Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

Филиппийцам 2 Филиппийцам 2 глава

2:1−4 Призыв к единству через личное смирение

В эти стихах выражен страстный призыв к христианам стремиться к единству, которое многие современные христиане не склонны воспринимать слишком серьезно. В ст. 1 Павел приводит четыре причины для сохранения такого единства; в ст. 2 он описывает четыре пути к единству; в ст. 3 это преподносится с использованием пар противопоставлений в отрицательной и положительной формах; в ст. 4 также соседствуют отрицательная и положительная формы.

Ст. 1 Слово, переведенное как отрада, может означать «утешение» или «призыв», а тем самым отражать либо то, что утешение, найденное во Христе, необходимо разделить с другими, либо то, что мы должны прислушаться к Его призыву о единстве (Ин 15:1−11; 17:20−23). Если мы познали Его благословенную любовь, то должны показать ее другим без всяких оговорок и дискриминации (ср.: 1Ин 4:7−12). Общение духа — эта фраза может означать либо общение со Святым Духом, либо общение, которое Дух дарует нам, либо прочный фундамент, на котором зиждется наше общение. Если мы познали милосердие и сострадательность Христа, то это неизбежно должно отразиться на наших отношениях с другими.

Ст. 2 В этих четырех фразах нет четкого разграничения между понятиями, но необходимо отметить: Павел дважды обращается к разуму (одни мысли, единомысленны), что имеет место и в других его посланиях. Апостол знал, что мысли и отношения побуждают говорить соответствующие слова и совершать соответствующие действия, и таким образом напрямую воздействуют на жизнь индивидуума (ср.: 2:5; 3:15; 4:8). Это, возможно, требовалось особо подчеркнуть в тот век, когда большое значение придавалось чувствам и опыту. В Рим 12:2 Павел говорит о преобразовании жизни через обновление мыслей.

Ст. 3 Любопрение (это слово встречается в 1:16, где может означать «дух разделения») и тщеславие — неотъемлемые составляющие вражды и препятствия к единству. Существуют реальные пути преодоления этих пороков. Один из путей — смирение (ср.: Еф 4:1−3). Стремление считать других лучше себя дает возможность увидеть силу и дары других в сравнении с собственными слабостью, неудачами и ограниченностью (ср.: Рим 12:10).

Ст. 4 Весьма похвально иметь привычку думать и говорить об интересах других, а не сосредотачиваться исключительно на собственной персоне (ср.: Рим 15:2, 3; 1Кор 10:24, 33; Гал 6:2).

Как христиане, мы часто оправдываем свои разногласия или находим для них объективные причины. Кренфилд в своем мудром комментарии по поводу единства, о котором так беспокоился Павел, и о пути его достижения пишет следующее: «Такое единство возможно лишь тогда, когда христиане проявляют смирение и достаточную твердость, чтобы опираться на единение, уже достигнутое во Христе (и принимают его более серьезно, чем собственную значимость), и чтобы извлечь урок из тех глубоких различий, которые проистекают из-за нашего несовершенного понимания Евангелия и которые мы не осмеливаемся умалить. Однако все это не может служить оправданием, когда мы позволяем кому-то уйти или остаться в стороне, но скорее должно побуждать нас стремиться к более серьезным поискам братского единения, чтобы слушать и повиноваться голосу Христа» (Cranfield С. Е. В., The First Epistle of Peter [SCM, 1950], pp. 75−76).

2:5−11 Пример Христа

Самый лучший способ, с помощью которого Павел может убедить своих друзей вести жизнь, полную смирения, и таким образом иметь истинно братское общение и единство, — напомнить им пример Христа. Когда он говорите смирении, которое воспринял Иисус, и о Его величии как Господа всех, возможно, используя раннехристианский гимн (см.: Введение), перед нами предстает очень важное утверждение, учение, которого придерживалась раннехристианская Церковь с самого своего основания, — учение о подлинной человеческой и подлинной Божественной природе Христа. Нам необходимо со всей серьезностью внимать тем особым словам, которые здесь используются Павлом.

Ст. 5 В вас должны быть те же чувствования — речь идет о персональной позиции, точке зрения. Иногда это передается как «иметь тот же взгляд» (RSV) или, как в NEB: «Пусть в основе ваших отношений друг с другом лежит ваша жизнь во Христе Иисусе».

Ст. 6 Здесь использованы слова, исполненные могучей силы. В оригинале причастие будучи происходит из более сильного греч. глагола, чем обычный глагол «быть»; за ним следует существительное, которое можно перевести «по самой природе своей». Иисус обладал Божественной природой до того, как воплотился в человеческой личности. Являясь Богом, Он возжелал оставить в стороне славу быть равным с Богом. Это не было хищением, но неотъемлемо принадлежащим Ему правом (см. ниже: о точном значении выражения не почитал хищением). Здесь, по-видимому, приводится намеренное противопоставление с Адамом из Быт 3, где говорится об искушении, которое он не выдержал, стремясь стать «как Бог».

Ст. 7, 8 Итак, Он уничижил Себя Самого — букв. это звучит, как «Он опустошил Себя», но не Свою Божественную суть, а Свою славу (не держался за Свое равенство Богу). Когда далее говорится, что Он сделался подобным человекам и по виду став как человек, то подразумевается не только внешнее сходство, но и восприятие истинной человеческой природы. Он был подлинным человеком, о чем Павел говорит в Рим 8:3 и в Гал 4:4, но слова апостола «оставляют возможность для размышлений о том, что человеческая природа — это еще не вся история» (Beare F. W., The Epistle to the Philippians [A. and С Black, 1959]). Он смирил Себя еще более — даже до смерти. Он прожил жизнь, полную повиновения (ср.: Рим 5:19; Евр 5:19; 10:5−14), восприняв даже смерть. Эта смерть, однако, была смертью на кресте, смертью, сопряженной с невыразимыми муками и высшей степенью позора, выражением проклятия в глазах иудеев (см.: Втор 21:23; Гал 3:13). Приведенные ниже слова Цицерона поясняют, что означала для римлян смерть через распятие: «Римский гражданин стремился отогнать от себя само название креста, не только не связывая его с телом, но изгоняя из мыслей, не желая ни видеть его, ни слышать о нем».

Ст. 9−11 Вследствие этого смирения и уничижения, самопожертвования, Бог дал Иисусу имя выше всякого имени. Это не означает какое-то особое имя или титул как таковой, хотя титул Господь Иисус все христиане принимают как истинное и верное исповедание веры (ср.: Рим 10:9; 1Кор 12:3). Это означает, что Бог превознес Его и воздал Ему честь, и чрезвычайно важно (особенно, когда люди говорят, что Христос Нового Завета меньше Бога) осознавать, что в ст. 10, 11 приводятся слова, ранее сказанные в Ис 45:23 о Боге, которые отнесены к Иисусу и описывают Его как Властелина всего сущего (ср.: Еф 1:20−22; 4:8−10; Откр 5:13). Однако необходимо подчеркнуть, что именно слава Бога Отца, т. е. слава, в которой Христос был вознесен, неразрывно связывает Его с Отцом (ср.: 1Кор 15:28). Все эти великие непреложные истины, которые должны постоянно пребывать в нашем сознании, в данном контексте служат и сугубо практическим целям — убедить филиппийцев в необходимости оставить в стороне раздоры, разногласия и личные амбиции.

Примечание. Фраза не почитал хищением быть равным Богу (6) понимается по-разному. Существуют две главные версии: либо равенство с Богом означает, что Христос имел одинаковую с Ним природу, либо здесь речь идет скорее о славе и чести, которую Христос разделял с Богом Отцом, т. е. о титуле Властелина Вселенной. Иисус «не помышлял похитить его» (NEB); этот титул, фактически, был предназначен Ему Отцом, но — после завершения жизненного пути от колыбели и могилы и до воскресения, и по свершении избранного Ему Отцом пути от смирения до возвеличивания. Если равенство с Богом понимать в том смысле, что Божественная природа была неотъемлемой Его сущностью, тогда слова апостола можно понять, как дается в переводе Филлипса: «Он не стремился к тому, что было Ему присуще, — к прерогативам равенства с Богом; или равенство с Богом не было неким преимуществом, которым следовало воспользоваться». Возможно, последняя из версий наиболее предпочтительна как вследствие значения использованных греч. слов, так и их согласованности с учением данного раздела. Путь, назначенный Отцом, предусматривает жертвенность, а смирение подразумевает неиспользование преимуществ своего положения. Этот путь прошел Христос, и мы призваны следовать за Ним по этому пути.

2:12−18 Практический результат «совершения» спасения

Ст. 12 Пример Христа не только в Его смирении; это также образец послушания (8). К такому послушанию Павел призывает филиппийцев, независимо, находится ли он среди них или нет (ср.: 1:27). Слово совершайте здесь означает «стремитесь довести до конца». Это не относится к спасению по делам, чего и мы всегда должны избегать. Само слово спасение (т. е. «избавление») указывает, что мы не может спасти себя сами (ср.: Ин 15:4, 5; 1Кор 15:10; Еф 2:5, 8), но должны жить так, чтобы в нас была явлена спасающая сила Божья, которую мы впитываем в себя.

Ст. 13 Мы должны выполнять свою часть работы, но это происходит под действием силы Божьей в нас (греч. слово [energeia], использованное здесь, которое Павел часто употребляет для обозначения силы Божьей, дало начало слову «энергия»). Бог дает и желание, и силу, и энергию осуществить благоугодное Ему.

Ст. 14 Более того, дело не просто в том, что мы делаем, но с каким духом мы это делаем (т. е. важно не роптать и не сомневаться). Это должно практически воплощаться в нашей жизни и деятельности.

Ст. 15 Верующие обязаны служить безукоризненным образцом веры для окружающего мира, погрязшего в нравственном и духовном разврате. Это описание взято из Втор 32:5, но трагически актуально и для современного западного мира. Каждый аспект христианской жизни достоин размышления: быть неукоризненными означает «быть безупречными»; чистыми — означает «иметь цельную натуру, целеустремленность и искренность». Верующие описываются как чада Божий, и в этом не только их привилегия (Ин 1:12), но и ответственность — на своем примере являть миру свою принадлежность к семье Божьей. Слово непорочные заимствовано из языка жертвоприношений (требование, которое предъявлялось к выбору жертвы в Ветхом Завете). Оно использовалось и и по отношению к Самому Господу в нравственном и духовном смысле (Евр 9:14; 1Пет 1:19), это один из христианских критериев. Как светила — это выражение указывает на то, что Христос — это свет (Ин 1:8, 9; 8:12), и мы должны отражать его для других.

Ст. 16 Содержа — это слово означает «держать», «придерживаться». Мы должны твердо придерживаться слова, но превыше всего — нести его как слово жизни погибающему миру (Ин 3:16; 6:68; Деян 5:20; 2Кор 2:15, 16). Павел рассуждает о своей жизни, используя следующий пример: спортсмен стремится преодолеть дистанции (в ориг.) и исчерпывает при этом весь ресурс своих физических сил; но духовное зрение Павел при этом сосредоточил на Господе, ожидая награды в Нем и Его одобрения.

Ст. 17, 18 Павел снова возвращается к мысли о смерти как возможном приговоре. Его смерть могла быть жертвой Богу, но он думает и о другом жертвоприношении — за веру филиппийцев, за наполнение их жизни и служения этой верой. (О первой из этих жертв см.: 2Тим 4:6, а о второй — Рим 12:1.) Павел обрел такое состояние души, когда человек преисполняется радости в любых обстоятельствах, будь то жизнь или смерть, и он хотел бы, чтобы его друзья в Филиппах могли ощущать себя подобным же образом.

2:19−30 Планы на будущее

Павел теперь говорит о своих верных соработниках, Тимофее и Епафродите, о своих планах, связанных с ними, и о своей надежде вновь посетить Филиппы. Он говорит об этих братьях с глубокой любовью и приводит лестные характеристики, свидетельствующие об их безупречном служении и самопожертвовании.

2:19−24 Похвала в адрес Тимофея

Мы знаем, что Тимофей был с Павлом, когда тот писал данное послание (1:1), сопровождал апостола в его миссионерских путешествиях и вместе с ним благовествовал филиппийцам (Деян 16:1−11). Павел упоминает о нем в большинстве своих посланий, часто в связи с тем, что давал ему особые поручения.

Ст. 19 Павел тактично замечает, что его первым желанием было послать к ним Тимофея, чтобы услышать от него добрые новости о них. Кроме того, он, несомненно, имел в виду служение, которое намеревался поручить Тимофею в Филиппах, с большой похвалой отзываясь о нем. Примечательно, что Павел также говорит: ...надеюсь же в Господе Иисусе (он часто использует эту или близкую ей по смыслу фразу «во Христе»). Павел стремится подчинить все свои надежды и планы на будущее Господу, в Котором сосредоточилась вся его жизнь (ср.: 1Кор 16:7; Иак 4:13−15).

Ст. 20, 21 Павел говорит, что не знает никого, кто с большим усердием, чем Тимофей, позаботился бы о них, кто проявил бы такой же неподдельный и искренний интерес к филиппийским христианам, как он, и с грустью добавляет, что ему некого больше послать, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Аналогичная ситуация описана им в 2Тим 4:9−13. Это должно заставить нас задуматься, проявляем ли мы истинный интерес к людям.

Ст. 22 Верность Тимофея была засвидетеьствована в Филиппах, и апостол сам лучше других знал об этом, когда говорил: ...он, как сын отцу, служил мне (букв. «был рабом», ср.: 1:1).

Ст. 23, 24 Павел хотел получить через Тимофея новости из Филипп. Тимофей же должен был передать филиппийцам новости о Павле, поэтому вынужден был ждать до тех пор, пока не выяснится исход тюремного заключения апостола — освобождение или смертный приговор (ср.: 1:23, 24). Павел, по-видимому, все больше укреплялся в уверенности благополучного исхода, а потому пребывал в надежде в скором времени лично посетить Филиппы.

2:25−30 Разъяснение ситуации с Епафродитом

Ст. 25 О Епафродите нам известно только из этого отрывка и из 4:18, где говорится, что филиппийцы послали с ним свои приношения Павлу. Он был их посланником (в ориг. использовано слово апостол, но подразумевается именно «посланник», а не один из апостолов Христа; ср.: 2Кор 8:23), и они хотели, чтобы Епафродит остался с Павлом, чтобы заботиться о нем. Примечательно, что здесь для характеристики их сотрудничества используются такие слова, как брат, сотрудник и сподвижник. Многие христиане самоотверженно трудятся для Христа, являясь Его верными соработниками и сподвижниками, но не все способны сотрудничать со своими собратьями.

Ст. 26−28 Епафродит заболел и был при смерти, но по милости Божьей выздоровел. Слухи о его серьезной болезни, дошедшие до Филипп, обеспокоили его друзей. Епафродит тяжко скорбел об этом (в греч. использовано очень сильное слово для обозначения его печали, которое встречается в Новом Завете еще только раз при описании скорби и тоски нашего Господа в Гефсимании в Мф 26:27 и Мк 14:33), и сердце его сильно затосковало по дому, посему Павел и решил отправить его обратно в Филиппы, а не держать рядом с собой.

Ст. 29, 30 Павел, однако, чутко реагировал на создавшуюся ситуацию. Возможно, он опасался, что филиппийцы неправильно поймут мотивы возвращения своего посланника, поэтому призывал их встретить Епафродита со всей сердечной теплотой, свойственной христианам, и не просто как своего брата, который вернулся из дальнего странствия, но как человека, достойного всяких почестей за свою верность и преданность делу, которому он служил. Мы не знаем, почему он был близок к смерти, подвергая опасности жизнь... за дело Христово. Возможно, потому что находился рядом с Павлом, тюремным узником. Не исключено, что «он заболел в дороге и, не желая прерывать путешествия, довел себя до изнурения» (Caird, Paul's Letters from Prison). Выражение «подвергая опасности», а точнее «рискуя», взято из языка, характерного для азартных игр, и, возможно, здесь — игра слов, имен Епафродита (как и в случае с именем Онисима [ «полезный» в Флм 11]) и Афродиты, греч. богини, которая была и богиней игр, и игрок взывал к ее помощи, чтобы выиграть, произнося: Epaphroditus (Hawthorne, Philippians). Этот человек как бы ставил на кон свою жизнь, служа Павлу, но это был риск во имя Божье, и он выиграл.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на послание к Филиппийцам, 2 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Филиппийцам 2 глава в переводах:
Филиппийцам 2 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.