11. История, вписанная в книгу. 11:1−45

Принятие высказанного слова

Эта глава представляет собой высказанное откровение, а не пророчество в виде зримых образов. Сущность пророчества передается в форме длинного устного рассказа. Например, способ передачи пророчества о семидесяти неделях контрастирует со способами передачи посланий в предыдущих откровениях, описанных в гл. 7 и 8. Он также контрастирует со способом передачи откровения Навуходоносору в его сне. В предыдущих видениях и снах откровение сообщалось в видимых впечатляющих образах. Их смысл постигался путем толкования символов. Но последнее откровение выражено словами, порой трудными для интерпретации, но по большей части такими ясными и точными, что смысл послания совершенно определен. Это откровение скорее для ушей, а не для глаз. Поскольку это кульминация откровений, данных Даниилу, то переключение с визуального на слуховое восприятие сделано, видимо, для того, чтобы Даниил смог яснее постичь полученное им откровение.

Бог в Своем общении с людьми всегда использует как зрительные символы, так и слова. Но примечательно, что даже в большинстве видений эти зрительные образы никогда не превосходят по важности слова, которые их объясняют. Бог обращается к людям значительно чаще через слух, чем через зрительное восприятие. И даже когда Он использует и то и другое вместе, слуховой канал восприятия, кажется, имеет приоритет над зрительным.

Жалко, что мы сами так часто пытаемся изменить баланс этих способов восприятия, желая сделать Бога и христианскую веру актуальными сегодня. Мы поступаем так, полагая, что современное мышление во многом определяется телевидением, и поэтому человек сегодня лучше воспринимает то, что он видит, а не то, что он слышит. Но Сам Бог, решил ли Он изменить способ общения с людьми? Довольно глупо так легко допускать, что зрительное восприятие теперь для Него предпочтительнее слухового. Нам стоит задуматься о важности слов. Они менее двусмысленны и гораздо более надежны для динамичного воздействия, чем визуальные символы. Это верно, что даже при вербальном общении все еще остается некоторая неопределенность. То, что слова означают для одного человека, иногда сильно отличается от того, что они значат для другого. Но все же смысл слов зафиксирован. И слова могут нести в себе замечательную силу и ясность. Пропасть между тем, что один и тот же зрительный образ означает для одного человека и что он означает для другого, много больше, чем между смыслами одних и тех же слов, воспринимаемыми разными людьми. При самом искусном использовании техники и артистизма для передачи современного визуального послания, оно не имеет той ясности и определенности, которые совершенно необходимы, когда речь идет о вопросах жизни или смерти, спасения или осуждения.

История поверженной империи

Эта глава, по крайней мере в первых тридцати пяти стихах, пересказывает события периода, который мы уже коротко рассмотрели, говоря о видении, изложенном в гл. 8, где шла речь об овне, козле с рогом, четырех рогах и небольшом роге. Теперь нам дается несколько больше исторических деталей, чем мы имели раньше. Например, в ст. 2 сообщается о трех персидских царях, которые уступили дорогу четвертому, более великому, который начал изнурительную войну против Греции. Комментаторы не смогли точно определить, кто те цари, но большинство думает, что речь идет о военной кампании великого Ксеркса, которому и дали дорогу предыдущие правители. В ст. 3 нам, несомненно, говорят опять об Александре Македонском. Ст. 4 рассказывает о том, что случилось после его смерти. Вначале появилось четыре царства (четыре рога из 8:8): Кассандр получил Македонию и Грецию; Лисимах — Фракию и Малую Азию, Селевк — Сирию, Вавилонию и другие восточные страны до самой Индии, в то время как Птоломей владел Египтом [. R. Driver, The Book of Daniel (The Cambridge Bible, 1900), p. 115.]. Ст. 5 коротко сообщает о том, как уже упомянутый Селевк I Никатор получил свое царство и власть, начиная под покровительством Птолемея I Сотера в Египте, но постепенно обрел силу и независимость и начал двигаться с завоеваниями к северу (ок. 300 г. до н. э.).

В ст. 6 начинается история союзов и войн между царствами севера и юга. Цари юга — это царская династия Птолемеев в Египте. Цари севера — это царская династия Селевкидов, правивших Сирией и Палестиной и имевших столицу в Антиохии. События, упомянутые в ст. 6, происходили около 250 г. до н. э. В попытке установить мир и единство двух царств Птолемей II Филадельф отдал свою дочь Беренику в жены Антиоху II. Читая эти стихи, мы думаем о молодой принцессе, оказавшейся заложницей в политической игре, пребывающей в роскоши и неге в иностранном дворце, но вскоре ставшей объектом безжалостного семейного заговора и отравленной, вместе с малолетним сыном, в результате подстрекательства Лаодики, разведенной и завистливой матери Антиоха.

В ст. 7−9 говорится о войнах Птолемея III и Селевка II, что привело к убийству последнего. Птолемей, с юга, завоевывал и грабил северные территории. А Селевк предпринял безуспешные попытки вторжения в Египет. События, описанные в конце ст. 9, можно датировать приблизительно 240 г. до н. э.

Со ст. 10−12 речь идет о двух главных соперниках — Птолемее III и Антиохе III, который позже обретет титул Антиоха Великого. Он упомянут в ст. 10 как один из двух сыновей царя севера, который предпринял поход на крепости юга. Но его брат Селевк III был убит, пока эта экспедиция продолжалась, и он, Антиох, остался единственным правителем из царского дома Селевкидов. Результатом той экспедиции (ст. 11) стал поход на север очередного Птолемея, который разбил своего северного противника в великой битве при Рафии в 205 г. до н. э. За этой битвой последовал период перемирия, в течение которого Антиох смог постепенно восстановить свою силу, и ст. 13 начинается с отчета об усиленной подготовке и удачливой вылазке, которую он предпринял против Египта, где правил Птолемей IV. Ст. 14 рассказывает, что Антиох атаковал бывших союзников, а также что некоторые мятежные из сынов иудейского народа участвовали на его стороне в неудачной попытке, чтобы исполнилось видение. Но комментаторы не способны дать убедительного объяснения тому, что это означает.

Ст. 15 и 16 говорят о длительной и сложной борьбе между Антиохом и Птолемеем IV, закончившейся около 198 г. до н. э. установлением полного господства Антиоха на славной земле (без сомнений — Палестине), что было почти роковым для иудеев. Ст. 17 повествует о следующем походе Антиоха Великого на юг. Он закончился браком его дочери Клеопатры с правящим юным Птолемеем V в 194 г. до н. э. Клеопатра, таким образом, получила огромное приданое, которым ее отец, без сомнений, хотел воспользоваться, но она отстояла свою самостоятельность.

В ст. 18 и 19 речь идет о последнем эпизоде в карьере Антиоха Великого. Он совершил поход на запад и был убит при попытке ограбить языческий храм.

Ст. 20 говорит о Селевке IV, старшем сыне Антиоха III. Он был непримечательным и имел довольно позорный конец. Но все же он был определенно лучше своего младшего брата, который наследовал трон за ним — презренный Антиох IV Епифан, с которым мы уже знакомы.

Теперь, начиная со ст. 21 и далее, мы читаем больше о карьере Антиоха Епифана. До этих пор не много говорилось о мыслях и чувствах людей, делавших историю, но теперь брошен острый взгляд на внутренние цели и мотивы царя. Во вводной характеристике его личности подчеркнута его склонность к предательству и интригам, с помощью которых он пришел к власти (ст. 21−24). Далее описана его первая египетская кампания 170−169 гг. до н. э., и опять подчеркнута страсть Антиоха к закулисной борьбе (ст. 25−28). Затем коротко упомянуто о второй египетской кампании, которую он проиграл. Предполагается, что его гнев из-за поражения обернулся против иудеев (ст. 29−30). Потом следует история о его альянсе с предателями среди иудеев, его свирепом преследовании тех, кто осмеливался придерживаться завета с Богом, надругательство над храмом и алтарем.

Ст. 32−33 рассказывают о сопротивлении, начатом верными иудеями, людьми, чтущими своего Бога, поэтому они достойны особого внимания. И разумные из народа вразумят многих (11:33). Это может относиться к партии Хасидим или просто к тем верным иудеям, которые были готовы сопротивляться. Их твердость и свидетельство о Боге имели огромное влияние на общественное мнение и на создание партии сопротивления, хотя такая политика вовлекала народ в череду жестоких преследований. Упоминание о некоторой помощи (ст. 34) может иметь в виду деятельность Маккавеев, с их успешным вооруженным сопротивлением. Отмечается, что даже в то время к борьбе за свободу примешались притворщики (см. ст. 34), имевшие неискренние мотивы, хотя они и рисковали жизнью в своей показной преданности тому, что, как им казалось, приведет к триумфу. Эта часть истории заканчивается утешением тем, кто искренне боролся и претерпевал мучения, умирая с надеждой, ибо они были очищены и убелены к последнему времени (см. ст. 35).

Бог определяет наши пути

Этот отрывок претендует быть исторической хроникой, рассказанной заранее и содержащей множество деталей. Царей, на которых ссылается текст, можно назвать по именам, и описанные события действительно отражают то, что происходило. Это в Библии очень необычно, чтобы так далеко отстоящие во времени события предсказывались столь точно, с такими подробностями. Великие пророки, несомненно, предсказывали будущее, но они не вдавались в мелкие детали.

Если мы относимся к Библии серьезно, как к целостному тексту, мы должны поддержать точку зрения, что Бог — это Бог отдельной личности, так же как Бог народов, и что Он контролирует историю таким образом, чтобы предоставить человеку свободу выбора и возможность для своевременного и искреннего покаяния. Бог желает, чтобы мы избежали страшных трагедий, которые иногда с нами случаются в результате нашего греховного поведения. Он предоставляет нам свободу выбора, но при этом Сам управляет историей и достигает Своих целей. Например, когда мы читаем рассказ о Давиде и Вирсавии, как это описано во Второй книге Царств и в начале Третьей книги Царств, то обнаружим похоть, убийство, насилие, измену, жестокость — как это было и в истории династий Селевкидов и Птолемеев. Но мы знаем, что в случае с Давидом у Бога была Своя цель, преследуя которую Он обеспечивает, чтобы сын Давида, Соломон, и никто иной, наследовал трон своего отца. Даже очень незначительные вмешательства Бога в историю могут развернуть ее в нужном для Него направлении. Молитвы тоже принимаются во внимание и на них Бог отвечает. Но Бог Сам определяет события: пророчество об Авессаломе в отношении наложниц его отца было дано задолго до того, как оно в точности исполнилось (2Цар 12:11; 2Цар 16:22). Мы можем вспомнить, как таким же образом — реализуя Свое суверенное право управления всем и при этом оставляя человеку пространство для свободного выбора — Бог продемонстрировал Свою волю, например, в истории Иосифа и его братьев и в распятии Иисуса Христа.

Мы имеем ответственность

Итак, если мы верим, что отчет о Селевкидах и Птолемеях в настоящей главе — это пророчество, то нам следует считать, что Бог достигает Своих целей через взаимодействие со всеми царями и их семьями, уважая их свободу и давая им пространство для принятия ответственных решений таким же образом, как Он делал это во всех только что упомянутых историях. Неверно по отношению ко всей остальной Библии представлять, что Бог точно устанавливает Своим декретом эти события заранее, а потом смотрит на людей как на марионетки, автоматически контролируемые для исполнения своей роли на сцене истории. Мы верим, что в Своем чудесном управлении земными делами Он относится к язычникам так же, как к Своему народу.

Некоторые исследователи Ветхого Завета считают, однако, что если этот отрывок воспринимать как пророчество, то это обязательно приведет к убеждению, что Бог упорядочивает человеческие дела чисто механическим образом и мы лишаемся свободы выбора, а наши молитвы бесполезны, поскольку не в состоянии ничего изменить. Это соображение заставило многих исследователей отрицать пророческий характер этого отрывка и настаивать на том, что, как минимум, эта глава книги должна была быть написана во время преследования иудеев при Антиохе Епифане. Нам нет необходимости разделять это мнение, поскольку мы верим, что Бог может определять и контролировать события человеческой жизни, как свидетельствует Библия, и что в те дни Он заранее сообщал о грядущем Своим пророкам.

Какую бы точку зрения мы ни имели о времени написания этой главы, смысл ее ясен: нельзя понять цель истории, движущейся к своему концу, пока мы не оглянемся назад. На исторической сцене доминировали правители, которые поступали исключительно в соответствии со своими своекорыстными желаниями (11:16, 28), не уважая права людей и истину. Ненависть, и даже ненависть близких родственников друг к другу, характерна для многих правящих элит; там тех, кто имел слишком большие амбиции, уничтожали. Поражает иррациональность подъемов и спадов в судьбах правителей. Одни достигали успеха, другие низко падали, и в этом часто не было ни видимых причин, ни справедливости. Трон героя нередко наследовался презренным жуликом, и губительные перемены наступали без предупреждений.

Даниил ясно осознал несовершенство мира, в котором он жил, и это было одной из причин его мучений. Но он старался не стать циником, хотя часто наблюдал вокруг то, о чем говорил автор Книги Екклесиаста:

«Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. <...> Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл 7:15; Еккл 8:14).

Автор этой книги, как и Даниил, старался помочь нам увидеть нелепость жизни без Бога и показать невозможность обретения ее смысла без веры в Бога. Даниил, возможно, сделал шаг еще дальше. Если Екклесиаст провозглашает нелепость жизни без веры в Бога, то Даниил помогает нам осознать ущербность веры без знания о финале истории — последних временах.

Приближение к последним временам

Многие исследователи Библии считают, что в конце этого длинного пророчества автор ясно говорит о том, что совершится в конце самой человеческой истории. Они верят, что 12:4 однозначно указывает на это и что вся Книга Пророка Даниила завершается двумя ссылками на кульминацию всей истории. Эта точка зрения кажется справедливой, поскольку в начале гл. 12 мы также имеем ссылку на грядущее воскрешение мертвых.

Однако другие исследователи убеждены, что книга завершается пророчеством автора о времени Антиоха Епифана, что это и было для Даниила последним временем. Эта точка зрения, однако, плохо согласуется с языком заключительной части книги, особенно с начальными стихами гл. 12 о невиданной в истории катастрофе, воскрешении и вечной славе мудрых.

В каком месте книги описание времени правления Антиоха сменилось пророчеством о последних временах всей истории? Есть мнение, в соответствии с которым переход ко времени окончательного конца сделан где-то в заключительных стихах гл. 11 или в начале гл. 12. Эта точка зрения подразумевает, что описание антихриста в 11:36−39 в точности соответствует образу Антиоха Епифана (хотя, конечно, оно может быть отнесено к другому, более позднему, диктатору). Предполагается, что следующие стихи (40−45) описывают последнюю войну, в которой Антиох участвовал (нет никаких исторических свидетельств об этой войне).

Думается, предпочтительнее та точка зрения, что в ст. 36 автор уже перестал думать о времени Антиоха, т. е. это поворотный пункт в мыслях автора. Вначале его размышления были связаны с Антиохом, но в какой-то момент (после этого стиха) он определенно задумался о настоящем конце времен. Таким образом, в ст. 36 слово царь может относиться не к Антиоху, а к антихристу последних дней и описанию его дел (хотя они определенно кажутся принадлежащими Антиоху), и является первой ссылкой на то, что будет иметь место, когда вся история в конечном счете завершится.

Такая точка зрения хорошо согласуется со словами: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (12:4). Конец времен, безусловно, является весьма отдаленным событием от исторических событий, упомянутых в хрониках династий Птолемеев и Селевкидов. Эта точка зрения снимает вопрос, какая в действительности военная кампания Антиоха описана в 11:40−45. Историки ничего не могут сказать о монархе, личность которого соответствует этим стихам. Их смысл останется сокрытым до времени, когда реально наступит конец истории. В описаниях последних времен более поздними пророками есть указание на великий поход народов, отвергающих Бога, против народа Божьего в Святой Земле, и особенно в Иерусалиме. Бог в конечном итоге спасет Своих людей и уничтожит их гонителей (Иез. 38−39; Зах 12:2−5; Зах 14:1−5; Иоиль 3:9−16). Некоторые найдут в неясном отрывке из Книги Пророка Даниила эхо ожиданий того финального противоборства и спасения народа (особенно ст. 45), которое в свою очередь отразится в Книге Откровение Иоанна Богослова (Откр 16:16; Откр 19:19; Откр 20:9).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Роналда Уоллеса на книгу пророка Даниила, 11 глава. Библия говорит сегодня.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.