1. САНАВАЛЛАТ ОБЪЯВЛЯЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ВОЙНУ (4:1−3)

Неем 4:1−3. Враги иудеев (имевшие в тех местах авторитет и силу), имена которых неоднократно встречаются в книге, — Санаваллат, Товия Аммоиитянин, Тешем Аравитянин (2:10, 19; 4:1, 3, 7; 6:1, 12, 14), — всячески пытались помешать осуществлению их планов. Санаваллат при каждом случае, в присутствии тех, кто разделял его настроения, в частности, Самарийских военных, поднимал вопрос об этих «жалких иудеях», глумясь над их усилиями «оживить пожженные… камни из груд праха».

Не вполне ясно звучат его слова: неужели им это дозволят? (В подлиннике эта фраза с трудом поддается прочтению, но по контексту и на некоторых лингвистических основаниях полагают, что в ней и двух следующих фразах Санаваллат издевается над религиозными чувствами иудеев: неужели они и в самом деле надеются на помощь своего Бога и, посредством принесения Ему жертв, думают преуспеть в этом непосильном для них деле?) «То, что они возведут, и лисица, махнув хвостом, разрушит», смеялся в унисон Санаваллату Товия.

2. НЕЕМИЯ ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ (4:4−6)

Неем 4:4−5. Нельзя не заметить, что в подходе Неемии к решению проблем молитва всегда играет важную роль. В психологической войне, объявленной ему Санаваллатом, он постоянно ищет помощи Божией: «Услыши, Боже наш, в каком мы презрении». Дальнейшие слова Неемии (стихи 4−5) являются примером молитвы, призывающей кары Божии на головы врагов. Мы встречаем подобные и у псалмопевца. Неемия просит Бога, чтобы грех Санаваллата и его окружения и те издевательства, которым они подвергают евреев, пали на их головы: да будут и они уведены в плен, чтобы там познать всю меру унижения!

Как следует относиться к таким молитвам христианам, особенно в свете слов Иисуса Христа о необходимости молиться за врагов (Мф 5:44; сравните Рим 12:14, 20)? Тут надо кое-что пояснить. Во-первых, «объявляя войну» иудеям, Санаваллат и его «компания» на деле объявляли войну Богу и Его планам. Во-вторых, Бог от начала осудил врагов Израиля, и молитва Неемии, по сути своей, соответствовала воле Божией (Нав 1:5).

Соответствовала она и обещанию, которое Бог дал Аврааму относительно «злословящих Его народ» (Быт 12:3). Наконец, Неемия не пытался мстить сам, как не следует пытаться это делать и христианам, ибо отмщение — функция Бога (Втор 32:35; Рим 12:19). (также комментарии на псалмы, призывающие кару, во Вступлении к книге Псалмов.)

Неем 4:6. У Неемии молитва сочеталась с собственными усилиями. Он и иудеи, чьей работой он руководил, продолжали строить стену. Это пример для некоторых христиан, которым свойственно, помолившись, сесть, сложа руки, и ждать результатов. В случае Неемии мы видим взаимодействие Божией воли с человеческой активностью.

Перед лицом своих врагов иудеи уповали как на силу молитвы, так и на фактор собственных стараний. Они работали, веря, что Бог им поможет, и сложили всю стену до половины ее высоты. Совершено это было за поразительно короткое время, возможно, недели за четыре, судя по тому, что, как, записано было Неемией (6:15), вся работа была закончена в 52 дня.

3. ПОПЫТКА САНАВАЛЛАТА ПЕРЕЙТИ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ (4:7 12)

Неем 4:7−9. Видя, что стена, сооружаемая иудеями, растет, враги их решили, объединив усилия, действовать открыто. Санаваллат и самаряне сговорились выступить войною на Иерусалим с севера, Товия и его соплеменники Аммонитяне — с востока, Гешем (2:19) и другие Аравитяне (арабы) с юга, а с запада — филистимляне из города Азот. В ответ иудеи, укрепившись молитвою, выставили против врагов круглосуточную стражу.

Неем 4:10−12. Однако многие в среде строителей стали к этому времени сдавать — физически и душевно. Работа казалась им бесконечной, угрозы врагов — напасть на них внезапно и перебить — пугали и изматывали, тем более что слухи о готовящемся нападении подтверждались иудеями, жившими по соседству от враждебно настроенных чужеземцев (стих 12).

4. СТРАТЕГИЯ НЕЕМИИ (4:13−15)

Неем 4:13−15. К сожалению, в подлиннике смысл стих 13 не вполне ясен, и переводят его по-разному. Фраза «места сухие» (русский текст) в англ. переводе звучит как «места возвышенные». Существует предположение, что в низменных местах… за стеною (в укрытиях) Неемия установил камнеметательные машины, а на виду (на возвышенных местах) расставил хорошо вооруженных людей, по принципу «семейных отрядов». Народ, естественно, был в страхе, и Неемия старался успокоить строителей, вселить в них мужество, напоминая, что на их стороне — Господь, и что у них нет иного выбора, как сражаться за близких своих и за домы свои.

Узнав, что замысел их раскрыт, неприятели иудеев отказались от него, и строители возвратились к стене, каждый на свою работу.

5. ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ (4:16−23)

Неем 4:16−18а. Однако от усиленных мер предосторожности иудеи не отказались. С того дня половина молодых строителей (полагают, что здесь речь может идти о каком-то специальном «контингенте» молодежи, имевшемся в распоряжении Неемии, так как он неоднократно говорит о своих людях, служащих, слугах, стражах, сопровождавших его; 4:32; 5:10, 16; 13:19) занималась работою, а другая половина — во всеоружии охраняла их. Может быть, они так и «располагались» вдоль всей стены: группа строителей, и тут же — несколько мужчин, охранявших их. За работой и готовностью к защите неусыпно наблюдали «начальствующие» (это передано фразой, что они находились позади всего дома Иудина). Но и сами строители не выпускали оружия из рук, и работать им не только в переносном, но и в буквальном смысле приходилось одною рукою.

Неем 4:18б−20. Поскольку работавших у стены разделяло порой немалое расстояние, Неемия велел им прислушиваться к звуку трубы, чтобы немедленно собраться в то место, где внезапно нападут враги. При этом он напомнил им, что на их стороне будет сражаться… Бог.

Неем 4:21−23. Тем, которые жили за пределами города, сказано было не уходить на ночь домой, ибо это сопряжено было с опасностью, но оставаться в Иерусалиме вместе со своими… рабами; очевидно, сменяя друг друга, последние несли ночную стражу. Никто из строителей не снимал с себя одежды и не расставался с оружием; последняя фраза стих 23, включающая слово вода, не одинаково передается в разных переводах, а в Септуагинте вообще опущена. Толкуют эту фразу различно: в русском тексте она передана в том смысле, что каждый имел воду под рукою, чтобы не отлучаться со своего места; известно и другое ее прочтение: одежду строители снимали только для того, чтобы омыться водою.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Неемии, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.