Мы оставили Иону во чреве кита, и у нас были все основания полагать, что больше ничего не услышим о нем, что раз воды моря не погубили его, то он умрет во чреве левиафана, из пасти которого выходят пламенники и выскакивают огненные искры, чье дыхание раскаляет угли (Иов 41:11, 13). Но Бог проводит Свой народ через огонь и воду (Пс 65:12), и именно благодаря Его силе пророк Иона остается в живых и вновь услышан. В данной главе мы читаем о том, что Бог слушает Иону, ибо пророк молится, а в следующей главе читаем о том, что Ниневия слушает его, ибо он проповедует ей.

В своей молитве он говорит:

(I) О великой беде и опасности, в которой оказался (ст. 3−4, 6−7).

(II) Об охватившем его отчаянии. которому он почти покорился (ст. 5).

(III) Об ободрении, которым он себя поддерживал в этом бедственном положении (ст. 5, 8).

(IV) О заверении Бога оказать ему милость (ст. 7−8):

(V) Он предостерегает и наставляет других (ст. 9).

(VI) Он воздает Богу всю славу и хвалу (ст. 10).

В последнем стихе мы читаем о том, как Иона спасся из чрева кита и вновь оказался невредимым на суше.

Стихи 2−10. Бог расстался со Своим слугой Ионой и был недоволен им; этот разрыв произошел по вине Ионы, который бежал из своей страны, чтобы не выполнять своей работы; но мы надеемся вновь увидеть их вместе, ибо Бог первый делает шаг к примирению. В заключительной части предыдущей главы мы прочитали о том, что Бог повернулся к Ионе с милостью и избавил его от могилы, найдя умилостивление. В данной главе мы читаем, что Иона возвращается к Богу и становится на путь своего долга; в предыдущей главе его призывали молиться своему Богу, но нам не сказано, молился он или нет, но теперь наконец-то он начинает молиться. Обратите внимание:

I. Когда он начал молиться (ст. 2): «Тогда помолился Иона Господу» (англ. пер.) — оказавшись в беде; осознав свой грех и то, что Бог недоволен этим грехом, он начал молиться. Отметьте: когда мы страдаем, то должны молиться; тогда у нас появляется повод молиться, тогда у нас появляется цель и дело, ради которого нужно быть у престола благодати; тогда, и только тогда, когда сердце смирилось и стало мягким и серьезным, у нас появляется желание молиться; тогда Бог ожидает нашей молитвы (в скорби своей они с раннего утра будут искать Меня, искать ревностно); и хотя мы навлекаем на себя страдания своими грехами, тем не менее, если молимся смиренно и с богоугодной искренностью, то будем желанными у престола благодати, как Иона. Тогда, когда он стал на обнадеживающий путь избавления и был спасен чудом (это послужило указанием на то, что он был спасен для будущей милости), он помолился. Осознание того, что Бог доброжелателен к нам, несмотря на то что мы часто обижаем Его, дает нам смелость приходить к Нему и открывает для молитвы те уста, которые были закрыты из-за осознания вины и опасения гнева.

II. Откуда он помолился — из чрева кита. Любое место подходит для молитвы. Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи. Куда бы Бог ни забросил нас, мы можем найти открытый доступ к небесам, если только мы не лишили себя этой возможности по своей вине. Undique ad coelos tantundem est viae — Небеса в равной степени доступны с любой стороны земли. Куда бы ни отправился тот, в чьем сердце верой живет Христос, он несет с собой жертвенник, который освящает дар, и сам является живым храмом. Иона оказался в заключении; Его тюрьмой стало чрево кита — уединенная, мрачная темница; но и в этом месте он имел доступ к Богу и мог свободно общаться с Ним. Люди могут лишиться возможности общаться друг с другом, но не лишиться общения с Богом. В то время Иона оказался на дне моря, но и из бездны он взывает к Богу; так Павел и Сила молились Богу в тюрьме, заключенные в колоды.

III. Кому он молился — Господу Богу своему. Он убежал от Бога, но теперь видит безрассудство своего поступка и возвращается к Нему; молитвой он приближается к Богу, от Которого отошел, и побуждает свое сердце приблизиться к Нему. В молитве Иона взирает на Него не только как на Господа, но и как на своего Бога, заключившего завет с ним, ибо (благодарение Богу) нарушение завета не исключает нас из завета. Это ободряет вернуться к Нему даже мятежных детей (Иер 3:22): «Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш».

IV. Какой была его молитва. Позднее он вспомнил ее содержание и записал. Он вспоминает, что чувствовало его сердце по отношению к Богу, когда он оказался в этой беде и опасности, и конфликт, возникший в его душе, между верой и разумом, надеждой и страхом.

1. Он вспоминает ревностность своей молитвы и готовность Бога услышать и ответить на нее. И сказал: «К Господу воззвал я в скорби моей» (ст. 3). Отметьте: многие, которые вообще не молятся или лишь нашептывают молитву в период процветания, начинают молиться, более того, взывать, оказавшись в скорби, именно ради этого посылаются страдания, и они напрасны, если цель не достигнута. Кто не взывает к Нему, когда Он заключает в узы, тот накапливает гнев (Иов 36:13, англ. пер.). «Из чрева преисподней и из могилы я возопил». Кита вполне можно назвать могилой, и так как он стал темницей, пребывать в которой был осужден Иона за свое непослушание, испытывая на себе гнев Божий, то его вполне можно было назвать чревом преисподней. Туда был брошен хороший человек, но и оттуда он воззвал к Богу, и сделал это не напрасно. Бог услышал его, услышал глас его страдания, голос его прошения. Существует преисподняя в другом мире, и нет надежды, что оттуда Бог услышит тебя, но в какой бы преисподней мы ни оказались в чреве этого мира, оттуда мы можем взывать к Богу. Когда Христос, как Иона, находился три дня и три ночи в могиле, то хотя Он не молился, как Иона, но само Его пребывание там взывало к Богу о бедных грешниках, и этот вопль был услышан.

2. Он вспоминает весьма плачевное положение, в котором оказался, очутившись во чреве преисподней; находясь там, он осознал его и сделал определенные выводы. Отметьте: если мы хотим, чтобы страдания послужили нам во благо, то должны обратить на них внимание и увидеть в них руку Бога.

Иона отмечает, (1) как низко он пал (ст. 4): «Ты вверг меня в глубину». Туда бросили его моряки, но он смотрит дальше и видит в их поступке действие руки Божьей. В какие бы глубины мы ни были ввержены, нас низверг туда Бог, и именно Он по убиении может ввергнуть в геенну. Он был брошен в сердце моря, и Христос заимствует эту фразу, когда говорит о том, что долго оставался в сердце земли, ибо мертвый человек, находящийся в могиле (какой бы глубокой она ни была), так же основательно отсечен от земли живых, словно находится в сердце земли.

(2) В каком ужасном положении он оказался: «Потоки окружили меня». Потоки и источники морские окружили его со всех сторон; повсюду была высокая вода. Возлюбленные святые Бога и Его рабы иногда оказываются окруженными потоками страданий и бедами, которые обладают силой и яростью и сметают все на своем пути, которые постоянно наваливаются на них, как волны реки, непрерывно следующие друг за другом, когда одна беда держится за руку другой, подобно вестникам, доставлявшим плохие новости Иову. Они окружили его со всех сторон, как жаловалась Церковь (Плач 3:7): «Он окружил меня стеною, чтобы я не вышла и не увидела, что могу спастись бегством». «Все воды Твои и волны Твои проходили надо мною». Обратите внимание: он называет их Божьими водами и волнами не только потому, что Он сотворил их (Его — море, и Он создал его), не потому что Он повелевает ими (и ветры и море повинуются Ему), а потому что нынче Он направил их против Ионы, поставил им пределы, повелев поразить и напугать его, но не убивать. Данные слова Иона четко процитировал из Псалма 41:8 и они verbatim — слово в слово совпадают с жалобой Давида: «Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною». Те слова, которые Давид говорил фигурально и которые по своей сути были метафорой, Иона применил к себе как буквально исполнившиеся. Для того чтобы примириться со страданиями, хорошо исследовать прецеденты, дабы убедиться, что нас постигло искушение не иное, как человеческое. Если чья-либо жизненная ситуация была исключительной и не имеющей аналогов, то это ситуация Ионы, и тем не менее для собственного удовлетворения он обнаруживает, что даже человек по сердцу Бога жаловался теми же словами на Божьи воды и волны, которые проходили над ним, поднятые Им. Когда Бог выполнит положенное нам, то мы увидим, что подобного этому много у Него и даже наш бедственный путь не является непроторенным, что Бог обращается с нами так, как Он привык обращаться с теми, кто любит имя Его. Поэтому, чтобы помочь нам, когда мы обращаемся к Богу, оказавшись в беде, очень хорошо использовать жалобы и молитвы, которые использовались святыми до нас в подобных ситуациях. Посмотрите, как полезно знать Писание: когда Иона не мог воспользоваться своей Библией, то с помощью памяти вооружил себя очень подходящим сравнением: «Все воды Твои и волны Твои проходили надо мною». Тот же смысл имеет ст. 6: «Объяли меня воды до души моей», они угрожали его жизни, которая из-за них подвергалась непосредственной опасности; или они определенным образом воздействовали на его дух; он увидел, что они являются знаком Божьего недовольства и в них ужасы Вседержителя ополчились против него, они достигли его души и привели ее в смятение. Эти слова также позаимствованы из жалобы Давида (Пс 68:2): «Воды дошли до души моей». Когда отвне — нападения, то неудивительно, что внутри — страхи. Находясь во чреве кита, Иона обнаруживает, что бездна заключила его, и поэтому если он постарается выбраться из нее, то неизбежно погибнет в воде. Он ощущает, что морскою травою (которую рыба всасывает вместе с водой) обвита голова его, и поэтому он никоим образом не может помочь себе или надеяться, что кто-то другой поможет ему. Так иногда народ Божий оказывается в тупике и безвыходном положении, чтобы научиться надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (2Кор 1:8−9).

(3) В каких крепких узах он удерживался (ст. 6): «До основания гор он снизошел, до скал, холмов и выступов, которыми, похоже, было укрыто морское дно; он лежал среди них, более того, лежал под ними; земля своими запорами навек заградила его, она так плотно окружила его, что, казалось, будет держать там вечно». Земля так основательно заперла и закрыла его, загородила и стала для него препятствием, что он потерял надежду когда-нибудь вернуться на нее. Ситуация Ионы казалась беспомощной и бесполезной. Весь мир восстает против тех, с кем Бог соперничает.

3. Он вспоминает мрачные и неутешительные выводы, которые был готов сделать в свой адрес, и полученную им помощь, которая воспрепятствовала этому (ст. 5, 8).

(1) Им начало овладевать отчаяние; ему показалось, что он погиб и ему больше не на что надеяться. Когда воды объяли его до души, то неудивительно, что его душа изнемогла в нем; она ослабла, последние надежды и утешения покинули его, его дух угас, и он считал себя умершим человеком. «И я сказал: отринут я от очей Твоих», и осознание этого факта угасило в нем его дух. Он думал, что Бог совсем оставил его и никогда не повернется к нему с милостью, не продемонстрирует знамение во благо. Он никогда не слышал, чтобы кто-нибудь выбрался живым из чрева кита; если он и думал об Иове, сидящем во прахе, об Иосифе во рве и о Давиде в пещере, то эти ситуации не подходили к его случаю. Никаких очевидных путей спасения не осталось для него, кроме чуда; но какие у него были основания надеяться, что чудо милости будет совершено для того, кто стал монументом справедливости? Собственная совесть говорила ему, что он нечестиво бежал от лица Господня, и поэтому Бог может справедливо отвергнуть его от лица Своего и Дух Свой Святой отнять от него и никогда больше не посещать его. Какие надежды он мог иметь на то, что Бог избавит его из беды, которую причинили ему его пути и деяния? Обратите внимание: когда Иона описывает свое плачевное положение самыми мрачными словами, то говорит: «Отринут я от очей Твоих», действительно несчастными являются только те, кого Бог отринул от очей Своих, кого Он больше не признает Своим и не благоволит к нему. Разве бедственное положение осужденных грешников в аду заключается не в том, что они отринуты от очей Бога? И разве суть блаженства небес состоит не в том, что там мы можем видеть и иметь общение с Богом? Иногда народ Божий в этом мире оказывается в таком положении, что ему кажется, что он лишен Божьего присутствия, никогда больше не увидит Его и Бог не будет обращать на него внимания. Иаков и Израиль сказали: «Путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего» (Ис 40:27). А Сион говорил: «Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» (Ис 49:14). Но это лишь предположение, вызванное неверием, ибо Бог не изгоняет Свой народ, который Он избрал.

(2) Тем не менее пророк не дает себе погрузиться в отчаяние и поддерживает себя утешительными перспективами избавления. Вера исправляет и контролирует предположения, основанные на страхе и неверии. В данном месте происходит жестокая схватка между чувством и верой, но за верой остается последнее слово, и она выходит победителем. В трудные времена исход событий будет благоприятный, если только наша вера не угаснет; и поэтому, чтобы вера Петра сохранилась во всей своей силе, Христос говорит ему: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк 22:32). Давид слабел, если не веровал (Пс 26:13). Вера Ионы сказала: «Однако я опять увижу святой храм Твой». Так, хотя он был в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивался; в глубине моря в нем жила эта надежда, которая для души есть как бы якорь, безопасный и крепкий. Он поддерживает себя надеждой, что опять увидит святой храм Бога.

[1] Что он останется жив; он вновь будет смотреть на небеса, видеть свет солнца, хотя сейчас похоже, ввергнут в кромешную тьму. Так он, сверх надежды, поверил с надеждою.

[2] Что Он будет жить и славить Бога, ибо именно для этого желает жить благочестивый человек (Пс 118:175).

[3] Что он вновь насладится общением с Богом в святых постановлениях, увидит и взойдет к святому храму, там будет просить и созерцать красоту Господню. Когда Езекия хотел получить подтверждение того, что он выздоровеет, то спросил: «Какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?» (Ис 38:22), словно только ради этого он хотел выздороветь. Так и Иона в данной ситуации надеется, что вновь увидит храм — , он много раз смотрел на него с удовольствием и радостью, когда его призывали пойти в дом Господень; и воспоминания о том, что он часто посещал святой храм, когда у него была возможность, утешали его. Но сейчас он не мог посмотреть в ту сторону; находясь во чреве кита, он не мог сказать, в какой стороне он находился, но надеялся, что вновь сможет посмотреть туда, где он находится, увидеть его и войти в него. Обратите внимание: как скромно Иона говорит о себе — как человек, осознающий собственную вину и недостойность, не осмеливающийся говорить о своем пребывании в доме Божьем, но надеющийся, что ему будет позволено увидеть его, как Давид, который знал, что больше не достоин называться сыном. Он называет его святым храмом, ибо в его глазах его святость была его красотой, и именно за это он любил и желал увидеть его. Храм был прообразом небес, и поэтому он надеется, что хотя в данный момент является пленным изгнанником и никогда не освободится, а умрет в яме, но тем не менее увидит небесный храм и благополучно доберется туда. Он надеется, что даже если умрет во чреве кита на дне моря, то и тогда его душа будет перенесена ангелами в лоно Авраама. Или эти слова можно воспринять как обет Ионы, данный, когда он был в беде; и он говорит (ст. 10), что сделает то, что обещал; он дал обет, что если Бог спасет его, то он прославит его во вратах дочери Сионовой (Пс 9:14−15). Грех, за который Бог преследовал его, заключался в том, что он бежал от лица Господня, теперь он убедился в безрассудстве своего поступка и обещает, что впредь никогда даже не посмотрит в сторону Фарсиса, имея уверенность в том, что вновь увидит храм и будет приходить от силы в силу, пока не явится пред Богом на Сионе. На этом примере мы видим, как вера и надежда помогли ему, когда он пал духом. К этим словам он добавляет молитву Богу (ст. 8): «Когда изнемогла во мне душа моя, тогда я вспомнил о Господе и прибегнул к этому целительному средству». Он вспомнил, Каким является Бог: что Он близок к тем, кому кажется, что из-за бедствия он отброшен на большое расстояние, что Он милостив к тем, кто считает, что своим грехом отбросил себя от Него на большое расстояние. Он вспомнил, что Бог сделал для него, что Он сделал для других, что Он может сделать и что Он обещал сделать; и это поддержало его угасающий дух. Вспомнив о Господе, он обратился к Нему: «Молитва моя дошла до тебя; я послал ее Тебе и надеюсь получить на нее ответ». Отметьте: наши страдания должны напоминать нам о Боге и побуждать молиться Ему. Когда наши души изнемогают, мы должны вспоминать о Боге; а когда мы вспоминаем о Боге, то должны посылать Ему молитвы или, по крайней мере, благочестивые восклицания; когда мы думаем о Его имени, то должны призывать Его имя.

4. Он вспоминает, что Бог был милостив к Нему, когда он подобным образом в беде искал Бога и уповал на Него.

(1) Он милостиво принял его молитву; она была допущена и выслушана Им (ст. 8): «Молитва моя, посланная Тебе, дошла до Тебя и даже до храма святого Твоего; она была услышана в высших небесах, хотя возносилась из глубочайшей бездны».

(2) Господь чудесным образом спас его, и поэтому, находясь в крайне бедственном положении, он дал залог и заверение в этом (ст. 7): «Но Ты, Господи Боже мой, извел душу мою из ада» (англ. пер.). Некоторые полагают, что эти слова были сказаны пророком, когда он был извергнут на сушу; в таком случае ими он выражает свою благодарность и противопоставляет своей чрезвычайно сложной ситуации, чтобы еще больше возвеличить силу Бога, проявившуюся в Его избавлении: «Земля своими запорами навек заградила меня, но Ты, Господи Боже мой, извел душу мою из ямы, избавил от запоров ямы». Или, скорее, мы можем предположить, что эти слова были сказаны, когда Он все еще находился во чреве рыбы, и в таком случае это говорила его вера: «Ты сохранил меня живым здесь, в яме, а следовательно, Ты можешь и обязательно изведешь душу мою из ямы». Он говорит с такой уверенностью, словно это уже произошло и «Ты извел душу мою». Хотя ему не было четко обещано спасение, но он получил его залог и уповал на него; ему была сохранена жизнь, и поэтому он верит, что Бог изведет душу его из ада. С этой уверенностью он обращается к Богу: «Ты сделал это, Господи Боже мой! Ты — Господь и поэтому можешь это сделать для меня; Ты — мой Бог и поэтому сделаешь это». Отметьте: если Господь — наш Бог, то Он будет для нас воскресением и жизнью, Он искупит нашу душу от гибели и от власти преисподней.

5. Он предостерегает других и наставляет их держаться близко к Богу (ст. 9): «Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего»; то есть (1) поклоняющиеся иным богам и призывающие их (как язычники-моряки), ожидающие от них помощи и утешения лишают себя милости (в англ. пер.) и действуют вопреки собственным интересам; таковые поворачиваются спиной к своему блаженству и уходят с пути, ведущего ко всем благам. Отметьте: идолы — это суетные и ложные боги, и те, которые воздают им почести, принадлежащие по праву только Богу, действуют вопреки собственным интересам и своему долгу. Или подразумевается, что (2) следующие собственным измышлениям, как в данном случае поступил Иона, когда решил бежать от лица Господнего в Фарсис, лишают себя милости — той милости, которую могли бы найти в Боге, заключив с Ним завет и получив право называть Его своим, если только они держались близко к Богу и исполняли свой долг. Те, которые надеются сбежать от ока Божьего (как сделал Иона), которые думают сделать себе лучше, оставив свое служение Богу (как сделал Иона), которые жалеют милости Божьей для бедных грешников и считают себя мудрее Его, решая, кто достоин, чтобы им были посланы пророки, а кто — нет (как Иона), таковые чтут суетных и ложных богов и уходят прочь, следуя глупым и безосновательным фантазиям; подобно ему они лишают себя милости, и ничего хорошего из этого не выйдет. Отметьте: кто оставляет свой долг, тот лишает себя милости; кто отлынивает от дела, которое должен совершить согласно своей должности и в определенное время, тот лишает себя сопутствующих ему утешений:

6. Он торжественно обещает, что если Бог спасет его, то его Милосердый Бог станет Богом его хвалы (ст. 10). Он обещает Богу, что (1) почтит Его в своих обрядах жертвой благодарности, и Бог сказал для ободрения поступающих так: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня». Согласно закону Моисея, он принесет жертву благодарности и совершит это по закону природы гласом хвалы. Любовь и благодарность сердца Богу являются жизнью и душой этого долга; без них и жертва благодарения, и глас хвалы бесполезны. В то время благодарность согласно божественному постановлению выражалась жертвой, совершая которую человек приносил Богу убитое животное, но не вместо себя, а как символ себя; теперь благодарность выражается гласом хвалы, жертвой уст наших (Ос 14:2), плодом наших уст (Евр 13:15), провозглашающих и воспевающих хвалу нашему Богу. И в данных стихах Иона обещает, что, совершая жертву благодарения, он вспомянет милости Господни, чтобы прославить Его и ободрить других.

(2) Что почтит Его своим образом жизни, усердно исполняя свои обеты, данные во чреве кита. Некоторые полагают, что он дал обет совершать благотворительные дела или обет десятины, как Иаков: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Но скорее всего он пообещал, что если Бог спасет его, то он с готовностью отправится в любое место, куда Богу будет угодно послать его, даже в Ниневию. Если нас наказывают за то, что мы оставили свой долг, то очень своевременно пообещать, что мы будем исполнять его и пребывать в нем. Или, возможно, он дал обет принести жертву благодарения, и именно это обещал исполнить, как Давид (Нее 15:8−10).

7. Он заканчивает свое обращение признанием Бога Спасителем Своего народа: «У Господа спасение; от Господа спасение(Пс 3:9); Бог для нас — Бог во спасение (Пс 7:20−21)». Только Он может совершить спасение, как бы ни была велика опасность и беда; Он пообещал спасение Своему народу, который будет уповать на Него. Всякий раз, когда спасалась Его Церковь в общем или отдельные святые. Он делал это; Он — Спаситель всех человеков, а наипаче верующих (1Тим 4:10, англ. пер.). Он спасает сейчас и всегда спасал раньше; только от Него можно ожидать спасение, н на Него мы уповаем. Опыт Ионы должен ободрить других верующих во все века уповать на Бога как на Бога своего спасения. Все, прочитавшие этот рассказ, скажут с уверенностью и восхищением, что у Господа спасение, и оно доступно для всех, кто принадлежит Ему.

Стих 11. Данный стих рассказывает об освобождении Ионы из заключения, об избавлении от смерти, которой ему угрожали; о его возвращении если не к жизни (ибо он жил во чреве кита), то к земле живых, ибо, похоже он был полностью отрезан от нее; о его воскресении если и не от смерти, то из преисподней, ибо никогда еще человек не был так похоронен живым, как Иона во чреве кита.

Его освобождение можно рассматривать (1) как пример власти Бога над всеми творениями. Сказал Господь киту: велел ему вернуть пророка, так же как ранее повелел принять его. Когда Бог говорит тварям, то Его повеление можно считать исполненным; все они — Его послушные слуги. А когда Он говорит человеку однажды и в другой раз, то Его не замечают, не обращают внимания на Его слова и поворачиваются к Нему глухим ухом. Отметьте: все твари во власти Бога, и Он использует их так, как Ему угодно, и с их помощью достигает Свои цели.

(2) Как пример Божьей милости к бедным раскаявшимся грешникам, которые в беде молятся Ему. Иона согрешил и поступил безрассудно, очень глупо; его собственное отступничество не исправило его; из его дальнейшего поведения следует, что безрассудство полностью не оставило его даже после воздействия этой исправительной розги; тем не менее благодаря его молитве и смирению перед Богом совершается чудо в природе для его спасения; это подразумевает, какие чудеса благодати, дающейся даром, совершает Бог, принимая и поддерживая вернувшихся грешников. Когда Иона полностью оказался во власти Бога, то Он оказал ему милость и не боролся с ним вечно.

(3) Как прообраз воскресения Христа. Он умер и был погребен и лежал в могиле, как Иона, три дня и три ночи — осужденный за наши грехи; а на третий день Он вышел, как Иона, чтобы через Своих посланников проповедовать о покаянии и прощении грехов даже язычникам. Так исполнилось еще одно место из Писания; «...оживит нас через два дня, в третий день восставит нас» (Ос 6:2) Земля трепещет, словно наполнена бременем, как кит, внутри которого находился Иона.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Ионы, 2 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.