4. МАРДОХЕЙ УДОСТАИВАЕТСЯ ЧЕСТИ ОТ КСЕРКСА (глава 6)

Итак, факты, ранее упомянутые вскользь, обретают вдруг новое значение. Именно невероятный характер последующих событий указывает на то, что они направлялись рукой Божией.

История всего еврейского народа пошла так, а не иначе, из-за того, что языческий царь, живший за сотни километров от Иерусалима, где среди Своего народа «обитал Бог», однажды ночью не смог уснуть… Долгое время после совершившегося евреи, жившие по всей Персидской империи, включая Палестину, не знали, как действовал Бог, хранивший их. И только, читая книгу Есфирь, сумели они — в свете обетовании, данных Им Аврааму, Моисею и Давиду, — осознать и оценить это.

Есф 6:1−3. Итак, в… ночь перед вторым пиром у Есфири Господь отнял сон у царя (сравните Дан 6:18). Становится ясным, почему Есфирь не захотела изложить своей просьбы царю на первом пире (то, о чем прямо автор не написал). Причина этого заключалась в Божием намерении возвысить Мардохея в глазах царя и одновременно подготовить почву для изменения его отношения к Аману. Не будучи в состоянии уснуть, царь велел принести ему памятную книгу, в которую ежедневно вносились записи о происходившем в империи (2:23).

Кто из страдавших бессонницей не знает, что порой побороть ее помогает чтение (читает ли человек сам или читают ему)! И вот, наслав на Ксеркса бессонницу, Бог заставил его «вспомнить» о том, что сделал для него Мардохей. Не поразительно ли, что из всех содержавшихся в царском книгохранилище свитков «хроники событий» (за 12 лет правления Ксеркса!) ему принесен был и зачитан именно тот, в котором содержалась запись о заговоре против жизни царя, раскрытом Мардохеем (2:21−23).

«Повседневные записи» велись при персидских царях особенно тщательно (сравните Езд 6:1−2). Это подтверждается и внебиблейскими источниками. Греческий историк Геродот замечал, в частности, что особое внимание в этих записях уделялось тем, кто так или иначе «прославился» на царской службе.

И снова нельзя не ощутить «соучастия» Бога в дальнейшем развитии событий. Вот Ксеркс спрашивает, как вознагражден был Мардохей, спасший ему жизнь (за пять (!) лет до того; сравните Есф 2:16, 21 с Есф 3:7: то, о чем говорится в 2:16 и в 2:21 явно происходило примерно в одно и в то же время). И слышит царь, что ничего не сделано этому Мардохею — несомненно по вине придворных «бюрократов».

С другой стороны (и не Божия ли рука в этом!), если бы Мардохей был «отличен» и награжден сразу по раскрытии им заговора, события не пошли бы по тому руслу, по какому они пошли, так как не возникло бы надобности в запоздавшем исполнении — через Амана (6:6−10) — того, что было «упущено» в свое время, со всеми вытекавшими отсюда последствиями (как для Амана, так и для иудейского народа). Необычайное стечение обстоятельств? Да. Но по воле Бога, действовавшего через них!

Есф 6:4−6. Утром (5:14) Аман явился на внешний двор царского дома; он ожидал аудиенции у царя, чтобы получить у него разрешение на расправу с Мардохеем, виселицу для которого уже приготовил. Так что в тот момент, когда царь осведомился, кто ожидает у него аудиенции, на дворе «случился» Аман. Так произошел полный поворот событий.

То, что должно было послужить на погибель иудеям, обратилось во благо им. Каким утешением должно было звучать это для первых читателей книги в условиях незавидного положения их среди других народов Палестины! Бог, избавивший их от беды при Ксерксе, не оставит милостью своей и впредь, не могли не думать они.

Аман, между тем, позван был к царю и, услышав его вопрос (стих 6), возликовал: неоднократно обласканный владыкой, он и теперь решил, что царь хочет… оказать почесть ему.

Есф 6:7−9. Отвечая царю, Аман, предвкушавший новые «знаки отличия» для себя, не скупился на «рекомендации». 1. Он советовал, чтобы тому человеку дали одеяние царское и привели коня, на котором ездит царь, возложив царский венец на голову его. Некоторых исследователей смущал этот «царский венец на голове у коня».

Между тем, на древних барельефах, открытых археологами, можно видеть изображение коней с подобием короны на голове — как знак того, что это — царские кони. 2. Далее Аман предложил, чтобы «человеку тому» послужил один из первых князей царских (стих 9). 3. И чтобы вывели его на коне на городскую площадь. Провозглашая во всеуслышание, что царь удостаивает его особой почестию (сравните Быт 41:42−43).

Очень богатый (3:9) и уже удостоенный царем исключительного при нем положения, Аман жаждал еще большей власти и почестей и преклонения перед собой. Это, в первую очередь, и послужило причиной его катастрофы.

Есф 6:10−13. Предложения Амана понравились царю, и он повелел ему проделать все это, не откладывая, в отношении Мардохея Иудеянина. Второй раз из шести назван здесь Мардохей «иудеянином» (5:13; 8:7; 9:29, 31; 10:3); может быть, повторения эти не случайны и имели целью, подчеркнуть, что еврей, несмотря на ненависть к нему всесильного сановника Амана, удостоился весьма высокого положения при персидском царе. Какой поворот событий! Аману пришлось почтить ненавистного ему Мардохея, унизиться перед тем, чьего унижения он жаждал.

Выполнив приказание царя, Аман, подавленный, возвратился в дом свой, где пересказал… Зереши… и друзьям своим все, что случилось с ним. Мало ему было упасть с такой высоты, а тут еще друзья и жена предсказали ему беду на будущее (стих 13). Если из племени Иудеев Мардохей… то не пересилишь его, а наверно (наверняка) падешь пред ним, заявили они.

Можно предположить, что необычайная судьба иудеев (свидетелями которой были другие народы, населявшие Палестину) — с того времени, как начали иудей возвращаться в землю обетованную, вызывала у их соседей как антипатию и зависть, так и своего рода мистический страх перед этим «неистребимым» народом, словно бы защищаемым высшей, неодолимой, Силой. Этот страх, дошедший до столицы империи, очевидно, подкреплялся системой суеверии, тесно связанной с религиозными верованиями персов и присущим им чувством фатализма.

Книгу Есфирь можно рассматривать как полемическую по отношению к фаталистическим воззрениям на мир. Но именно их разделяло множество людей, не принадлежавших к народу Израиля, или к «сообществу завета». Для них миром правила судьба. Но народ, связанный с Богом узами завета, знал, что «судьбой» управляет Бог. Тут, однако, представители языческого общества, какими были жена и друзья Амана, «злого человека», не сознавая того, «сформулировали» главную мысль книги Есфирь: ни Аману ни кому-либо иному не пересилить народ, избранный Богом.

Есф 6:14. В угнетенном состоянии духа должен был Аман поспешить на второй пир к Есфири, которого он еще недавно так ждал, а теперь так боялся. Что-то скажет ему царь на этом пиру, верно, думал он.

Аман, несомненно, является прообразом всех противников Бога живого, ненавидящих избранный Им народ. Бог дал автору книги Есфирь представить свои персонажи так, чтобы они приобрели символическое значение.

Впоследствии многие из живших тогда в Персии евреев (или их потомки) возвратились в Палестину. Можно себе представить, как, «воссоединившись» со своей землей, они, читая книгу Есфирь, оглядывались в свое прошлое; они не могли не видеть при этом многочисленных примеров того, как люди, пытавшиеся действовать «без учета» Божиих обетовании Израилю, неизменно терпели поражение. И это не могло не вселять в них надежду на будущее.

Надежду на то, что и при частом неповиновении народа Богу, избравшему его, при частых духовных падениях его, и, несмотря на то, что физически он не всегда там, где хочет видеть его Господь, Он будет избавлять его, не лишит Своей милости навечно. Он не перестанет творить историю по Своей праведной воле и во благо Своему народу.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Есфирь, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.