Библия » Баркли Комментарии Баркли

Откровение 22 Откровение 22 глава

РЕКА ЖИЗНИ (Откр 22:1−2)

До сих пор шло внешнее описание града Божия, а теперь мы видим его изнутри.

Во-первых, здесь река воды жизни. У этой картины много источников в Ветхом Завете. В основе ее лежит река для орошения рая (Быт 2:8−16). Еще ближе картина потока, дающего жизнь, и вытекающего из храма, в (Иез 47:1−7). И псалмопевец поет о потоках, веселящих град Божий (Пс 45:5). «Из дома Господня, — говорит Иоиль, — выйдет источник» (Иоиль 3:18). «Живые воды, — говорит пророк Захария, — потекут из Иерусалима» (Зах 14:8). С этой картиной близко связана также типичная для Писания картина источника живой воды: в Откр 7:17; Откр 21:6. Иеремия жалуется на то, что люди оставили Бога, Который есть источник воды живой, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер 2:13). «Уста праведника — источник жизни» (Притч 10:11). «Учение мудрого — источник жизни» (Притч 13:14). «Страх Господень — источник жизни» (Притч 14:27). «У Тебя (Бога), — говорит псалмопевец, — источник жизни» (Пс 35:10). «Бог — говорили раввины в своих мечтах о золотом веке, — создаст реку текущего из Святого Святых, около которой будут произрастать различные приятные плоды».

Суит считает, что река жизни — это Дух. В четвертом Евангелии Иисус говорит: «Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7:38−39).

Но вполне может быть, что Иоанн имеет в виду нечто более простое. Человек, живущий в обществе, где один поворот крана дает любое количество чистой и холодной воды, едва ли может себе представить, что значила вода на востоке. В жарких странах вода всегда была, да еще и сегодня, в буквальном смысле — жизнь, и река жизни вполне может символизировать обилие жизни, которую Бог дает Своим людям и которую им остается только взять.

ДРЕВО ЖИЗНИ (Откр 21:1−2 (продолжение))

В этом отрывке встает еще одна неясность в связи с пунктуацией. Среди улицы его — это, может быть, не начало второго предложения, а конец первого, и тогда посреди улицы града Божия будет находиться не река жизни, а древо жизни. На наш взгляд текст получит больше смысла, если эту фразу читать с первым предложением.

Картину древа жизни Иоанн берет из двух источников: древо жизни в раю (Быт 3:6); и, еще больше, из книги пророка Иезекииля. «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез 47:12). С этим опять же тесно смыкались мечты раввинов о будущем. Вот одна из них: «В грядущем веке Бог создаст деревья, которые будут приносить плоды каждый месяц, и человек, который будет кушать их, сохранит здоровье».

Дерево приносит много различных плодов, и мы конечно, можем видеть в этом символы плодов духа (Гал 5:22−23).

Разве нельзя видеть в различных плодах, которые Древо приносит каждый месяц, символы особой благодати для различных возрастов жизни, которую дает Бог, от колыбели до могилы? Древо жизни более не является запретным; оно стоит посреди града Божия, чтобы каждый мог брать с него плоды. Плоды его не предназначены для иудеев, и листья его служат для исцеления народов. Раны и ссоры народов могут быть исцелены лишь в Духе Божием.

ПРЕЛЕСТЬ СВЯТОСТИ (Откр 22:3−5)

Вот она — окончательная кульминация в описании града Божия.

Здесь нет уже ничего проклятого и осужденного, то есть здесь нет больше ничего из тех скверностей, которые разрушают христианскую жизнь.

Рабы Божии увидят Его лицо. Сбудется обетование о том, что чистые сердцем узрят Бога (Мф 5:8). Мы лучше поймем величие этого обетования, если будем помнить, что христианину дана привилегия, в которой было отказано даже Моисею, которому Бог сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20, 23). Лишь только во Христе человек может видеть Бога.

Зрелище Бога оказывает двойное действие. Во-первых, оно вызывает совершенное поклонение; там, где всегда виден Бог, жизнь становится актом поклонения. Во-вторых, оно влечет с собой совершенное посвящение; у жителей града Божия на челе будет имя Его, показывающее, что они принадлежат Ему.

Иоанн опять возвращается к мысли, что в граде Божием не будет ни тьмы, ни потребности в каком-либо дополнительном свете, потому что там присутствует Бог.

Видение заканчивается тем, что люди Божии будут царствовать во веки веков. В совершенном повиновении Ему обретут они совершенную свободу и единственно подлинную царственность.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (Откр 22:6−9)

Последняя часть Откровения изложена странно и несвязанно. Все идет без всякого очевидного порядка; повторяется кое-что из сказанного выше и всегда очень трудно сказать, кто же действительно говорит. Может быть, Иоанн умышленно еще раз затрагивает все эти темы, которые проходят через всю книгу, и приводит на сцену действующих лиц, чтобы подчеркнуть свою весть. Здесь трое говорящих.

Во-первых, один из ангелов, объяснявший Иоанну небесные объекты. Он еще раз подчеркивает истинность и справедливость всего того, что Иоанн видел и слышал. «Господь Бог святых и пророков» — это Бог, вдохновивший умы пророков, и потому вести, полученные Иоанном, пришли от того же Бога, Который вдохновлял великих ветхозаветных пророков, и к ним следует относиться так же серьезно.

Говорит также Сам Иисус Христос. Он напоминает, что до прихода Его осталось недолго, потом дает благословение и обещает блаженство тем, кто читает слова пророчества Иоаннова и соблюдает их. Суит справедливо называет это «поощрением благочестивого и преданного ученика». Преданный и благочестивый ученик — самый хороший ученик. Многие преданы, многие благочестивы, но не ученики; они не могут согласиться с дисциплиной ученичества и даже подозрительно смотрят на увеличение знания, которое несет с собой ученичество. Но есть также много учеников, но не преданных и благочестивых; их слишком интересует интеллектуальное знание и слишком мало — молитва и служение своим собратьям.

Последним говорит Иоанн. Он говорит о себе как об авторе книги, а потом почему-то повторяет предостережение против поклонения ангелам, которое он уже высказал в 19:10. Опасность, связанная с поклонением ангелам, казалась Иоанну настолько реальной, что он посчитал повторение необходимым. Совершенно очевидно, что он не хочет оставить у нас сомнения в том, что поклоняться ангелам нельзя и поклоняться надо только Богу.

ВРЕМЯ БЛИЗКО И ВРЕМЯ ПРОШЛО (Откр 22:10−11)

В этом отрывке говорится о том, что пришествие Христа близко; это должны быть слова воскресшего Христа.

В книге пророка Даниила говорится: «Ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам» (Дан 8:26). Но теперь не время запечатывать, а время открывать и читать, потому что пришествие Христа может свершиться в любую минуту.

Что же тогда значит этот странный отрывок, в котором говорится, что люди должны оставаться такими, какие они есть? Есть две возможности.

1. Наступает момент, когда уже слишком поздно что-либо изменить. У Даниила читаем: «Нечестивые же будут поступать нечестиво» (Дан 12:10). А у Иезекииля сказано: «Кто хочет слушать, — слушай; а кто не хочет слушать, — не слушай» (Иез 3:27). Иные так долго отказываются встать на путь Христов, что уже и не могут больше встать на него; а это грех против Святого Духа.

2. Древний комментатор Откровения Андрей считает, что воскресший Христос говорит: «Пусть каждый делает то, что ему нравится; Я не навязываю ему выбор силой». А это значит, еще одно предупреждение; каждый человек сам пишет свою судьбу.

ХРИСТОВЫ ПРИТЯЗАНИЯ (Откр 22:12−13)

Воскресший Христос еще раз объявляет о Своем скором втором пришествии и делает два важных заявления.

1. Возмездие Его с Ним и Он воздаст каждому по Делам его. Суит считает: «Иисус говорит, как верховный управляющий, Который на закате мира созывает Своих работников, чтобы выдать им дневную плату».

2. Он — Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Это повторение титулов, приведенных в 1:17; 2:8; 21:6. Здесь заключена не только одна идея.

а) Здесь заключена идея завершенности. Греки употребляли выражение от альфа до омеги, а иудеи — выражение от альфа до тау в смысле полноты, завершенности. Так, например, Авраам соблюдал весь закон от алеф до тау. Это символ того, что в Иисусе вся полнота и Ему ничего не нужно из другого источника.

б) Здесь заключена идея власти. Греки говорили, что Зевс — начало, середина и конец. Иудеи переняли эту идею и применили ее к Богу, толкуя эту фразу по-своему. Они говорили, что Бог — начало, и потому Он ни от кого не принял Своей власти; Он — середина, и потому Он ни с кем не делит Своей власти; Он — конец, и потому Он никогда никому не передавал Своей власти.

14−15

ПРИНЯТЫЕ И ОТРИНУТЫЕ (Откр 22:14−15)

1. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, ибо они имеют право войти в град Божий. Те, которые омыли свои одежды, имеют право войти в град Божий. Эти две фразы очень похожи между собой. Те, которые соблюдают заповеди Его, в греческом — хой пойоунтес тас ентолас; и те, которые омыли свои одежды, в греческом — хой плунонтес тас столас. В эпоху ранней Церкви все манускрипты писались прописными буквами, без всякого интервала между словами.

В лучших списках стоит: «Те, которые омыли свои одежды», но отсюда хорошо видно, как писцу могла вкрасться ошибка при переписывании; он подставлял более привычную фразу.

Эта фраза указывает на то, какую роль играет человек в процессе спасения. Иисус Христос Своей жертвой на кресте дал людям благодать, через которую только они и могут быть спасены, но человек должен причаститься этой жертвы. Приведем простой пример. Мы можем принести человеку мыло и воду, но не можем заставить его пользоваться ими. Те, кто входит в град Божий, приняли жертву Христову.

2. Далее следует перечень тех, которым закрыт вход в град Божий. Мы уже рассматривали в 21:8 очень похожий список тех, кто брошен в озеро огненное. Новыми здесь являются псы. Это слово может иметь два значения.

а) Собака была символом всего дикого и нечистого. Суит говорит: «Люди, которые видели бродячих собак в кварталах ближневосточных городов, не удивятся тому презрению и отвращению, которое восточные люди вкладывают в это слово». Потому и иудеи называли язычников псами и собаками. Есть такая раввинская поговорка: «Есть с идолопоклонниками — это все равно, что есть с собаками. Кто такие собаки? Это необрезанные». Комментатор Откровения Андрей высказал предположение, что псы — это не только самые бесстыдные и неверующие, но и христиане, которые после крещения «возвращаются к своей блевотине». И потому псы могут символизировать все самое отталкивающее.

б) Но есть и еще одна возможность. Во Втор 23:18 есть странная фраза: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету». Первая часть фразы совершенно ясна: нельзя приносить Богу в жертву деньги, заработанные проституцией. Но выражение цены пса представляет трудности. Смысл здесь заключается в том, что, в древних храмах были не только проституирующие жрицы, но и проституирующие жрецы-мужчины, и их то обычно и называли псами, кобелями. Пес может означать совершенно безнравственного человека, и в этом смысле оно, по-видимому, употреблено здесь.

Из града Божия исключены все, кто любит и творит ложь. Это эхо слов псалмопевца: «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими» (Пс 100:7).

ГАРАНТИЯ ИСТИННОСТИ (Откр 22:16)

Иисус гарантирует истинность всего того, что видел и слышал Иоанн. Смысл этой гарантии таков. Книга начинается с обещания откровения, данного Иисусом Христом (1:1); здесь же Иисус свидетельствует, что в том виде, как Иоанн получил откровение, он получил его от Него.

Он продолжает и предъявляет, так сказать, Свои верительные грамоты, Свои полномочия. «Я есмь корень и потомок Давида», — говорит Он. Это указание на Ис 11:1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Иисус говорит, что в Нем — исполнение этого пророчества, что Он одновременно тот вечный корень, из которого произошел царь Давид, и его обещанный потомок.

«Я... звезда светлая и утренняя», — говорит Он. Назвать человека утренней звездой, значило ставить его очень высоко среди героев. Так, например, раввины называли Мардохея. Более того, такое имя должно было напоминать великое мессианское пророчество: «Восходит звезда от Иакова» (Чис 24:17).

Все это пробуждало и другие сферы размышлений. Утренняя звезда предвещает наступление дня, который прогоняет тьму ночи; перед Иисусом бегут ночь греха и смерти.

А это, конечно же, будило новые воспоминания. В дни, когда Он ходил во плоти, Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). Сказав, что Он — утренняя звезда, воскресший Христос еще раз заявил, что Он — свет миру и победитель мирской тьмы.

ВЕЛИКОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ (Откр 22:17)

Этот отрывок толкуют по-разному.

Суит считает первые две части призывом ко Христу исполнить Свое обетование и скоро вернуться в этот мир; а третью часть — приглашением к жаждущей душе обратиться ко Христу. Но нам кажется совершенно невероятным, чтобы между первой и второй частью, с одной стороны, и третьей частью, с другой стороны, было такое большое Различие. Более вероятно, что весь отрывок — великое приглашение ко всем людям обратиться ко Христу. Он распадается на три части.

1. Приглашение Духа и невесты. Церковь, как мы знаем — это Церковь. Но что следует понимать под Духом? Это может быть Дух, Который действует во всех пророках, и Который всегда зовет людей назад к Богу. Но еще более вероятно, что Иоанн имеет под Духом в виду голос Самого Иисуса. Иоанн заканчивает послания к семи церквам приглашением послушать, что Дух говорит (2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22). А обращается к семи церквам Сам воскресший Христос, а Христос — Дух. Вполне возможно, что выражение: «Дух и невеста говорят: прииди!» значит, что Христос и Его Церковь соединяют в этой фразе предложение принять все, что Он предлагает людям.

2. «Слышавший да скажет: прииди!» символизирует великую истину, что каждый христианин должен быть миссионером. Тот, кого нашел Христос, должен найти для Христа других.

3. Третья часть представляет собой приглашение ко всем страждущим душам обратиться к Иисусу Христу, чтобы Он удовлетворил их потребности. Это должно напомнить нам о приглашении Бога: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис 55:1); а также о великих словах Самого Иисуса: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35). Лишь во Христе может быть удовлетворена жажда душевная.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Откр 22:18−19)

К этому торжественному предостережению надо кое-что сказать.

1. Это предостережение не разрушать заложенного в книге учения. Это, собственно, то же, что имел в виду Павел, когда говорил: «Кто благовествует вам не то (Евангелие), что вы приняли, да будет анафема» (Гал 1:8−9). Нельзя изменять истину.

2. Такие же предостережения мы находим и в других местах в Библии. «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор 4:2). «Всякое слово Бога чисто: ... Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притч 30:5−6).

В послании Аристея повествуется о том, как по указу египетского царя семьдесят книжников-иудеев подготовили Септуагинту, греческий перевод иудейской Библии. Когда задание было выполнено, «их попросили произнести обычное по их обычаям проклятие каждому, кто сделает какое-либо изменение, прибавив что-нибудь или изменив каким-либо образом, либо опустив какие-либо написанные слова» («Послание Аристея» 310:311). В предисловии к своей книге «О началах» Руфин заклинает перед лицом Бога Отца, Сына и Святого Духа, каждого, кто читает или переписывает его книгу, ничего не прибавлять, не изымать, не вставлять и не изменять. Евсевий приводит («Церковная история» 5:20, 2) пример, как заканчивает свою книгу великий ученый второго века Ириней Лионский: «Заклинаю тебя, когда будешь переписывать эту книгу, Господом нашим Иисусом Христом и Его славным пришествием, когда Он придет судить живых и мертвых, сравнить то, что ты написал, с этим манускриптом, и исправить, а также написать это заклинание на твоей копии».

В древности, когда все книги переписывались от руки, и каждый человек знал, как просто переписчику сделать ошибку при переписывании, существовал обычай вставлять в конце книги строгое предостережение относительно изменений.

И вот в свете этого обычая мы и должны читать слова Иоанна.

Надо же представить себе, как часто Иоанн указывает на то, что Иисус Христос придет в любой момент (22:7, 10, 12, 20). «Се, гряду скоро», — вот рефрен всей главы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (Откр 22:20−21)

В заключительных словах Откровения звучит и пафос и слава. Среди ужасных гонений того времени Иоанн страстно и больше всего ждал скорого возвращения Христа. Эта мечта не осуществилась так, как он этого ожидал, но мы не можем сомневаться в том, что Иисус с избытком исполнил Свое обещание, что Он пребывает с Его людьми во все дни до скончания века (Мф 28:20).

Затем следует слава. Что бы ни случилось, Иоанн был уверен в благодати Господа Иисуса Христа, а также в том, что ее с избытком хватит на всех и вся.

Это, несомненно, символично и это правильно, что последним словом Библии должно быть слово благодать.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на Откровение Иоанна, 22 глава. Комментарии Баркли.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Откровение 22 глава в переводах:
Откровение 22 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.