Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Откровение 3 Откровение Йоханана 3 глава

1 Ангелу мессианской общины в Сардисе напиши: 'Вот послание от того, кто имеет семисложный Дух Божий и семь звёзд: "Я знаю, что ты делаешь — о тебе говорят так, словно ты жив, но на самом деле ты мёртв!

В Сардисе люди не интересовались духовными аспектами жизни, утопая в роскоши, праздности и беспутстве.

Семь звёзд. См. 1:16, 20.

О тебе говорят так, словно ты жив, но на самом деле ты мёртв! В наши дни это описание лицемеров относится к тем людям (евреям, христианам и др.), которые поддерживают благотворительность, но не имеют духовной связи с живым Богом (Исайя 64:6), к тем, кто считает себя близким к Богу или носителем правильной теологической доктрины, но является социально пассивным и не приносит плода в благовестии (Яак 2:17) тем, чьё неверие в Бога и отвержение или пренебрежение Мессией Йешуа выливается в религиозную косность, социальную замкнутость, умственную агрессивность и самомнение; а также к тем, кто пытается заполнить, духовный вакуум плотскими удовольствиями.

2 Пробудись, и укрепись в том, что осталось, пока и это не умерло! Ибо я обнаружил, что дела твои несовершенны в глазах моего Бога. 3 Итак, вспомни, что ты принял и слышал, и повинуйся этому, и отвернись от своего греха! Так как если ты не пробудишься, я приду, как вор; и ты не знаешь, в какой момент я сойду на тебя.

Я приду, как вор, то есть внезапно, когда этого никто не ждёт. Единственный способ быть готовым — никогда не терять бдительности, то есть всегда вести благочестивую жизнь. То же самое предупреждение звучит из уст Йешуа в 16:15; ср. его замечания в Мат. 24:42−50 и Лук. 12:39−46; также 1 Фес. 5:2−8 и 2 Кеф. 3:8−13, где говорится о том, что День Господа придёт, как вор.

4 Тем не менее, есть у тебя несколько человек в Сардисе, которые не запятнали своих одежд; и они будут ходить со мной, облачённые в белое, потому что достойны. 5 Побеждающий облачится, как и они, в белые одежды; и я не сотру его имени из Книги Жизни; я лично признаю его перед своим Отцом и Его ангелами.

Я не сотру его имени из Книги Жизни. Ср. Фил. 4:3. О «Книге Жизни» см. ком. к 20:12.

Я лично признаю его перед своим Отцом и Его ангелами. Ср. Мат. 10:32−33, Лук. 12:8−9, Йн. 10:3.

Стихи 2−5. Собрание в Сардисе настолько погрязло в грехах, что Йешуа предлагает единственное эффективное средство — духовное пробуждение.

Стихи 4−5. Не запятнали своих одежд... облачённые в белое. На протяжении всей Библии белые, чистые одежды символизируют праведные дела, которые позволяют людям на практике выражать свою веру и которые они совершают с помощью Бога (19:8, Исайя 61:10, Еф. 2:10); см. также ниже 3:18; 4:4; 6:11; 7:9, 13−14; 16:15; 19:14. Сравните с делами, совершаемыми усилиями человека, не имеющего веры, которые лишь кажутся праведными, и которые Бог называет «запачканной одеждой» (Исайя 64:6, цитируется выше, в ком. к ст. 1).

6 Имеющие уши да слышат, что Дух говорит мессианским общинам'". 7 Ангелу мессианской общины в Филадельфии напиши: 'Вот послание от ГаКадоша, Истинного, имеющего ключ Давида, Который отворит — и никто не запрёт; запрёт — и никто не отворит':

Филадельфия была основана гораздо позже остальных из семи перечисленных городов. Собрание Филадельфии находилось в здоровом духовном состоянии, так как Йешуа говорит исключительно о его заслугах.

ГаКадош означает «Святой». В 6:10 этот термин относится к Богу Отцу. В Талмуде, молитвеннике и в других еврейских писаниях слово «Бог» обычно заменяется фразой ГаКадош, барух гу («Святой, да будет Он благословен»). Однако здесь (а также, возможно, в 1 Йн. 2:20) этот титул употребляется по отношению к Йешуа (в данном случае нет необходимости в словах «да будет Он благословен», так как Святой Сам говорит о Себе). Таким образом, следует отождествлять Йешуа с Богом, хотя он не Отец (см. ком. к 1:17).

Кроме того, Йешуа — Истинный, а также верный и достойный доверия.

В Книге Исайи 22:20−22 говорится, что Эльяким (Елиаким) получил «ключ от дома Давида», то есть абсолютные полномочия действовать от имени царя Езекии в его доме. Подобно этому и Йешуа «Корень и Потомок Давида» (5:5, 22:16), имеет абсолютную власть (Мат. 28:18) действовать от лица Бога, нашего Царя. Йешуа не позволит кому бы то ни было незаконно присвоить его власть (см. ст. 9), однако он добровольно делится «ключами от Царства Небес» с теми, кто предан ему (Мат. 16:19). Два других человека с именем Эльяким упоминаются в генеалогиях Йешуа (Мат. 1:13, Лук. 3:30). См. 1:18 и ком. о том, какие ещё ключи находятся в распоряжении Йешуа.

8 "Я знаю, что ты делаешь. Вот, я открыл перед тобой дверь, и никто не сможет затворить её. Я знаю, что тебе недостаёт сил, и всё же ты послушался моих слов и не отрёкся от меня.

Я знаю, что тебе недостаёт мирских сил, но духовных вполне достаточно, так как ты послушался моих слов и не отрёкся от меня.

9 Вот, я передам тебе некоторых из синагоги Противника, тех, кто называют себя евреями, но не являются ими, а лгут; смотри, я сделаю так, что они придут и падут ниц к твоим ногам и будут знать, что я возлюбил тебя.

Тех, кто называют себя евреями, но не являются ими. О язычниках, притворяющихся евреями, см. ком. к 2:9.

Я сделаю так, что они придут и падут ниц к твоим ногам и будут знать, что я возлюбил тебя. В своём комментарии на эту фразу христианский теолог Джордж Элдон Лэдд напоминает стихи Танаха, содержащие пророчества о том, что языческие народы мира придут и поклонятся Израилю (йсаия 45:14, 49:23, 60:14; Иезекииль 36:23, 37:28), и пишет далее:

'Эти и многие другие отрывки возвещают день триумфа Израиля над народами. В одних речь идёт о том, что народы покорятся Израилю, а в других — о том, что язычники обратятся в его веру.' («Откровение», 1972. с. 60−61)

О термине «Израиль» см. Рим. 11:17−26 и ком., Гал. 6:16 и ком., Еф. 2:11−16 и ком.

10 Поскольку ты повиновался моим словам о стойкости, я уберегу тебя от времени испытания, которое постигнет весь мир, чтобы испытать людей, живущих на земле.

Времени испытания (или: «искушения»), которое постигнет весь мир. Об этом времени говорится в Танахе, у пророка Даниила (12:1); среди других мест Нового Завета см. Мат. 24:4−28, Map. 13:5−23, 2 Фес. 2:1−12; см. также главы 6−18 Книги Откровения. Премиллениалисты называют этот период «временем скорби» (см. об этих двух терминах ком. к 1:4 и к 11:1−2, 7:14 и ком.; ком. к 1 Фес. 4:15−17).

Я уберегу тебя от времени испытания. Те, кто полагает, что восхищение произойдёт до периода скорби (см. ком. к 1:4 и к 1 Фес. 4:15−17), понимают эти слова Йешуа так, что он заберёт («восхитит») верных ему людей с земли до наступления времени испытания. Другие толкуют эти слова в общем смысле: Бог убережёт Своих людей от вреда, когда придут испытания (9:4), и предупредит их о надвигающемся суде, чтобы они смогли избежать его (18:4).

Людей, живущих на земле. В Танахе есть два выражения, эквивалентные данному. Йошвей-тевель встречается в Танахе пять раз. Четыре из них оно означает «люди, населяющие обитаемый мир», то есть всё человечество (Исайя 18:3, 26:9, Псалом 32:8, Плач Иеремии 4:12); однако в Книге Исайи 26:18 оно, по-видимому, исключает Божий народ и говорит только об идолопоклонниках. Йошвей-гаарец («жители Земли [Израиля]» или «...земли») встречается около двадцати раз и может означать:

1) всё человечество (Исайя 24:6, 26:21; Иеремия 25:30; Псалом 32:14),

2) языческие племена, населявшие Кнаан (Исход 23:31. Иис. Навин 2:9, Иеремия 47:2, Неемия 9:24), или

3) евреев, живущих в своей Земле, в Израиле (Иеремия 6:12; 10:18; Осия 4:1;Иоиль 1:2, 14; 2:1).

Здесь, по контексту, «люди, живущие на земле», — это, как в Книге Исайи 26:18, все те люди, которые не преданны Господу. Другими словами, это все идолопоклонники, которые следуют за зверем (13:3, 8) и не желают обратиться к Богу. Это выражение употребляется в таком же смысле в 6:10; 8:13; 13:8, 14 и в 17:8 (в 13:12, 17:2 и Деят. 17:26 смысл похожий). Однако в 11:10 и ком. оно, вероятно, относится к еврейскому народу, проживающему в Земле Израиля.

Всем идолопоклонникам предстоит испытать на себе Божий суд над землей (главы 6−18). Некоторые выдержат это испытание и покаются (11:13), чего так страстно желает Господь (2 Кеф. 3:9), но не все (9:20−21; 16:8−11, 21).

11 Я приду вскоре; держись того, что есть у тебя, чтобы никто не смог отобрать у тебя твою корону. 12 Побеждающего я сделаю столпом в Храме моего Бога, и он никогда не покинет его. Я также напишу на нём имя моего Бога и имя города моего Бога, нового Йерушалаима, сходящего с небес от моего Бога, а также своё собственное, новое имя.

Побеждающего я сделаю столпом в Храме моего Бога. В Храме Соломона были два столба, Боаз и Яхин (Воаз и Иахин, 3 Царств 7:21). Ср. 1 Кеф. 2:5, где о верующих сказано, что,они «живые камни... созидаемые в духовный дом». Позже в видении Йоханана появляется небесный Храм (7:15, 11:19, 14:15, 15:5, 16:1), в котором Йешуа исполняет обязанности когена гадоля (Евр. 2:17 и ком.). В новом Иерушалаиме, сходящем с небес (см. 21:2 и ком), Сам Бог будет Храмом, поэтому неудивительно, что верующие будут столбами этого Храма.

Я также напишу на нём имя моего Бога. Имена людей свидетельствуют о том, кому они (люди) принадлежат. В Танахе Бог даёт Своё имя (ЙГВГ) народу Израиля, повелев коганим читать Аароново благословение (Числа 6:24−27). Люди, верные Богу, носят Его имя (здесь, 22:4) и имя Мессии (14:1), в том числе и его новое имя (2:17, 19:12). Подобным же образом, последователи зверя носят имя зверя, свидетельствуя тем самым, что принадлежат ему (13:17).

Имя города моего Бога. Подразумевается право гражданства в этом городе (см. ком. к 21:2).

13 Имеющие уши да слышат, что Дух говорит мессианским общинам"'. 14 Ангелу мессианской общины в Лаодикее напиши: Так говорит Амен, верный и правдивый свидетель, Правитель над Божьим творением:

Шауль немало потрудился в общине, находившейся в Лаодикее (Кол. 2:1, 4:13), приветствовал членов этой общины как братьев (Кол. 4:15) и даже написал им послание (Кол. 4:16). Может быть, тот факт, что это письмо ныне утеряно, указывает на то, что они не вынесли из него урока. Здесь Йешуа лишь упрекает и увещевает лаодикийцев и не находит их достойными похвалы.

Слово Амен (др.-евр. слова, означающего «истина») подтверждает истинность предыдущего утверждения (см. ком. к Мат. 5:18 и Рим. 9:5). Ср. «Бог истины» (Исайя 65:16, слово «истина» здесь — амен).

Йешуа — Правитель (греч. архе) над Божьим творением, буквально «начало Божьего творения», который, будучи Божьим Словом, начал это творение, поддерживает его и управляет им (Бытие 1:2, Йн 1:1−3, Кол. 1:17. Евр. 1:3). То, как употребляется слово архе в 21:6 и 22:13, указывает на философское понимание Йешуа как личности, существующей вне временных рамок, «алеф» и «тав» (1:8 и ком.). Таким образом, по отношению к лаодикийцам Йешуа — Амен, подтверждающий катастрофичность их духовного состояния. Он верный и правдивый свидетель (см. ком. к 19:11), чьё свидетельство нельзя опровергнуть. Он также Правитель над Божьим творением, имеющий право осудить их, если они не покаются.

15 "3наю твои дела: ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был тем или другим!

Хотя лучше всего быть горячим, люди, которые опасаются неверующих, враждебно настроенных по отношению к Евангелию, и чувствуют себя гораздо лучше рядом с апатичными, самодовольными, номинальными верующими, должны помнить о том, что Йешуа отдаёт предпочтение «холодным» людям, а не «теплым». Ревностность по отношению к Богу, которая «основывается на неверном понимании» (Рим. 10:2), — более плодородная почва для Евангелия, чем отсутствие какой-либо ревностности.

16 Однако, поскольку ты тёпел, ни холоден, ни горяч, я извергну тебя из уст моих! 17 Так как ты не перестаёшь говорить: 'Я богат, разбогател, ни в чём не нуждаюсь!', и не знаешь, что ты несчастен, жалок, беден, слеп и наг!

Йешуа здесь не приказывает, а даёт совет. Будучи безгранично мудрым, он понимает, что лаодикийцы слишком недисциплинированны, чтобы повиноваться приказаниям. Обратите внимание на его вежливость в ст. 20.

Конечно, за деньги нельзя купить духовное золото Йешуа, поистине обогащающее людей; оно бесплатно (22:17, Исайя 55:1, Рим. 3:24) Однако Йешуа использует психологию людей, которые всё измеряют деньгами и полагают, что то, чего нельзя купить, ничего не стоит.

В Лаодикее находился известный медицинский колледж, изготовлявший из «фригийского порошка» глазную мазь. Йешуа может исцелить не только слепых физически (Йн. 9:1−7), но и духовно слепых. При этом сначала они должны признать, что ничего не видят 9:39−41).

Белые одежды. См ком. к 3:4−5.

Стихи 16−17. Строгие слова Йешуа, осуждающие лаодикийцев, направлены на то, чтобы вывести их из состояния самодовольства и привести к покаянию (ст. 18−20). Помимо того, что они лгут о своём духовном благополучии (Я богат), они ещё и гордятся, словно добились этого собственными усилиями (разбогател), и испытывают самодостаточность (ни в чём не нуждаюсь), которая обманчива и опасна (Яак. 4:13−16). Ср. Книгу Осии 12:8−9, где Эфраим (Ефрем; Северное царство, Израиль) говорит: «Однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом»: в ответ на это Бог обещает опять поселить их в кущах (как странников).

18 Советую тебе купить у меня золото, очищенное огнём, чтобы обогатиться; и белые одежды, чтобы одеться и не стыдиться своей наготы; также целебную глазную мазь, чтобы помазать свои глаза и видеть. 19 Я же обличаю и наказываю всякого, кого люблю; потому будьте ревностны и отвернитесь от своих грехов!

Я же обличаю и наказываю всякого, кого люблю. Ср. Евр. 12:6. Йешуа любит заблуждающихся лаодикийцев несмотря ни на что, поэтому он критикует их в ст. 15−18. Поскольку Бог любит Израиль, Он критикует их на протяжении всего Танаха. Это одна из важнейших библейских истин.

Потому будьте ревностны и отвернитесь от своих грехов. Покаяние — это не дар, который сам падает нам в руки. За отговоркой вроде «я ещё не готов покаяться» зачастую скрывается теология бездействия. Йешуа мыслит по-иному, по-еврейски: нужно приложить усилие, чтобы вывести себя из состояния апатии и отвернуться от греха.

20 Вот, я стою у двери и стучу. Если кто-то услышит мой голос и отворит дверь, я войду к нему и буду есть вместе с ним, а он — со мной.

Готовность Бога принять кающихся грешников, хорошо знакомая нам из Танаха (например, Захария 1:3: «Так говорит Адонай небесных воинств: обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам.») и Нового Завета (Деят. 2:38), является причиной данных слов Йешуа.

Вот, я стою у двери и стучу. Йешуа не врывается внутрь и не колотит в дверь, что есть силы, а стоит и стучит, ожидая, что его пригласят войти. Он не может силой войти в сердца неверующих, ещё не принявших его, или тех верующих которые, подобно лаодикийцам, отвернулись от него. С другой стороны, он не стоит за дверью молча, так чтобы никто не заметил его присутствия, а даёт знать о себе, делая это ненавязчиво, через хороший пример верующих людей, через проповедь Евангелия, через исполнение пророчеств в истории, через природу, через совесть человека. Он ждет, пока кто-либо услышит его тихий голос, говорящий о вере и доверии, удалит умственные и эмоциональные преграды и отворит дверь для веры и первым шагам покаяния. Тогда, будучи приглашённым, Йешуа войдёт к такому человеку и будет есть вместе с ним. Можно добавить, что, в отличие от обычных гостей, Йешуа сам приносит духовную пищу, придающую силы, необходимые для дальнейших, более сложных шагов в сторону покаяния. Образ совместной трапезы (ср. Лук. 15:2, Йн. 14:23, Деят. 11:3) согласуется с еврейской культурой и большинством восточных культур, где общение за одним столом предполагает взаимное расположение, близость и уверенность друг в друге. Итак, Йешуа обещает находиться рядом с любым человеком, искренне просящим его об этом, будь то еврей или язычник.

21 Побеждающему я позволю сидеть вместе со мной на моём троне, подобно тому, как сам я победил и сел со своим отцом на Его троне. 22 Имеющие уши да слышат, что Дух говорит мессианским общинам"'.

Йешуа является примером для каждого, кто хочет победить зло, искушение, апатию. Ср. Фил. 2:6−11, Евр. 2:9−11, 18; 4:15−16. Там Мессия также изображён как человек, преодолевший искушение, а нас призывают смело «приближаться» к Божьему трону, когда мы имеем нужду в чём-либо. Здесь Йешуа обещает, что побеждающие будут сидеть вместе с ним на троне (см ком. к 20:11), который он, в свою очередь, разделяет с Отцом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Откровение Иоанна Богослова, 3 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Откровение 3 глава в переводах:
Откровение 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.