Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Петра 0 2-е послание Петра введение

Это послание можно было бы озаглавить следующим образом: «Борьба христиан в последние дни». Тема победы звучит в начале и в конце послания Петра. Однако, главное внимание апостол уделяет здесь вопросу о том, как должны жить верующие в условиях трудностей и смятения последнего времени. После того, как он нарисовал страшную картину (в 2:1 — 3:10), в которой перед его читателями предстают и лжеучители, и падшие ангелы, и откровенная аморальность, и жалкие баламуты и насмешники, он призывает своих читателей пребывать «в святой жизни и благочестии… ожидающими и желающими пришествия дня Божия» (3:11−12). Благочестивая жизнь в трудные времена — вот урок, который преподает Петр верующим в этом энергичном послании.

Автор

В первом стихе говорится, что послание написал Симон Петр, т. е. один из трех (два другие — Иаков и Иоанн) свидетелей преображения Иисуса Христа (1:17−18 и Мк 9:2−7). Ранее он написал им свое Первое Послание, теперь апостол снова обращается к тем же читателям (2Пет 3:1). Он был одним из Двенадцати (1:1; 3:2), и он называет Павла своим «возлюбленным братом» (3:15). От Самого Господа, когда они вместе шли по берегу Галилейского моря, Петр услышал о том, какою смертью ему предстоит умереть (1:14 и Ин 21:18−19).

В третьем столетии три христианских писателя прямо ссылались на Петра как на автора этого послания. Мефодий Олимпийский, замученный впоследствии при императоре Диоклетиане, цитирует 2Пет 3:8 в поддержку своих мыслей о воскресении. При этом автором послания, на которое ссылается, он называет апостола Петра.

Вопрос о стилистическом расхождении между Первым и Вторым посланиями скорее всего объясняется тем, что, по-видимому, писать это послание помогал апостолу Петру не Силуан, помогавший ему при написании Первого послания (1Пет 3:12), а кто-то другой. Да и расхождение в стиле не представится столь уж разительным, особенно в свете того, что и тема, и цель у этих посланий — разные. Между прочим, и сходство в стиле посланий бросается в глаза не меньше, чем различие. К примеру, в обоих посланиях очень часто встречаются слова, которых больше нет ни в одной другой новозаветной книге.

Стилистические различия между двумя посланиями апостола Петра менее значительны, чем между ними и другими книгами Нового Завета. Кстати, наличие упомянутых специфических слов, по-видимому, свидетельствует о богатом словаре автора и его ораторском темпераменте, требовавшем неизбитых выражений. Отсюда — множество слов и оборотов, встречающихся только в этих двух посланиях.

Для обоих посланий характерно необычное приветствие: «Благодать и мир вам да умножатся» (1Пет 1:2; 2Пет 1:2). Греческое слово аретас в 1Пет 2:9, переведенное как «совершенства», и врете во 2Пет 1:3, переведенное как «благостию», происходят от одного и того же корня и встречаются в греческом очень редко, но именно ими описывает апостол превосходство и доброту Бога. Слово апотезис встречается в Новом Завете только в 1Пет 3:21 и 2Пет 1:14, и переведено оно соответственно как «омытие» и «должен оставить».

Выразительной фразе амомоу кои аспидоу 1Пет 1:19, характеризующей безгрешность Христа как Того, Кто не имеет «ни пятна ни порока», искуссно противопоставлена фраза во 2Пет 2:13, характеризующая лжеучителей как «срамников и осквернителей». Первая фраза несколько видоизмененной повторяется в греческом тексте во Втором послании, в 3:14 (переведена как «неоскверненными и непорочными»), и содержится она в призыве апостола к верующим — стремиться к моральному превосходству в свете скорого пришествия Христа. Использование одних и тех же необычных слов и выражений в обоих посланиях свидетельствует о том, что они написаны одним и тем же автором.

Своим уникальным стилем и словарем Второе послание перекликается с проповедями апостола Петра, записанными в Деяниях Апостолов. Одним из наилучших примеров являются слова одного корня — кодасонтаи (наказать), встречающееся только в Деян 4:21 и кояазоменоус (наказание) в 2Пет 2:9.

Сходство с посланием апостола Иуды

Даже при беглом прочтении 2 главы 2-Петра и Иуды 4−18 бросается в глаза их удивительное сходство. Богословы раннехристианского периода полагали, что апостол Петр первым написал свое второе послание, а апостол Иуда позже заимствовал его мысли. В наше время ряд богословов пришел к противоположному мнению. Некоторые даже утверждают, что и автор 2-Петра и автор послания Иуды воспользовались каким-то третьим, общим, источником. Однако, все три точки зрения сталкиваются в обосновании своем с серьезными трудностями.

Если первым написал свое послание Иуда, то возникает вопрос, мог ли столь авторитетный апостол, как Петр, так много заимствовать у писателя менее известного, чем он сам. Конечно, ответ может быть в том, что Петр счел предостережения Иуды относительно лжеучителей настолько важными, что решил подчеркнуть и подкрепить их собственным авторитетом.

Если же первым написал свое послание Петр, то возникает вопрос, почему Иуда просто повторил часть того, что уже было сказано Петром, и добавил к этому очень мало нового. На это можно ответить, что Иуда мог сократить и уточнить послание Петра или какое-то другое, содержавшее мысли общие для обоих посланий, чтобы донести эти очень важные мысли до церквей, еще не получивших послания, написанного прежде.

Место и время написания

На основании двух мест в 2-Петра можно судить о приблизительной дате его писания. В 2Пет 1:13−15 апостол говорит, что время его смерти близко. По традиции считается, что Петр был казней или в конце 67 года и в начале 68 года. Далее, ссылка на послания апостола Павла в 3:16, по-видимому, указывает на то, что Петр писал это послание после 60 года.

Поскольку считается, что 1-Петра было написано им примерно в 64 году, второе можно датировать 64 — 68 годами. Из текста послания не видно, где оно было написано. Но поскольку 1-Петра писалось в Риме, и в Риме же, как считается, был распят апостол, то логично допустить, что Второе послание Петра также было написано в Риме.

Кому адресовано

Петр писал это послание тем же верующим, которым адресовал и первое свое послание (2Пет 1:1 и 2Пет 3:1). Если в 3:1 автор имел в виду именно Первое свое послание, то тогда и с этим он обращался к христианам из евреев и язычников, жившим «в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1Пет 1:1). Но если он имел в виду какое-то другое послание, не дошедшее до нас, то тогда определить адресатов 2 Петра не представляется возможным.

Цель написания

Петр был одновременно и заботливым пастырем, и горячим поборником учения Христа, каким Он оставил его. Этот последний его призыв не останавливаться в духовном росте и остерегаться лжеучителей звучал тем горячей, что он знал и о краткости земного времени, остававшегося у него, и о той непосредственной опасности, которая нависла над церквами (1:13−15 и 2:1−3).

И вот он решил «возбудить» своих пасомых «напоминанием» о том, что они уже знали, чтобы они вновь и вновь думали (3:1−2) над тем, чему учили пророки и Сам Господь, чтобы не забыли его слов (1:15). Он подробно описывает признаки духовной зрелости и призывает своих читателей прилагать все усилия к тому, чтобы растя в благодати и в познании (1:3−11).

Апостол перечисляет также признаки истинных учителей — чтобы верующие умели различать между настоящими учениками Господа и самозванцами (1:12−21). Относительно последних Петр предостерегает своих читателей, разоблачая лживые, порочные свойства лжеучителей (глава 2). И, наконец, он утешает и ободряет тех, кому пишет, убеждая их в скором возвращении Христа на землю (3:1−16). Цель послания — призыв христиан к духовному росту с тем, чтобы они могли противостать всякому соблазну вероотступничества, уповая на Второе пришествие Господа.

План книги

I. Вступление (1:1−2)

А. Приветствие (1:1)

1. Автор (1:1а)

2. Читатели (1:1б)

Б. Благословение (1:2)

II. Природа христианина-плод Божией работы (1:3−11)

А. О принадлежности к «Божескому естеству» (1:3−4)

1. Божия сила (1:3)

2. Божии обещания (1:4)

3. Принятие христианами «Божеского естества» (1:4б)

Б. Божия природа в действии (1:5−9)

1. В чем это действие проявляется (1:5−7)

2. Последствия упомянутого действия (1:8)

3. «А в ком нет сего» (1:9)

Б. К чему ведет «Божеское естество» (1:10−11)

1. Вклад верующего в Божие совершенство (1:10)

2. Достижение последнего результата (1:11)

III. Духовная пища христианина — Слово Божие (1:12−21)

А. Помнить Слово Божие (1:12−15)

Б. Величие Слова Божиего (1:16−18)

В. Значение Слова Божиего (1:19−21)

IV. Христианская война: лжеучители идут в атаку (глава 2)

А. Об избавления от лжеучителей (2:1−9)

1. Разоблачение лжеучителей (2:1−3)

2. О прежних Божиих судах (2:4−6)

3. «Знает Господь, как избавлять» (2:7−9)

Б. Описание лжеучителей (2:10−16)

1. Они — мятежны (2:10−11)

2. …Подобны животным (2:12)

3. Они — обманщики (2:13)

4. Неисправимые грешники (2:14)

5. Лжеучители — користолюбивы (2:15−16)

В. Разрушительная работа лжеучителей (2:17−22)

1. Кого «уловляют» лжеучители (2:17−18)

2. Каковы их приемы (2:19)

3. Их конец — погибель (2:20−22)

V. Христианская надежда — возвращение Христа (3:1−16)

А. Напоминание верующим (3:1−2)

Б. Ругатели насмехаются… (3:3−7)

В. Божия гарантия (3:8−9)

Г. Петр о дне Господнем (3:1б−13)

Д. Воздействие надежды на поведеиие веруюящих (3:14−16)

VI. Заключение (3:17−18)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Петра, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.