Кто написал это послание?

Послание начинается с кратких сведений об авторе. Его звали Иуда, по рождению он был братом Иакова, по призванию — рабом Иисуса Христа. Традиция приписывает это послание Иуде, брату Иисуса, упомянутому в Мф 13:55 и Мк 6:3. Вероятно, он был младшим сыном Марии и Иосифа, наряду с Иаковом, Иосией и Симоном. Некоторые исследователи утверждают, что он был сыном Иосифа от первого брака. При жизни Иисуса братья отказывались верить в Него (Ин 7:5), однако позднее Иаков обратился, вероятно под воздействием явления Иисуса после воскресения (1Кор 15:7). Впоследствии он стал главой Иерусалимской церкви (Деян 12:17). Именно этот Иаков традиционно считается автором новозаветного Послания Иакова, и, учитывая его высокое положение, со стороны Иуды было вполне естественно рекомендовать себя как брата Иакова. Возможно, Иуда и Иаков упомянуты как «братья Господни» в 1Кор 9:5.

Высказывают предположение, что автором послания мог быть апостол Иуда — «Иуда Иаковлев», как он назван в Лк 6:16 и Деян 1:13 (Фаддей [Леввей] в Мф 10:14 и Мк 3:18). С этой точкой зрения трудно согласиться, так как, во-первых, ст. 17 едва ли мог быть написан апостолом, а, во-вторых, согласно правилам греческого языка, в Лк 6:16 подразумевается «сын», а не «брат».

Существует гипотеза, что Послание Иуды представляет собой псевдоэпиграф (см.: Введение во 2 Пет.), но в таком случае следовало бы ожидать, что автор припишет свое послание менее загадочному персонажу или, назвавшись Иудой, воспользуется для обеспечения признания своего сочинения родством с Иисусом. Смирение, с которым автор, как и его более известный брат, избегает подобного определения, следует расценивать как знак подлинности.

Где и когда написано это послание?

Иуда не приводит никаких сведений о своем местонахождении в период написания послания. Из 1Кор 9:5 мы знаем, что братья Господа много путешествовали, проповедуя Евангелие, поэтому любые наши предположения будут носить умозрительный характер.

Сопоставление этого послания 1 Пет. обнаруживает значительное сходство ст. 4−19 и 2:1−19 соответственно. (см.: «Введение» во 2 Пет.) Интересно, что, говоря о тех, кто отклоняется от Божьих путей и отвергает Бога, Иуда обращается не только к библейским, но и к апокрифическим примерам (ст. 5, 7, 9, 11, 14). В отличие от него Петр ссылается только на библейские эпизоды (2Пет 2:5, 6, 7, 15, 16).

Некоторые из тех, кто отрицает авторство Иуды, аргументируют свою точку зрения тем, что в самом послании отражены приметы более позднего времени. Ст. 17- 18 изображают апостолов так, словно их поколение уже вымерло, хотя адресаты послания, казалось бы, лично внимали наставлениям апостолов. Из ст. 3 явствует, что христианская вера уже превращалась в строго разработанную доктрину.

Ни один из этих доводов нельзя считать неопровержимым, и если мы признаем автором Иуду, младшего брата Господа, то сможем датировать послание в рамках предполагаемого времени его жизни. Евсевий передает рассказ Гегезиппа о том, что внуки Иуды были приведены на суд Домициана, когда последний был римским императором (81−96 гг.). Кроме того, Евсевий сообщает, что они были епископами в период правления Траяна (98−117 гг.), и это дает основания полагать, что в конце I в. их дед был еще жив. Учитывая, что Второе послание Петра было написано раньше (см.: Введение во 2 Пет.), можно с большой долей вероятности предположить, что Иуда написал это послание в конце шестидесятых годов I в. Некоторые считают, что отсутствие упоминания о разрушении Иерусалима в ст. 5, где оно было бы уместно, указывает на то, что послание было написано до 70 г.

Кому адресовано послание и какова его тема?

Текст послания не содержит никакой информации о том, где жили и чем занимались его первые читатели, если не считать того факта, что они были христианами (1) и возлюбленными (3, 17, 20) братьями автора. Как видно из ст. 3, первоначально Иуда собирался обстоятельно изложить христианское учение и нормы христианской жизни. Вместо этого, вынужденный откликнуться на появление и распространение ложных учений, он написал предупреждение о последствиях легковерного отношения к тем, кто распространяет еретические взгляды, и призвал христиан твердо держаться апостольской веры.

Характерная черта этого послания, определяющая его исключительное положение среди книг Нового Завета, состоит в использовании апокрифической иудейской литературы. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что Иуда адресовал свое послание еврейской аудитории, но материалы, к которым обращается автор, свидетельствуют скорее о его культуре, чем о культуре его читателей. Цитаты из Вознесения Моисея и Книги Еноха в ст. 9 и 15 и, возможно, других апокрифов в ст. 6 и 8 поставили это послание под сомнение в тот период, когда церковь устанавливала священный канон (список книг, подлежащих включению в Новый Завет). Однако возвышенное учение о богодухновенности Писаний не мешает библейским авторам цитировать не только Библию, но и другие источники. Сам Павел делает это в 1Кор 10:7; 2Тим 3:8 и Тит 1:12 (ср.: Деян 17:28). Несмотря на то что перед включением в канон некоторые подвергали это послание сомнению, его цитация раннехристианскими авторами доказывает, что оно имело хождение по меньшей мере с начала II в. (см.: Апокрифы и апокалиптика // Новый библейский комментарий: В 3 ч. СПб., 2000. Ч. 2. С. 562−569.)

Какое значение имеет Послание Иуды для нас?

Как и мы, Иуда жил в эпоху, когда терпимости отдавали предпочтение перед верой и считали все религии одинаково законными средствами поиска высшего существа. Поэтому он призывает подвизаться за веру в единого Бога, однажды преподанную святым (3, 4). Автор решает свою задачу четырьмя путями:

  1. Он напоминает об опасности, бесплодии и предрешенном конце лжеучителей (5−16).
  2. Он призывает народ Божий молиться и возрастать в христианской вере (20, 21).
  3. Он заверяет верующих в неизменности Божьих замыслов (24).
  4. Он призывает не упускать возможности проповедовать Евангелие (22, 23).

Эти предостережения и призывы полезны современным христианам не меньше, чем первым читателям Иуды.

Дополнительная литература

Kelly J. N. D. The Epistles of Peter and Jude, BNTC (A. and С Black, 1969).

Cranfield C. E. B. 1 and 2 Peter and Jude, TBC (SCM, 1960).

Green E. M. B. 2 Peter and Jude, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, 1968).

Bauckham R. Jude and 2 Peter, WBC (Word, 1983).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на послание Иуды, введение. Новый Библейский Комментарий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.