Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Откровение 6 Откровение Йоханана 6 глава

1 Затем я наблюдал, как Ягнёнок снимал первую из семи печатей, и услышал, как одно из четырёх живых существ говорит громоподобным голосом: "Иди!" 2 Я взглянул, и вот, передо мной был белый конь; всадник его держал лук и ему была дана корона, и он унёсся, словно завоеватель, чтобы покорять.

Некоторые считают, что всадник на белом коне — это Машиах, изображённый как завоеватель (как в 19:11 и далее) в том смысле, что Евангелие покоряет весь мир. Однако в этом случае он всего лишь один из нескольких всадников, равный им. Кроме того, остальные из «четырёх всадников Апокалипсиса» приносят суд, а не покой. Лучше рассматривать этого всадника как несущего суд в виде войн и завоевания.

3 Когда он снял вторую печать, я услышал, как второе живое существо сказало: "Иди!" 4 И вышел другой конь, рыжий; всаднику его была дана власть взять мир с земли, чтобы люди убивали друг друга. Ему был дан огромный меч. 5 Когда он снял третью печать, я услышал, как третье живое существо сказало: "Иди!" Я взглянул, и вот, передо мной был вороной конь, всадник его держал в руке весы. 6 Тогда посреди четырёх живых существ я услышал звук, напоминающий голос, говоривший: "Килограмм пшеницы за однодневную плату! Три килограмма ячменя за ту же цену! Но не повреждай масла и вина!"

Богатые, благодаря своим сбережениям, избавили себя от следствий экономического неравноправия и дефицита, бедным же приходится платить однодневную плату (буквально «динарий»; см. Мат. 20:2) за порцию, едва хватающую, чтобы не умереть с голоду. Кроме того, им говорят не повреждать оливкового масла и вина, которые стали недоступной им роскошью.

Йехиэль Лихтенштейн (см. ком. к Евр. 3:13) толкует это место так:

'Взвешивание хлеба является признаком проклятия, определённого в Книге Левит 26:26: «Будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты».'

7 Когда он снял четвёртую печать, я услышал голос четвёртого живого существа, говоривший: "Иди!" 8 Я взглянул. И вот, передо мной был бледный, болезненного вида конь, и на нём всадник, имя которому — "Смерть", и Шеол следовал за ним. Им была дана власть истребить четвёртую часть мира войной, голодом, язвами и земными зверями.

Бледный, болезненного вида конь (или: «зелёный конь»). Лихтенштейн объясняет:

'Зелёный цвет — признак смерти. Когда человек умирает, его лицо становится зелёным, как сказано в Талмуде об ангеле смерти: «"они вливают в рот умирающему каплю, которая вызывает смерть, и его кожа и лицо становятся зелёными»' (Авода Зара 266).

Стихи 1−8. Снятие первых четырёх печатей высвобождает «четырёх всадников Апокалипсиса», которые символизируют, соответственно:

1) войну в смысле покорения одних народов другими,

2) войну в смысле ненависти между нациями и отдельными людьми,

3) несправедливое экономическое распределение (или, менее вероятно, общая нехватка благ), и

4) смерть как следствие первых трёх бедствий (война, звери = ненависть, голод = несправедливое распределение благ) и болезней (язвы). Этот раздел, вероятно, соотносится с Книгой Левит 26:14−26 и Книгой Иезекииля 14:12−20, где говорится о подобном суде. Сравните также с опустошениями и бедствиями, описанными в Книге Иеремии 15:3, 24:10, 29:17 и в Книге Иезекииля 5:17, 14:21, а также с четырьмя колесницами в Книге Захарии 6:2−3. Четыре живых существа были упомянуты в 4:6 выше.

9 Когда Ягнёнок снял пятую печать, я увидел под жертвенником души преданных смерти за провозглашение Божьего Слова, то есть за свидетельство.

Под жертвенником души... Этот необычный образ должен пониматься в свете раввинской литературы. Согласно труду, приписываемому раби Натану ГаБавли, жившему во втором веке:

'ГаКадош [«Святой»], да будет Он благословен, взял душу Моисея и хранил её под Троном Славы... Не только душа Моисея хранится под Троном Славы, но также и души праведников.

Раби Акива обычно говорил: «Погребённые под жертвенником подобны тем, кто погребён под Троном Славы».' (Авот диРаби Натан 12:4, 26:2)

Согласно Талмуду, раби Абба Ариха, или Рав, живший в третьем веке, учил, что архангел Михаил приносит жертву на небесный жертвенник в небесном храме (Менахот). Тосафот, средневековые комментаторы Талмуда, говорили об этом отрывке, что жертва эта — души праведников, учителей Торы.

Преданных смерти за... свидетельство. По-гречески «свидетельство» — мартюриа, от которого произошло английское слово, означающее «мученик» (martyr). См. ком. Деят. 7:59−60 о еврейской концепции смерти аль кидуш ГаШем («в освящение Имени» Бога).

10 Они взывали громким голосом: "Властелин, ГаКадош, Истинный, сколько ещё пройдёт времени, пока Ты осудишь живущих на земле и отомстишь за нашу кровь?"

ГаКадош... сколько ещё пройдёт времени, пока Ты... отомстишь за нашу кровь? Те люди, которые не приемлют мести, в принципе, могут воспользоваться примером Йешуа и его учением (Мат. 5:42, 26:51−54; Лук. 23:34). Тем не менее, Писание допускает отмщение. Мученики должны понимать, что месть является Божьим делом, а не человеческим. Как сказано в Рим. 12:19: "Не ищите возмездия, друзья мои, а позвольте Божьему гневу совершить его, так как в Танахе написано: «Адонай говорит: Я в ответе за отмщение; Я воздам»". [Второзаконие 32:25]

Кроме того, подобно тому, как голос Авеля вопиёт Богу от земли (Бытие 4), праведность требует отмщения за убийство. Псалом 78:10 и Лук. 18:7−8 позволяют предположить, что здесь мученики молятся за оправдание, а не за отмщение. Однако похожая молитва в Первой книге Еноха, псевдоэпиграфе, говорит о мести.

11 Каждому из них была дана белая одежда; и сказано было им, чтобы они подождали ещё немного, пока число тех, кто трудился вместе с ними, их братьев, которые будут убиты так же, как и они, не достигнет полноты.

Белая одежда. См. ком. к 3:4−5.

12 3атем я наблюдал, как он снимает шестую печать, и произошло великое землетрясение, солнце стало тёмным, словно траурное одеяние, а луна сделалась кроваво-красной. 13 3вёзды упали с небес на землю, подобно тому, как смоковница, сотрясаемая сильным ветром, роняет свои плоды. 14 Небо уменьшилось, свернувшись, словно свиток, и всякая гора и остров сдвинулись со своего места. 15 Тогда земные цари, правители, военачальники, богатые и могущественные — все, как рабы, так и свободные — спрятались в пещерах и среди скал в горах, 16 и говорили горам и скалам: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на троне и от гнева Ягнёнка! 17 Ибо настал Великий День их гнева, кто сможет устоять?"

Стихи 1−17. Шесть из семи печатей сняты в этой главе. Свиток откроется лишь тогда, когда будет снята седьмая, в 8:1.

Стихи 12−17. Описание снятия шестой печати содержит элементы, напоминающие описания конца света, которые можно найти в Книге Исайи 2:10−12, 2:19, 13:10, 34:4, 50:3; Книге Иеремии 4:23−29; Книге Иоиля 2:31, 3:15; Книге Наума 1:5−6; Книге Аггея 2:6 (ср. Мат. 24:29, Лук. 23:30).

От гнева Ягнёнка, который будет страшен, так как Ягнёнок — ещё и Лев (см. 5:5−6 и ком.).

Согласно Йн. 5:22, Деят. 17:31, Рим. 2:16 и 2 Кор. 5:10, Бог доверил суд Льву/Ягнёнку. Суд произойдёт в Великий День, или День Господа (1:10 и ком. выше, 2 Фес. 2:2, 2 Кеф. 3:10, и более десятка мест в Танахе), День Мессии (Филиппийцам 1:10), Великий День Адоная-Цваота (16:14 ниже, Исайя 2:12, Иеремия 46:10), День Гнева (Рим. 2:5; Софония 1:18, 2:2−3; Плач Иеремии 2:22), День Суда (Мат. 10:15, 2 Кеф. 2:9, 1 Йн. 4:17 и ещё пять мест в Новом Завете).

Великий День их гнева... кто сможет устоять? Те люди, которые упиваются собственной властью, в тот день поймут её иллюзорность. Даже слабым людям, пытающимся манипулировать другими и проявить свою власть в маленьких вещах, этот день откроет их истинную сущность. Только те, кто воздаёт «хвалу, честь, славу и могущество» исключительно Богу и Ягнёнку (5:13), сможет устоять в день их гнева.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Откровение Иоанна Богослова, 6 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Откровение 6 глава в переводах:
Откровение 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.