Библия » Баркли Комментарии Баркли

Откровение 8 Откровение 8 глава

МОЛЧАНИЕ И ГРОМ МОЛИТВЫ (Откр 8:1−5)

Прежде чем приступить к подробному изучению отрывка, сделаем одно замечание относительно порядка его. Стих 2, где речь идет о семи ангелах с семью трубами, совершенно очевидно, не на своем месте. В том виде, как он здесь стоит, он нарушает смысл отрывка, и он должен идти непосредственно перед 8:7; вероятно, это ошибка переписчика.

Отрывок начинается с крайне драматического молчания на небесах, длительностью приблизительно в полчаса. Абсолютное молчание производит даже большее впечатление, чем гром и молния. Молчание может иметь два значения.

1. Это может быть своего рода пауза или передышка в рассказе, подготовительный момент перед наступлением следующего откровения.

2. Но, может быть, в этом есть нечто более прекрасное. Молитвы святых восходят к Богу и, может быть, здесь заложена идея, что на небе все примолкло, чтобы молитвы святых могли быть услышаны. Как выразился один комментатор: «Нужды святых значат для Бога много больше, чем все небесное псалмопение». Даже небесная музыка, и даже гром откровений замолкли, чтобы ухо Божие могло внять тихим молитвам самых скромных и верных Его людей.

Ангел стоит перед жертвенником. В Откровении жертвенник в небесных картинах встречается довольно часто (6:9; 9:13; 14:18). Это не может быть жертвенник всесожжения, потому что на небе не может быть жертвоприношений животных; это должен быть жертвенник курения. В храме жертвенник курения стоял непосредственно у Святого Святых (Лев 16:12; Чис 16:46). Он был сделан из золота, был высотой около метра и размером около 50 см. По его четырем сторонам были рога, поверхностно покрытые листовым золотом; вокруг него была загородка, подобная миниатюрной балюстраде, которая предохраняла от падения с него горящих углей. В храме всесожжения возносились ежедневно перед первым и после последнего жертвоприношения. Жертвы людей восходили к Богу как бы завернутые в благовонные воскурения.

Здесь мы имеем идею, что молитва — это жертва Богу; молитвы святых приносятся в жертву на жертвеннике и, подобно всем жертвам, когда поднимаются к Богу, окружены дымом фимиама. Может быть, человеку больше нечего принести в жертву, но он всегда может принести Богу в жертву свои молитвы, и руки ангелов всегда готовы отнести их Ему.

Но есть еще одна половина картины. Тот же самый ангел взял кадильницу и, наполнив ее огнем с жертвенника, поверг ее на землю; и это — прелюдия к громам и землетрясениям, которые, в свою очередь, предваряют еще большие ужасы. Эта картина навеяна видением пророка Иезекииля, где человек, одетый в льняную одежду, берет угли из под херувимов и бросает их на город (Иез 10:2) и видением пророка Исайи, в котором серафим касается углем, взятым с жертвенника, его уст (Ис 6:6).

Но в этой картине есть нечто совершенно новое. Уголья с жертвенника вызывают новые несчастья. Суит выразил это так: «Молитвы святых возвращаются на землю гневом». Иоанн при этом думает о том, что молитвы святых вызывают месть на тех, кто дурно со святыми обращался.

Нам может показаться, что молитвы о мести звучат странно в устах христианина, но надо помнить страдания гонений, через которые проходила Церковь в период написания Откровения.

СЕМЬ АНГЕЛОВ С ТРУБАМИ (Откр 8:2−6)

Эти семь ангелов, известные как семь ангелов присутствия — это архангелы.

Их название — ангелы присутствия, — имеет два значения. Во-первых, они пользовались особой привилегией. При восточном дворе лишь особо любимые придворные пользовались правом всегда присутствовать при царе; быть таким придворным присутствия означало особую честь. Во-вторых, хотя такое присутствие при царе и было связано с особыми почестями, но это еще больше значило, что такому человеку могли в любое время дать какое-нибудь поручение. И Илия и Елисей неоднократно говорят «Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою» (3Цар 17:1; 3Цар 18:15; 4Цар 3:14; 4Цар 5:16). Эта фраза значит: «Господь Бог Израилев, слугой Которого я являюсь».

У семи ангелов было семь труб. В ветхозаветных и новозаветных видениях трубы всегда символизируют непосредственное вмешательство Бога в историю. Все эти картины — а их много, — восходят к сцене у горы Синай, когда народу был дан закон. На горе были громы, и молнии, и густое облако и трубный звук весьма сильный (Исх 19:16, 19). Этот трубный звук стал неизменной частью дня Господня. В тот день вострубит великая труба, и придут затерявшиеся и изгнанные в разные земли (Ис 27:13); протрубит труба на Сионе и будет объявлена тревога на святой горе (Иоиль 2:1). Это будет день трубы и бранного крика (Соф 1:16). Господь Бог возгремит трубою и шествовать будет в бурях полуденных (Зах 9:14).

Эта картина перешла в новозаветные видения последнего дня. Павел говорит о дне, когда вострубит труба и тленное облечется в нетление (1Кор 15:52−53). Он говорит о трубе Божией, которая вострубит в день, когда Иисус придет вновь (1Фес 4:16). Матфей говорит о трубе громогласной, когда будут собирать избранных (Мф 24:31).

Было бы неправильно ожидать, что Бог в буквальном смысле вострубит в трубу, но, тем не менее, в этой картине есть символическая правда. Звук трубы может символизировать три вещи.

1. Это может быть сигнал тревоги; он будит от сна или предупреждает об опасности. Бог всегда посылает предупреждения в уши людей.

2. Это могут быть фанфары, объявляющие о прибытии царя. Этот символ может указывать на вторжение Царя вечности в историю.

3. Это может быть призыв к битве. Бог всегда призывает людей сделать выбор и встать на нужную сторону в борьбе истины с ложью и стать воинами Царя царей.

ОСВОБОЖДЕНИЕ СТИХИИ (Откр 8:7−12)

Перед нами картина природных стихий, брошенных в осуждение против земли. По каждому трубному звуку бросаются они на разные части земли; следующее за этим разрушение не является полным, потому что это только вступление к концу. Сперва разрушительный звук трубы затрагивает землю (8:7), потом море (8:8−9), реки и источники пресной воды (8:10−11) и небесные тела (8:12). Разрушение направлено на все части сотворенной вселенной.

А теперь надо отметить, чем питал Иоанн свое воображение, ибо большая часть картин восходит к описанным в книге Исход казням египетским, постигшим страну после того, как фараон не позволил Израилю уйти.

У Иоанна на землю обрушиваются огонь, кровь и град. В Исх 9:24 читаем, что на Египет пал град и огонь между градом, весьма сильный. Чтобы усилить чувство ужаса, Иоанн добавляет кровь, помня картину пророка Иоиля о дне, когда солнце превратится во тьму, а луна — в кровь (Иоиль 2:10, 31). В видении Иоанна третья часть моря сделалась кровью и умерла третья часть тварей, живущих в море. В книге Исход, когда Моисей поднял свой жезл и ударил по воде речной, вода в реке превратилась в кровь и рыба в реке вымерла (Исх 7:20−21). В картине пророка Софонии о дне Господнем Бог говорит: «Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских» (Соф 1:3).

В Ветхом Завете нет параллели картине горящей, подобно светильнику, звезде, но зато много параллелей идее воды, обратившейся в полынь.

Полынь — это общее название класса растений, которые известны под названием артемисия, отличительным свойством которых является горький вкус. Они не ядовиты, то есть не вызывают смерти, но опасны, и иудеи опасались их горечи. Полынь — плод идолопоклонства (Втор 29:17−18). Бог грозил Своему народу через Иеремию, что Он накормит их полынью и напоит водой с желчью (Иер 9:14, 15; Иер 23:15). Полынь всегда символизировала горечь суда Божьего над ослушниками.

В картине Иоанна добавляется еще затмение третьей части небесных светил. В книге Исход одной из казней египетских была тьма по всей земле египетской (Исх 10:21, 23).

Иоанн говорит о большой, как гора пылающей массе. Это очень похоже на извержение вулкана. Так, в августе 79 г. произошло извержение вулкана Везувий, уничтожившим десятую часть Неаполя и залива. Это событие отделяют от написания Откровения всего несколько лет. В Эгейском море тоже есть вулканические острова и подводные вулканы. Греческий географ Страбон сообщает об извержении вулкана, имевшем место в 196 г. до Р.Х. в Эгейском море, в котором находится и остров Патмос, и приведшем к образованию нового острова Палапа Каумени. И это могло быть в уме у Иоанна.

В этом видении ужасов перед глазами у Иоанна Бог, использует силы природы для того, чтобы предупреждать людей о грядущей окончательной гибели.

ЛЕТЯЩИЙ АНГЕЛ (Откр 8:13)

Здесь одна из тех пауз в повествовании, которые автор Откровения так удачно использует. Три ужасные несчастья ожидают землю; три ангела вострубили в свои трубы, а теперь наступила пауза.

В момент этой паузы автор видит орла — не ангела, как утверждает русский перевод Библии. [Только в некоторых из ранних, но не в самых хороших, списках Откровения, пишется ангел. Это может быть ошибка переписчика, потому что на древнегреческом слова ангел и орел очень похожи, или может быть показалось переписчику, что действие орла в этом случае более подходит поведению ангела. Дело в том, что результаты современного библейского исследования утверждают, что в этом отрывке говорится об орле, а не об ангеле]. Весьма возможно, что греческий текст имеет в виду даже «одинокого орла». Выражение посреди неба может означать зенит неба, т.е. ту часть его, где солнце находится в полдень. В таком случае перед нами драматическая и жуткая картина пустого неба, а одинокий орел летит своим путем посреди этого неба, предупреждая о грядущей погибели.

Картину не надо понимать буквально, но она символически показывает, что Бог использует природу, чтобы послать Свою весть людям.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на Откровение Иоанна, 8 глава. Комментарии Баркли.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Откровение 8 глава в переводах:
Откровение 8 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.