Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

Римлянам 0 Римлянам введение

Послание Павла к христианской общине в Риме представляет собой один из самых важных среди когда-либо написанных документов. Его влияние на церковь огромно. Достаточно сказать, что это послание сформировало учение Августина, Кальвина, Лютера и Уэсли. Тем не менее оно не учебник по систематическому богословию, а письмо, написанное в конкретных исторических обстоятельствах, и мы сможем лучше понять его, если поймем эти обстоятельства (см. также общую статью «Читая послания»).

Обстоятельства общего характера

1. Павел

В 15:14−29 Павел сообщает некоторые подробности о своих ближайших планах. Он направляется в Иерусалим, где собирается передать иудео-христианской общине деньги, собранные во время миссионерской деятельности в церквах новообращенных язычников. Из Иерусалима Павел намерен направиться в Испанию, чтобы начать там новую евангелическую работу. По дороге в Испанию он собирается остановиться в Риме. Сравнивая эти планы с тем, что рассказывает Лука в Деяниях апостолов, можно заключить, что Павел писал Послание к Римлянам в конце своего третьего миссионерского путешествия, вероятно, в период трехмесячного пребывания в Греции (Деян 20:3−6). Большую часть этого времени он, несомненно, провел в Коринфе (см.: 2Кор 13:1, 10), и косвенным подтверждением тому, что именно здесь было написано Послание к Римлянам, служит просьба Павла принять Фиву из Кенхреи, портового города неподалеку от Коринфа (Рим 16:1, 2). Эта остановка в Коринфе, вероятно, произошла в 57 г. н. э., а может быть, годом раньше или позже.

Определенное значение для нашего понимания Послания к Римлянам имеет тот факт, что в этих стихах Павел отмечает, что достиг решительного поворотного пункта в своей миссионерской деятельности. Он решил проповедовать в Испании, потому что для своей работы он «не имеет такого места в сих странах», то есть в Восточном Средиземноморье (Рим 15:23). Создав сильные церкви «от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15:19), Павел решил, что вверенная ему Божья работа — образовывать церкви, которые имели бы стратегически важное значение и через которые можно было бы возвещать Евангелие — на этой территории завершилась. Как ранние американские первопроходцы чувствовали себя стесненными и шли дальше каждый раз, когда замечали, что еще над одной хижиной подымается дымок, так и Павел чувствовал «стеснение» от христиан и хотел двигаться дальше, двигаться к тем, кого мы назвали бы сегодня «неевангелизированными народами».

2. Церковь в Риме

Согласно некоторым ранним преданиям, основателем Римской церкви был Петр, что, впрочем, маловероятно. Возможно, иудейские паломники из Рима, обращенные проповедью Петра в день Пятидесятницы, распространили евангельскую весть среди многочисленного еврейского населения столицы. (В Деян 2:10 Лука отмечает, что в тот день в Иерусалиме были и евреи из Рима.) Как и представители многих других городов, римские евреи не все приняли новое учение о Мессии. Историк Светоний отмечает, что римский император Клавдий изгнал из Рима всех евреев, «постоянно бунтующих по подстрекательству Хрестуса» {Жизнь XII цезарей, Клавдий, 25.2.). Нет почти никаких сомнений в том, что историк упоминает о горячих спорах, разразившихся в еврейской общине, когда христиане стали утверждать, что Иисус есть Христос (искаженное «Хрестос»).

Таким образом, в число изгнанных должны были попасть и иудео-христиане, на что указывает и сам Лука, упоминая, что именно в результате указа Клавдия Прискилла и Акила пришли в Коринф (Деян 18:2). Вероятно, это изгнание (которое, по-видимому, надо датировать 49 г. н. э.) самым серьезным образом сказалось на составе римской христианской общины; язычники, которые до этого момента составляли меньшинство, теперь остались в городе единственными христианами. В результате, хотя к тому времени, когда Павел начал писать Послание к Римлянам, евреям был разрешено вернуться — и, например, Прискилла и Акила так и сделали (Рим 16:3−4), — язычники в церкви составляли большинство, что определило как ее руководство, так и тон богословствования.

Литературная история

На основании текстуальных разночтений, встречающихся в гл. 14−16, возникают вопросы, касающиеся изначальной формы и литературной истории Послания к Римлянам. В одних манускриптах славословие помещено в конце послания (16:25−27), в других — в конце гл. 14 (14:24−26) или в конце гл. 14 и 16, а в одном раннем тексте — в конце гл. 15. В некоторых латинских рукописях не только славословие оказывается в конце гл. 14, но, кроме того, полностью опускается гл. 15 и остаток гл. 16. Эти данные дают возможность думать, что посланию, состоящему из 16 глав, которым мы теперь располагаем, предшествовало другое, состоящее из 14 или 15 глав. Согласно одной из, быть может, самых распространенных реконструкций, Павел сначала написал первые пятнадцать глав вместе со славословием, адресовав их Римской церкви, а потом, добавив гл. 16 (16:1−24), отправил это послание церкви в Эфесе. Такая точка зрения не только бы объяснила, почему славословие появляется в конце как 15-й, так и 16-й глав, но и разрешила бы вопрос о тех людях, которых Павел просит приветствовать в гл. 16 (16:3−16). Знакомство со столь многими членами Римской церкви, которую Павел никогда не посещал, кажется маловероятным, однако вполне объясняется, если предположить, что эти стихи были написаны эфесской церкви, с которой Павел поддерживал долгие и тесные отношения. (Самым известным сторонником этой теории является Т. В.Мэнсон: Manson T. W. 'St. Paul's Letter to the Romans — and Others', The Romans Debate, ed. K. Donfried [Augsburg, 1977], pp. 1−16.).

Однако как эту теорию, так и похожие на нее, надо отвергнуть. Во-первых, текстуальные свидетельства, на которых она основывается, очень незначительны. Конечно, в одном манускрипте славословие находится в конце гл. 15, однако в этом же манускрипте содержится и гл. 16 (16:1−23). Мы не располагаем ни одним манускриптом, содержащим текст из 15 глав, о котором говорит Мэнсон. Существуют свидетельства в пользу 14 глав, однако почти невероятно, чтобы Павел написал такой текст, поскольку в нем рассуждение о «немощном» и «сильном» обрывается на середине (14:1 — 15:13). Существует точка зрения, согласно которой последние две главы были опущены ранними христианами, быть может, ради того, чтобы призыв, содержащийся в послании, стал более всеобщим (Наггу Gamble, Jr, The Textual History of the Letter to the Romans [Eerdmans, 1977]). Более вероятно, однако — как предполагает Ориген, — что эти главы были устранены Маркионом (богословом II в., испытывавшим неприязнь к Ветхому Завету и иудейским элементам в христианстве).

Таким образом, есть серьезные основания считать, что послание, содержащееся в наших Библиях, принципиально идентично тому, которое Павел писал Римской церкви. Но как в таком случае объяснить множество приветствий? Во-первых, многих из этих людей — как Прискиллу и Акилу — Павел мог встретить во время своего служения на Востоке, когда их изгнали из Рима. Знаменитые римские дороги, хорошо построенные и содержавшиеся в образцовом порядке, давали в I в. прекрасную возможность путешествовать в районе Средиземноморья. Во-вторых, Павел мог воспользоваться тем, что он не знает Римской церкви и поприветствовать каждого христианина, которого он знал в городе.

Круг читателей

В послании Павла мы видим указания, касающиеся конкретной аудитории. С одной стороны, отдельные элементы послания указывают на то, что эта аудитория, в основном, если не исключительно, была еврейской: в гл. 16 (16:3, 7, 11) он приветствует христиан из иудеев; в гл 2 (2:17) он обращается к «иудею» и предполагает, что его читатели тесно связаны с законом Моисея (ср.: 6:14; 7:1, 4); Авраама он называет «отцом нашим» (4:1) и уделяет большое внимание «иудейским» вопросам, то есть проблеме вины и несостоятельности иудеев (2:17 — 3:8), месту закона в истории спасения (гл. 7), а также прошлому и будущему Израиля (гл. 9−11). Однако столь же ясны и указания на то, что его читателями являются также и язычники: в обращении, содержащемся в послании, римляне связываются с язычниками, среди которых Павел был призван совершать свое служение (1:5−6; ср.:1:13 и 15:14−21); апостол обращается к ним непосредственно (11:11−24), и, по-видимому, главным образом к ним обращен его призыв к единению и терпимости (15:7−9). О характере этих свидетельств лаконично говорит В. Г. Кюммель (W. G. Kiimmel): «Послание к Римлянам имеет двоякий характер; по существу оно представляет собой спор между благовествованием Павла и иудаизмом, и в результате кажется очевидным, что его читателями были иудео-христиане. Однако в послании содержатся высказывания, конкретно указывающие на то, что община состояла из христиан, бывших прежде язычниками» (Introduction to the New Testament [SCM, 1975], p. 309). Сталкиваясь с этими противоречивыми данными, одни ученые приходят к выводу, что Павел имел в виду сугубо иудейскую аудиторию, другие — что он обращался только к язычникам, и третьи — что по одним вопросам он обращался к иудеям, а по другим — к язычникам. Однако лучший способ объяснить имеющиеся данные — предположить, что аудитория, к которой обращался Павел, состояла как из иудео-христиан, так и из христиан — бывших язычников. Тем не менее то, каким образом у Павла связаны церковь и его служение язычникам (1:5, 6), дает основание предполагать, что подавляющее большинство язычников определяло лицо церкви в Риме.

Вид литературы

Жанр древних посланий простирается от кратких заметок личного характера, адресованных членам семьи, до детально разработанных трактатов, предназначенных для широкой аудитории. Нет сомнения в том, что среди всех посланий Павла Послание к Римлянам больше всего подходит ко второму типу.

Таким образом, несмотря на то что в этом послании есть обычное вступление (1:1−15) и заключение (15:14 — 16:27), его наиболее отличительной особенностью является развернутая аргументация богословско-пасторского характера (1:16 — 11:36). Нигде во всем этом большом фрагменте Павел напрямую не обращается к христианам Рима

как таковым и не дает повода предположить, что проблемы, о которых он говорит, были подняты ими. Это верно даже в отношении более «практического» по своему характеру отрывка (12:1 — 15:13) (хотя возможно, что обращение к «сильным» и «слабым» в 14:1 — 15:13 отражает проблему, которая действительно имела место в Римской церкви). Динамика послания обусловливается не столько локальными проблемами, сколько внутренней логикой благовествования. Это, однако, не означает, что Павел писал как бы в вакууме. Послание к Римлянам — не какой-то вневременной богословский трактат, а именно послание, написанное к конкретной церкви в конкретной ситуации. Как и все остальные послания Павла, оно представляет собой документ, возникший в связи с определенными причинами. Мы не должны забывать аудиторию, которую он имел в виду, когда писал. В то же время характер послания наводит на мысль, что причина его появления крылась, наверное, в необходимости обратиться ко всем ранним христианам с некоторыми актуальными богословскими вопросами, а значит и к каждому из них в отдельности. Иногда ученые пытаются точнее определить природу этого послания, сравнивая его с конкретными видами посланий древнего мира. Несмотря на то что такие попытки нередко проливают свет на некоторые конкретные особенности этого послания, ни одну из них нельзя расценивать как приемлемую для определения природы послания в целом. По словам Джеймса Данна (James Dunn), «своеобразие этого послания оказывается куда более значительным, чем его сходство с современным ему литературным или ораторским обычаем» (Romans 1−8 [Word Books, 1988]).

Цель

Стиль «трактата», выдержанный в Послании к Римлянам, заставляет задуматься, почему Павел писал именно это послание именно этой церкви? Сам Павел почти ничего об этом не говорит, и, следовательно, ответ на этот вопрос должен основываться на нашем анализе содержания послания в сравнении с общей ситуацией, в которой оно было написано (см. выше). Самые правдоподобные ответы можно разделить на две группы: 1) ответы, в которых основное внимание сосредоточено на ситуации самого Павла, 2) и ответы, которые сосредоточиваются на ситуации римских христиан.

1. Ситуация Павла

Здесь надо упомянуть о трех возможностях. Во-первых, Павел мог написать это послание для того, чтобы представиться римлянам и объяснить им, во что он верит, заручившись таким образом их поддержкой для своей миссии в Испании. Во-вторых, зная, что скоро ему предстоит посетить Рим, Павел мог воспользоваться этой возможностью, чтобы в письменной форме изложить свое учение. Кроме того, апостол только что закончил трудную богословскую и пасторскую дискуссию с Коринфской церковью и в своем служении достиг критической поворотной точки. Разве это не лучшее время для того, чтобы поразмыслить над своими богословскими установками и закрепить их в письменной форме? Третий вариант — предположить, что в этом послании Павел воспользовался возможностью прорепетировать ту речь, которую он собирался произнести в Иерусалиме, когда прибудет туда с собранным подаянием. Нет сомнений, что посещению Иерусалима Павел придавал очень большое значение (см.: 15:25−33), и напряженные отношения между христианами-иудеями и христианами из язычников, которые он надеялся смягчить этим подаянием, вполне могли бы объяснить причину такого большого внимания в этом послании к проблемам, связанным с Израилем и законом.

Вероятно, каждый из этих факторов играл свою роль в написании послания, однако только первый объясняет, почему послание было отправлено именно в Рим. Следовательно, ему надо уделить особое внимание. Однако, прежде чем перейти к дальнейшим выводам, надо осветить и другой вариант объяснения цели этого послания.

2. Проблемы Римской церкви

Ф. К. Баур, библейский критик XIX века, стал основоположником нового подхода к изучению Послания к Римлянам. Он акцентировал внимание на том, что, подобно другим посланиям Павла, это было написано с целью решить конкретные проблемы, возникшие в той общине, какой оно предназначалось. Многие современные ученые согласны с этим, находя, в частности, в увещеваниях Павла, обращенных к «сильным» и «немощным» (14:1 — 15:13), конструктивную цель послания. С этой точки зрения, Павел писал свое послание для того, чтобы преодолеть разделение в церкви Рима. Разделение пролегало между христианами из язычников («сильные») и христианами-иудеями («немощные»), и это объясняет, почему Павел уделяет данному вопросу так много внимания, с богословских позиций подходя к отношениям между этими двумя группами.

Желание преодолеть разделение в Римской церкви было, вероятно, одной из целей послания, однако не главной. Если бы это было иначе, разве стал бы апостол упоминать об этом почти в самом конце? Если она на самом деле казалась ему такой важной, разве мы не вправе были ожидать, что в таком случае он на протяжении всего послания связывал бы с этой проблемой свои богословские выкладки?

Таким образом, представляется, что Павел писал свое послание, преследуя несколько целей. Вероятно, основной его целью было желание представить себя Римской церкви, изложив евангелие, которое он проповедовал. Это было особенно важно потому, что лживые слухи о его проповеди достигли Рима (3:8). В ранней церкви он, наверное, прослыл человеком, выступающим против закона и иудеев. Павел пытался показать, что на самом деле это не так (особенно см.: 1:16; 7:7−12; гл. 9−11), и подробно разъяснял свое отношение к ним (особенно см.: 2:17 — 3:20; гл. 7). Вероятно, эти же темы обсуждались в Иерусалиме и были главными в некоторых спорах, разгоревшихся в Римской церкви. Иными словами, Послание к Римлянам преследует несколько целей, и все они сходятся на том вопросе, который является определяющим для всего послания: какова природа связи между установлениями, которые Бог дает в Своем ветхом завете, и установлениями завета нового? Каково отношение между законом и Евангелием, между верующим из иудеев и из язычников, между Израилем и церковью? Именно желание Павла обратиться к этой центральной и актуальной богословской проблеме и придает Посланию к Римлянам особый универсальный характер.

Тема

В свете сказанного нами в предыдущем параграфе нет ничего удивительного в том, что (согласно мнению многих ученых) основной темой послания является непрерывность истории спасения. В качестве основной части послания исследователи нередко выделяют гл. 9−11. С другой стороны, многие протестантские реформаторы сосредоточивали свое внимание на первых пяти главах и приходили к выводу, что основной темой послания является тема оправдания верой. В какой-то мере с их подходом сходна точка зрения Эрнста Кеземанна, считающего основной темой «Божью праведность» (которая, как он полагает, означает Божье вмешательство с целью исправления Своего мятежного творения). Однако ни одна из этих концепций не является достаточно широкой, чтобы вобрать в себя содержание всего послания в целом. Несмотря на то что оправдание верой является решающей доктриной послания и становится темой гл 3 и 4 (3:21 — 4:25), оно не выделяется в других частях послания. Итак, если определять единую тему Послания к Римлянам, то это тема «благовестия». Само слово является определяющим во вступлении (1:1−2, 9, 15) и заключении (15:16−19) и занимает почетное место в том, что обычно определяется как заявление темы послания: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1:16).

Дополнительная литература

Stott J. R. W. TheMessage of Romans, BST (IVP, forthcoming).

Bruce F. F. Romans, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, rev. edn. 1985).

Morris L. TheEpistle to the Romans (IVP/UK/Eerdmans, 1988).

Cranfield С. Е. B. Romans: A Shorter Commentary (T and T. Clark/Eerdmans, 1985).

Murray J. TheEpistle to the Romans, 2 vols., NICNT (Eerdmans, 1959, 1965).

Dunn J. D. G. Romans, 2 vols., WBC (Word, 1988).

Содержание

1:1−17 Вступление

1:1−7 Предуведомление

1:8−15 Благодарение и объяснения

1:16, 17 Тема послания

1:18 — 4:25 Благовестиви Божья праведность по вере

1:18−32 Гнев Божий на язычников

2:1 — 3:8 Гнев Божий на иудеев

3:9−20 Вина всего человечества

3:21−26 Правда Божья

3:27 — 4:25 «Только верою»

5:1 — 8:39 Благовестие и сила Божья ко спасению

5:1−11 Надежда славы Божьей

5:12−21 Царство благодати и жизни

6:1−23 Освобождение от рабства греху

7:1−25 Освобождение от рабства закону

8:1−30 Уверенность в вечной жизни в Духе

8:31−39 Прославление уверенности верующего

9:1 — 11:36 Евангелие и Израиль

9:1−6а Скорбь Павла об Израиле

9:66−29 Прошлое Израиля: Божьеизбрание

9:30 — 10:21 Настоящее Израиля: непослушание

11:1−10 Настоящее Израиля: «поизбранию благодати сохранился остаток»

11:11−32 Будущее Израиля: спасение

11:33−36 Величие Божьих цели и плана

12:1 — 15:13 Благовестие и преображение жизни

12:1, 2 Суть проблемы: обновленныйум

12:3−8 Смирение и дары

12:9−21 Любовь

13:1−7 Обязанность христианина по отношению к властям

13:8−10 Любовь и закон

13:11−14 Осознавая время

14:1 — 15:13 Призыв к единству

15:14 — 16:27 Завершение послания

15:14−33 Служение Павла и его планы

16:1 — 16 Рекомендации и приветствия

16:17−20 О лжеуч ителях

16:21−27 Заключительные приветствия и славословие

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на послание к Римлянам, введение. Новый Библейский Комментарий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.