Haggai 1 глава

Haggai
English Standard Version → Новой Женевской Библии

English Standard Version

The Command to Rebuild the Temple

1 In the second year of Darius the king, in the sixth month, on the first day of the month, the word of the Lord came by the hand of Haggai the prophet to Zerubbabel the son of Shealtiel, governor of Judah, and to Joshua the son of Jehozadak, the high priest:
2 “Thus says the Lord of hosts: These people say the time has not yet come to rebuild the house of the Lord.”
3 Then the word of the Lord came by the hand of Haggai the prophet,
4 “Is it a time for you yourselves to dwell in your paneled houses, while this house lies in ruins?
5 Now, therefore, thus says the Lord of hosts: Consider your ways.
6 You have sown much, and harvested little. You eat, but you never have enough; you drink, but you never have your fill. You clothe yourselves, but no one is warm. And he who earns wages does so to put them into a bag with holes.
7 “Thus says the Lord of hosts: Consider your ways.
8 Go up to the hills and bring wood and build the house, that I may take pleasure in it and that I may be glorified, says the Lord.
9 You looked for much, and behold, it came to little. And when you brought it home, I blew it away. Why? declares the Lord of hosts. Because of my house that lies in ruins, while each of you busies himself with his own house.
10 Therefore the heavens above you have withheld the dew, and the earth has withheld its produce.
11 And I have called for a drought on the land and the hills, on the grain, the new wine, the oil, on what the ground brings forth, on man and beast, and on all their labors.”
The People Obey the Lord

12 Then Zerubbabel the son of Shealtiel, and Joshua the son of Jehozadak, the high priest, with all the remnant of the people, obeyed the voice of the Lord their God, and the words of Haggai the prophet, as the Lord their God had sent him. And the people feared the Lord.
13 Then Haggai, the messenger of the Lord, spoke to the people with the Lord’s message, “I am with you, declares the Lord.”
14 And the Lord stirred up the spirit of Zerubbabel the son of Shealtiel, governor of Judah, and the spirit of Joshua the son of Jehozadak, the high priest, and the spirit of all the remnant of the people. And they came and worked on the house of the Lord of hosts, their God,
15 on the twenty-fourth day of the month, in the sixth month, in the second year of Darius the king.

Новой Женевской Библии

1:1−15 Бог через Своего пророка призывает народ отказаться от погони за жизненными благами и построить храм Господень. На слова народа: «не время сейчас строить дом Божий», Господь отвечает, что люди тратят время на украшение своих домов, тогда как дом Господень пребывает в запустении. Они должны осознать, почему все их труды пропадают напрасно, почему урожай на их полях скуден. Господь повелевает людям собрать нужные материалы и закончить строительство храма. Люди в страхе Божием откликаются на этот призыв и получают обещание, что Господь будет с ними.

1:1 в шестой месяц, в первый день. 29 августа 520 г. до Р.Х. пророчество Аггея, обращенное к вождям народа, было оглашено публично, так чтобы и народ отозвался на него (1:12).

Зоровавелю. Скорее всего, он же Шешбацар (ср. Езд 1:8). Оба этих имени упоминаются в связи с восстановлением храма. Возможно, Шешбацар был внуком царя Иехонии (1Пар 3:17−19) и потомком Давида.

Иисусу, сыну Иоседекову. См. 1Пар 6:15. Потомок священника Садока. Во время персидского владычества Зоровавель управлял текущими гражданскими делами в Иудее. Иисус, как первосвященник («великий иерей»), занимался религиозными делами. Аггей не был назначен людьми на пророческое служение, но призван Богом, чтобы донести слово Божие до вождей своего народа.

1:2 народ сей. Это выражение употреблено по отношению к народу Божиему с осуждением (вместо «народ Мой», 2:14). Суть этого раздела до ст. 11 — обличение духовного безразличия и смещения ценностных приоритетов у народа Божия.

не пришло еще время. Возражения евреев относились не к самому строительству храма, но ко времени строительства. Эти возражения могли быть, во-первых, экономического характера, потому что земля иудеев была в то время неблагодатна (ср. ст. 10−11), и, во-вторых, теологического порядка, потому что, согласно Иез 37:24−27, храм будет восстановлен Мессией, или же, согласно Иер 25:11−14, народ иудейский будет служить семьдесят лет царю вавилонскому. Храм был разрушен в 586 г. до Р.Х., поэтому евреи, возможно, считали, что не должны начинать строительство ранее 516 г. до Р.Х. Такого рода возражения показывали, что народ не искал «Царства Божия и правды Его» (ср. Мф 6:33).

дом Господень. Храм Господень был местом непосредственного присутствия Бога среди Его народа, местом, где обитает имя Его (3Цар 8:27−30).

1:4 в домах ваших украшенных. Аггей обличает лицемерие выдвигаемых возражений. Эти дома, вероятно, имели потолки, обшитые деревом (кедром), что по меркам того времени было роскошью (3Цар 7:3; Иер 22:14). Простые люди жили в домах, достойных царей, в то время как храм Божий был в запустении.

1:6 Вы сеете много, а собираете мало. Евреи не понимали, что переживают экономические и социальные трудности потому, что на них изливался гнев Господень (Втор 11:16−17; Втор 28:29, 38−40; Лев 26:20). Бог сводил на нет все их усилия, потому что люди не заботились о славе Его.

1:8 Я буду благоволить к нему, и прославлюсь. Для Бога восстановление храма является свидетельством того, что народ прославляет Его и поклоняется Ему. Отсутствие у народа стремления к восстановлению храма указывало на духовную болезнь. У евреев не было истинного желания воздавать Богу почести и хвалы.

1:9 вы бежите, каждый к своему дому. В этом источник всех проблем евреев. Главным в их жизни была забота о собственном благополучии, а не возведение Царства Божия.

1:11 И Я призвал засуху. Засуха, поразившая поля иудеев, была результатом Божиего гнева, обращенного на них в соответствии с заветом (см. ком. к 1:6; Втор 7:12). Слово, переводимое как «развею» в ст. 9, в древнееврейском языке звучало так же, как слово «засуха» в данном стихе. Аггей использует созвучие этих слов, чтобы указать, что засуху Бог наслал на иудеев потому, что они позволяли дому Его быть в запустении.

1:12 прочий народ. Обычное выражение в пророческих книгах (ср. Иер 23:3: «остаток стада Моего») для обозначения той части народа Божиего, которая сохранила верность Ему среди неверия. Апостол Павел употребляет слово «остаток» применительно к иудеям, которые приняли Христа (Рим 11:5).

послушались. Некоторые вожди и «остаток» народа ответили покорностью воле Божией. Внешним проявлением этой покорности являлось строительство храма.

как посланного Господом Богом их. Покорность этих людей проистекала из того, что они приняли слово Божие из уст пророка, и это явилось осуществлением воли Господа.

народ убоялся. Внутренним проявлением покорности народа стало возобновившееся преклонение перед именем Господа и стремление к тому, чтобы Он был среди людей. Употребление в данном случае имени Господа — Яхве (Господь) может указывать на то, что евреи, как избранный Богом народ завета, осознали свои обязательства перед Всевышним, одновременно всемогущим и всемилостивым.

1:13 Я с вами. Избавившись от своих грехов, люди получили величайшую из возможных наград — присутствие Самого Бога. Пророки подчеркивают, что присутствие Бога — это залог восстановления завета (Иер 32:38; Зах 2:11).

1:14 возбудил. Народ откликнулся на призыв Божий, ибо Сам Господь был с ним. Аггей, подчеркивая внутреннюю природу этого отклика, трижды повторяет слово «дух». Слово Божие воздействует через Дух во имя Его царственной цели (ср. Ис 55:11).

1:15 в двадцать четвертый день шестого месяца. 21 сентября 520 г. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.