства и раритеты страны. Разве мы не показываем нашим друзьям свои дома, мебель, сады, конюшни и библиотеки? Но если мы делаем это с гордостью в сердце, как Езекия, чтобы добиться похвалы, не воздавая славы Богу, тогда это становится грехом, как и в данном случае.

III. В связи с этим Езекии был задан вопрос (ст. 14,15). Исайя, который раньше часто утешал его, теперь стал его обличителем. И в том и в другом случае через него трудился благословенный Дух (Иоан 16:7,8). Служители должны быть и утешителями, и обличителями, как в данной ситуации. Исайя говорил во имя Бога и поэтому призвал его к отчету как власть имеющий: "Кто эти люди? Откуда они пришли и с каким делом? Что они видели?" Езекия не только согласился дать ответы (он не спросил: "Почему это волнует тебя и почему в связи с этим ты задаешь мне вопросы?"), но и искренно исповедался: "Не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих". Почему же тогда он не привел их к Исайи и не показал пророка, который, несомненно, был наилучшим сокровищем в его владениях и своими молитвами и пророчествами был инструментом всех чудес, узнать о которых пришли эти посланники? Я надеюсь, что Езекия в то время ценил Исайю так же высоко, как во времена бедствий, но ему следовало продемонстрировать это и в первую очередь привести посланников к нему, а это могло бы помешать ему совершить неправильный шаг.

IV. За его гордость и тщеславие ему был вынесен приговор: уж слишком он радовался мирским благам после того, как недавно близко ознакомился и был допущен к божественным благам. Приговор приведен в ст.17,18.

1. Богатство, которым он так сильно гордился, скоро станет добычей врага, а его семья будет ограблена. Бог справедливо отнимает у нас то, что делает нас гордыми и становится нашим упованием.

2. Царь вавилонский, заключению союза с которым он радовался, станет врагом, который будет охотиться за ним. Не значит, что данный суд обрушится на него за этот грех: грехи Манассии, его идолопоклонство и убийства были поводом для этого бедствия. Но в то время об этом говорилось Езекии, чтобы постыдить его и убедить в безрассудстве, когда он возгордился и слишком высоко оценил царя вавилонского. Езекии понравилось, что он помог подняться царю вавилонскому и обуздал чрезмерную власть царя ассирийского; но ему было сказано, что змея, которую он пригрел на груди, вскоре укусит того, кто ее пригрел, а потомки его царской семьи станут рабами царя вавилонского (что вскоре исполнилось, Дан 1:1 и далее); мысли об этом особенно смиряли Езекию. Вавилон станет причиной гибели тех, кто им восхищался. Поэтому мудрыми и счастливыми являются те, которые выходят из него (Отк 18:4). V. Езекия смиренно и терпеливо подчинился этому приговору (ст. 19). Обратите внимание, как он убеждает себя быть покорным.

1. Он утверждает истину: "Благо слово Господне, даже данное слово, хотя оно содержит угрозу, ибо таково каждое Его слово. Оно не только справедливо, но и благо, ибо Бог не только не причиняет вреда никому, но и не желает зла ни одному благочестивому человеку. Благо слово Господне, ибо Он извлечет из него добро и сделает мне добро, предвидя его". Мы должны так думать о каждом провидении, считать, что оно благо и совершается для блага.

2. В этом слове он обращает внимание на то, что для него было благом: он не доживет до того, чтобы увидеть это зло, тем более оно не коснется его. Из плохого он извлекает наилучшее: "Разве это не благо? Конечно, это так, и это лучше, чем я заслуживаю". Отметьте:

(1) когда истинно раскаявшиеся грешники пребывают под божественным порицанием, то они называют его не только справедливым, но и благим не только подчиняются наказанию за свое беззаконие, но и принимают его. Так поступил Езекия, и из этого следует, что он, безусловно, смерился в гордости сердца своего.

(2) Когда мы пребываем в темной диспенсации или перед нами открываются мрачные перспективы государственные или личные, то нам следует обратить внимание не только на то, что противодействует, но и что содействует нам, дабы своей благодарностью мы могли почтить Бога и терпеливо владеть своей душой.

(3) Что касается государственных дел, то они благо, и мы обязаны так думать, если мир и благосостояние пребывают во дни наши; то есть [1] чего бы мы ни желали, благо, если у нас пребывают мир и истина (в англ.пер.), если у нас исповедуется и защищается истинная религия, есть Библии и служители, возможность наслаждаться миром, не боясь войны или преследования. [2] Какая бы беда ни пришла, когда мы покинем этот мир, благо, если все обстоит хорошо в наши дни. Это не значит, что нам не следует переживать о своих потомках; грустно предвидеть зло, но мы должны признать, что отсрочка судов является великим благословением, а отсрочка на такой большой период, чтобы мы могли умереть с миром, является особым благоволением для нас, ибо милосердие начинается с дома. Мы не знаем, как сможем вынести испытание, и поэтому у нас есть повод считать, что нам повезло, если мы благополучно попадем на небеса до того, как оно придет. И наконец, данные стихи описывают заключительную часть жизни Езекии и его истории (ст. 20,21). Во 2 Паралипоменон 29-32 намного больше написано о делах и реформации Езекии, чем в данной Книге Царств; и, похоже, что в государственной летописи, не дошедшей до наших дней, было написано много о его могуществе и добрых делах, совершенных для блага Иерусалима; в частности то, что он провел в город водопровод. Следовало считать великой милостью возможность иметь воду в достатке, под рукой, не сражаясь за нее и не боясь шума, издаваемого стрелками из лука, когда черпаешь ее, ибо недостаток воды великое бедствие. И на этом месте историк оставляет его почивать с отцами своими, а его сын, взошедший на престол, оказался весьма нечестивым, ибо родители не могут передать благодать своим детям. Нечестивый Ахаз был сыном благочестивого отца и отцом благочестивого сына; святой Езекия был сыном нечестивого отца и отцом нечестивого сына. Если страна не реформировалась (как это должно было произойти) во время благочестивого правления, то она мучилась и созревала для гибели из-за плохого руководства; тем не менее она опять подвергалась испытанию с помощью благочестивого правления, чтобы было видно, что Бог не желает истреблять Свой народ.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 20 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.