Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Иезекииль 11 Иезекииль 11 глава

В данной главе завершается описание видения Иезекииля, и в этой его части пророк получает два сообщения:

(I) О гневе, направленном на тех, кто все еще оставался в Иерусалиме, будучи крайне самонадеянными и считая, что они никогда не потерпят поражения (ст. 1−13).

(II) Об утешении для уведенных в вавилонский плен и пребывавших там в глубоком отчаянии, считая, что они уже никогда не поднимутся. Первых заверяют в том, что, несмотря на их нынешнюю уверенность в безопасности, у Бога для них припасены суды, а также и вторых заверяют, что, несмотря на их нынешнее несчастье, у Бога для них припасена милость (ст. 14−21). Тем временем Божья слава перемещается дальше (ст. 22−23). Видение исчезает (ст. 24), а Иезекииль добросовестно описывает увиденное слушающим (ст. 25).

Стихи 1−13. Здесь описывается:

I. Большая самоуверенность иерусалимских князей, несмотря на постигшие их Божьи суды. Пророк в видении попадает к воротам храма, где князья держали совет о сложившейся в данное время в городе напряженной ситуации: и поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня... И вот, у входа в ворота двадцать пять человек. Видите, как послушно пророк исполнял повеления Духа и как внимательно наблюдал за всеми данными ему откровениями. По-видимому, эти двадцать пять человек и те двадцать пять, которых он видел у дверей храма и которые кланялись на восток (Иез 8:16), были разными людьми. Виденные им ранее были старейшинами левитов, ибо находились между притвором и жертвенником, эти же были князьями и сидели у ворот дома Господня, чтобы расследовать дела (Иер 26:10); и здесь они обвиняются не в извращении поклонения, а в плохом управлении. Двое из них названы по именам, потому что были самыми активными руководителями и, возможно, потому что пророк знал их, хотя и отсутствовал несколько лет, а названы Фалтия и Мазания, но не тот, который упомянут в Иез 8:11, ибо один был сыном Сафоновым, а другой — сыном Азуровым. Существует мнение, что Иерусалим был разделен на двадцать четыре округа и речь идет об управляющих округами вместе с возглавляющим городской совет.

Итак, примите во внимание:

(1) Какую общую характеристику этих людей дает Бог пророку: «Вот люди, у которых на уме беззаконие (ст. 2); прикрываясь заботами об организации мер общественной безопасности, они ожесточают людей в их грехах и лишают тех страха перед Божьими судами, которыми угрожали пророки; они дают худой совет в городе сем, советуя людям обуздывать и закрывать уста пророкам, восстать против вавилонского царя и решительно удерживать город, пока не дойдут до крайней нужды». Следует заметить: плохо народу, когда от глаз правителей, советам которых он доверяет, скрыто то, что служит миру. Но, когда совершается зло, Бог знает, на кого возложить вину за содеянное. И когда придет день разоблачения и возмездия, Он непременно найдет виновных и скажет: вот люди, у которых на уме беззаконие, даже если их почитали за великих и мудрых, которым можно безоговорочно доверять.

(2) Конкретное обвинение, выдвинутое против них в подтверждение данной характеристики. Они подлежат осуждению за слова, произнесенные на заседании совета, о которых узнал Стоящий в сонме богов; сказанное же сводилось к следующему: «Еще не близко (ст. 3); разрушение нашего города, которым часто угрожали пророки, еще не близко — не так близко, как они об этом говорили». Они признаются себе во враждебном отношении к преобразованию, поэтому неизбежно приходят к выводу, что в конечном счете предсказанное исполнится; но они настолько полагаются на Божье терпение (хотя уже долго им злоупотребляли), что склонны думать, что возмездие наступит не скоро. Следует заметить: там, где сатане не удается убедить людей, что суд — вещь сомнительная и неопределенная, он, тем не менее, достигает своей цели, убеждая их считать суд событием настолько отдаленным, что оно утрачивает свою силу: если ему и быть, то еще не близко; тогда как на самом деле Судия стоит у дверей. Итак, если погибель еще не близко, то они делают заключение: будем строить домы; станем рассчитывать на отсрочку, ибо этот город котел, а мы мясо. По-видимому, здесь приводится поговорка, означающая: «Мы в этом городе в такой же безопасности, как мясо в кипящем котле; стены города будут для нас как броня, и осаждающие причинят им не больше вреда, чем огонь — кипящему на нем котлу. Кто думает силой вытащить нас из города и увести в плен, тот будет рисковать, как если бы пытался вытащить мясо из кипящего котла голыми руками». Очевидно, именно это они имели в виду, судя по ответу Господа: «И выведу вас из города (ст. 9), в котором вы чувствуете себя в безопасности, и тогда окажется, что и он не котел, и вы не мясо». Возможно, это имеет отношение к мясу мирной жертвы, ибо считалось серьезным нарушением, если священник доставал его из котла, пока оно варилось (как, например, в 1Цар 2:13−14). В таком случае это сравнение подразумевало, что обитатели Иерусалима были уверены в своей безопасности именно потому, что город был святым, и считали себя святым и неприкосновенным народом в нем. Существует мнение, что здесь звучит насмешка нал Иеремией, которому в одном из его первых видений Иерусалим был символически представлен в виде кипящего котла (Иер 1:13). «Итак, — говорят они в шутку, — если город — кипящий котел, то мы — мясо в нем, и кто осмелится к нам притронуться?» Таким образом, они продолжали высмеивать посланников Господа, даже когда страдали за это; но не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче. Поистине жестоки сердца людей, которые становятся еще беспечнее от слов, предназначенных Богом им в предостережение.

II. Метод, предпринятый для выведения людей из состояния беспечности. Казалось бы, для пробуждения достаточно и коснувшихся их событий Божьего провидения. Но, чтобы помочь им понять это и использовать себе во благо, Бог посылает народу слово предостережения: «Посему изреки на них пророчество и постарайся вывести их из заблуждения; пророчествуй, сын человеческий, этим мертвым и сухим костям» (ст. 4). Следует заметить: величайшая милость, которую духовные служители могут оказать грешникам, чтобы обезопасить их, заключается в проповеди против них, показывающей ничтожность их состояния и грозящую им опасность, как бы сильно они ни отказывались это видеть. Чем больше мы выступаем против них, тем сильнее действуем за них. Но поскольку пророк не решался говорить с людьми, ожесточенными в грехе и дерзко противоставшими Божьим судам, то нисшел на него Дух Господень, чтобы исполнить его силой и отвагой, и сказал ему: скажи. Следует заметить: когда грешники обольщаются к собственной же погибели, то самое время сказать им, что они не увидят мира, если будут продолжать в том же духе. Подчас духовные служители проявляют такую робость и стеснительность и пребывают в такой растерянности, что их нужно побуждать говорить, причем говорить с дерзновением. Велящий пророку говорить, кроме того, указывает ему, что именно следует сказать: он должен обратиться к ним как к дому Израилеву (ст. 5), ибо не только князья, но и весь народ заинтересован в том, чтобы знать истинное состояние своих дел, причем знать наихудшее. Они являются домом Израилевым, а посему Бог Израилев заинтересован, по милости к ним, предостеречь их, а они заинтересованы, по долгу перед Ним, внять предостережению.

Что же пророку надлежит сказать народу от Божьего имени? —

1. Пусть знают, что Бог небес замечает тщеславную уверенность, с которой они успокаивают себя: «...что на ум вам приходит, это Я знаю (ст. 5), знаю о тайных причинах ваших решений и о том, что вы стремитесь скрыть под маской благовидности ситуацию, о бедственности которой знаете». Следует заметить: Господь досконально знает не только исходящее из наших уст, но и приходящее нам на ум — не только все, что мы говорим, но и все, о чем думаем; даже мысли, внезапно пришедшие нам в голову и так же внезапно ее покинувшие, так что мы сами едва ли их осознаем, тем не менее известны Богу. Он знает нас лучше, чем мы знаем себя; Он разумеет помышления наши издали. Размышление об этом должно обязать нас со всем усердием хранить собственное сердце, чтобы туда не проникли и не гнездились там никакие злочестивые мысли.

2. Пусть знают, что советовавшие людям не сдаваться ответят перед Богом за смерть всех павших в Иерусалиме от меча халдеев уже и всех, кто падет в будущем; причем эти умерщвленные — единственные, кто останется в городе, как мясо в котле. «Много убитых ваших вы положили в сем городе, не только убитых вами мечом неправедного правосудия под маской закона, но и людей, которых вы из-за своего своеволия и гордыни неразумно подвергли мечу войны, хотя пророки вам говорили, что все это непременно плохо закончится. Теперь вы из-за своего упрямства улицы Иерусалима наполнили трупами» (ст. 6). Следует заметить: руководители, которые проявляют неправедность или неблагоразумие, начиная или продолжая войну, навлекают на себя огромную вину в кровопролитии; и «убитые ваши» сказано о людях, гибель которых в битве или в осаде те могли бы предотвратить, стремясь к разумному миру, а не к войне. Итак, эти убитые будут единственным мясом, оставшимся в котле (ст. 7). Не останется никого, кто мог бы владеть городом, кроме погребенных в нем. В Иерусалиме не будет иных обитателей, кроме обитателей гробов, в городе не останется ни одного вольного человека, кроме вольного среди мертвых.

3. Пусть знают, что, каким бы неприступным они ни считали свой город, их выдворят из него: либо вынудят убежать, либо отведут в плен: вас Я выведу из него, хотите вы этого или нет (ст. 7, 9). Они побудили Бога покинуть город и думали, что когда Он уйдет, то сами неплохо справятся, опираясь на собственную стратегию и силу; но Господь заставит их узнать, что нет мира оставившим своего Бога. Если они своими грехами изгнали Бога из Его дома, то Он вскоре изгонит их из собственных домов Своими судами; и окажется, что наибольшей опасности подверглись самые беспечные: «Этот город не будет вам котлом, и вы не будете мясом в нем; он не растворит вас в себе, как вы надеетесь, и вы не умрете в собственном гнезде. Вы думаете, что в нем вы будете в безопасности, но там вы задержитесь ненадолго.

4. Пусть знают, что, когда Бог выведет их из Иерусалима, Он пошлет вслед за ними Свои суды, где бы они ни находились, причем речь идет о судах, укрыться от которых они надеялись, замкнувшись в Иерусалиме. Они боялись, что если выйдут к халдеям, то падут от меча, и поэтому предпочли остаться в своем котле, но, — говорит Бог, — Я наведу на вас меч (ст. 8), и от меча падете (ст. 10). Следует заметить: нечестивого постигнет то, чего он боится. И нет ограды от Божьих судов, когда те приходят с поручением, — от них не оградят даже стены из брони. Иудеи боялись полагаться на милость иноземцев. «Но, — говорит Господь, — отдам вас в руку чужих, чье негодование вы ощутите на себе, поскольку не желали полагаться на их милость» (см. Иер 38:17−18). Они думали, что избегут Божьих судов, а Бог говорит, что Он произведет над ними суд. И вопреки тому, что они решили, что если и подлежат суду, то судить их будут в Иерусалиме, Господь говорит, что Он станет судить их на пределах Израилевых (ст. 10 и след.), и это исполнилось, когда Навуходоносор умертвил всю иудейскую знать Ривле, в земле Емаф, на самой дальней границе земли Ханаана. Следует заметить: как бы глубоко ни укоренились люди в месте своего жительства, они не могут быть уверены, что здесь же и умрут.

5. Пусть знают, что все происходящее является заслуженным наказанием за грех и откровением праведного суда от Бога на них: и узнаете, что Я Господь (ст. 10 и снова ст. 12). Кто не пожелал узнать из Слова Божия, того научит меч Господень, как ненавистен Богу грех и как страшно нераскаявшимся грешникам попасть в Его руки. Буду судить вас, и тогда узнаете, что Я Господь, ибо Господь познается по судам над людьми, которые по заповедям Его не ходили. Тот факт, что Он создал закон, мы узнаем по тому, что Он наказывает нарушение такового. Я произведу над вами суд, — говорит Господь, — потому что вы судов Моих не выполняли (англ. пер., ст. 12). Следует заметить: выполнение судов Божьих уст в процессе постоянного и непоколебимого послушания закону является единственным способом предотвратить исполнение судов Его руки, способных привести к нашему краху и погибели. Так или иначе Божьи суды будут исполнены: закон реализуется либо в заповеди, либо в наказании. Если мы не воздаем Богу славу, выполняя Его суды, как Он повелел, то Он покажет славу Свою на нас, произведя суды, как и угрожал. И таким образом мы узнаем, что Он Господь, Верховный Владыка над всеми, Который поругаем не бывает. И примите во внимание: когда иудеи оставили Божьи уставы и не поступали по ним, тогда они поступали по уставам народов, окружающих их, и привнесли в свое поклонение свойственную тем нечистоту, нелепость и варварские обычаи. Когда люди оставляют твердое правило Божьих установлений, тогда они бесконечно скитаются. Поэтому они должны соблюдать повеления Господа, и это послужит законным основанием, чтобы не поступать по гнусным обычаям язычников (Лев 18:30).

III. Пробуждающее провидение, идущее сразу же вслед за пробуждающим словом (ст. 13).

Здесь мы можем увидеть:

(1) С какой силой пророчествовал Иезекииль или, вернее, какая данная свыше сила сопровождала пророчество: и было, когда я пророчествовал, Фалтия, сын Ванеев, умер; имя этого человека было упомянуто (ст. 1) как одного из главных среди двадцати пяти князей, совершавших злодеяния в Иерусалиме. По-видимому, это случилось прямо во время видения, как и в случае умерщвления старейшин (Иез 9:6), побудив Иезекииля молиться (Иез 9:8), как и здесь; это служило заверением того, что когда пророчество будет предано огласке, то оно действительно исполнится. Смерть Фалтия стала залогом полного исполнения пророчества. Следует заметить: Богу зачастую угодно выделять кого-либо из грешников, чтобы те стали памятниками Его справедливости, дабы предупредить других о грядущем. Находились и такие, которые чувствовали себя в полной безопасности и внезапно погибали, мгновенно падали замертво, как Анания и Сапфира у ног Петра, когда он пророчествовал.

(2) С каким сожалением Иезекииль молился. Хотя внезапная смерть Фалтия и послужила подтверждением пророчества Иезекииля, удостоив пророка чести, тем не менее он был глубоко обеспокоен этим и принял близко к сердцу, как если бы речь шла о родственнике или близком друге: и пал он на лице, и возопил громким голосом весьма усердно и сказал: «О, Господи Боже! неужели Ты хочешь до конца истребить остаток Израиля? Многих поразили суды, которые нас постигли; и неужели остаток, избежавший меча, умрет так же внезапно от руки с небес? Тогда действительно наступит полный конец». Возможно, оплакивая таким образом смерть нечестивого князя, Иезекииль проявил слабость, как это было с Самуилом, когда он долго горевал о Сауле; тем не менее пророк показал, как далек он от желания, чтобы предсказанный им горестный день наступил. И Давид оплакивал болезнь ненавидевших и гнавших его. Так же и нам следует переживать по поводу внезапной смерти людей, даже если они нечестивы.

Стихи 14−21. Предназначением пророчества было наполнение всякого дола, равно как и понижение всякой горы и холма (Ис 40:4), и пророкам надлежало не только обличать самонадеянных и беспечных, но и утешать презренных и павших духом, которые трепетали от Божьего слова. Пророк Иезекииль, получив в предшествующей части данной главы указания относительно пробуждения беспечных на Сионе, в этих стихах получает теперь слова утешения для скорбящих в Вавилоне, которые сидели при его реках и плакали, когда вспоминали о Сионе.

Примите во внимание:

I. Как презирали и оскорбляли благочестивых пленников оставшиеся в Иерусалиме (ст. 15). Бог сообщает пророку, что обитатели Иерусалима говорили о нем и об остальных уже уведенных в Вавилон. Господь когда-то назвал их хорошими смоквами и заявил, что отправляет их в Вавилон им же во благо; однако обитатели Иерусалима предали их, полагая, что наилучшие из святых являются наихудшими из грешников, когда-либо жившими в Иерусалиме.

Примите во внимание:

(1) Как они описаны: твои братья (говорит Бог пророку), о которых ты заботишься и которых любишь. Они — твои единокровные (дословно: люди твоего искуппения), ближайшие родственники, которым принадлежит право выкупа отчужденной собственности, но которые сами не в состоянии это сделать, потому что находятся далеко в пленении. Они — весь дом Израилев; Бог считает их таковыми, ибо они единственные хранили себя в непорочности и стали лучше, попав в плен. Они не только одного рода-племени, что и Иезекииль, но и одного с ним духа; они были его слушателями, и он приобщал их к святым таинствам. И возможно, на этом основании они названы его братьями и единокровными.

(2) Как от них отреклись живущие в Иерусалиме, которые сказали: «Живите вдали от Господа». Гордые и беспечные насмехались над своими братьями, смирившимися в смиряющих обстоятельствах.

[1] Их исключили из членов церкви, потому что, вопреки ее правилам, они, подчинившись воле Господа, сдались вавилонскому царю; итак, их отлучили от церкви и сказали: «Живите вдали от Господа; мы не хотим иметь с вами ничего общего». Суеверные очень хотели избавиться от сознательных и были суровы в своем осуждении и приговоре, как будто бы те оставлены и забыты Господом и им отказано в общении с верными.

[2] Их также исключили из членов содружества, как будто бы они не имеют в нем больше части или жребия: «Нам во владение отдана эта земля, а вы лишились своих имений, сдавшись вавилонскому царю, поэтому право наследования перешло к нам». Бог принимает к сведению и очень недоволен презрительным отношением преуспевающих к своим братьям в беде.

II. Благодатные обетования, которые Бог дал благочестивым переселенцам, учитывая высокомерное поведение их братьев по отношению к ним. Возненавидевшие и изгнавшие их сказали: «Пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше» (Ис 66:5). Бог признает, что обратил против них Свою руку, что дало их братьям повод восторжествовать над ними: «Верно, Я удалил их к народам и рассеял их по землям (ст. 16), и они производят впечатление покинутого народа и настолько смешались с другими народами, что теряются среди них; но у Меня в запасе есть милость для них». Следует заметить: Бог пользуется возможностью утешить Свой народ, когда тому выказывают презрение, так и Давид надеялся, что Бог вознаградит его за злословие Семея. Божье время поддержать упование Своего народа наступает тогда, когда враги стараются вселить в людей отчаяние.

Итак, Бог обещает:

1. Восполнить им отсутствие храма и связанных с ним привилегий : Я буду для них маленьким святилищем в тех землях, куда пошли они (англ. пер. ст. 16). У оставшихся в Иерусалиме был храм, но без Бога, а у пленников в Вавилоне был Бог, хотя и без храма.

(1) Бог будет для них святилищем, то есть местом убежища, к Нему они будут бежать в поисках спасения, как бы хватаясь за роги жертвенника. Или же, скорее, у них будет такое общение с Богом в земле пленения, которое, как думали, возможно только в храме. Там они увидят Божью силу и славу, которую раньше видели в святилище; у них будут знаки Божьего присутствия, и Его благодать в их сердцах освятит молитвы и хвалу, как обычно жертвенник освящал дар, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец.

(2) Бог будет маленьким святилищем, невидимым для врагов, смотревших со злобой и завистью на храм сей высокий и великий, стоявший в Иерусалиме (3Цар 9:8). Переселенцы были немногочисленны и неприметны, поэтому самым подходящим для них являлось маленькое святилище. Бог учитывает скромный достаток Своего народа и дарует им милости соответственно их обстоятельствам. Обратите внимание, как снисходительна Божья благодать. Великому Богу угодно стать маленьким святилищем для Своего народа. Следует заметить: кто лишен преимуществ участия в общих таинствах (если это происходит не по собственной вине), тому Господь может восполнить этот недостаток изобилием непосредственно дарованной благодати и утешения.

2. В должное время положить конец их скорбям, вывести их из земли пленения и дать им или их детям снова обосноваться на собственной земле: «Я соберу вас (ст. 17), пребывающих в таком рассеянии, в таком презрении и преданных на погибель своими же соотечественниками; Я соберу вас из народов, выделю вас из среды тех, с кем вы перемешались, избавлю от державших вас в пленении, соберу вас в одно тело (в русск. пер. возвращу) из стран, в которые вы рассеяны; вы не будете возвращаться по одному, но вернетесь все вместе, что сделает ваше возвращение более торжественным, безопасным и приятным. И тогда дам вам землю Израилеву, которая, по мнению ваших братьев, навсегда закрыта для вас». Следует заметить: хорошо, что суровое осуждение со стороны людей не может лишить нас благодатных обетований Божьих. Многие из тех, кого немилосердные люди, считавшие себя единственными собственниками, лишили права на святую землю, найдут в ней место. И дам вам землю Израилеву новым актом дарения, и придут туда. Если здесь и наблюдается замещение местоимения вам на подразумеваемое местоимение они, то лишь потому, что речь может идти о потомках людей, получивших обетование. «Вы получите такое же право на собственность, какое было у праотцев, а грядущее поколение будет владеть землей».

3. Отделить Своей благодатью грехи от людей (ст. 18). Пленение действенно излечит народ от идолопоклонства: когда придут туда, на свою собственную землю снова, тогда извергнут из нее все гнусности ее. На идолов, которыми они некогда были очарованы, теперь будут смотреть с отвращением, причем не только на вавилонских идолов, но и на идолов Ханаана, своей родной земли; они не только перестанут поклоняться им, как прежде, но и не потерпят, чтобы от тех остались какие-то памятники: извергнут из нее... все мерзости ее. Следует заметить: мы только тогда милостью Божьей возвращаемся к состоянию преуспевания, когда не возвращаемся к грехам и безрассудствам этого состояния. Что мне еще за дело до идолов?

4. Основательно расположить их к исполнению долга; они не только перестанут делать зло, но и научатся делать добро, потому что не только придет конец их бедам, но и к ним вернется мир.

(1) Бог посеет в них доброе начало; Он сделает дерево хорошим (ст. 19). Речь идет о евангельском обетовании, которое относится ко всем, кого Бог определил наследовать небесный Ханаан, ибо Господь готовит к небесам всех, для кого Он приготовил небеса.

Здесь обещается, что:

[1] Бог даст им сердце единое — сердце, полностью посвященное истинному Богу (а не разделенное, как это было, ради разных богов), сердце непоколебимо, решительно и без сомнений сосредоточенное на Боге; сердце последовательное и неизменное, которому чуждо непостоянство. Сердце единое — это искреннее и честное сердце, намерения которого составляют одно целое с его заявлениями.

[2] Господь дух новый вложит в них, то есть характер, соответствующий новым обстоятельствам, к которым приведет их Бог в Своем провидении. Все освященные имеют дух новый, совершенно отличный от прежнего; они действуют на основании новых начал, поступают по новым правилам и стремятся к новым целям. Нового имени или нового облика не достаточно без нового духа. Кто во Христе, тот новая тварь.

[3] Бог возьмет из плоти их (то есть из старого естества) сердце каменное. Их сердца уже не будут, как раньше, мертвыми и сухими, жесткими и тяжелыми, как камень, неспособными приносить добрый плод, когда доброе зерно пропадало, попав в них, как на каменистое место.

[4] Бог даст им сердце плотяное, но не из мертвой или гордой плоти, а из живой; Он сделает их сердца чуткими к духовным мукам и к духовным радостям, сделает их нежными, восприимчивыми и впечатлительными. Это — Божье дело и Его дар, Его дар по обетованию; какая же удивительная перемена происходит благодаря ему — переход от смерти к жизни! Это обещано людям, которых Бог возвратит на их собственную землю, ибо только тогда такая перемена в состоянии пойдет на пользу, когда она сопровождается переменой сердца; и такая же перемена должна произойти у всех, кто попадет в лучшее отчество — небесное.

(2) Поведение людей будет соответствовать упомянутым началам: дам им новый дух не для того, чтобы могли красиво рассуждать и спорить о религии, но чтобы они ходили по заповедям Моим в том, что касается их образа жизни в целом, и соблюдали уставы Мои во всех деяниях религиозного поклонения (ст. 20). И тот и другой аспекты их жизни должны быть нераздельны; причем люди, которым Бог дал новое сердце и новый дух, относятся добросовестно и к тому и к другому; и тогда они будут Моим народом, а Я буду их Богом. Древний завет, который, казалось, нарушили и забыли, будет возрожден. Из-за своего идолопоклонства они, похоже, оставили Бога, и Бог, по-видимому, оставил их, когда отправил в плен. Но когда люди излечились от идолопоклонства и были вызволены из плена, тогда Бог и Его Израиль взаимно признали друг друга снова. Бог, благодаря Своему доброму делу в них, сделает их Своим народом; и тогда знаками Своего благоволения к ним Он покажет им, что является их Богом.

III. Какая угроза о гневе звучит здесь в адрес людей, которые не желают исправляться. Когда угрожают судами, тогда праведников выделяют из общей массы грешников, чтобы их вместе с остальными не постигла пагуба этих судов, подобным же образом, когда обещаются милости, отделяют нечестивцев, чтобы они не утешались вместе с другими благами этих милостей; у них в этом нет ни части, ни жребия (ст. 21). Что же касается не имеющих благодати, то что им до мира?

Примите во внимание:

(1) Описание таковых. Их сердце увлечется вслед гнусностей; они весьма сильно расположены поклоняться бесам, как те и хотят. Или же: в отличие от нового сердца, которое Бог дает своему народу (сердце по Своему сердцу), их сердце — по сердцу идолов их. По своему характеру и поведению они сообразовались с характером и описанием, которое им было дано в отношении идолов, и со своими представлениями о них, причем от идолов они переняли похотливость и жестокость. В корне их нечестия лежит порочность сердец, подобно тому как в корне преобразования лежит обновление сердца. У сердца свои склонности, и каковы они — таков и человек.

(2) Их участь. Она несет в себе как справедливость, так и ужас: поведение тех обращу на их голову; поступлю с ними, как они того заслуживают. Справедливость Бога не нуждается в иных подтверждениях, если мы знаем, что Он воздает людям по заслугам; подобным же образом и знания о том, чего заслуживает грех, тоже достаточно без лишних подтверждений, чтобы определить, как несчастны грешники.

Стихи 22−25. Здесь описывается:

(1) Удаление Божьего присутствия из города и храма. Получив сообщение, пророк был полностью осведомлен и принял исчерпывающие указания о том, как отделять драгоценное от ничтожного, и тогда Херувимы подняли крылья свои и колеса подле них (ст. 22), как и раньше (Иез 10:19). Выполнив свои поручения в этом нижнем мире, ангелы поднимают крылья, чтобы удалиться, не теряя времени. Последнее упоминание о местонахождении славы Бога Израилева гласит, что она пребывала у входа в восточные врата Дома Господня (Иез 10:19), о которых здесь сказано как о находящихся в среде города. Теперь говорится, что, убедившись и удивившись тому, что не нашлось никого просящего, старающегося удержать и умолять о возвращении, слава переместилась и остановилась над горою, которая на восток от города (ст. 23). Речь идет о Елеонской горе, на которой иудеи установили идолов, противостоявших Богу и Его храму, когда Он еще обитал там (3Цар 11:7), и отсюда она была названа горой упадка (англ. пер., 4Цар 23:13). И поэтому там Бог, согласно Своим установлениям, устраивает место суда, чтобы противостать людям, которые думали завладеть Его храмом теперь, когда Господь покинул его. С этой горы открывалась полная панорама города; и туда Бог переместился, чтобы исполнились Его слова: сокрою лицо Мое от них и увижу, какой будет конец их (Втор 32:20). Именно с этой горы Христос, смотря на город, заплакал о нем в предвидении его окончательного разрушения римлянами. Слава Господа переместилась туда, чтобы быть поблизости, как бы в готовности вернуться по первому зову, если наконец-то люди в сей свой день узнают, что служит к миру их. Нежелание уходить приводит к долгому прощанию. Таким медленным и постепенным уходом Бог показывает народу, что оставляет их неохотно и не ушел бы от них, если бы Его не гнали от себя. Фактически Господь сейчас говорит: как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Но, несмотря на то что Бог терпит долго, Он не будет терпеть всегда и в конечном счете покинет и изгонит навеки людей, которые покинули и изгнали Его.

(2) Удаление данного видения от пророка. Наступил момент, когда оно отошло от него (ст. 24); Иезекииль видел, как оно поднималось вверх, пока не скрылось от взора, что могло служить подтверждением, что видение было небесным, сошедшим сверху и туда же возвращающимся. Следует заметить: святые не будут располагать постоянными видениями Божьей славы, пока не попадут на небеса. Сейчас они видят проблески славы, которые быстро исчезают, видения, которые уходят от них вверх; они пробуют небесное блаженство на вкус, но пока не пируют постоянно. Данное видение поднялось от Елеонской горы, служа прообразом вознесения Христа на небо именно с этой горы, после чего свидетели Его явления во плоти больше уже не видели нашего Господа. Было предсказано, что Его ноги должны стать на горе Елеонской (Зах 14:4), стать там в последний раз.

(3) Возвращение пророка к пленникам. Тот же Дух, который перенес его в трансе, или в экстазе, в Иерусалим, возвращает Иезекииля в Халдею, ибо именно здесь определены пределы его обитания в данное время, здесь — место его служения. Дух пришел к нему не для того, чтобы вызволить его из плена, но (что равнозначно) поддержать и утешить пророка в пленении.

(4) Отчет обо всем увиденном и услышанном, данный пророком слушателям (ст. 25). Он получил, чтобы передать, и в этом оказался верен Поставившему Его. Пророк со всей честностью передал сообщение: он пересказал переселенцам все слова Господа, которые Он открыл ему, ничего не добавляя от себя. Иезекииль рассказал о великом нечестии, которое он увидел в Иерусалиме, и о великом разрушении, стремительно надвигающемся на город, дабы переселенцы не раскаивались, что сдались вавилонскому царю по совету Иеремии, и не винили себя за это, а также не завидовали оставшимся в Иерусалиме и смеявшимся над их уходом и не жалели о том, что они не там, но довольствовались своим пленением. Кто жаждет оказаться в городе, полном греха и столь близком к разорению? Лучше находиться в Вавилоне и пользоваться Божьей благосклонностью, нежели быть в Иерусалиме под Божьим гневом и проклятием. Но, несмотря на то что сообщение было передано непосредственно пленникам, мы вправе предположить, что о его содержании узнали и в Иерусалиме люди, с которыми те поддерживали связь. И с Иерусалимом было бы все в порядке, если бы он внял данному предостережению.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 11 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.