3. ПЕРЕЧЕНЬ СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ (12:1−26)

Неем 12:1−7. Царь Давид разделил священство для отправления служения в будущем храме — на 24 череды (1Пар 24:7−19). У Неемии перечислены 22 человека, о которых сказано, что они — главы священников; возможно, имелись в виду священнические череды, стоявшие за каждым из этих имен, что подтверждается фразой и братья их в окончании стих 7.

Все это были священники и левиты, возвратившиеся из Вавилона с Зоровавелем… и с Иисусом почти за сто лет до Неемии (в 538 г. до Р. Х.). Два имени могли выпасть из списка, или по какой-то причине не были в него включены.

Неем 12:8−9. Из левитов, возвратившихся с Зоровавелем, названы 8 (стихи 8−9). Из них только двое названы Ездрой — Иисус и Кадмиил (Езд 2:40). Судя по тому, что Матфания, завершающий перечисление в Неем 12:8, был главным при славословии, т. е. руководителем левитов-певцов, все братья его тоже были певцами.

Из стиха 9 следует, что левиты из черед, возглавлявшихся Бакбукией и Уннией, были привратниками. Но сказанное в 12:25 позволяет сделать вывод, что одновременно эти левиты были музыкантами.

Совпадение имен в списках, составленных в дни Зоровавеля (12:1) и почти 100 лет спустя, при Неемии, подтверждают ту мысль, что перечисленные в них были главами священнических и левитских черед, которые и названы — по именам своих глав — в списках.

Неем 12:10−11. Многие поколения первосвященников сменили друг друга, начиная от Аарона и до Иоседека, уведенного в вавилонский плен (1Пар 6:3−15). Следующим первосвященником стал Иисус, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:1−2; Неем 11:1). Внук Иисуса Елиашив (стих 10) был первосвященником в дни Неемии (3:1; 13:4, 7, 28).

Ссылка в стихе 11 на Иаддуя (в третьем поколении после Елиашива) навела некоторых богословов на предположение, что это — вставка, сделанная в более позднее время. Вполне, однако, возможно, что правнук Елиашива родился еще при жизни Неемии и был им назван как будущий первосвященник. Ионафан, упомянутый в стихе 11, вероятно, то же лицо, что Иоханан в 12:22.

Неем 12:12−21. Следует список глав священнических семей во дни Иоакима, сына Иисуса первосвященника (стих 10). Названные здесь 20 имен более или менее соответствуют 22 именам, приведенным в стихах 1−7. Не упомянуты здесь Хаттуш из стиха 2 и Маадин из стиха 5. Харим (стих 15; сравните 10:5) — то же лицо, что Рехум в стихе 3. Миниамин (стих 17) — то же, что Мнямин в стихе 5.

Неем 12:22−26. Лица, возглавлявшие левитские роды при первосвященниках от Елиашива до Иаддуя (стих 22), вероятно, вносились в официальные списки (с необходимыми поправками) при каждом из вышеперечисленных первосвященников.

В царствование Дария Персидского были составлены списки священников. Вероятно, подразумевается Дарий II, правивший Персией с 423 по 404 гг.до Р. Х. Согласно так называемому Элефантинскому папирусу Иоханан был первосвященником в 408 году. Возможно, Неемия дожил до введения в сан первосвященника сына его Иаддуя, где-то между 408 и 404 гг.до Р. Х.

«Летописями» в стихе 23 названа книга официальных записей, куда вносились главы левитских семей, служивших до дней Иоханана.

Левиты, перечисленные в стихах 24−25, служили гораздо раньше, а именно во дни Иоакима (стих 10)… и во дни… Неемии и… Ездры (стих 26). Может быть, названный тут Хашавия и Хашавия в 3:17 — одно и то же лицо. Шеревия и Иисус упоминаются и в 12:8. Исходя из звучания слова «сын» в древнееврейском языке, полагают, что Иисус, сын Кадмиила (стих 24) следовало бы читать, как в стихе 8 «Иисус, Биннуй, Кадмиил».

Матфания и Бакбукия (сравните 11:17), отнесенные к музыкантам в 12:8, здесь выступают как привратники (стих 25). То же и Овадия, который, как полагают, соответствует Ааде из 11:17. Высказывается предположение, что левиты из этих черед выполняли обе функции. Мешуллам (упоминается и в 3:4, 30) могло быть иным написанием имени Шаллум. Этот левит, а также Талмон и Аккув возглавляли череды привратников (сравните 1Пар 9:17).

Д. Освящение стены (12:27−47)

1. ПОДГОТОВКА К ОСВЯЩЕНИЮ СТЕНЫ (12:27−30)

Неем 12:27−30. Неемия призвал всех левитов, расселившихся неподалеку от Иерусалима, придти в столицу на радостный праздник освящения восстановленной стены.

Певцы-левиты пришли с юга (из сел Нетофафских), с востока (если исходить из того, что Беф-Гаггилгал — то же, что Галгал) и с севера (из городов вениамитян — Гевы и Азмавета). Подготовка к празднеству включала церемониальное очищение (освящение), которому подверглись не только священники и левиты и весь народ, но и ворота и стена. Очищение совершалось посредством кропления кровью жертвенных животных.

2. ШЕСТВИЕ ДВУХ ХОРОВ (12:31−42а)

Неем 12:31−42а. Неемией были «поставлены» на стене два большие хора, которые в определенный момент начали торжественное шествие напротив друг друга (стих 38), вознося славу и хвалу Господу. Вполне возможно, что путь их начался от ворот Долины, где в свое время начал и закончил свою ночную инспекцию Неемия (2:13−15). Первая процессия двигалась против часовой стрелки по южной и восточной стене по направлению к Навозным воротам (12:31) и затем мимо ворот Источника (где она по ступеням поднялась на ту часть стены, что возвышалась над дворцом Давида) — к Водяным воротам.

Судя по тому, что обе процессии встретились у дома Божия (стих 40), первая могла дойти по стене до Восточных ворот (карту «Иерусалим в дни Неемии» в комментариях на начало главы 3). Эту процессию возглавлял Ездра (12:36), за ним следовал хор, за хором — Гошаия (вероятно, занимавший важный пост при Неемии) и половина всех начальствующих в Иудее; полагают, что семеро, перечисленные в стихах 33−34, были представителями священства, относительно же названных в стихах 35−36 (шествовавших с трубами и с музыкальными орудиями), которых возглавлял Захария, прямо сказано, что они были из сыновей священнических.

Второй хор двигался по часовой стрелке; он тоже, как полагают, начал шествие от ворот Долины и шел мимо нескольких ворот и башен (толкование на главу 3), пока не достиг ворот Темничных. В эту группу входил сам Неемия и другая половина руководителей народа (сравните 12:40) и семь священников с трубами (стих 41), и еще 8 человек, тоже, вероятно, священников (сравните стихи 35−36).

Неемия оставил впечатляющее описание этих двух процессий певцов и музыкантов, шествовавших параллельно друг другу. Они шли по верху стены, наглядно демонстрируя, как далек был от истины Товия, заявлявший, что стена эта рухнет, стоит лисе пробежать, махнув хвостом, мимо (4:3).

Судя по тому, что люди, торжественно шедшие по стене, не были вооружены, враги не решались более угрожать им.

3. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БОГОПОКЛОНЕНИИ (12:42б−43)

Неем 12:42б−43. Затем у храма, где встретились оба хора (стих 40) громко… пели певцы, среди которых главным… был Израхия. И были принесены в тот день большие жертвы. И дал… Бог собравшимся в Иерусалиме великую радость.

4. ПРИНЯТИЕ ПРИНОШЕНИЙ (12:44−47)

Неем 12:44−47. Неемия воспользовался праздничным настроением народа, чтобы сделать запасы, необходимые для упорядоченного храмового служения в дальнейшем. Кладовые комнаты (стих 44), куда сносились иудеями «начатки» и десятины, как это было установлено законом, представляли собой боковые помещения, пристроенные к храму (3Цар 6:5; 1Пар 28:11; 2Пар 31:11; Неем 10:37−39; 12:25; 13:4, 12−13).

Неемия восстановил служение священников и левитов в том виде, в каком оно было предусмотрено еще царем Давидом (1Пар 22−26) и, вероятно, впервые осуществлено при Соломоне. Музыка и пение играли важную роль в этом служении. Родоначальник многих певцов Асаф был современником Давида (1Пар 15:19; 16:4−5, 37). И вот теперь Иудеям радостно было смотреть на… священников и левитов, которые совершали службу Богу своему, и потому они с готовностью стали приносить свои части (положенные приношения) к кладовым комнатам.

В стихе 47 сказано, что все Израильтяне делали это еще со дней Зоровавеля (толкование на Неем 10:37−39); это, однако, не значит, что некоторых из них не приходилось к этому принуждать (13:10).

Е. Проведение реформ при Неемии (глава 13)

На протяжении 12 лет оставался Неемия губернатором Иудеи, с 20-го по 32-й годы правления Артаксеркса (5:14), т. е. с 444 по 432 гг. до Р. Х. Все, что нам известно из деятельности Неемии на его посту в это время, — это то, что он отстроил и освятил стену Иерусалима, что при нем народ обязался исполнять закон Моисея, и что по инициативе Неемии была восстановлена система храмового служения священников и левитов, как была она задумана Давидом и осуществлена Соломоном.

По истечении 12 лет Неемия возвратился в Персию (может быть, в город Сузы (1:1), а, может быть, в столицу империи — Персеполис). Он вернулся к царю Артаксерксу, отпустившему его в землю отцов, но, по всей видимости, оставался при нем недолго. (Сказанное в 13:6 — «по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя» — свидетельствует об этом, хотя едва ли подразумеваются несколько дней в буквальном смысле; скорее всего, Неемия возвратился в Иудею в том же 432 году; по мнению некоторых богословов, он оставался в Персии около двух лет и вернулся в Иерусалим в 430 году.) Однако и за время его короткого отсутствия в стране произошли тревожные изменения: Неемия столкнулся с серьезными нарушениями Моисеева закона и, возможно, его некоторые дела, требовавшие своего неотложного решения, он счел более трудными чем возведение стены.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Неемии, 12 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.