Библия » Августин Толкования Августина

1 Тимофею 5 1-е послание Тимофею 5 глава

Стих 5

Господь, когда увещевает нас всегда молиться и не унывать (1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, Лк 18:1), упоминает вдову, которая судью, пусть неправедного, и нечестивого, и презирающего как Бога, так и людей, принудила выслушать свое дело, непрестанно ему докучая (См. 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. Лк 18:2−5). Таким образом, отсюда достаточно легко можно понять, насколько вдовы, по сравнению с прочими, должны посвящать себя молитвам (См. 5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 1Тим 5:5), поскольку о вдовах идет речь в приведенном убедительном примере, предложенном всем для стяжания молитвенного рвения. Однако в деле такого рода что во вдовах является исключительным, если не свойственная им опустошенность и покинутость? Вот почему, если всякая душа ощущает себя настолько опустошенной и покинутой в веке сем, насколько она удалена от Господа (Ср. 6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 2Кор 5:6), свое, в некотором смысле, вдовство она, конечно, препоручает Богу, своему Защитнику, в непрестанном и усерднейшем прошении.

Августин Иппонский, Послания 130. Cl. 0262, 130.44.15.74.20−75.8.

Стих 6

Апостол осуждает такого рода смерть, говоря о вдове, что сластолюбивая заживо умерла. Поэтому душа, которая была нечестива, но стала благочестивой, как говорят, воскресла из мертвых и благодаря оправданию верой вновь живет. О теле же говорится (по словам апостола в одном месте Писания), что оно не только умрет из-за предстоящего отделения души от тела, но также и то, что оно уже умерло из-за великой немощи плоти и крови: Тело мертво для греха, но дух жив для праведности (10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Рим 8:10).

Августин Иппонский, О Троице 4.3. Cl. 0329, SL 50.4.3.35−39.

Стих 8

Поскольку Наставник Бог учит двум главным заповедям, то есть любви к Богу и любви к ближнему (Ср. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:37−40; 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Мк 12:29−31; 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Лк 10:27) в двух же этих заповедях человек находит три предмета для любви своей: Бога, себя самого и ближнего, и тот, кто любит Бога, не заблуждается в любви к самому себе, — то само собою следует, что он заботится, чтобы и ближний любил Бога, — ближний, которого повелевается ему любить, как самого себя. И такого же рода забота его о жене, детях, о домашних, обо всех людях. И такого же рода заботы о себе самом желает он от других, если встречает в таких заботах нужду.

Таким путем он будет в примирении, насколько это от него зависит, со всяким человеком, то есть в упорядоченном согласии. Порядок же этот заключается, во-первых, в том, чтобы никому не вредить, а во-вторых, в том, чтобы приносить пользу, кому возможно. Итак, прежде всего ему предстоят заботы о своих домашних: они ближе и доступнее других его советам и попечениям в силу порядка природы, в силу порядка самого общения человеческого.

Августин Иппонский, О граде Божием 19.14. Cl. 0313, SL 48.19.14.31−42.

Стих 11

И когда в другом месте [апостол] говорит: Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом, — он с апостольской мудростью и авторитетом обращает внимание на то благо, которое присуще браку, но не вменяет в обязанность рождение детей, по крайней мере, тем, которые выбирают благо воздержания, словно в качестве законной уступки. Наконец, становится ясным, почему он так сказал, когда он добавляет: и не подавали противнику никакого повода к злоречию: ибо некоторые уже совратились вслед сатаны (14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. 1Тим 5:14−15). Из этих его слов мы поняли, что тем, кому он желал вступить в брак, лучше бы было воздерживаться, но вступить в брак лучше, чем идти вслед сатаны, то есть сделав этот превосходный выбор чистоты девства или вдовства, пасть и погибнуть, оглядываясь на предшествовавшее.

Августин Иппонский, О добре вдовства 8.11. Cl. 0301, 8.11.316.15−20.

Стих 14

Брак является благом с точки зрения всех тех вещей, которые являются неотъемлемой его частью. Таковых же суть три: упорядочение рождения детей, соблюдение целомудрия, таинство брака. По поводу упорядочения рождения детей в Писании сказано: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом; по поводу соблюдения целомудрия: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 1Кор 7:4); по поводу таинства брака: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Мф 19:6).

Августин Иппонский, О благодати Христа и первородном грехе 2.34.39. Cl. 0349, 2.34.39.197.14−16.

Стих 20

Что же, если часто происходит так, что, когда кого-то наказываешь, он погибает, а когда оставляешь без наказания, погибает другой? Я признаюсь, что ежедневно совершаю подобного рода прегрешения.

Источник: Августин Иппонский, Послания 95. Cl. 0262, 95.34.2.3.508.17−19.

***

Кто такой наемник? Кто видит приходящего волка и бежит (12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. Ин 10:12). Кто ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп 2:21). Кто согрешающего не осмеливается обличать открыто. Вот, например, кто-то совершил грех, и грех тяжкий; его нужно осудить, его нужно отлучить; но, будучи отлучен, он станет врагом, начнет строить козни, начнет вредить, чем сможет. И вот тот, кто ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, чтобы не потерять того, к чему он стремится — блага человеческого дружелюбия, и не подвергаться тяготам человеческой враждебности, молчит, не выступает с обвинениями. Вот волк хватает овцу за горло — диавол побуждает верного к прелюбодеянию — а ты молчишь, не осуждаешь. О, наемник! Ты увидел волка приходящего и убежал.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 46.8. Cl. 0278, 46.8.1−8.

Стих 23

Многие не едят мясного, хотя и не придерживаются суеверного мнения, что оно нечисто. И так те же, что воздерживаются, когда здоровы, без всякой боязни употребляют его в пищу, будучи больны, если того требуют соображения здоровья. Многие не пьют вина и, тем не менее, не считают, что оно их осквернило бы: ибо они и для некоторых ослабленных, и вообще для всех, кто без него не может поддерживать телесное здоровье, человеколюбивейшим и кротчайшим образом делают его дозволенным.

Августин Иппонский, О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев 1.33. Cl. 0261, 1.1341.17−20.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на 1-е послание Тимофею, 5 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

1 Тимофею 5 глава в переводах:
1 Тимофею 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.