Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

От Луки 14 Добрая весть по Луки 14 глава

1 Однажды в Шабат Йешуа пошёл пообедать в доме одного из ведущих прушим и все внимательно наблюдали за ним. 2 Перед ним находился человек, всё тело которого вздулось от водянки. 3 Йешуа громко спросил у знатоков Торы и прушим: "Разрешает Тора исцелять в Шабат или нет?" 4 Но они ничего не ответили. Тогда, дотронувшись до него, он исцелил его и отослал. 5 А им он сказал: "Кто из вас, если ваш сын или вол упадёт в колодец, тут же не вытянет его оттуда в Шабат?" 6 И на это они ничего не смогли ответить.

На стихи 1−6 смотри ком. к 6:9.

7 Когда Йешуа заметил, как гости выбирали для себя лучшие места за столом, он рассказал им такую притчу: 8 'Когда кто-нибудь приглашает тебя на праздничный пир, не садись на самое лучшее место, потому что если кто-то из приглашённых окажется более почётным гостем, 9 человек, позвавший вас обоих к себе, может подойти и сказать тебе: Уступи своё место этому человеку'. Тогда ты почувствуешь себя униженным, когда пойдёшь и займёшь самое плохое место. 10 Лучше, когда тебя пригласят, пойди и займи наименее почётное место, и когда подойдёт тот, кто тебя пригласил, он скажет тебе: 'Пойди пересядь выше'. Тогда сидящие с тобой проникнутся к тебе уважением.

Стихи 8−10. Книга Притчей 25:6−7 даёт похожий совет, подчас теми же словами.

11 Ибо всякий человек, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя, возвысится". 12 Йешуа также сказал пригласившему его: "Когда устраиваешь званый обед или ужин, не приглашай своих друзей, братьев, родственников или богатых соседей; потому что они в свою очередь также пригласят тебя, и этим возместят тебе. 13 Лучше, когда устраиваешь обед, приглашай нищих, увечных, калек, слепых! 14 Благословен ты, потому что они ничего не смогут дать тебе взамен! Ибо тебе возместят всё в воскресении праведников".

В воскресении праведников, которое отлично от воскресения неправедных, как видно из Танаха (Даниил 12:2) и Нового Завета (16:26 и ком.; Отк. 20:4−6, 12, 15).

15 Услышав это, один из сидевших за столом вместе с Йешуа сказал ему: "Благословенны те, которые едят хлеб в Божьем Царстве!" 16 Но он ответил: "Однажды некий человек устроил пир и пригласил много людей. 17 Когда подошло время для пира, он послал своего раба передать всем приглашённым: 'Приходите! Всё готово!' 18 Но у каждого из них нашлась отговорка. Один сказал ему: 'Я только что купил поле, мне нужно пойти и посмотреть его. Пожалуйста, прими мои извинения'. 19 Другой сказал: 'Я только что приобрёл пару волов и собираюсь испытать их. Пожалуйста, извини' 20 Третий сказал: 'Я только что женился, поэтому не могу прийти'. 21 Раб вернулся и пересказал всё своему хозяину. Тогда хозяин дома, рассердившись, велел рабу: 'Скорее, выйди на улицы и переулки города и приведи нищих, калек, слепых и увечных!' 22 Раб сказал: 'Господин, я исполнил то, что ты велел, а места ещё много'. 23 Хозяин сказал рабу: 'Выйди на просёлочные дороги и к изгородям, и настойчиво убеждай людей прийти, чтобы мой дом наполнился.

Настойчиво убеждай людей прийти. Греческое слово, переведенное как «убеди, принуди» или «настойчиво убеждай» — анангкасон, смысл которого варьируется от физического принуждения до устного внушения; но через весь этот спектр значений проступает оттенок настойчивости и безотлагательности.

В прошлом этот стих использовался для оправдания насильственного крещения евреев. Но нигде в Библии Бог не говорит прямо и не намекает на то, что Он хочет, чтобы люди насильно принимали Его любовь и доброту. С самого начала, в Эдемском саду, где Адам мог свободно выбирать — повиноваться Богу или нет, был лишь один способ — способ убеждения: «Обратитесь от грехов к Богу и верьте в Добрую Весть» (Map. 1:15). На самом деле, невозможно насильно заставить людей покаяться или поверить, так как это происходит в сердце. И потому «насильственное обращение» — это нарушение условий договора, так как истинное «обращение» подразумевает внутренний поворот от грехов к Богу через Йешуа, а не переход из одной религии в другую. Аналогично этому, попытка насильно навязатъ «обращение» не является повиновением Богу. Скорее наоборот, принуждение и сопутствующая ему жестокость указывают на явное неповиновение. Тем не менее, «настойчивое убеждение», уважающее достоинство слушающего, — это заповедь, которая может принести хорошие результаты.

24 Говорю тебе, ни один из приглашённых мною ничего не отведает на моём пиру!'"

Стихи 16−24. Бог приглашает грешников принять участие в Его пире спасения (ст. 16−17), а в ответ слышит хор до смешного наивных и обидных отговорок (ст. 18−20). См. ком. к 9:57−62 о неуважительных отговорках.

Однако здесь они не свидетельствуют, как в том случае, о недостаточной вере, но о намеренном игнорировании приглашения и презрительном отношении к хозяину, наряду с лицемерным отказом открыто высказать это. Хозяин рассержен, но приглашает других (ст. 21−24). Подобно этому, Бог рассержен на евреев и язычников, которые настолько заняты собой или достижением собственных амбициозных целей, что с презрением отвергают спасение. Несмотря на это, Божий призыв продолжает звучать для всякого, кто услышит, особенно для тех, кто неустроен в этой жизни и может осознать своё бедственное положение.

25 Огромное количество народа шло вместе с Йешуа. Обернувшись, он сказал им: 26 "Если кто-нибудь приходит ко мне и не возненавидит своего отца, мать, жену, детей, братьев и сестёр, и кроме того, собственную жизнь, тот не может быть моим талмидом. 27 Тот, кто не несёт свою стойку казни и не следует за мной, не может быть моим талмидом. 28 Предположим, кто-либо из вас хочет построить башню. Разве сначала ты не сядешь и не подсчитаешь издержки, чтобы выяснить, хватит ли тебе денег на её завершение?

Подсчитаешь издержки. О том, как исчислять духовную выгоду и издержки, говорит также Мишна:

Взвешивай ущерб, который приносит тебе исполнение мицвы, с вознаграждением за её исполнение; а прибыль от греха — с ущербом, который он тебе принесёт. (Авот 2; 1)

Т.е. сравни относительно малую плату за соблюдение мицвы с великой и вечной выгодой, получаемой при её исполнении; и подобным же образом, сравни мимолетное вознаграждение, достигаемое преступлением заповеди, с великой и вечной расплатой за него.

Известное христианское толкование этого принципа было предложено в семнадцатом веке Блезом Паскалем (1623−1662), основателем теории математической вероятности; этот принцип известен как Пари Паскаля. Его идея заключалась в том, что выбор — верить в Искупление, Владычество и Мессианство Йешуа или не верить — логически будет зависеть от двух факторов:

1) от ценности того, что ты собираешься приобрести или потерять, если будешь верить или не верить, и

2) от вероятности того, что это истина.

Эта вероятность, в свою очередь, определяет: получишь ли ты эти выгоды или потери, или нет.

Библия утверждает, что если ты будешь верить в Йешуа, то заплатишь за это некоторую цену:

1) тебе придётся воздерживаться от «преходящих наслаждений греха» (Евр. 11:24), прилагать усилия для творения добра и т.д. — но тогда ты будешь иметь вечную жизнь с Богом, что есть приобретение, цена которого бесконечно велика.

С другой стороны, если ты отвергнешь Йешуа, ты извлечёшь ограниченную выгоду (наслаждение тем, что предложат фортуна, мир и дьявол); но ты пойдёшь в ад и будешь навеки отлучен от Бога и Его благости — расплата, не имеющая границ.

Представь игру в лотерею. Хотя шанс выиграть заманчив, ты не будешь тратить все свои деньги на лотерейные билеты. Потому что цена за билеты с годами станет равной или большей, чем выигрыш. Т.е. с математической точки зрения, лотерея в большей вероятности отнимает от человека деньги, чем прибавляет ему.

Представь, что есть лишь один шанс из миллиарда (как джек пот в лотерее на всю страну), шанс, что Йешуа — тот, кем его называет Библия. Тогда всё равно стоит верить в Йешуа; потому что, хотя тебе и придётся заплатить какую-то ограниченную цену в этой жизни, тем не менее, ничтожный шанс истинности Йешуа влечёт за собой безграничное вознаграждение. Получается, безграничная ценность, т.к. одна миллиардная плюс бесконечность равняется бесконечно большим плюсом.

И, обратное: если ты не принимаешь Библию, то имеешь "мнимую короткую свободу" в этой жизни, но при этом отказываешься от бесконечной будущей жизни. Ясно видно, что некоторые временные "блага" этой жизни ничего не стоят, если сравнить их с шансом иметь бесконечно большую вечную жизнь. Шанс иметь бесконечно большую новую жизнь, с математической точки зрения, имеет ценность бесконечно больше, чем ограниченная временная жизнь. В этом, если говорить своими словами, и есть Пари Паскаля.

Только те люди, которые абсолютно уверены в том, что Библия лжет, которые приравнивают к абсолютному нулю все её шансы на истинность, только такие люди могут логически избрать неверие. Остальных же из тех, кто попадает в ситуацию Пари Паскаля (а это случается с каждым), логика всегда приводит к вере в Йешуа. Главное, быть здесь честным с самим собой.

Почему же так мало раввинов (или должностных лиц других религий), верящих в Йешуа? Одна из причин этого в том, что большинство из них никогда не слышали Евангелия, преподанного по-еврейски. Еврейский Новый Завет и комментарий к нему пытаются помочь в этом.

Но даже если Евангелие понято как Добрая Весть, а не как языческая религия или языческая переработка иудаизма, то есть и другая причина: раввины (и должностные лица в других религиях) обычно не хотят платить цену, которая в их случае будет равносильна потере почестей и привилегий, данных им в еврейской (или любой другой религиозной) общине, и приобретению бесчестья и позора, статуса изгоя и мешумада («отступника»; буквально «сгубленный»).

Третьей причиной является то, что они не совсем отчётливо осознают выгоду. Даже если не касаться вопроса о небесах и аде, лишь немногие могут представить себе вознаграждение за помощь в формировании нового, истинного иудаизма, верного Богу, еврейскому Мессии, еврейскому народу и всему остальному человечеству. Им трудно вообразить себе наслаждение от посвящения своего раввинского образования объединению двух великих потоков мировой истории, которые в течение двух тысяч лет были обособлены (см. Мат. 9:16−17 и ком., Мат. 13:52 и ком.).

Человеком, которому всё-таки удалось представить себе все это и в соответствии с этим видением произвести переоценку издержек и выгод был Шауль из Тарса. Он писал:

Но что для меня было преимуществом [выгодой], я ради Мессии посчитал недостатком [издержками, или самое большее — ограниченной выгодой]. Да и всё я считаю недостатком [издержками, ограниченной выгодой] в сравнении с величайшей ценностью [безграничной выгодой] знания Мессии Йешуа как моего Господа. Именно ради него я отказался от всего и всё почёл сором [самое большее — ограниченной выгодой, теряющей свою ценность при сравнении] для того, чтобы приобрести Мессию [безграничную выгоду]. (Фил. 3:7−8)

Он трезво и точно оценил расходы. Он осознал Пари Паскаля за полторы тысячи лет до того, как сам Паскаль сформулировал его, и сделал правильные выводы.

Истории известны раввины, которые пошли по стопам Шауля и описания их жизни весьма увлекательны; см., например, Дьюринг Дж. Добрая Весть: Специальное издание для раввинов (Good News: Special Rabbis' Edition, P.O. Box 7847, Johannesburg. RSA). Книга повествует о жизни четырнадцати раввинов девятнадцатого-двадцатого веков, которые стали мессианскими евреями. См. также историю Даниэля Циона, главного раввина Болгарии в ком. к Деят. 4:13.

29 В противном случае, если ты заложишь фундамент, но не сможешь закончить, все наблюдающие будут смеяться над тобой 30 и скажут: 'Вот человек, который начал строить, но не смог довести дело до конца!' 31 Или ещё, предположим, что некий царь собирается вести войну против другого царя. Разве сначала он не сядет и не обдумает, хватит ли ему сил с его десятитысячным войском противостоять идущему на него с двадцатью тысячами? 32 Если же нет, тогда, пока тот ещё далеко, он направит к нему своих представителей, чтобы заключить договор о мире. 33 Поэтому тот из вас, кто не отрекается от всего, что имеет, не может быть моим талмидом.

Стихи 26−33. Если кто-нибудь... не возненавидит своего отца... мать... тот не может быть моим талмидом. Услышав неверно процитированный стих 26 в том виде, в каком он приведён выше, можно прийти к заключению, что Йешуа — жестокий безумец. Однако ключом к пониманию его предостережения является, конечно же, фраза «и, кроме того, собственную жизнь». Тема этих стихов — не отчуждение от собственной семьи, но цена следования за Йешуа: ни любовь к отцу или матери, ни любовь к собственной жизни не должны ставиться выше преданности Богу и Его Мессии (см. Мат. 16:24 и ком.). Человек должен отречься от всего, что имеет (ст. 33), признавая, что Бог должен быть на первом месте в его жизни, а имущество и даже социальные отношения должны отойти на второй план. Быть в единстве с Мессией — это нечто большее, нежели простое признание фактов, касающихся Йешуа.

34 Соль — отличная вещь, но если даже соль становится безвкусной, чем же ещё можно приправить её? 35 Она не годится ни для почвы, ни для удобрения — её выбрасывают вон. Те, у кого есть уши, способные слышать, пусть услышат!"

Стихи 34−35. Существует несколько вариантов толкования; мне пришёлся по душе следующий: соль символизирует желание человека делать то, чего требует Йешуа от своих талмидим (ст. 26:33). Но если его готовность превращается в нежелание, если талмид возвращается на мирские пути после того, как он пережил радость следования по пути Божьему, что ещё может восстановить его? Ничто. Ср. Евр. 6:4−6 и ком.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Евангелие от Луки благовествование, 14 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Луки 14 глава в переводах:
От Луки 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.