Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

Откровение 15 Откровение 15 глава

15:1 — 16:21 Семь чаш гнева

После большого отступления в гл. 12−14 Иоанн возвращается к теме мессианских судов конца времени. Число семь и здесь, как и в случае семи печатей и семи труб, сохраняется, однако символизм в значительной мере искажается в некоторых переводах, где речь идет о чаше гнева (в 15:7 и по всей гл. 16). Это греческое слово обычно используется в его бытовом значении как посуда (так, вероятно, в Откр 5:8), но оно может означать и сосуд для пития (см., напр.: Прит 23:31). Частое использование выражения чаша гнева в качестве ветхозаветного символа суда предопределяет его смысловое значение здесь (из многочисленных примеров следует упомянуть Иер 25:15; 49:12; Иез 23:31−32; Авв 2:15). Особый интерес с этой точки зрения представляет Ис 51:17, 22, где речь идет о «чаше» и «кубке» гнева (в русской синодальной Библии в обоих случаях — «чаша»). (Большинство переводчиков ошибочно передают «кубок» словом «чаша».) Поскольку Иоанн сам использует символику пития из чаши Божьего гнева в 14:10 и 16:19, создается впечатление, что тот же образ доминирует и в изображении судов в гл. 15−16.

Утверждается, что чаши гнева вызывают семь последних язв (15:1). Это часто связывается с тем, что не дается описания суда седьмой трубы, хотя она возвещает собой конец времени (11:15); затем высказывается предположение, что чаша судов следует за звуком последней трубы. Это логично, но маловероятно. Содержание семи чаш весьма сходно с тем, что раскрывают семь труб; в большинстве случаев разница заключается в усилении более ранних язв последующими. Так, вторая и третья чаши выявляют, что вторая и третья язвы, связанные с трубами, обрели больший масштаб (8:8−11; 16:3−4); так же, как и землетрясение, последовавшее за седьмой трубой, по-видимому, то же, что и связанное с седьмой чашей, только описанное более подробно (11:19; 16:17−20). Совершенно отчетливо выявляются параллели между четвертой трубой и четвертой чашей (8:12; 16:8), так же, как и между пятой и шестой трубами и пятой и шестой чашами (1:1−21; 16:10−16). Чаши гнева, соответственно, более полно раскрывают то, что уже было показано в судах, связанных с трубами, наряду с новыми особенностями.

Песнь победителей, стоящих на стеклянном море (3−4), прославляет обращение народов при завершении Его праведных судов (4). Значит, видение отражает ликование по поводу действия последних язв, а не возвещает их начало. Оно обращено в будущее и подчеркивает сказанное о последних язвах в ст. 1, что ими оканчивалась ярость Божия.

Еще одна особенность судов, связанных с чашами гнева: они поразительно напоминают египетские язвы исхода. Это отмечено и в первых четырех судах после труб (8:7−12), но здесь становится еще яснее, что все чаши гнева имеют то же значение, что и египетские язвы, и их окончание празднуется в «песне Моисея... и песне Агнца», которые поются перед небесным «Чермным морем» (15:3−4). Все, что происходит при втором исходе, гораздо масштабнее, чем было при первом, как в судах, так и в благословениях. Но это гармонирует с миссией Христа, Который приводит в исполнение обетования Бога, заключенные в старом завете.

15:1−8 Вступление к чашам гнева

Ст. 2 Упоминавшееся в 4:6 стеклянное море, смешанное с огнем, знаменует собой гнев, который должен открыться с небес (ср.: 8:5). Но победившие зверя и образ его стоят на море рядом с Богом, как некогда израильтяне стояли на берегу Чермного моря и возносили песнь освобождения (Исх 15:1−18).

Ст. 3−4 Песнь Моисея... и песнь Агнца — одна и та же, поскольку прообраз искупления при первом исходе нашел свое воплощение и реализовался при втором исходе. Каждая строка этой песни является реминисценцией из пророков и псалмопевцев. Велики и чудны дела Твои — см.: Пс 97:1; 110:2; 138:14. Праведны и истинны пути Твои — см.: Втор 32:3; Пс 144:17. Кто не убоится Тебя — см.: Иер 10:7. Все народы придут — см.: Пс 85:9. Ибо открылись суды Твои — см.: Пс 97:2; Ис 26:9. В таком контексте видение замечательно тем, что оно напоминает: успех антихриста меньше, чем можно заключить из гиперболической картины мессианских судов.

Ст. 5 Название скиния свидетельства, или «скиния откровения», было дано в пустыне (Числ 9:15), потому что в ней хранился ковчег, содержащий каменные скрижали завета. Поскольку ковчег позднее установили в храме, храм сам стал называться скинией (Пс 83:1−2 — «жилища» Господни). Здесь слова скиния свидетельства подчеркивают, что суды, готовые свершиться, выражают праведность Бога.

Ст. 6−8 Когда даны были семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога... наполнился храм дымом от славы Божией (8); аналогичное явление отмечается в Исх 40:35; 2Пар 7:2−3; Ис 6:4; Иез 10:4; 44:4. Этот феномен отмечает присутствие Бога и в таком контексте должен означать, что Бог Сам приведет в исполнение приговор судов, которые приведут в Его царство. Ангелы при этом играют вспомогательную роль.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на Откровение Иоанна, 15 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Откровение 15 глава в переводах:
Откровение 15 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.