A [a]Contemplation of Asaph.
1 O God, why have You cast us off forever?
Why does Your anger smoke against the sheep of Your pasture?
The tribe of Your inheritance, which You have redeemed —
This Mount Zion where You have dwelt.
The enemy has damaged everything in the sanctuary.
They set up their banners for signs.
Axes among the thick trees.
With axes and hammers.
They have defiled the dwelling place of Your name to the ground.
“Let us [b]destroy them altogether.”
They have burned up all the meeting places of God in the land.
There is no longer any prophet;
Nor is there any among us who knows how long.
Will the enemy blaspheme Your name forever?
Take it out of Your bosom and destroy them.
Working salvation in the midst of the earth.
You broke the heads of the [d]sea serpents in the waters.
And gave him as food to the people inhabiting the wilderness.
You dried up mighty rivers.
You have prepared the light and the sun.
You have made summer and winter.
And that a foolish people has blasphemed Your name.
Do not forget the life of Your poor forever.
For the [f]dark places of the earth are full of the [g]haunts of [h]cruelty.
Let the poor and needy praise Your name.
Remember how the foolish man [i]reproaches You daily.
The tumult of those who rise up against You increases continually.
Псалом написан Асафом, точнее одним из его потомков, живших в позднейшее от Давида время. Содержание псалма отвечает времени царя Езекии, когда нападение Сеннахирима Ассирийского на Иерусалим уже было близко, но когда царь не терял надежды на защиту со стороны Бога. На это именно время указывает то беспокойное волнение, которое, по псалму, переживала Иудея (Пс 74:4), полная беззащитность евреев, нападение врагов направлялось на Иудею с севера (Пс 74:7), они отличались заносчивостью и пренебрежением к Иегове (Пс 74:5). Такие черты совпадают с положением Иудеи при нападении Сеннахирима на Иерусалим.
Близка Твоя помощь, Господи (2). Ты сам обещаешь назначить время для суда над врагами (3−4). Поэтому я говорю нечестивым, чтобы они не оскорбляли Бога, так как Он напоит их из чаши гнева, а праведник будет тогда восхвалять Господа (5−11).
Пс 74:2. Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
Приближение врагов и начало осады Иерусалима было встречено евреями торжественными гимнами в честь Бога, где они «возвещали» Его чудеса в прошлой истории своего народа. Такой же помощи от Бога они ожидали и в настоящей близкой опасности, почему говорили, «что имя Господне близко», что близок день, когда Он чудесно проявит свою помощь над народом.
Пс 74:3. «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
Пс 74:4. Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».
В 3−4 ст. представляется говорящим Бог. Он произнесет Свой суд в назначенное Им время и суд справедливый, когда воздастся каждому то, что он заслуживает. На кого должна излиться кара Божия, видно из последующих слов, «Земля колеблется», т. е. все жители Иерусалима пришли в трепет при появлении грозных и многочисленных полчищ Сеннахирима. Господь «утвердит столпы ее», не даст врагам расшатать могущество и силу Идеи. Так как «столпами» Иудеи, на которых покоилось ее величие и значение, было имя Иеговы, то утвердить столпы, значит — не дать в посмеяние этого великого имени и держащихся его. Известно, что Рапсак, полководец Сеннахирима, издевался над верой евреев в Иегову.
Пс 74:5. Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте ро́га,
«Безумствующие» — ассирияне, богохульно относившиеся к Иегове. — «Не поднимайте рога» — не думайте много о своей силе и непобедимости. Рог символ силы.
Пс 74:7. ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
Пс 74:8. но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
Вера евреев в получение защиты («возвышение») покоится не на ожидании человеческой помощи от народов, живущих от Иудеи на восток, запад или на пустыню (точнее можно бы перевести «не от скал пустыни», т. е. от Идумеи), а на вере в одного Господа, от Которого только и зависит «унижение» или «возвышение». При перечислении стран света не упоминается север потому, что отсюда-то и шли ассирияне. Ожидать евреям защиты от каких-либо соседних народов невозможно было, потому что последние всегда враждебно относились к ним и эти чувства, конечно, не изменились с нападением ассириян.
Пс 74:9. ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
Под «чашей... смешения» — чашей вина с подмесями разных пряностей, которые на Востоке обычно добавляли к вину для усиления опьяняющего его свойства, разумеется чаша Господнего гнева, которой он напоит врагов Иерусалима, т. е. ассириян. Враги выпьют даже «дрожжи», отстой в чаше, самый крепкий и одуряющий.
Пс 74:10. А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
Пс 74:11. все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
От этой чаши сломится их сила («роги нечестивых»), а праведник вознесется.
Действительно, гибель врагов под Иерусалимом сделало имя Иеговы и еврейского народа грозным, и многие языческие народы приносили тогда дары Езекии (2Пар 32:23).