Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 14 От Матфея 14 глава

Евангелие от Матфея 14:1−12

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего;
4 Потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду;
7 Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 И послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его пришедши взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

Этот отрывок — страничка в книге Божьей, посвященная мученикам. Здесь приводится история смерти Иоанна Крестителя. Для нашего назидания здесь говорится и о нечестивом царе Ироде, и о смелом обличении Иоанна, и о тюремном заключении, которым Ирод наказал своего обличителя, и наконец о позорящих Ирода обстоятельствах смерти Иоанна Крестителя. «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс 115:6).

Св. Марк описывает смерть Иоанна Крестителя подробнее св. Матфея. Пока нам достаточно извлечь два общих урока из описания св. Матфея.

Во-первых, обратите внимание, что совесть обладает великой силой.

Царь Ирод услышал «молву об Иисусе» и сказал своим слугам: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых». Он вспомнил, как беззаконно поступил с этим святым человеком, и испугался. Его сердце подсказывало ему, что он пренебрег божественным волеизъявлением, совершил грязное и отвратительное убийство. Его сердце свидетельствовало, что, хотя он и убил Иоанна, день расплаты наступит. Он еще встретится с Иоанном. Как хорошо подметил епископ Холл, самый страшный мучитель нечестивого, особенно если он пролил кровь, — его собственное сердце.

Совесть от рождения есть у каждого человека. Не забывайте об этом. И хотя все мы приходим в этот мир падшими и безнадежно нечестивыми, Бог позаботился о том, чтобы оставить свидетельство о Себе в нашей душе. Советь без Святого Духа — это слепой проводник, она не может никого спасти, не может привести ко Христу, но она может «сжечь» и растоптать своим каблуком. Она есть у каждого, обвиняющая или извиняющая. Писание и опыт доказывают это (Рим 2:15).

Совесть может сделать жалким даже царя, если тот сознательно отвергает ее советы. Она может наполнить князей этого мира страхом и трепетом, как это было с Феликсом, которому проповедовал апостол Павел. Царям легче посадить проповедника в тюрьму или даже обезглавить его, чем заставить замолчать голос в собственном сердце. Можно убрать с дороги служителя Божьего, но его голос будет делать свое дело еще долго после его смерти. Пророки Божьи не живут вечно, но их слова часто продолжают существовать и после их смерти (2Тим 2:9; Зах 1:5).

Пусть же беспечные и нечестивые задумаются над этим и не будут больше грешить против своей совести. Пусть они узнают, что их грехи «найдут их». Они могут смеяться, насмехаться, издеваться над верой некоторое время. Они могут кричать: «Кого мне бояться? Где мое наказание?» Но рано или поздно сеявшие неправду пожнут беду. Их греховность однажды застигнет их врасплох, они, как и Ирод, поймут, что «накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя» (Иер 2:19).

Пусть служители и проповедники помнят о том, что в каждом человеке есть совесть, пусть они смело воздействуют на нее. Если наставлению сразу же не последовали, это не значит, что им не воспользовались. Если учение сразу не приняли, это не значит, что оно было произнесено впустую. У слушателей проповеди есть совесть, поэтому многие проповеди и уроки вспомнятся потом, когда проповедник или учитель, подобно Иоанну Крестителю, будет уже лежать в могиле. Тысячи людей знают, что мы правы, но, как и Ирод, не могут признать этого.

Во-вторых, заметьте, что дети Божьи не должны ожидать получения своей награды в этом мире.

Жизнь Иоанна Крестителя _лучший пример невознагражденного благочестия. Задумайтесь на мгновение о том, что, хотя в течение своего короткого служения он сделал так много, его земная жизнь закончилась трагично. Он был пророком Всевышнего и «больше всех, рожденных женами», но его посадили в тюрьму, как злодея! Он умер насильственной смертью, когда ему не было еще и тридцати четырех лет. «Горящий светильник» потушили, верного проповедника убили за то, что тот исполнял свой долг. Его убили, чтобы удовлетворить ненависть прелюбодейки и исполнить приказ капризного тирана! Посмотрев на все произошедшее, невежественный человек точно спросит: «Какая польза от того, что служишь Богу?»

Но все свидетельствует о том, что день суда будет. Бог разберется во всем и наградит каждого по делам его. Он спросит за кровь Иоанна Крестителя, апостола Иакова, Стефана, за кровь Поликарпа, Гуса, Ридли, Латимера. Все записано в Книге Божьей. «...Земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (Ис 26:21). Рано или поздно мир узнает, что есть Бог, который судит землю. «Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший» (Еккл 5:7).

Пусть каждый истинный христианин помнит, что скоро наступят лучшие времена. Не удивляйтесь тому, что сейчас вы страдаете. Это время обучения: мы все еще находимся в школе. Мы учимся терпению, долготерпению, благости, кротости. Вряд ли бы мы этому научились, если бы все сейчас было благополучно. Но скоро наступят вечные каникулы. Давайте же будем тихо ждать их, они возместят все. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу...» (2Кор 4:17).

Евангелие от Матфея 14:13−21

13 И услышав Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
14 И вышед Иисус увидел множество людей и сжалился над ними и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив дал хлебы ученикам, а ученики — народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

В этом отрывке описано одно из самых могущественных чудес нашего Господа Иисуса Христа — насыщение «пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» пятью хлебами и двумя рыбами. Это чудо описывают все четыре апостола. Поэтому очевидно, что это событие в жизни нашего Господа заслуживает особого внимания. Давайте же попробуем разобраться, чему оно нас может научить.

Во-первых, это чудо неопровержимо доказывает, что наш Господь обладал божественной силой. Невозможно было бы накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, если бы Иисус сверхъестественным образом не размножил их. Такое не смог бы сделать ни один фокусник, ни один самозванец или лжепророк. Они обманом и хитростью могут внушить слабым людям, что они исцелили больного или воскресили мертвого, но они никогда не смогли бы совершить такое чудо, которое совершил Христос. Они прекрасно знают, что не смогут внушить десяти тысячам мужчин, женщин и детей, что они сыты, когда они голодны. Если бы они только попробовали это сделать, их бы сразу уличили в обмане и мошенничестве.

Но наш Господь совершил это чудо и тем самым доказал всем, что Он — Бог. Он создал то, что раньше не существовало: реальную материальную пищу для пяти тысяч человек из пяти хлебов и двух рыб, которых не хватило бы, чтобы накормить и пятьдесят человек. Только если мы слепы, мы не увидим в этом руку Того, кто «дает пищу всякой плоти» (Пс 135: 25) и кто создал весь этот мир и все, что в нем. Творить может только Бог.

Этот отрывок нужно запомнить. Мы должны собирать для себя все свидетельства проявления божественной силы нашего Господа. Необращенный человек с холодным сердцем вряд ли многое сможет извлечь из этой истории, а истинный верующий должен сохранить ее в своей памяти. Думая о мире, о дьяволе, о своем сердце, он должен быть благодарен Богу за то, что его Спаситель, Господь Иисус Христос всемогущ.

Во-вторых, это чудо показывает, что наш Господь сострадает людям.

Иисус в пустынном месте «увидел множество людей», которые изнемогали от голода. Он знал, что многие из этого «множества» по-настоящему не верят в Него и не любят Его. Они следовали за Ним или из любопытства, или из желания следовать моде, или по другим низменным мотивам (Ин 6:26). Но наш Господь сжалился над всеми: Он накормил их всех. Все «насытились» и никто не остался голодным.

Именно так Господь Иисус Христос относится к грешникам. Его отношение не меняется. Он сейчас такой же, как раньше, «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Ис 34:6). Он поступает с людьми не по их грехам, Он воздает им не по их беззакониям. Бог благословляет даже Своих врагов. Поэтому у нераскаявшихся к последнему дню не будет никакого оправдания, ведь благость Божья вела их покаянию (Рим 2:4). Все поступки Бога показывают, что на самом деле Он «любит миловать» (Мих 7:18). Будем же стремиться походить на Него. Как сказал один писатель, наше сердце должно изобиловать состраданием к больным душам.

И наконец, это чудо — живой символ того, что Евангелие может удовлетворить любую нужду человечества. Без сомнения, все чудеса нашего Господа имели духовный смысл и призваны были научить нас духовным истинам, к которым нам нужно относиться с благоговением и осторожностью. Не следует допускать ошибку многих из отцов: видеть аллегории там, где их нет. Однако в этом чуде, как ни в каком другом из совершенных нашим Господом, кроме ясных уроков, лежащих на поверхности, просматривается еще и глубокий духовный смысл.

Что же символизирует эта голодная толпа в пустынном месте? Безусловно, все человечество. Сыны человеческие — это огромное собрание погибающих грешников, изнывающих от голода в пустыне мира, беспомощных, безнадежных, стоящих на пути погибели. Все мы совратились с пути, как потерянные овцы (Ис 53:6), и по природе своей мы далеко отстоим от Бога. Человек может не осознавать всей опасности, но в реальности он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3:17). Один только шаг между ним и смертью.

Что же символизируют эти хлебы и рыба, которых во время нужды оказалось достаточно, чтобы накормить десять тысяч человек? Они — символ учения о Христе, распятом за грешников, Заместителе, Который искупил Своей смертью грех мира. Это учение кажется душевному человеку необоснованным. Распятый Христос — «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор 1:23). Но все же Христос распятый был хлебом, «который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин 6:33). Где бы история креста ни проповедовалась, она может восполнить всякую нужду человечества. Тысячи людей разного возраста, разного социального положения, из разных народов свидетельствуют, что Христос — эта «Божья сила и Божья премудрость». Они вкусили Его и «насытились», они поняли, что эта «истинная пища и истинное питье».

Поразмыслите хорошенько над этими словами. Каждое деяние Христа на земле было наполнено неизмеримо глубоким значением, постичь которое не сможет полностью ни один человек. Все слова и поступки Христа как богатые залежи наставлений, которые никто не сможет исчерпать. Множество отрывков в евангелиях напоминают облако, которое увидел слуга Илии (3Цар 18:44). Чем больше мы смотрим на него, тем больше и величественнее оно кажется. Писание обладает безграничной полнотой. Все остальные письмена по сравнению с ним бедны смыслом; чем больше мы читаем Библию, тем богаче она нам кажется.

Евангелие от Матфея 14:22−36

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку, и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;
30 Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую.
35 Жители того места, узнавши Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

История, описанная в этом отрывке, представляет необычайный интерес. Чудо, о котором здесь говорится, позволяет многое узнать и о характере Христа, и о характере Его народа. В этом чуде, как в зеркале, прекрасно отобразились сила и милость Господа Иисуса, а также нетвердая вера Его лучших учеников.

Во-первых, это чудо показывает нам, что Спаситель обладает абсолютным владычеством над всем творением. Христос мог ходить по воде, как по земле. Страшные волны, бросавшие из стороны в сторону лодку учеников Христа, слушались Его и превращались в твердую поверхность под Его ногами. Волнуемые ветром воды держали нашего Искупителя, как земля. Своим слабым умом мы не можем этого даже представить. Доддридж говорит, что в Египте идущий по воде был символом невозможного. Ученые доказывают нам, что человек из плоти и крови не может идти по воде. Но мы знаем, что Иисус шел. Мы должны помнить, что тот, Кто создал воды, может с легкостью, когда захочет, ходить по ним.

В этом отрывке все истинные христиане могут найти для себя ободрение: все сотворенное подвластно Христу. Он может допустить на время, чтобы бури проблем бросали лодку Его учеников из стороны в сторону, и Он может прийти к ним на помощь не так быстро, как им бы хотелось, подождав «до четвертой стражи ночи», но все же Его ученики никогда не должны забывать, что и волны, и ветер, и буря служат Христу. Они не могут появляться без Его разрешения. «Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь» (Пс 92:4). У нас всегда появляется искушение подумать так, как Иона: «...Потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною» (Ион 2:4). Будем же всегда помнить, что воды — Его, и терпеливо ждать. Мы можем увидеть Иисуса, «идущего по морю».

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что Иисус может наделить огромной силой того, кто верует в Него. Мы видим, как Симон Петр вышел из лодки и пошел по воде, как и его Господь. Это величайшее доказательство божественности Господа! То, что Он ходил по воде, уже само по себе было великим чудом. Но этого было недостаточно — Он дал возможность слабому ученику сделать то же!

Эта часть истории наполнена глубоким смыслом. Она показывает, какие великие дела наш Господь может совершить для тех, кто слышит Его голос и следует за Ним. Христос может дать им способность сделать что-то такое, что раньше казалось им невероятным. Он может провести их через такие трудности и испытания, в лицо которым без Него они даже и не отважились бы посмотреть. Иисус может дать им силы пройти через огонь и воду и остаться невредимыми. С Ним они могут победить любого врага. Моисей в Египте, Даниил в Вавилоне, святые в царстве Нерона — все это примеры Его великой силы. Поэтому, если вы выполняете свой долг, не бойтесь ничего. Воды могут казаться глубокими, но, если Иисус говорит: «Иди», не надо ничего бояться. «...Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит...» (Ин 14:12).

В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, какие большие трудности навлекли на себя ученики своим неверием. Сначала Петр смело пошел по воде, но как только он увидел «сильный ветер», он испугался и начал тонуть. Он забыл, что только совсем недавно Господь явил чудесные доказательства Своей благости и силы. Петр не подумал, что тот же самый Спаситель, который дал ему возможность сделать первый шаг, сможет поддерживать его всегда. Апостол не придал значения тому, что, идя по воде, он стал ближе к Господу по сравнению с тем, когда сидел в лодке. Страх лишил его памяти; тревога замутила его разум. Петр мог думать только о ветре, волнах и опасности, поэтому его вера исчезла. «Господи, — закричал он, — спаси меня!»

Многие верующие пережили нечто подобное! У многих достаточно веры, чтобы сделать первый шаг за Христом, но не достаточно, чтобы следовать за Ним все время. Они боятся испытаний и опасностей, которыми, как им кажется, изобилует их путь. Часто они смотрят на окружающих врагов и на преграждающие их путь трудности больше, чем на Иисуса, и в конце концов начинают тонуть. Их сердце уходит в пятки, надежда испаряется, покой исчезает. Но почему? Ведь Христос не изменился, враги такие же, как раньше. А все потому, что они, как и Петр, перестали смотреть на Иисуса и впустили в свое сердце неверие. Они начали думать о своих врагах вместо того, чтобы думать об Иисусе. Запомните это и станьте мудрыми!

Наконец, это чудо показывает, как милостив Господь Иисус Христос к слабым в вере христианам. Как только Петр начал кричать, Христос немедленно протянул Свою руку, чтобы спасти его. Иисус не оставил Своего ученика в одиночестве пожинать плоды своего неверия и тонуть в глубоких водах. Увидев проблему Петра, Он не наказал его, а помог, мягко упрекнув: «Маловерный! зачем ты усомнился?»

Мы должны обратить внимание на «снисхождение Христа». Он может вынести многое и простить многое, если видит благодать в сердце человека. Как мать нежно обращается со своим дитем и не гонит его прочь из-за его капризов, так и Иисус снисходит к Своим. Он любил и сострадал им еще до их обращения, а после обращения Он любит и сострадает им еще больше. Христос знает, что часто Его ученикам не хватает уверенности, и поэтому поддерживает их. Он хочет, чтобы мы знали: сомнения доказывают не то, что у человека нет веры, а то, что его вера слаба. Но даже когда наша вера слабая, Господь готов помочь нам: «Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня» (Пс 93:18).

Эти истины должны преумножать желание человека служить Христу. Покажите мне человека, который бы побоялся быть христианином, имея такого Спасителя? Если мы падаем, Он нас поднимает, если мы ошибаемся, Он поправляет нас. Его милость будет с нами всегда. Христос сказал: «Не оставлю тебя, и не покину тебя», и Он сдержит Свое слово (Евр 13:5). Хотя и нельзя пренебрежительно относиться к слабой вере, но она не должна стать поводом к тому, чтобы бесконечно сокрушаться и ничего не делать. Мы всегда должны молиться так: «Господи, увеличь мою веру».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 14 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Матфея 14 глава в переводах:
От Матфея 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.