1 Петра 1 глава

Первое соборное послание апостола Петра
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому,
4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
6 О сём радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
9 достигая наконец верою вашею спасения душ.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
13 Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».
17 И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,
18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
20 предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
21 уверовавших через Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
22 Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,
23 как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек.
24 Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал;
25 но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.

Новой Женевской Библии

1:1 Петр. Т.е. «камень» — имя, данное апостолу Иисусом (Мф 16:18; Ин 1:42), предвидевшим его роль в ранней Церкви. Его еврейское имя было, вероятно, Симеон (Симон, см., напр., Деян 15:14). «Кифа» (Ин 1:42; 1Кор 1:12) — арамейское слово, также означающее «камень», «скала».

Апостол. См. ком. к 2Кор 1:1.

пришельцам. Христиане живут в мире как странники, настоящий же дом их на небесах (Флп 3:20; Евр 11:13−16).

избранным. Тема избранничества развивается в ст. 2.

рассеянным. Греч.: «диаспора». Представители народа, проживающие вне исторической родины (Ин 7:35).

1:2 по предведению. Это понятие подразумевает изначальный замысел Божий и действенное избрание по любви.

Послание к христианам рассеяния.

при освящении от Духа. Указание на тесную связь избирающей любви Отчей с действием Духа, сообщающим искупление избраннику (2Фес 2:13), отделяющим грешника от греха и посвящающим его служению Богу.

к послушанию. Первое дело послушания — вера во Христа (Ин 6:28−29).

к... окроплению Кровию Иисуса Христа. Ветхозаветный образ. В новозаветном учении — распространение на избранного заслуг и очищающего действия Христовой смерти (Чис 19:9; ср. Евр 9:13−14); принятие благодати нового завета и выполнение налагаемых им обязательств.

благодать... и мир. Благодать — это милость Божия к грешникам, даруемая через Христа, а мир — реальное состояние примиренности с Богом через Христа (Рим 5:1−2).

1:3 по великой Своей милости. Здесь подчеркивается, что основа спасения — предваряющая любовь Божия.

возродивший. Хотя это слово употреблено в НЗ только здесь и в 1:23, само понятие возрождения встречается часто (напр., Ин 1:12−13; Ин 3:3−8; Иак 1:18; Тит 3:5).

к упованию живому. «Упование» (надежда), ключевое для всего послания слово (1:13, 21; 3:5, 15), в Библии всегда передает идею уверенного ожидания будущих благ на основе обетований Божиих. Определение «живое» указывает на бессмертный и непреходящий характер этого упования.

1:4 к наследству. Как дети Божии через рождение свыше, христиане — наследники Божии и сонаследники Христу (Рим 8:16−17). Их наследство толкуется как полное спасение (ст. 5; ср. Евр 1:14).

1:5 силою Божиею через веру соблюдаемых. Этот стих отмечает и первостепенное значение Божественной благодати, и важность человеческих поступков под ее воздействием (5:8−9; Еф 6:16; Флп 2:12−13). В основе греческого слова, переведенного по-русски «соблюдаемых», лежит понятие «охранять», «сторожить», напр., бдительно охранять страну, крепость и т.д.

ко спасению. Т.е. к будущему окончательному освобождению от греха и полному наслаждению вечной славой (1:9; 4:13−14; 5:1, 4).

в последнее время. Второе пришествие Христово в знамениях Его силы и славы.

1:6 поскорбев... если нужно. Бог попускает или посылает испытания тогда и в той мере, в какой они необходимы для укрепления веры (ст. 7).

1:7 Изложение целей Божиих при испытаниях, упомянутых в ст. 6 (ср. Рим 5:3, 4; Иак 1:2−4).

испытанная вера ваша. Как люди посредством огня очищают драгоценные металлы, так Бог использует испытания, чтобы отделить подлинную веру от поверхностных ее выражений и, в то же время, укрепить эту веру (Иов 23:10).

к похвале и чести и славе. Конечное назначение испытаний — получение венца славы (5:1, 4).

в явление Иисуса Христа. В Его Второе пришествие (ст. 5; 4:13; 5:1; 1Кор 4:3−5).

1:9 достигая наконец верою вашею спасения душ. Верующие уже получили главное, в чем состоит спасение (т.е. мир и общение с Богом), но полнота спасения явится в пришествие Христа (ст. 5). «Душа» означает здесь всего человека (как и в 3:20).

1:11 на которое и на какое время. Пророки знали, что Мессия придет (Ис 7:14; 9:6; 11:1), но время Его пришествия им было неведомо (ср. Дан 12:6, 8−10).

Дух Христов. Это выражение встречается еще только в Рим 8:9 (ср. Деян 16:6−7; Гал 4:6; Флп 1:19). Дух Святой назван так, потому что Его посылает Христос (Ин 15:26), и потому что после Воскресения Христос вместе с Духом Святым совершает спасение верующих.

1:12 Им открыто было. Петр не указывает, как или когда это бывало открыто, но пророки знали, что в конечном итоге они служат грядущим поколениям.

что ныне проповедано вам. Т.е. страдания и прославление Христа (ст. 11), составляющие содержание благовестия (Лк 24:25−27, 45−47). Пророки предсказывали и предвидели события, исполнившиеся во Христе и возвещенные проповедниками Евангелия.

Духом Святым, посланным с небес. Здесь подчеркивается божественное происхождение благовестия. Один и тот же Дух вдохновлял пророков и вел проповедников Евангелия. Ветхий и Новый Заветы составляют одно целое, центр которого — Христос и принесенное Им спасение.

во что желают проникнуть Ангелы. Знание и опыт небожителей в сфере домостроительства искупления ограничен. Божий план они познают через Церковь (Еф 3:8−10).

1:13 препоясав чресла ума вашего. Идиоматическое выражение, восходящее к ближневосточному обычаю препоясывать длинную верхнюю одежду и заправлять полы ее за пояс, чтобы она не стесняла в движениях. Это призыв приготовиться к напряженному и продолжительному духовному усилию, устранив все, что может мешать или отвлекать.

1:15 призвавшего вас. К новой жизни человека приводит предваряющая благодать Божия.

будьте святы. Как ветхозаветный Израиль был отделен Богом от окружающих народов и призван к святости, так Церковь должна быть отделена от греха и выделена на служение Богу (2:9; Лев 19:2). Христианин стремится к святости, побуждаемый сознанием абсолютного нравственного совершенства Бога, на которое он должен сам равняться (ст. 16; Мф 5:48; Еф 5:1).

1:17 называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам. Христос взял на Себя грехи всего мира (2:24; Ис 53:4−5), но это не освобождает людей от ответственности перед Богом за их греховную жизнь. Христиане буду судимы за свои дела по меркам христианства и соответственно вознаграждены (Рим 14:10−12; 1Кор 3:12−15). Однако, строго говоря, обещанная награда не «заслужена», хотя и подается в меру дел; награда — это тоже милость. Блаженный Августин говорил, что ею Бог венчает Свои собственные дары.

со страхом. Поскольку Бог — Отец и Судия, верующие должны приближаться к Нему со смиренным почтением и благоговением (Пс 33:12; Деян 9:31).

время странствования вашего. Восприятие жизни как странствия подчеркивает временность пребывания христианина в этом мире.

1:18 искуплены. Освобождены от уз греха за выкуп (Рим 8:2; Гал 3:13; Еф 1:7). Цена искупления — кровь Христова (ст. 19).

от суетной жизни, преданной вам. «Суетность» или «никчемность» язычества — частая тема у авторов книг Священного Писания (Иер 2:5; Деян 14:15). Хотя в НЗ встречаются осуждения иудейских преданий, дополнявших заповеди ветхозаветного закона (Мк 7:8−13), здесь Петр, по-видимому, имеет в виду именно язычество (1:14; 4:3).

1:19 Агнца. См. Исх 12:5; Лев 3:6−7; Ис 53:7; Ин 1:29.

непорочного и чистого. Чтобы быть принятой, жертва должна быть без изъяна (Лев 22:20−25). Безгрешный Христос был предназначен умереть за грехи других людей (Евр 7:27).

1:20 прежде создания мира. Христос был предназначен стать Искупителем избранных еще прежде создания мира (Ин 17:24; Еф 1:4).

в последние времена. Это понятие обнимает весь период между Первым и Вторым пришествием Иисуса (Деян 2:17; Евр 1:2).

1:21 уверовавших чрез Него в Бога. Как Посредник между Богом и человеком, Христос — единственный путь к Богу (Ин 14:6). Отец открывается во Христе (Ин 1:18), и искупительная смерть Христова открыла доступ к Богу (3:18).

1:23 Нелицемерная и постоянная любовь к другим (ст. 22) возможна только благодаря тому, что сначала была явлена любовь Божия (Ин 13:35; 1Ин 4:10−12).

возрожденные. См. ком. к 1:3.

не от тленного семени, но от нетленного. Петр сравнивает и противопоставляет человеческое деторождение и животворящую силу Слова Божия (Лк 8:11; Ин 1:12−13).

от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Посредством Слова Божия Дух Святой приводит грешников к познанию благодати Божией во Христе Иисусе (Иак 1:18; Евр 4:12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.