II. Послание второе: За наказанием последует благословение (главы 3−5)

Если в первом послании Михея (главы 1−2) преимущественно осуждаются грехи народа и его неспособность вести праведный образ жизни — в соответствии с Божиими требованиями, обращенными к нему, и обещанию будущих благословений «отводится» лишь два стиха (2:12−13), то во втором послании пророка «соотношение» осуждения и обетования — иное.

Темой двух из трех глав второго послания (глав 4-ой и 5-ой) являются благословения, уготованные Богом Израилю и Иудее. (В главе 3-ей все еще продолжается «тема грехов» народа.) В Книге Пророка Михея, как и во всех книгах Священного Писания, Бог открывает народу Свои планы на будущее не ради того только, чтобы просто сообщить ему о грядущих событиях, но в большей степени для того, чтобы дать народу стимул к изменению себя и своего образа жизни — согласно с планами Господа о нем.

А. Суд над «главами и князьями народа» и над пророками, «вводящими его в заблуждение» (глава 3)

Мих 3:1−3. Примечательно, что в Септуагинте стих 1 начинается не со слов «И сказал я» (произносимых как бы непосредственно Михеем), но с фразы «И говорит» (при таком прочтении подчеркивается, что речь ведется от лица Господа — как бы в продолжение 2:13, стиха, заканчивающегося словом «Господь»). Существует предположение, что именно это послание Михея произвело в свое время (при царе Езекии) столь сильное впечатление на народ Иудеи, что ссылка на него была включена в книгу Иеремии (Иер 26:18).

Итак, здесь Михей пророчествует против власть имущих в Иудее, которым следует знать правду (подразумевается практическое «знание» ее, т. е. соблюдение «сильными» праведности и справедливости в повседневных делах). Но они не желают «знать правды», говорит Михей, доброе «ненавистно» им, а злое влечет к себе. В стихах 2−3 — аллегорическое описание тех безжалостных притеснений, которым главы… и князья подвергают своих сограждан. Образ стада применительно к народу тут, вероятно, «продолжает» этот же образ, возникающий в конце предыдущей главы, и одновременно служит ему «контрастом»: любовному отношению к «стаду» Господа, доброго Пастыря, противопоставляется истребление его нечестивыми «князьями».

Мих 3:4. Придет время бедствия, когда те, которые сегодня бесчинствуют, станут взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое от них. Окончание стиха в других переводах отличается от того, как передано оно по-русски. Господь отвернется от нечестивых за то, что они злодействуют — вот содержание стиха в целом. Некоторые исследователи полагают, что тут подразумевается время плена. Лжепророки и «князья» отказывались верить, что Господь и в самом деле подвергнет иудеев наказанию за их поведение.

Лишь в плену, познав на себе горькие последствия своего неповиновения Иегове, осознают они, как горько ошибались. Отчаяние охватит их при мысли, что Он не слышит их… Конечно, молитвы Его народы всегда доходят до Господа, но бывают времена, когда Он «не отвечает» на них, иначе говоря, не посылает людям немедленного облегчения в тех бедах, которые постигли их по их же вине.

Мих 3:5−7. Михей обличает тут лжепророков, причем и по содержанию своему и по языку обличения его удивительно напоминают те, с которыми обращались к лжепророкам Иеремия и Иезекииль (Иер 6:14, 19; Иез 13:10−19). С легкостью приспосабливавшие свои пророчества к «вкусам заказчика», лжепророки «грызли зубами», т. е. зарабатывали доступным им способом на хлеб. Единственным движущим их мотивом была корысть.

Призванные быть пастырями народа, они говорили ему то, что он хотел, и тем вводили его в заблуждение: за хорошую мзду сулили ему мир и процветание (сравните с 2:11). Тем же, кто ничего не клал им в рот, они объявляли войну, называя неугодной Богу (в евр. тексте «освящают войну»). Другими словами, личную свою неприязнь к тем, от кого не имели корысти, лжепророки «освящали» своим будто бы служением Богу. За это беды обрушатся на них.

Ночь… тьма, солнце, заходящее над головой, и «потемнение» дня (стих 6) — все это образы грядущего суда. Сама жизнь, обернувшись скорбью как для «прозорливцев» (здесь употреблено в ироническом смысле) и гадателей, так и для обманутого ими народа, «устыдит» их, которые корысти ради «обещали» мир и благополучие.

В евр. тексте закроют не уста, а бороды (лица) — в знак траура (стих 7), потому что не будет ответа от Бога. Подразумевается, что откровения свыше через пророков вообще прекратятся (сравните с Пс 73:9).

Мих 3:8. Сознавая, что сам он пророчествует силой Духа Господня, Михей противопоставляет себя и лжепророкам и «князьям», У него «правота и твердость». Иначе говоря, он уверен в справедливости своих обличений и потому, не колеблясь, высказывает Иакову преступление его и Израилю — грех его.

Мих 3:9−11. Вновь обращается Михей к «главам» и «князьям» (стих 1), продолжая обличать их, которые «гнушаются правосудием» и искажают («искривляют») всякую правду. Он обвиняет их в том, что легко проливают кровь, прибегают к насилию и безжалостно притесняют тех, кто не способен дать им отпор. Сион и Иерусалим — синонимы. В глазах пророка иудейская столица как бы стоит на крови и «созидается» неправдою — столь превысили меру всякого беззакония власть в ней имущие.

В стихе 11 опять возникает мотив корысти. Судьи в Иерусалиме судят за взятки. Интересна в этой связи фраза и священники… учат за плату. В ней, вероятно, подразумевается то, что записано во Втор 17:8−11. Столкнувшись с особо трудным делом, судья, согласно предписанию Моисея, должен был обратиться к священникам, чтобы те научили его, как поступить в точном согласии с законом. И, вот, иерусалимские священники «учили» в таких случаях за плату, по-видимому, говорит Михей, т. е. получив взятку от заинтересованных лиц, искажали закон и тем способствовали вынесению судьями несправедливых решений.

Ситуация в Иудее усугублялась тем, что все эти люди, поставленные руководить народом, но, вместо того, угнетавшие его и растлевавшие, имели глупость и дерзость полагать, что опираются на Господа (т. е. истинно служат Ему), и говорить, что Он неизменно обитает среди них, и потому беда их не постигнет.

Мих 3:12. Сион, название одного из холмов, на которых стоит Иерусалим, в древности сделался названием всего Иерусалима. Гора дома сего — это храмовая гора, т. е. та часть Сионской горы, где высился храм. Выше уже говорилось, что слова Михея, записанные в 3:12, были в свое время процитированы в книге Иеремии (Иер 26:18).

Из Иер 26:19 узнаем, что эта часть пророчества Михея, угрожавшая Иерусалиму полным разрушением, произвела такое сильное впечатление на царя Езекию и весь народ иудейский, что все «сообщество» в покаянии обратилось к Господу, и Господь «отменил бедствие». Здесь мы, таким образом, имеем пример условного пророчества. Поясним.

Будучи высказаны пророками в самой недвусмысленной, угрожающей форме, пророчества, тем не менее, не всегда приводились Богом в исполнение, и зависело это от реакции на них народа. Ведь главной целью пророчеств было исправление тех, кому они адресовались. Классический пример «условного» пророчества находим в книге Ионы: Ниневия покаялась, и суд над ней был «отсрочен» (Иона 3:10 и толкование этого стиха).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Михея, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.