1:1−4 Приветствия
В этом послании приветствие имеет значительно больший объем, чем в 1 и 2 Посланиях к Тимофею. Его содержание носит ярко выраженный богословский характер. Только здесь Павел называет себя рабом Божиим, хотя в других местах он представляется «рабом Иисуса Христа». Далее, однако, следует более привычное именование Апостол Иисуса Христа и разъясняется его смысл. Основанием своего апостольства Павел называет веру и познание истины (ст. 1), насаждению каковых он призван содействовать. Слово познание требует уточнения, поскольку здесь подразумевается лишь то познание, которое ведет к благочестию. Кроме того, и вера, и познание имеют отношение не только к настоящему, но и к будущему (в надежде вечной жизни).
Почему Павел вставляет такое определение Бога, как неизменный в слове (ст. 2)? Тит наверняка не сомневался в этом. Возможно, Павел хотел подчеркнуть достоверность Божьих обетовании. Слова прежде вековых времен привлекают внимание к тому обстоятельству, что эти обетования неотделимы от вековечных замыслов Бога. С точки зрения вечности рассматривается и назначенное время, в которое Бог явил Свое слово. Здесь можно усмотреть сходство с началом Евангелия от Иоанна. Павел не может умолчать о роли проповеди (ст. 3) в распространении вести о деянии Бога и о гордости, которую он испытывает в связи с призванием служить Богу на этом поприще. Несмотря на то что Тит не упоминается в Книге Деяний святых Апостолов, обращение истинному сыну по общей вере (ст. 4) позволяет предположить, что он был ближайшим сотрудником апостола. Павел упоминает о нем во 2 Послании к Коринфянам и в Послании к Галатам.
1:5−9 Качества служителей церкви
Наставление, адресованное Титу, аналогично наставлениям Тимофею в 1 и 2 Посланиях Тимофею, однако есть и некоторые отличия, обусловленные особенностями ситуации на Крите. Перед Титом стояло две задачи: довершишь недоконченное и поставить... пресвитеров (ст. 5). Что именно Павел оставил «недоконченным», неизвестно, если только он не имеет в виду назначение пресвитеров. Павел не дает никаких указаний о количестве требуемых пресвитеров, но, очевидно, он уже обсуждал с Титом этот вопрос. Значительно больше он озабочен тем, чтобы претенденты отвечали определенным требованиям (ст. 6). На первый план выступает не только нравственная безупречность (упомянутая дважды), но и устойчивая семейная жизнь. По-видимому, человек, который не мог держать в подчинении собственных детей, считался неподходящим для руководящей роли в церкви.
Переход от пресвитеров в ст. 5 к епископам в ст. 7 свидетельствует об отсутствии существенной разницы между этими должностями. В обязанности епископов входил общий надзор. В ст. 7 перечислены свойства характера и поведение, делающие человека непригодным для этой должности. Примечательно, что в отличие от Тимофея Тит не получает совета воздерживаться от назначения новообращенных — вероятно, по той причине, что община на Крите была создана позднее, чем в Эфесе. Положительные качества, необходимые епископу, приведены в ст. 8−9. Этими качествами должен обладать каждый христианин. Особое место занимает в этом перечне гостеприимство, поскольку в первоначальной церкви от него зависело многое. В ст. 9 ясно показано, какое значение имеет для церковных руководителей приверженность здравому учению. Обличение лжеучителей возможно только при условии глубокого понимания истинного учения. По мнению Павла, подобные вопросы не терпят никакой расплывчатости.
Как поступать с лжеучителями. Сравнивая этот фрагмент с отрывками, посвященными лжеучителям в 1 и 2 Посланиях к Тимофею, мы снова замечаем некоторые отличия. Здесь более отчетливо выявлено иудейское начало ложного учения — недаром Павел упоминает «обрезанных» (ст. 10) и «иудейские басни» (ст. 14). И все же наиболее характерными свойствами лжеучителей являются пустословие, лживость, корыстолюбие и пагубное влияние на окружающих (ст. 10−11). Сложность ситуации на Крите усугублялась характером его населения, выраженным в ст. 12 словами местного поэта, которого обычно отождествляют с философом Эпименидом, жившим в VI в. до н. э.
Учитывая непокорный характер этих людей, Павел советует прибегать к решительным действиям. Им должно заграждать уста (ст. 11); их следует строго обличать (ст. 13), а Тит должен не внимать их речам (ст. 14). Павел считает, что они недостойны споров, и потому советует Титу сосредоточиться на обличении, дабы они были здравы в вере. Такой конструктивный подход и поныне не утратил своего значения в работе с теми, кто отошел от истины. В ст. 15 дается дополнительный комментарий, призванный поддержать Тита, ибо оскверненные умы не признают чистоты. Как только ум оскверняется, с совестью мгновенно происходит то же самое. Павел отдает себе отчет, что лжеучителя искусно имитируют все проявления религиозности (они говорят, что знают Бога), но их выдают собственные поступки (ст. 16). Может показаться, что во второй части ст. 16 Павел говорит о них слишком пренебрежительно, но в этом проявляется его отвращение к тем, кто вводит в заблуждение других. Едва ли возможно более убедительно выразить значение правильного понимания христианского учения.
Новый Библейский Комментарий на послание к Титу, 1 глава. Новый Библейский Комментарий.