I. Восстановление стен (главы 1−6)
А. Молитва Неемии (глава 1)
1. ВЕСТИ ИЗ ИЕРУСАЛИМА (1:1−3)
Неем 1:1−3. Находясь в зимнем дворце персидского царя в Сузах (сравните Есф 1:2; Дан 8:1−2; также карту Персидской империи во вступительной части к книге Ездры), Неемия получил однажды вести о положении дел в Иудее, которые принесли несколько человек, возвратившихся оттуда. Среди них был и собственный брат Неемии — Ханани. Был месяц Кислев, соответствующий ноябрю-декабрю (таблицу «Календарь в Израиле» — в комментариях на Исх 12:1); шел двадцатый год правления Артаксеркса (сравните 2:1). Артаксеркс, шестой царь Персии, начал править в 464 г. до Р. Х.
Полученное им известие опечалило Неемию — ведь оно свидетельствовало о скверном положении его народа и его земли. Он узнал от очевидцев, что евреи в Иудее, которая являлась одной из провинций Персидской империи, находятся… в великом бедствии и в уничижении, и что стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены. (Впоследствии шесть ворот было приведено в порядок; 3:1, 3, 6, 13−15.) Это означало, что город беззащитен перед возможными нападениями врагов. В свое время народ взялся за восстановление стен (Езд 4:12), но работы были прекращены по приказу Артаксеркса, на которого подействовали «доводы» самаритян и Рехума (вероятно, какого-то влиятельного персидского чиновника в Иудее; Езд 4:17−23).
Поскольку Неемия занимал высокое положение при дворе Артаксеркса, он должен был знать о письме Рехума к нему и о последовавшем указе царя. Но он мог не знать о конкретных результатах того письма, и, несомненно, тревожился о положении своих братьев в Иерусалиме. Теперь сообщение пришедших из Иудеи подтвердило худшие его опасения.
2. РЕАКЦИЯ НЕЕМИИ НА УСЛЫШАННОЕ (1:4)
Неем 1:4. Неемия заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным (толкование на Езд 1:2). Он молился день и ночь (1:6). Хотя поститься закон требовал лишь в ежегодный День очищения, к посту нередко прибегали в бедственных обстоятельствах или в крайне тяжелом состоянии (2Цар 12:16; 3Цар 21:27; Езд 8:23).
3. О ЧЕМ МОЛИЛСЯ ВИНОЧЕРПИЙ АРТАКСЕРКСА (1:5−11)
а. Неемия признает величие Бога (1:5)
Неем 1:5. Неемия стоял перед ситуацией, изменить которую был не в силах. Но он сознавал, что для Бога нет ничего невозможного (Иер 32:17). И свою молитву он начал с признания этого факта. Господи, Боже небес, молился он, и это звучало как признание Господа владыкой вселенной, Боже великий и страшный (в значении «вселяющий благоговейный страх»; сравните 4:14; 9:32). Господи верный и милостивый к тем, кто любит Тебя и соблюдает заповеди Твои!
б. Неемия исповедует грехи Израиля (1:6−7)
Неем 1:6−7. Примечательно, что в эту молитву исповедания вины Неемия включает и себя самого. Подобно тому, как за сто лет до него молился Даниил (Дан 9:4−6), и как молился Ездра (Езд 9:6−15), молился теперь Неемия, разделяя со своим народом, Израилем, его грех перед Господом, его ответственность за постоянные нарушения Моисеева закона. Мы… согрешили — и я и дом отца моего, — подчеркнуто произносит он.
в. Неемия просит у Бога помощи (1:8−11)
Неем 1:8−11. Неемия «напоминал» Богу слово Его не потому, что Он мог забыть его, а, побуждая Его к действию. Да, Господь предупредил Моисея, что в случае упорного неповиновения Ему Израиля Он рассеет его среди других народов, изгнав его из земли обетованной (Лев 26:27−28, 33; Втор 28:64), но Он же обещал и возвратить его (Втор 30:1−5) на место, которое избрал для него, чтобы… имя Его обитало там (т. е. в Иерусалим), если народ Его вновь обратится к Нему. (Относительно Иерусалима толкование на Втор 12:5; 2Пар 6:6.) Они же рабы Твои (сравните с «Твой удел» во Втор 9:29) и народ Твой, смиренно «напоминал» Иегове Неемия, народ, который Ты искупил… Его молитва движима была надеждой на благоприятный ответ свыше.
Рассуждая «по-земному», лишь один человек в состоянии был помочь евреям, бедствовавшим в Иерусалиме, — царь Персии, в услужении которому Неемия находился. Ведь это он, Артаксеркс, повелел за 14−15 лет до того (толкование на Езд 4:19−22), чтобы строительные работы в Иерусалиме были прекращены (Езд 4:21), и только он мог теперь отменить то свое повеление. Поэтому и просил Неемия, чтобы Господь «ввел его в милость у человека сего» (буквально «побудил бы «человека сего» с сочувствием отнестись к просьбе Неемии»).
В обязанности Неемии как виночерпия Артаксеркса входило прежде чем предложить вино царю пробовать его самому, дабы убедиться в том, что оно не отравлено. Таким образом Неемия имел постоянный доступ к Артаксерксу.
Толкование Далласской семинарии на книгу Неемии, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.