1. «ПО ИЗБРАНИЮ БЛАГОДАТИ» (11:1−10)

Рим 11:1−6. Связь с предыдущей, 10-й, главой усматривается в уже знакомом нам риторическом «Итак спрашиваю» (10:18−19). «Неужели Бог отверг народ Свой?» — в греческом тексте этот вопрос читается несколько иначе: «Бог не отверг народа Своего, не так ли?» В подтверждение звучит категорическое Павлово «Никак!» (ме геноито; сравните толкование на 3:4). И в качестве первого доказательства апостол приводит самого себя. Вот, он поверил в Иисуса Христа и получил праведность от Бога, а ведь он был и остается «израильтянином (Флп 3:5) из колена Вениаминова».

Хотя и небольшое, это племя играло важную роль в истории всего Израиля (из колена Вениаминова был первый израильский царь Саул). И если Бог смог спасти Павла (Деян 9; 22; 26), то может, конечно, спасти и других евреев (1Тим 1:15−16). «Не отверг Бог народа Своего (цитаты из 1Цар 12:22; Пс 93:14), который Он наперед знал», — уверенно заявляет апостол. (Проегно — переведенное как «наперед знал», буквально означает «имел отношения, исполненные особого значения»; сравните Ам 3:2 и толкование на Рим 8:29.) Бог избрал Израиля от вечности и вступил с ним в общение согласно завету, которое никогда не будет нарушено (сравните Иер 31:37).

Второе доказательство тому, что Бог не отверг народа Своего, Павел приводит из истории Израиля во дни служения пророка Илии. Илия был глубоко подавлен, он вынужден был бежать от Иезавели, спасая свою жизнь. Павел пишет: «Или не знаете» об «Илии? Как он жалуется Богу на Израиля» Далее Павел частично цитирует эту «жалобу» (3Цар 19:10, 14), меняя порядок сказанного пророком, и приводит заключительные слова Илии: «остался я один, но и моей души ищут».

Итак, Илия думал, что во всем Израиле он один остался верным Богу. Павел продолжает: «Что же говорит ему (Божеский) ответ?» Оказывается, Бог вовсе «не ограничился» одним испуганным, павшим духом Илией; Он отвечает, что «соблюл Себе» в Израиле богобоязненный «остаток» в семь тысяч человек (3Цар 19:18). Сохранение этого верного Ему «остатка» было делом Самого Бога.

От исторического примера Павел переходит к своим дням: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Сам апостол был только одним из многих своих современников-евреев, «призванных» Богом к вере во Христа. И так было во все времена со дня основания Церкви: в ней неизменно находился «остаток» Израиля, избранный Богом по благодати Его. Павел подчеркивает, что это избрание всегда обусловливалось именно Божией милостью (Еф 2:8−9), а не «делами» призванных. Он подчеркнуто противопоставляет Божию благодать делам человеческим (Рим 4:4−5; Рим 9:30−32).

Рим 11:7−10. Здесь Павел упоминает об избранном «остатке» в связи и на фоне всего остального народа. Как бы по иронии судьбы иудеи, которые ревностно старались исполнять закон, чтобы заслужить Божие признание своими делами (сравните 10:2−3), Богом приняты не были; Он приблизил к Себе лишь тех из них, которых Сам избрал по Своей благодати. «А прочие ожесточились» (сравните 11:25). Что это означает, видно из последующего объяснения Павла и из тех мест Писания, которые он цитирует.

Первая цитата взята из Втор 29:3−4 и из Ис 29:10. Из этих стихов следует, что «ожесточение» включает в себя как бы духовную вялость («дух усыпления»; по-гречески катануксеос — «нечувствительность», возникающая у человека, ужаленного ядовитым насекомым), духовные слепоту и глухоту (сравните Ис 6:9−10).

Вторая цитата взята из Пс 68:22−23; в ней предсказывается, что все то, что должно было стать источником духовного питания Израиля и благословений его от Бога («трапеза» — символ этих благословений свыше, которые должны были привести иудеев к Иисусу Христу; сравните Гал 3:24), станет для них поводом к отвержению Бога. «Трапеза» стала для них «сетью, тенетами и петлею» (в англ. тексте, вместо «петлею», — «камнем преткновения»; Рим 9:32−33) — соответственно и поводом для Божиего осуждения («в возмездие им»). Коль скоро они отвергли Божию истину (сравните Ис 6:9−10; Ин 5:40), «хребет их согнулся навсегда» (под тяжестью вины и наказания).

2. РАДИ ЯЗЫЧНИКОВ (11:11−24)

Рим 11:11−12. И еще один вопрос со стороны читателей предупреждает апостол: «Неужели они преткнулись (сравните 9:32), чтобы совсем пасть?» Он отвечает на него своим решительным «Никак» — в девятый и последний раз в этом послании (3:4, 6, 31; 6:15; 7:7, 13; 9:14; 11:1). Под словом «они» Павел подразумевает «прочих» (стих 7), т. е. большинство израильтян, всех их, помимо избранного остатка (стих 5).

То, что переживает Израиль, не есть падение навсегда, но именно — временное преткновение (спотыкание), которое служит по меньшей мере двум целям Создателя: а) «спасению язычников» и б) «возбуждению ревности» (зависти) в Израиле (сравните Втор 32:21). Сам Павел к тому времени уже дважды оставлял упорствовавших в их неверии евреев, чтобы проповедовать язычникам (Деян 13:46; Деян 18:6), и, по крайней мере, еще раз ему предстояло поступить так (Деян 28:25−28). Этим он содействовал исполнению упомянутых Божиих целей.

Причем Павел был убежден, что происходящее с евреями носит временный характер. Потому он и бросает взгляд за пределы непосредственных результатов их «преткновения» («богатство миру» и «богатство язычникам») и восклицает: насколько же большим богатством для мира обернется «полнота» иудеев (именно так читается окончание 12-го стиха). Под «миром» здесь понимается человечество (сравните 11:15), и речь идет о духовном обогащении его — в результате того, что многие «язычники» познают Христа (сравните с толкованием на слово «примирение» стих 15).

Однако мир ожидает еще большая радость в результате обращения Израиля к Господу Иисусу Христу, когда Он второй раз придет на землю (сравните стих 26). Ибо «полнота» Израиля предполагает обращение «язычников» в большом масштабе (сравните с «полным числом» (по-гречески тоже с «полнотой») язычников в стихе 25).

Рим 11:13−15. Здесь апостол Павел выделяет из всей Римской христианской общины одну группу читателей, к которой и обращается: «Вам говорю, язычникам» Далее он подчеркивает свое особое положение как «апостола язычников» (сравните Деян 9:15; Гал 1:16; Гал 2:7−8; Еф 3:8) и заявляет: «я прославляю служение мое», т. е. «высоко ценю» его. Одна из причин этому в том, что Павел надеялся возбудить своим служением ревность у своих соплеменников — израильтян (Рим 11:11), и тем спасти хотя бы «некоторых из них» (9:1−4; 10:1).

Ведь каждый еврей, поверивший во Христа, пополнил бы собою «избранный остаток». Затем Павел напоминает своим читателям — язычникам, что в Божием плане «отвержение» Израиля — это «примирение миру». Поскольку евреи отвергли Христа, Евангелие было проповедано язычникам. В Писании «примирение» понимается как работа, осуществленная Богом в смерти Христа; смерть Сына Божия не является непосредственной причиной восстановления отношений той или иной личности с Богом — она лишь закладывает для этого основу (2Кор 5:18−20). Сказанное в 13 стихе помогает понять смысл выражений «богатство миру» и «богатство язычникам» (Рим 11:12).

Когда человек верою приходит ко Христу, то результаты Божией работы по примирению с человечеством распространяются и на него; восстанавливается таким образом его личное общение с Богом — нет более духовной вражды между ним и Создателем. Будучи убежденным в том, что Израиль «преткнулся» лишь на время, апостол спрашивает: «Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» Это заявление поясняет фразу из 12 стиха: «то тем более полнота их».

Принятие Израилем Иисуса Христа (его «полнота») связывается с «первым воскресением» из мертвых (Откр 20:4−6), т. е. с «воскресением жизни» (Ин 5:29). Им будут охвачены те святые, которые умрут прежде восхищения церкви (1Фес 4:13−18), а также святые, замученные в годы великой скорби, которые воскреснут при втором пришествии Христа (Откр 20:4, 56) и ветхозаветные святые (Дан 12:1−2). При втором воскресении поднимутся все нечестивые, чтобы предстать на суд перед великим Белым Престолом (Откр 20:5а, 12−13). В учении об общем воскресении всех людей одновременно не учитывается то, о чем сказано в вышеприведенных ссылках.

Рим 11:16. Временный характер преткновения Израиля и свою убежденность, что этот народ снова будет восстановлен в положении Божиего народа, апостол иллюстрирует на двух примерах. Первый взят им из Ветхого Завета, из Чис 15:20 «От начатков теста вашего возносите лепешку в возношение». Это повеление Бог дал Израилю перед тем, как они вошли в землю ханаанскую, и относилось оно к первому сбору урожая в земле обетованной.

Впоследствии евреи ежегодно должны были приносить эту хлебную жертву в самом начале сбора нового урожая. Лепешка делалась из муки первого помола и освящалась тем, что предлагалась Богу. Павел объясняет: «Если начаток свят, то и целое» Второй пример взят от растущего дерева: «и если корень свят, то и ветви».

В обоих примерах действует один и тот же принцип: каков «начаток», таково и целое. Ясно, что рост дерева начинается с роста корня, и характер корня определяет характер ветвей, появляющихся позже. В случае приношения «начатков» теста сначала мололи муку, а потом пекли из нее лепешку, которая, будучи первым «законченным продуктом», предлагалась Богу в качестве «начатка». Эта лепешка и корень дерева символизируют израильских патриархов, или конкретно Авраама, а тесто и ветви дерева — Израиль. Следовательно как целое Израиль свят («отделен для Бога») и его «преткновение» (отвержение им Христа) — временно.

Рим 11:17−21. Во времена Павла Бог отошел от Израиля, отстранил этот народ от Себя, о чем апостол образно говорит так: «Если же некоторые ветви отломились» Затем он обращается непосредственно к христианам из язычников: «а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины» Однако Божии благословение и милость не должны послужить им поводом к превозношению, о чем Павел прямо предупреждает их. Поскольку язычники, подобно дикой маслине, привились к хорошему корню, то не Израиль в долгу перед ними, а они — перед Израилем. «Спасение от иудеев» (Ин 4:22).

Обычно ветвь культурной маслины прививается к дикому корню, однако, здесь апостол Павел говорит о явлении обратного порядка. Он, конечно, знает, что привитие дикой маслины к культурному виду не соответствует нормальному положению вещей, о чем и скажет позже: «ты… не по природе привился» (Рим 11:24). И все-таки именно нечто подобное с язычниками.

«Не ты корень держишь, но корень — тебя», — эти слова Павла придают силы его предостережению. Именно корень — источник питания и жизни всех ветвей дерева, как Авраам — «отец всех верующих» (4:11−12, 16−17). Так что и верующие из язычников соединились с Авраамом, и в каком-то смысле своим спасением они обязаны ему.

Апостол предвосхищает возможное возражение со стороны какого-нибудь верующего из язычников: «Ветви отломились, чтобы мне привиться». Хотя не в этом была истинная причина, почему ветви отломились. Павел отталкиваясь от подобного возражения, развивает свою мысль далее. Он указывает на истинную причину, по которой «ветви отломились»: «они отломились неверием» Израиля, а любой из уверовавших язычников, будучи «привитой ветвью», «стоит» (сравните 5:2) по вере («держится верою» — 11:20).

Потому-то, как бы обращаясь к каждому из таких христиан в отдельности, Павел вновь предупреждает: «Не гордись, но бойся» (сравните 12:16). Он напоминает им: «Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». Грамматическое построение греческой фразы предполагает тут только отрицательный ответ. Как это явствует из предыдущих стихов, в стихе 21 речь идет о преткновении Израиля (11:11), о его «оскудении» (11:12) и отвержении (11:15), потому что «ветви отломились» (11:17) по причине неверия (11:20).

Итак, в стихах 11−21 апостол показывает, что в осуществлении Своего суверенного избрания Бог — неизменно справедлив. И если Он руководствуется чувством справедливости, временно отстранив от Себя Израиль за его неверие, то, конечно, может не «пощадить» и язычников, если те станут гордиться и превозноситься.

Рим 11:22−24. В этих стихах Павел подводит итог всему сказанному по поводу суверенности и справедливости Божиего избрания, как выразились они во временном отстранении Израиля как народа и в предложении праведности по вере всему человечеству. «Итак видишь благость (крестотета — благожелательность, проявленная на деле; это слово встречается также в Рим 2:4; Еф 2:7; Тит 3:4) и строгость Божию».

Слово апотомиан, переведенное как «строгость», встречается всего один раз в Новом Завете (сравните производное от него наречие апотомос в 2Кор 13:10, где оно тоже переведено как «строгость» и в Тит 1:13, где оно переведено как «строго»). Суверенное избрание Богом иудеев не противоречит строгости, проявленной к ним за их преткновение (Рим 11:11) в неверии и ожесточении (стих 25), но оно не противоречит и проявлению Им благости по отношению к отдельным язычникам. Божия доброта к язычникам будет продолжаться до тех пор, пока они «пребывают в благости Божией», т. е. не идут вразрез с Его волей.

Если же язычники «не пребудут в благости Божией», то тоже будут «отсечены». Конечно, это не значит, что христианин рискует потерей спасения, — речь в данном случае идет о язычниках в целом, коль скоро они отвернутся от Евангелия, как отвернулся от него народ Израиля. В отношении еврейского народа верно и обратное: «но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их».

Итак, вопрос не в том, может ли Господь это сделать, а в решении Его — поступить так или иначе. Бог по Своей суверенной воле решил оставить Израиль за его неверие и предложил оправдание по вере всем людям. И этим Он продемонстрировал Свое решение — открыть и язычникам доступ в семью Авраама, образно говоря — «привить» их к «духовному стволу» Авраама (Рим 4:12, 16−17; Гал 3:14).

Отсюда тем более ясно, что если Израиль откажется от своего неверия, то Бог силен вновь привить эти «природные ветви» к тому «духовному стволу», к которому они изначально принадлежали, т. е. к их собственной «маслине». Ведь, как Павел писал прежде: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим 10:13).

«Маслина» — это не Церковь, это — духовная семья Авраама. Верующие язычники тоже подпали под Божие благословение, так что в век Церкви тело Христово слагается как из них, так и из евреев (Еф 2:11−22; Еф 3:6). Но придет такое время, когда весь Израиль обратится ко Христу (как пишет об этом Павел в 11:25−27). Из слов апостола, однако, не следует, что обещания, данные Богом Израилю, отменены, и со времени образования Церкви осуществляются в ней.

Именно так учат некоторые богословы, но их учение чуждо учению Павла, который ясно говорит, что падение Израиля — явление временное. Хотя на язычников и распространяются благословения, вытекающие из завета Бога с Авраамом (Быт 12:36), потому что они стали духовными его детьми (Гал 3:8−9), они, тем не менее, не подменили собою евреев как наследников Божиих обетовании (Быт 12:2−3; Быт 15:18−21; Быт 17:19−21; Быт 22:15−18).

3. О СПАСЕНИИ ИЗРАИЛЯ (11:25−32)

Рим 11:25−27. Павел называет временное падение Израиля «тайною». В Священном Писании тайна — это не то, что трудно понять, а то, что ранее не было открыто, а потому и оставалось неизвестным, но вот теперь — открыто и возвещено людям (сравните Еф 3:9; Кол 1:26; Мф 13:10−16; смотри таблицу Новозаветных тайн).

Павел хочет, чтобы его читатели до конца познали эту «тайну», касающуюся места Израиля в Божием плане, в Его суверенном избрании. Бог не хочет, чтобы язычники «мечтали о себе» (в значении «возвышали себя в собственном мнении»). Бог на время отстранил Израиль, чтобы явить Свою милость и язычникам, но это не дает им оснований «мечтать о себе», т. к. совершенное Богом предназначалось для дальнейшего прославления Его.

Целью Создателя было, чтобы какое-то количество людей из всех народов, уверовав, обрели праведность по благодати Его. Для достижения этой цели Бог на время прервал Свои особые отношения с избранным народом, и вот Израиль проходит через полосу «частичного ожесточения» — «до времени, пока войдет полное число язычников». Итак есть «полнота» для Израиля (Рим 11:12) и «полнота» для язычников. В настоящее время Бог «составляет себе народ из язычников» (Деян 15:14).

В Рим 11:25 Павел делает два уточнения относительно ожесточения Израиля (сравните стих 7:8): а) оно является частичным (и в нынешнее время «остаток» избирается по благодати Божией — стих 5) и б) оно носит временный характер (продлится до тех пор, пока Бог изберет по Своей воле ко спасению определенное число язычников).

Греческое слово поросиз, переведенное здесь как «ожесточение», отличается по смыслу от глагола склериней («ожесточает»; сказанное в отношении фараона в (9:18), как отличается оно и от существительного склеротета в Рим 2:5, переведенного как «упорство», но буквально значащего «ожесточение»). Слово поросиз имеет смысловой оттенок «отупения», «оцепенения», а склеротета именно «упорства».

После того, как «войдет полное число язычников», ожесточение Израиля прекратится и «весь Израиль спасется», т. е. будет освобожден, избавлен (в Ветхом Завете «спасен» часто подразумевает «освобожден») Мессией, Который вновь придет от великой скорби. В подтверждение своих слов Павел цитирует пророка Исаию (59:20−21 и 27:9). Выражение «весь Израиль спасется» не означает, что все евреи, которые будут жить в то время, будут возрождены свыше.

Многие из них так и останутся неспасенными, как это видно из того, что Господь, после Своего возвращения, совершит над Израилем суд (Иез 20:34−38), в результате которого будут, в частности, «выделены» и «выведены» евреи, продолжающие сопротивляться Богу. Итак, Бог, очистив Свой народ от греховного начала в нем, с оставшимися заключит новый завет (Иер 31:33−34).

Рим 11:28−29. В этих стихах апостол подводит итог отношениям Бога как к язычникам, так и к евреям. Ради того, чтобы Евангелие было проповедано и язычникам, Бог вынужден обращаться с Израилем в массе его как с врагом. Однако если рассматривать евреев в свете Божиего избрания, то они — возлюбленные Его ради Авраама и заключенного с ним завета, ради угодных Богу ветхозаветных патриархов. Поскольку Бог избрал Авраама, Исаака и Иакова (сравните 9:6−13), он любит всего Израиля и исполнит Свои обещания относительно еврейского народа.

Это еще один довод в пользу того, что ожесточение Израиля — временное (11:15, 22−25) и что в конце-концов в массе своей он будет спасен — ведь Бог избрал этот народ. «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (буквально «не раскается Бог в данных Им дарах благодати и в призвании, которое совершил»). Он не отбирает назад того, что дал, и не отвергает того, кого призвал (напомним, что «призвать» имеет значение «избрать» и «спасти»; сравните 1:6 и 8:30).

Рим 11:30−32. Язычники, к которым обращается Павел, «некогда были непослушны Богу», однако, в наше время благодати они «помилованы». Когда Адам ослушался Бога (Рим 5:19), его грех распространился на все человечество (Рим 5:12). (сравните «непослушны» в стихе 30 со словом «непокорность» в Евр 4:6, 11.) В настоящее время евреи, в массе своей, непослушны Богу «для помилования вас» (т. е. язычников — пока не войдет «полное число» их; Рим 11:25), чтобы и сами они были затем вновь помилованы (стихи 26−27). Конечная цель Бога заключается в том, «чтобы всех помиловать».

И чтобы все было по справедливости, «всех заключил Бог в непослушание» (по-гречески буквально «запер со всех сторон»). «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). «Как иудеи, так и еллины, все под грехом» (3:9), так что «нет различия» (3:22). Когда язычники отвергли Бога и не покорились Ему (1:17−21), Бог избрал Авраама и его потомков, создав из них Свой избранный народ. Теперь же непослушание евреев дает Богу возможность являть свою милость язычникам. А когда цель в отношении них будет достигнута, Он снова явит милость свою Израилю.

4. ВСЕ КО СЛАВЕ БОЖИЕЙ (11:33−36)

Рим 11:33−36. В завершение своего рассуждения о Божией праведности, как проявляется она в Его суверенном избрании, Павел возносит славословие Богу. Он восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» Божий план спасения человечества свидетельствует о всезнании и всесилии Создателя. Бог открывает смысл некоторых Своих «судов» (по-видимому, в русском тексте Библии в 33 стих вкралась опечатка, и «судьбы» следует читать как «суды») и значение — путей, чтобы люди могли познать их, но проникнуть в них до конца человек не в силах.

Слово анексикниастои, переведенное как «неисследимы», встречается еще раз — в Еф 3:8, и относится там к богатству Иисуса Христа. Затем апостол цитирует Ис 40:13; в этом стихе и далее пророк говорит о Боге как о единоличном Творце Своего мудрого плана. Никто не проник в разум Его и не был у Него советником.

Далее апостол приводит в свободном изложении стих из книги Иова (41:3), в котором говорится и о единоличной ответственности Бога за все Его действия. Бог действительно Верховный Владыка всего сущего, Тот, Кому все подвластно, и Кого все должны прославлять. Он никому ничего не должен, и никому не обязан давать отчет в Своих действиях. «Ибо все из Него, Им и к Нему», — говорит Павел в заключение. Бог — первопричина всему, действующее Начало всего и его завершение. Глубокое значение Его путей непостижимо для человека (Рим 11:33) и непонятно ему (стих 34а); Он не нуждается в наших советах (стих 346), и мы ничего не можем дать Ему, в чем бы Он нуждался (стих 35).

Все исходит от Него, и все сотворено Им (Ин 1:3; Кол 1:16а; Откр 4:11), все для Него и для Его славы (Кол 1:16б). «Ему слава во веки. Аминь» (сравните Рим 15:6; Рим 16:27; 1Пет 4:11; Откр 5:12−13). Только Бог достоин славы (1Кор 1:31). Только Он — достойный Объект хвалы со стороны Своего творения.

VI. Божия праведность проявляется в обновленной жизни (12:1 — 15:13)

Некоторые послания Павла можно разделить на две главные части: доктринальную и практическую. Это верно и в отношении Послания к Римлянам, хотя доктринальная часть в нем более чем в два раза длиннее практической. А вот в Послании к Ефесянам и в Послании к Колоссянам эти части примерно одинаковы.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Римлянам, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Римлянам 11 глава в переводах:
Римлянам 11 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.