Протестанты утверждают, что это были родные братья Иисуса. Римско-католическая церковь утверждает, что эти четверо были двоюродными братьями Иисуса. Греческая Православная церковь соглашается с Римскокатолической в том, что у Иосифа с Марией не было больше детей, но называет их детьми Иосифа от первой жены. Протестанты утверждают, что Мария и Иосиф были родителями не только четырех братьев, но и по крайней мере двух сестер Иисуса. Судя по контексту нескольких упоминаний о них, слово «братья», скорее всего, употребляется в самом прямом значении, так как в НЗ оно всегда используется только для обозначения реального родства. Где бы ни упоминались братья или сестры Иисуса (кроме Ин. 7 и 1Кор 9), они появляются в тесной связи с Иисусом и Его Матерью, что явно показывает: это была одна семья, о которой заботилась Мария. Возможно, это были пасынки Марии; то, что это были двоюродные братья Иисуса, менее вероятно. Несмотря на былой скептицизм, однако, братья Иисуса стали активными членами Иерусалимской церкви с первых дней ее существования. Говорится, что они часто молились с Марией, что представляет собой резкий контраст в сравнении с их прежним неверием (Деян 1:14).
Одно из явлений Христа после воскресения было Иакову (1Кор 15:7).
Когда Павел вернулся в Иерусалим после обращения, он встретился с Петром и Иаковом, «братом Господним», но не с другими апостолами (Гал 1:19).
Когда апостол Петр был освобожден из темницы, он отправился в дом Марии, матери Иоанна Марка, и, несмотря на возбуждение, немедленно попросил собравшихся «уведомить о сем Иакова и братьев» (Деян 12:17).
В ряде мест в Книге Деяний Иаков изображается как влиятельный и уважаемый вождь Иерусалимской церкви (Деян 15:13-21; Деян 21:18).
На Иерусалимском соборе он высказывается за принятие язычников в церковь; позже к нему приходит Павел, который рассказывает о своем служении и многочисленных обращениях язычников. Хотя Иаков чаще всего просто упоминается по имени, по-видимому, в то время он пользовался уважением всех братьев. Павел приводит его в пример, когда говорит, что для него тоже неплохо было бы иметь жену, которая сопровождала бы его в путешествиях, как поступают братья Господни (1Кор 9:5).
Обычно считается, что автор Иакова — брат Господа, хоть сам он об этом ничего не говорит (Иак 1:1).
Из послания ясно, что оно принадлежит перу признанного вождя церкви; следовательно, логично считать, что это брат Господа. Автор Иуды называет себя братом Иакова. Логичнее всего считать, что это Иаков, упоминаемый в Деяниях и, вероятно, автор соответствующего послания. Получается, что автор послания Иуды — тоже брат Господа, упоминаемый в евангелиях (Мф 13:55; Мк 6:3).
На протяжении всего НЗ группа из 12 апостолов постоянно отделяется от братьев Господа. Лука перечисляет апостолов, а затем говорит: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1:13-14).
Апостол Павел также указывает на братьев Господа как на группу, отдельную от апостолов (1Кор 9:5); в евангелиях они все время упоминаются как члены семьи, отличные от учеников.
Смотрите также: Иаков, Юзов №1, Иосиф №7, Иуда (III), имя; Мария №1.