Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Иакова 5 Письмо Яакова 5 глава

1 Далее, слово к богатым: плачьте и скорбите о трудностях, ожидающих вас! 2 Ваше богатство сгнило, и ваша одежда изъедена молью; 3 ваше золото и серебро поржавело, и ржавчина эта станет свидетельством против вас и изъест вашу плоть, подобно огню! Сейчас ахарит-гаямим, а вы накапливаете богатства!

Сейчас ахарит-гаямим («конец дней»), а вы накапливаете богатства! Йехиэль Лихтенштейн отмечает:

'Ироничное замечание, подразумевающее: «Вы накопили сокровища к тому времени, когда всё будет разрушено». Именно так это будет в конце дней (кец-гаямим). Яаков же говорит, что его надежда — на скорое возвращение Господа, как в ст. 8: «Близко возвращение Господа».' («Комментарий к Новому Завету»)

4 Послушайте! Плата работников, косивших ваши поля, которую вы мошеннически удерживали, взывает против вас, и вопли собиравших урожай достигли Адоная Цваота.

Плата работников, косивших ваши поля, которую вы мошеннически удерживали. Ср. Левит 19:13: «Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра», также Второзаконие 24:14−15, Малахия 3:5.

Вопли... достигли Адоная Цваота, как кровь Авеля (Бытие 4:10) и израильтян в Египте (Исход 3:7). Бог видел грех в тех случаях и вмешался. Он также не оставит без внимания несправедливость, проявленную в отношении работников.

5 Вы роскошествовали, потворствуя своим желаниям здесь на земле — во время кровопролития вы продолжали насыщаться. 6 Вы осудили, убили безвинных; они не противились вам.

Стихи 1−6. Данные стихи развивают мысль, высказанную в 4:13−17; ср. Мат. 6:19−20. Те толкования, которые адресуют это обвинение неверующим евреям (как 2:6−7), не только питают антисемитизм, говоря о том, что Библия якобы подтверждает карикатурный образ скаредного и притесняющего еврея, но также неверно понимают роль пророчеств. В Танахе Псалом 72 и Книга Исайи 5:8 также критикуют надменных богачей, при этом не исключают их из числа Божьего народа. В книгах Пророков есть и другие похожие отрывки. Эти стихи, непосредственно обращающиеся к богатым, могут подразумевать богатых верующих, которые прочтут послание (хотя, конечно, истина эта применима ко всем, в том числе и к неверующим.)

7 Итак, братья, будьте терпеливы, пока не вернётся Господь. Смотрите, как земледелец дожидается драгоценного "плода земли" — он терпеливо ожидает его, пока не наступят осенние и весенние дожди, 8 так и вы, будьте терпеливы, мужайтесь, ибо близко возвращение Господа.

Стихи 7−8. «Плода земли». Это отрывок из брахи, произносимой перед едой, когда на столе присутствуют овощи или ягоды: «Благословен Ты, Адонай, Владыка вселенной, создавший плод земли». Ср. Мат. 26:27−29 и ком.

Осенние и весенние дожди, которые в еврейской Библии называются соответственно йоре и малкош. Ссылка на особенности климата Израиля, где большая часть осадков приходится на период между ноябрем и мартом. Обильные дожди в октябре (йоре) и в апреле (малкош) являются редкостью, но для урожая они имеют неоценимую пользу. Дан Левин, мессианский еврей, говорит: «Духовный йоре произошёл в Шавуот [Деят 2 и ком.], малкош грядёт вскоре». Или, как сказал Яаков вслед за замечанием о том, что «сейчас ахарит гаямим» (ст. 3 и ком): Близко возвращение Господа.

9 Не ропщите друг на друга, братья, чтобы не попасть под осуждение — взгляните! Судья стоит у дверей!

Повторение предостережения в 4:11−12.

10 Возьмите, братья, в пример страдания пророков, которые терпеливо переносили злое отношение, говоря от имени Адоная. 11 Посмотрите, мы считаем благословенными тех, кто всё преодолел! Вы слышали о стойкости Йова, и вы знаете какова была цель Адоная, что ‘Адонай сострадателен и милосерден'.

Стихи 10−11. Возьмите, братья, пример страдания пророков, которые терпеливо переносили злое отношение. Ср. Мат. 5:11−12, 23:29−37; Евр. 11:32−38.

Стойкости (см. 1:12) Йова, и вы знаете, какова была цель Адоная. Целью было, как писал Мильтон в «Потерянном рае»: «Пути Господни оправдать пред человеком». Беды Йова начались, когда Бог решил принять вызов Сатана, позволив ему коснуться имущества Йова и его самого, но не разрешив отнимать у него жизнь (Иов 1−2). Йов проявил стойкость перед лицом всех своих потерь и страданий, преувеличенных бесполезными советами его «друзей» (Иов 3−37). В конце концов, Бог оправдал Самого Себя и доказал Йову, что только Он имеет силу и мудрость, чтобы указать Сатану на его место (в Книге Иова 38−42 «бегемот» и «левиафан» — ссылки на Сатана).

12 Прежде всего, братья, оставьте привычку давать клятвы — [не клянитесь] ни "Небесами", ни "землёй", и ни чем-либо ещё; пусть ваше "да" будет просто "да", а ваше "нет" — просто "нет", чтобы вы не попали под осуждение.

Йешуа также говорил об этом в Мат. 5:33−37. Данный стих продолжает развивать идеи, высказанные в 4:13 и ком.; если мы не знаем, что нам готовит день грядущий, мы не осмеливаемся давать клятвы, так как это чрезвычайно серьёзный поступок.

13 Есть ли среди вас тот, кто попал в беду? Пусть помолится. Есть ли тот, кто чувствует себя хорошо? Пусть поёт песни прославления. 14 Есть ли среди вас больной? Пусть позовёт старейшин собрания. Они помолятся о нём и помажут его оливковым маслом во имя Господа. 15 Молитва, произнесённая с верой, исцелит больного — Господь восстановит его здоровье; и если он согрешил, будет прощён.

Стихи 14−15. Согласно настоящему отрывку, Господь исцеляет больных в Своём народе в ответ на «молитву, произнесённую с верой». Исцеление было одним из трёх основных направлений служения Йешуа (Мат. 4:23−24), и он обещал, что его последователи будут совершать более великие дела, чем он сам (Йн. 14:12). Кроме того. Святой Дух, которого он дал своим ученикам (Йн. 15:26), наделяет некоторых из нас дарами исцеления (1 Кор 12:9, 30).

Помажут его оливковым маслом. Помазание маслом — это не просто обряд. В библейские времена оливковое масло было медицинским средством (Исайя 1:6, Лук. 10:34); кроме того, умащение маслом было просто приятной процедурой (Псалмы 22:5, 132:2−3).

16 Поэтому открыто признавайтесь друг другу в грехах, и молитесь друг за друга, чтобы вам исцелиться. Молитва праведника действенна и эффективна.

Данный стих используется римскими католиками в качестве библейской основы таинства исповедания перед священником. Сравнивая это место с современной мирской психологией, можно отметить следующие моменты:

1) В грехах. За исключением таких психологов, как Меннингер и Моурер, мирская психология снимает с человека ответственность за совершённые им грехи, называя их «неврозами» или «проблемами».

2) Открыто признавайтесь. Раскрытие своего внутреннего состояния является основой психоанализа и других видов вербальной психотерапии.

3) Молитесь друг за друга. Мирская психология предлагает групповую терапию и диалог доктор-пациент, но ничего такого, что могло бы сравниться с исцеляющей силой молитвы Богу. Однако для того, чтобы молитвы были услышаны, грешнику прежде необходимо раскаяться в грехе (Исайя 59:1−2).

4) Чтобы вам исцелиться. «Исцеление» греха подразумевает не только его признание, но и искреннее сожаление, намерение покончить с грехом, которое воплощается в действительность. Молитва праведника действенна и эффективна. Этот постулат, за которым следует упоминание о пророке Илие, воскрешает в памяти следующую агаду из Талмуда:

'Элиягу часто навещал академию раби [Йегуды гаНаси]. Однажды, в Рош-Ходеш, раби ждал Элиягу, но тот не пришёл. На следующий день раби спросил у него: «Почему ты не пришёл?» Элиягу ответил: «Я вынужден был будить Аврагама, мыть ему руки, ждать, пока он закончит молиться, затем вновь укладывать его; то же самое и с Исаком и Иаковом». — «Разве ты не мог разбудить их всех в одно и то же время?» — «Я знал, что если они будут молиться вместе, их молитвы возымеют такую силу, что заставят Мессию прийти раньше времени».

«Есть ли в этом мире кто-либо подобный им?» — спросил раби. «Есть рав Хия и его сыновья», — ответил Элиягу. Раби объявил о посте, и рав Хия с его сыновьями были вызваны [к биме, кафедре в синагоге]. Когда он молился [из второго благословения Амиды]: «Он повелевает дуть ветрам», ветер подул. Он продолжил: «Он повелевает, чтобы шёл дождь», и дождь пошёл. Когда он приготовился сказать: «Он оживляет мёртвых», вселенная сотряслась, и на небесах прозвучал вопрос: «Кто раскрыл нашу тайну миру?» «Элиягу», — ответили они. Элиягу привели и обрушили на него шестьдесят обжигающих ударов плетью; и он пошёл и в образе пылающего медведя вошёл [в синагогу] и разогнал их.' (Бава Меция 856)

Ср. Левит 26:8, Второзаконие 32:30, Псалом 90:7.

17 Элиягу был человеком, таким, как мы; однако, он усердно молился о том, чтобы не было дождя, и в течение трёх с половиной лет не было в Стране дождей. 18 3атем помолился вновь, и небо источило дождь, и Страна произвела урожай.

Стихи 17−18. См. 3 Царств 17:1, 18:42−45. Там нет упоминания о молитве Элиягу, но о ней говорит агада из Талмуда:

'Элиягу помолился и получил ключи от дождя и затворил небеса.' (Сангедрин 113а)

19 Братья мои, если кто-либо из вас отдалится от истины, а другой вернёт его, 20 вы должны знать, что всякий, отвращающий грешника от его пути заблуждения, спасёт его от смерти и покроет многие грехи.

Стихи 13−20. Здесь, как и в 1:5−8 и 4:3. Яаков учит о молитве. Стихи 14−20 говорят об исцелении.

Стихи 19−20. Величайшая форма исцеления — отвратить брата от греха, так как это спасёт его от духовной смерти. Ср. Книгу Иезекииля 33:14−16, 1 Йн. 5:16−17 и 1 Кеф. 4:8 и ком.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Соборное послание апостола Иакова, 5 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Иакова 5 глава в переводах:
Иакова 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.