Автор
Согласно 1:1 автором этого пророчества был Осия, сын Беерии. Достоверно об Осии известно лишь то, что он родился, жил и нес пророческое служение в царстве Израильском и умер до его падения под ударами ассирийцев. Осия был последним пророком Северного царства. Хотя главной темой книги было Северное царство, обращался Осия ко всему народу Божьему, как и другие пророки 8-го века до Р. Х.
Исследователи Ветхого Завета издавна ставят в богословскую связь между собой двух пророков, живших в 8-ом веке: Амоса (родившегося в Иудее, но проповедовавшего в Израиле) и Осию, его младшего современника. Амос явился как пророк непреклонного обличения, он был первый, кто отождествил поклонение Яхве с соблюдением праведности. Потому так сурово звучит у него тема осуждения избранного народа.
Осия же, не снижая требований соблюдения Божьей правды, дополняет их откровением Бога милосердия. Осию так и называют — провозвестником милосердия, или точнее, Божьей милосердной любви (евр. «гесед»). Той любви Творца и Искупителя, которая по-гречески зовется «агапе». Уже при жизни Осии (или вскоре после его смерти) его книга была хорошо известна не только в Северном, но и в Южном царстве.
Время написания
Судя по сказанному в 1:1, служение Осии продолжалось едва ли не 60 лет, а то и более. Если принимать сказанное в стихе 1 буквально, то Осия мог начать свое служение во второй половине правления иудейского царя Озии (790−739 гг. до Р. Х.) и единственного названного здесь царя израильского Иеровоама II (современника царя Озии, примерно 793−753 годы), а закончить его в начале правления царя Езекии. (Езекия вступил на престол около 715 года, после какого-то периода соправления со своим отцом Ахазом.) Странным может показаться то обстоятельство, что Осия, чьей первой и главной «аудиторией» был Израиль, перечисляет четырех иудейских царей и упоминает только одного израильского, опуская тех шестерых, которые правили Северным царством после Иеровоама II-го. Предполагают, что этим пророк, может быть, хотел подчеркнуть легитимность династии Давида (3:5), в отличие, от царей Севера с присущими им нестабильностью и разрозненностью (7:3−7).
Историческая обстановка
События, происходившие в тот период, записаны в 2-Паралипоменон 26−32. По всей вероятности, служение Осии началось при завершении периода военных успехов и социального процветания, через которые дано было пройти как Израилю, так и Иудее (4Цар 14:25−28; 2Пар 2, 6−15). В первой половине восьмого века влияние Ассирии на Западе ослабело: этим и объясняется благополучный характер царствований Иеровоама II-го в Израиле и Озии в Иудее. Ситуация, однако, скоро изменилась.
Как и предвидел Осия, завоевательная политика ассирийцев вступила в новую фазу подъема (при царе Тиглатпалассаре III; 745−727 гг. до Р. Х.). В 734 году Северное царство сделалось марионеточным государственным образованием в пределах Ассирийской империи (4Цар 15:29). После подавления ассирийцами вспыхнувшего в Израиле мятежа большая часть его жителей была переселена (в 722 году) в землю завоевателей (4Цар 17:1−6; 18:10−12). В дни Осии Иудея тоже подчинилась Ассирии, признав свою зависимость от нее (4Цар 16:5−10).
Что касается социальной обстановки и нравственно-духовного положения в Израиле, то Осия был страдающим свидетелем того, как быстро возрождались в стране ханаанские суеверия и извращенные культы Сирии. Он застал еще блестящее царствование Иеровоама II-го, но знал, какой ценой получил трон Инуй, основатель царствующей династии (4Цар 9), и был уверен, что власть, в истоке которой многочисленные кровавые преступления, долго не устоит. В том, что возмездие в конце концов совершится, его убедила серия узурпаций трона, гражданская война и анархия в Израиле, который с 740 года сделался вассалом Тиглатпалассара.
Осия, вероятно, жил в Самарии и, возможно, даже был священником. Однако, из его слов можно сделать вывод, что он принадлежал к религиозной оппозиции, т. е. к людям, сознававшим глубину духовного кризиса, переживаемого Израилем.
Проповедовавшие до Осии пророки Илия и Амос несли Израилю провозвестие о грозном правосудии Божием: наславший потоп на растленное человечество, сжегший Содом и Гоморру, поражающий языческие народы, не щадит и народа, избранного Им, если тот отступает от Его закона. Но если бы ветхозаветные пророки остановились на том, что Суд — это последнее слово в Божьем откровении, то человек попросту был бы раздавлен и уничтожен одним сознанием своей греховности. Жизнь сделалась бы невыносимой для него. Поэтому, весть, которую приносит пророк Осия, подает надежду. В свете ее можно продолжать жизнь, потому что в ней миру открывается Бог любви и милосердия.
Пророческую весть Осии следует понимать (как и пророческие вести его современников, живших в 8-ом веке до Р. Х., Амоса, Исаии и Михея) как возникшую на богословской основе книги Второзаконие. В ней записано соглашение основанное на завете между Господом и Израилем. Израиль обязывался хранить верность Господу, поклоняясь лишь Ему и исполняя Его постановления. Послушание принесло бы народу благословения (Втор 28:1−14).
Непослушание же влекло за собой кары и в конечном счете изгнание из обетованной земли (проклятия по завету перечислены во Втор 28:15−68). Грех неизменно наказывается. Но если пророческую весть Осии попытаться выразить в нескольких словах, то это будут не два слова: грех и наказание, а три: грех, наказание и помилование. В сущности, Осией вводится представление о целебности наказания Божьего.
Отношение Осии к неверной ему жене глубоко символично и иллюстративно в плане отношения Бога к народу израильскому, который постоянно изменяет Ему. Для того и дано было пророку пережить трагедию неразделенной любви, чтобы к его душе могла прикоснуться невыразимая тайна Божественной Любви и Страдания.
План книги:
I. Времена Осии (1:1)
II. Личная драма пророка и отражение в ней отношения Бога к Израилю (1:2 — 3:5)
А. Символический характер семейной драмы Осии (1:2 — 2:1)
1. Женитьба Осии; неверность его жены как иносказание неверности Израиля (1:2−3а)
2. Дети Осин: суды, грядущие на Израиль (1:3б−9)
3. Символика, действующая в «обратном направлении» (1:10 — 2:1)
Б. Восстановление через наказание (2:2−23)
1. Бог накажет Израиль (2:2−13)
2. Бог помилует Израиль (2:14−23)
В. Восстановление семьи пророка (глава 3)
1. Божие повеление (3:1)
2. Повиновение Осии (3:2−3)
3. Раскрытие символического характера семейных обстоятельств Осин (3:4−5)
III. Пророческая весть Осии: Бог накажет Израиля, но и помилует его (главы 4−14)
А. Господь судится с Израилем (4:1 — 6:3)
1. Вина Израиля налицо (глава 4)
2. Возвещение суда над Израилем (5:1−14)
3. Предвиденье восстановления Израиля (5:15 — 6:3)
Б. Господь судится с Израилем — продолжение темы (6:4 — 11:1)
1. Вина Израиля и его наказание (6:4 — 8:14)
2. Вина Израиля и его наказание — развитие темы (9:1 — 11:7)
3. И снова жалость к Израилю — в сердце Господнем (11:8−11)
В. Господь судится с Израилем — завершение темы (11:12 — 14:10)
1. Заключительный вердикт (11:12 — 14:1)
2. Заключительный призыв и обещание помилования (14:2−10)
Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Осии, введение. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.