Данная глава продолжает пророчество о Ниневии и завершает его.

I. Этот великий город обвиняется в следующих грехах: в убийстве (ст. 1), блуде и колдовстве (ст. 4), во всеобщем нечестии (ст. 19).

II. За это ей угрожают судами: кровью за кровь (ст. 2−3) и позором за позорные грехи (ст. 5−7).

III. Приведены примеры подобных опустошений, обрушившихся за подобные грехи на другие места (ст. 8−11).

IV. Предсказывается, что будет низвержено все, на что они полагались и уповали (ст. 12−19).

Стихи 1−7. В данных стихах:

I. Ниневию привлекают к суду и предъявляют обвинение. Этому великому городу предъявляют серьезное обвинение, и ни ее многочисленность, ни богатство не защитят ее от приведения его в исполнение.

1. Это город кровей, в котором из-за несправедливой войны или под видом отправления правосудия пролилось много невинной крови; или он называется таковым, потому что многие варварские убийства остались ненаказанными; и все это праведный Бог будет расследовать.

2. Он полон обмана; истина изгнана из него; честности нет в нем; никто не знает, кому можно верить или довериться.

3. Он полон грабительства; никого не волнует, какое зло он причиняет и кому: «Не прекращается в нем грабительство», то есть они не могут достаточно насытиться грабежом и притеснением. Они проливали кровь и говорили ложь, охотясь за добычей, с помощью которой могли бы обогатиться.

4. В нем присутствует много блудодеяний, то есть идолопоклонства, духовного блуда, которым она оскверняет себя и к которому совращает соседние народы, как привлекательная блудница; блудодеяниями своими она продает и уничтожает народы.

5. Она искусна в чародеянии и чарованиями своими продает племена (ст. 4). Ниневия стремилась стать всемирной монархией, быть главным городом мира и иметь все соседние народы в своем подчинении; чтобы добиться этой цели, она использовала не только оружие, но и различные хитрости: подчиняла одних и вводила в заблуждение других; она обхаживала их своими чарами, как блудница, чтобы положить им на шею свое ярмо, убеждая, что это будет им выгодно. Она привлекала их вместе с ней участвовать в обрядах идолопоклонства, чтобы тем самым еще крепче привязать к себе и заставить содействовать собственным интересам; с помощью своего богатства, власти и величия она привлекала народы заключать с ней союзы, и благодаря им одерживала над ними преимущество и добивалась успеха. Подобные ее блудодеяния были похожи на блудодеяния Тира (Ис 23:15, 17). Такими были ее чарования, с помощью которых она добилась Владычества. За это Бог, Который от одной крови произвел весь род человеческий, боролся с ней, ибо Он никогда не хотел, чтобы один народ стал тираном, а другие — рабами, и считал Своим исключительным правом быть всемирным Монархом.

II. Согласно этому обвинению, Ниневия приговаривается к уничтожению. Горе этому городу кровей! (ст. 1). Посмотрите, что это за горе.

1. Своей жестокостью Ниневия вселяла страх и уничтожала других, поэтому она будет объята страхом и уничтожена. Кто свергал все, что становилось на его пути, тот рано или поздно встретит достойного противника.

(1) Послушайте сигнал тревоги, который напугает Ниневию (ст. 2); Это грозная армия, которая приближается к ней; вы можете услышать ее приближение издалека: это хлопанье бича, который яростно управляет лошадьми, заправленными в колесницу; это стук крутящихся колесниц, ржание коня и грохот скачущей колесницы, этот шум вызывает страх, но жители Ниневии еще больше испугаются, когда узнают, что вся эта армия стремительно выступает против них, а они не могут даже поднять против нее голову.

(2) Посмотрите на массовое убийство, которым будет опустошена Ниневия (ст. 3): вынут меч, с помощью которого будет совершена эта казнь; сверкает меч и блестят копья ослепительное сияние которых вызывает ужас у тех, против кого они подняты. Посмотрите, какое опустошение они совершают, когда им дано поручение убивать: здесь груды трупов, ибо убитых на земле будет много; нет конца трупам; убитых такое множество, что напрасно совершать обход, чтобы пересчитать их; они лежат так плотно, что проходящие спотыкаются о трупы их на каждом шагу. Уничтожение армии Сеннахирима, которая утром стала грудой трупов, возможно, здесь рассматривается как прообраз подобного опустошения, которому позднее подвергнется Ниневия, ибо к тем, которые не принимают предостережения судов, находящихся на расстоянии, они приблизятся.

2. Ниневия своим блудом и колдовством привлекала других к позорному нечестию, и поэтому Бог подвергнет ее позору и презрению (ст. 5−7): «Вот Я — на тебя, говорит Господь Саваоф»; это означает, что она в высшей степени будет опозорена и обесчещена; она не только потеряет все свои чары, но и предстанет очень отвратительной. Когда станет очевидно, что, заискивая перед соседними народами, она стремилась лишить их свободы и собственности, когда все ее нечестивые хитрости будут выведены на свет, тогда ее нагота будет показана народам. Когда ее гордые планы будут расстроены, суетные и заносчивые надежды на абсолютное и всеобщее владычество не оправдаются, а она окажется не такой значительной и сильной, как казалось, тогда придут посмотреть наготу земли сей, и она вызовет смех. Тогда забросают ее мерзостями, как блудницу на повозке, сделают ее презренною, как отходы. Этот великий город, перед которым заискивали все народы, желая заключить с ним союз, станет позором и посмеянием. Те, которые раньше с уважением смотрели на него и бежали к нему, в поисках защиты, теперь, увидев, побегут от него из страха быть уничтоженными вместе с ним. Отметьте: кто злоупотребляет честью и влиянием, тот справедливо подвергнется позору и будет оставлен всеми, а став ничтожным, он подвергнется презрению и от этого станет еще более презренным. Когда Ниневия будет опустошена, то кто пожалеет о ней? Ее горе будет так велико, а его осознание таким глубоким, что не допустит помощи из сочувствия или каких-либо утешительных рассуждений; или если таковые будут иметь место, то ни одно из них не послужит во благо: «Где найду я утешителей для тебя?» Отметьте: кто не проявляет сострадания в день своей силы, тот должен быть готов к тому, что не найдет сострадания в день своего падения. Когда раскроется правда о Ниневии в день ее гибели, то все, кто был обманут ее уловками, будут оскорблять ее, и никто не будет оплакивать. Такая судьба ожидает Ниневию, когда она станет зрелищем или позором. Отметьте: чем больше люди демонстрируют свое богатство в то время, когда процветают и злоупотребляют им, тем больше будет их позор в день, когда они будут справедливо уничтожены. «Я сделаю тебя примером», — читает Друз. Отметьте: когда Бог смиряет и повергает гордых грешников, то желает, чтобы другие воспользовались этим примером, не превозносились и не становились самонадеянными и наглыми, когда процветают в этом мире.

Стихи 8−19. Ниневия была извещена о том, что Бог выступил против нее, а это означало, что никто не заступится за нее и не поможет; тем не менее она сама бросает вызов Богу, Его силе и справедливости и говорит: «Я буду иметь мир». Напуганные семьи живут долго, поэтому здесь пророк подробно показывает, насколько тщетно ее упование, которое окажется недостаточным для отражения суда Божьего. Чтобы убедить их в этом:

I. Он показывает им, что другие города, которые были такими же сильными и защищенными, не смогли устоять против судов Божьих. Ниневия падет, и никто не будет оплакивать и утешать ее (ибо ничтожными утешителями окажутся обещавшие мир для тех, на кого Бог пошлет беду); она не сможет помочь себе: «Разве ты лучше Но-Аммона?» (ст. 8). Он лишает их напрасного упования, приводя имевшие место ранее примеры. Упоминаемый здесь город Но-Аммон был великим городом страны Египетской (Иер 46:25); некоторые читают «Но». Мы читаем о нем в Книге Иезекииля 30:14−16. Некоторые полагают, что это был Диосполис, другие — Александрия. Как Иерусалиму Бог сказал: «Пойдите и посмотрите, что Я сделал с Силомом» (Иер 7:12), так и здесь Ниневии, великому городу, сказано: «Пойди и посмотри, что Я сделал с многолюдным Но-Аммоном» (анг. пер.). Отметьте: поддерживать в нас святой страх перед судами Божьими помогут размышления о том, что мы не лучше других, которые пали от этих судов до нас. Мы заслуживаем их в той же степени и так же неспособны сражаться с ними, как и они. Это поможет нам примириться со страданиями. Разве мы лучше тех, с которыми обращались подобным образом? Более того, разве не были они лучше нас и менее подходили для подобных страданий? Относительно Но-Аммона обратите внимание:

(1) Каким прочным было его расположение (ст. 8). Этот город был укреплен и природой и умением человека: он находился между реками. Нил своими несколькими потоками не только наполнял водой его поля, но и окружал его стеной. Его валом было море — море Египетское, похожее на море Тивериадское. И море служило стеною его; город был окружен стеною, которая должна была сделать место недоступным. Его интересы также значительно поддерживались союзами с другими странами (ст. 9). Ефиопия, или Арабия, служили ему подкреплением то ли за счет богатства, привозимого в него благодаря торговле, то ли за счет военных сил, доставляемых для армии. Весь Египет также делал вклад в укрепление этого густонаселенного города; таким образом, он был безграничен и не было ему конца (можно и так перевести). Он не ставил пределов своим амбициям и не мог насытиться своим богатством и силой; люди бесконечно стекались в него, и он думал, что ему никогда не настанет конец. Но только Бог обладает исключительным правом быть бесконечным. Копты и Ливийцы приходили на помощь ему — два соседних государства в Африке, Мавритания и Ливия, то есть Ливия Киринейская — страна, от которой в значительной степени зависел Египет. Имея такое подкрепление, Но-Аммон, похоже, восседал как царица, и вряд ли ему придется скорбеть.

(2) Каким фатальным окажется его падение (ст. 10): «Но и он переселен, его сила оказалась несостоятельной; даже этот город, который был таким сильным и защищенным, пошел в плен». Эти стихи ссылаются на опустошение в то время хорошо известного города, все еще сохранившееся в памяти людей, хотя и не записанное в истории. Мы не можем считать уничтожение его Навуходоносором (если только не воспримем эти слова в пророческом смысле) примером для Ниневии, ибо поражение Ниневии было одной из первых его побед, а опустошение этого египетского города — одной из последних. Сила и богатство этого великого города не могли послужить ему защитой от военных казней.

[1] От самых варварских наказаний: даже младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц безжалостными захватчиками, не имеющими сострадания даже к ним.

[2] От самых позорных и постыдных наказаний: а о знатных его бросали жребий; они сделали их узниками войны, хотя сами должны были стать их рабами. Захватчики имели так много знатных людей, что не знали, что с ними делать, и поэтому развлекались, бросая жребий о них. Все вельможи его, которые раньше в дни государственных праздников украшали себя золотыми цепями, теперь были окованы цепями железными; они были закованы в кандалы или наручники (подразумевает это слово) не только как рабы, но и как осужденные преступники. Насколько же умерщвляло это явление густонаселенный Но-Аммон, когда с его вельможами и знатными людьми, которые были его гордостью и упованием, так жестоко обращались! И, исходя из этого, он делает предположение о Ниневии (ст. 11): «Так и ты опьянеешь и лишишься рассудка; ты будешь шататься и спотыкаться, как пьяница с чашей гнева Господнего, которая будет дана ему в руку (см. Иер 25:17, 27); ты падешь, не встанешь больше (англ. пер.). Чаша пойдет по кругу и настанет, наконец, твоя очередь, о Ниневия, испить ее; для тебя она будет подобна воде ревнования».

II. Он показывает, что все, на что они уповали, подведет их.

1. Разве не были мужи Ниневии уверены в собственном величии и смелости? Но их сердца затрепещут и оробеют. Они скроются, сбегут от стыда, подвергнувшись позору, сбегут из страха, оказавшись в беде и опасности, не обладая смелостью встретить врага лицом к лицу; увидев силу врага и объятые ужасом, не имея собственной силы, они будут искать защиты, придут тайком к своим соседям и будут умолять их о помощи в час нужды. Так Бог может укротить дух царей и отнять у них ум.

2. Они уповают на свои препятствия, укрепления и крепости, которые регулярно «укреплялись и смело возводились? — Они окажутся всего лишь бумажными стенами, подобными смоковнице со спелыми плодами, которые при малейшем сотрясении дерева упадут прямо в рот желающего есть. С такой же легкостью их твердыни подчинятся продвигающемуся врагу по первому же «требованию (ст. 12). Отметьте: твердыни, даже самые крепкие, не защитят от судов Божьих, когда они приходят с поручением. Имение богатого — крепкий город его, но только в его воображении (Притч 18:12). Предполагается, что они делали свои твердыни самыми прочными, стараясь, чтобы они были надежными и полезными при нападении врага (ст. 14): «Начерпай воды на время осады; запасись большим количеством воды, чтобы не испытывать нужды в том, что особенно необходимо для поддержания человеческой жизни»; здесь подразумевается всякое обеспечение, которым Ниневии велено в шутливом тоне обеспечить себя в ожидании осады. «Прилагай максимальные усилия, Чтобы не умереть от голода и чтобы голод не вынудил тебя подчиниться — но и это не поможет. Укрепляй крепости твои, еще больше совершенствуй их, расположив в них людей и оружие, поставив на стены артиллерийское оружие. Пойди в грязь и топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей; прилагай максимальные усилия для возведения сооружений — но все будет напрасно, ибо (ст. 15) там пожрет тебя огонь, если они будут браться штурмом». Именно огнем и мечом во времена войн наносятся огромные опустошения.

3. Они уповали на численность жителей? Разве не благодаря своей численности и отваге они считали свои стены и укрепления самыми крепкими? — Увы, они не пригодятся им; они разрушатся под весом их обитателей (ст. 13): «И народ твой — как женщины у тебя, они не имеют ни мудрости, ни смелости; они будут ненадежными, немощными и слабовольными, какими обычно бывают женщины во времена опасности и бедствия; они будут в недоумении и умножат свою скорбь и страхи силой своего воображения, будучи не в состоянии сделать что-то для себя; доблестные мужи станут трусами. О vere Phrygiae, neque enim Phryges — Фригийские женщины, а не фригийские мужчины. Хотя бы ты умножился, как гусеница (ст. 15), как плодовый червь, как саранча, которая собирается в огромный рой, хотя бы купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе, хотя бы твои базары были наполнены богатыми торговцами, которые имеют много денег, чтобы заплатить за защиту и средства обороны — тогда (кто-то мог бы подумать) они могли бы оказать врагу теплый прием, но их сердца оробеют; хотя их будет много, как гусениц, но огонь и меч легко и неумолимо пожрут их, как плодовых червей (ст. 15). Их так же много, как этих насекомых-опустошителей, но их враги будут такими же злобными, как они». Он добавляет (ст. 16): «Но эта саранча рассеется и улетит». И купцы и враги сравниваются с саранчой. Враги опустошат Ниневию и унесут добычу, не встретив сопротивления, и никто не будет надеяться, что удастся вернуть отнятое. Или данные стихи подразумевают, что богатые купцы, которые придут, чтобы поселиться в Ниневии и значительно умножить свои богатства, вместо того чтобы вложить значительные средства для защиты города (на что надеялись его жители), увидев, что страна оккупирована и город вскоре будет осажден, сами переселятся в другие места и туда же отправят свое нажитое богатство; они расправят свои крылья и улетят туда, где смогут находиться в безопасности, и для Ниневии они не сделают ничего хорошего. Отметьте: очень редко среди тех, которые делили с нами радость, можно найти тех, которые будут делить с нами горе. Саранча остается на полях до тех пор, пока там есть чем питаться, но она улетает, как только все съедено. Люди не хотят терять то, что они добыли. Купцы Ниневии распрощались с ней, как только она попала в беду. Богатство похоже на саранчу, которая внезапно, как орел, улетает к небу (Притч 23:5).

4. Они уповали на силу своих ворот и запоров? Но какой оградой они могут быть против судов Божьих? (ст. 13). Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей — речные ворота (Наум 2:6), ворота через каналы, проходы и дороги, с помощью которых враг войдет в страну, или ворота городов; как бы прочны ни были и хорошо ни охранялись эти ворота, они не исполнят своей задачи: «Огонь пожрет запоры твои, запоры твоих ворот, и тогда они широко распахнутся».

5. Они уповали на своего царя и князей? — Те не оправдают возложенного на них доверия (ст. 17): «Князья твои — как саранча; те, которые имели богатство и власть как коронованные особы, ослабели и лишились силы, необходимой, чтобы оказать сопротивление, когда враг пришел, как потоп. Военачальники твои, которые должны были вести армию на поле боя, были великими и выглядели величественно, но они — как рои мошек: maximum quod sic — наибольшие представители этого вида; но они так и останутся саранчой — никчемными и бесполезными насекомыми. Они во время холода, когда холодная погода, гнездятся в щелях стен, а когда взойдет солнце, то разлетаются; они улетают, и никто не знает куда. Так поступают и наемные солдаты, которые дремлют, расположившись вокруг Ниневии: когда встает проблема, то они улетают ради собственной безопасности. Наемник бежит, потому что наемник». Царя Ассирийского извещают (и стыдно, что ему об этом нужно говорить, хотя он сам мог бы обратить на это внимание), что спят пастыри его; у них нет ни желания, ни сил заступиться за свое стадо, и они очень недобросовестны при исполнении возложенных на них обязанностей соответственно занимаемым ими должностям: «Покоятся вельможи твои, они погребены в тишине».

6. Так неужели они надеются, что смогут прийти в себя и восстановить свое положение? Но и это им не удастся, ибо когда пастыри поражены, то овцы рассеиваются; народ рассеялся по горам, и некому собрать его; они никогда больше не соберутся вместе, а будут бесконечно блуждать, как рассеянные овцы. Обрушившийся на них суд похож на рану, которая является неисцелимой; в данной ситуации невозможно помочь, нет врачества для раны твоей, нет надежды, что рана, которая для тебя была такой мучительной и болезненной, зарубцуется; твоя ситуация отчаянная (ст. 19), и твои соседи, вместо того чтобы протянуть тебе руку помощи, будут рукоплескать о тебе, радуясь твоему падению; а причина их подобной реакции заключается в том, что ты, тем или иным способом, причинял всем им вред: «На кого не простиралась беспрестанно злоба твоя!» Ты причинял зло всем окружающим; ты всех обижал и оскорблял, и поэтому они не только не будут сочувствовать тебе, но и будут радоваться, видя, что тебя наказывают». Отметьте: кто когда-нибудь причинял вред своим соседям, тот рано или поздно увидит, что все это зло возвращается в его дом; тем самым они лишь готовят себе врагов, когда настанет день их падения, а те, которые не осмеливались раньше поднять против них руку, теперь будут рукоплескать и обличать их в прежних преступлениях, за которые теперь они сполна получают той же монетой. Причинявшие горе будут страдать от различных бедствий, как в данном месте Ниневия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Наума, 3 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.