Автор

В тексте имя автора не упоминается. Это в общем-то и не удивительно, потому что по своей литературной форме Евангелия отличаются от посланий или писем. Так, каждое из своих посланий апостол Павел начинал с указания своего имени, как это принято было в древнем мире. Но что касается составителей четырех Евангелий, то ни один из них по имени себя не называет. И все-таки как авторы они не остались неизвестными. Ибо по ходу своей работы «раскрывали себя» в косвенной форме, либо имена их становились известными, донесенные до потомков преданиями.

Так называемые внутренние свидетельства того, кто именно написал четвертое Евангелие, составляют целую цепочку.

1) Слово «сие» (употребленное во втором случае — «и написал сие») в Ин 21:24 относится ко всему Евангелию, а не только к последней его главе.

2) «Сей ученик» в 21:24 относится к тому ученику, «которого любил Иисус» (21:7).

3) Из 21:7 становится ясно, что этот особенно любимый Иисусом ученик был из семи, перечисленных в 21:2 (Симон Петр, Фома, Нафанаил, двое сыновей Зеведеевых и двое, не названных по имени).

4) «Ученик, которого любил Иисус», возлежал на Последней вечере возле Господа, и это ему «сделал знак» Петр (13:23−24).

5) Он должен был входить в число двенадцати учеников, поскольку на Последней вечере были с Господом только они (Мк 14:17; Лк 22:14).

6) Из евангельских повествований следует, что Иоанн был в близких отношениях с Петром и вместе с ним входил в число трех особо приближенных Господом учеников (Ин 20:2−10; Мк 5:37−38; Мк 9:2−3; Мк 14:33). Поскольку Иаков, брат Иоанна, был убит в 44 году по Р. Х. (Деян 12:2), то быть автором этого Евангелия он не мог.

7) Выражение «другой ученик» в Ин 18:15−16, вероятно, относится к тому же самому ученику, «которого любил Иисус», поскольку оба эти выражения употреблены по отношению к одному и тому же лицу в 20:2.

8) Любимый ученик Иисуса стоял вблизи креста (19:26), и сказанное в 19:35, следуя всей этой «логической цепочке», относится к нему.

9) «Замыкая ее», сошлемся на слова автора четвертого Евангелия: «и мы видели славу Его» (1:14), которые мог сказать только очевидец происшедшего (сравните 1Ин 1:1−4).

Итак, все эти факты, сведенные воедино, убедительно свидетельствуют в пользу того, что автором четвертого Евангелия был именно Иоанн, один из сыновей галилейского рыбака Зеведея.

Внешним свидетельством является утверждение церковной традиции, которая изначально объявила именно Иоанна, сына Зеведеева, автором четвертого Евангелия. Сошлемся на Поликарпа, жившего в 69−155 гг. по Р. Х., который лично знал апостола Иоанна. Иреней (130−200 гг. по Р. Х.), епископ Лионский, свидетельствовал со слов Поликарпа о том, что «Иоанн, ученик Господа, возлежавший у Его груди, составил Евангелие в дни своего жительства в Асии, в городе Ефесе» (книга «Против ересей»). Поликрат, Климент Александрийский, Тертуллиан и другие, более поздние отцы Церкви, поддерживали эту точку зрения. А Евсевий уточнял, что двое из апостолов — Матфей и Иоанн — написали Евангелия, носящие их имена («История Церкви»).

Место и время написания

Предание определенно говорит о том, что апостол Иоанн на протяжении многих лет трудился в Ефесской церкви, основанной апостолом Павлом. Подтверждение этому находим и в Откр 1:9−11. Будучи в ссылке на острове Патмосе, расположенном у берегов Малой Азии, он написал послания семи церквам в провинции Асии, и первое из них адресовалось Ефесской церкви. Так что вполне вероятно, что именно в Ефесе было им написано «четвертое» Евангелие.

А произошло это, по всей видимости, между 85 и 95 годами. Евангелие от Иоанна было известно уже ранней Церкви как «четвертое», и отцы ее считали, что оно написано было Иоанном, достигшим весьма преклонного возраста. Косвенное подтверждение последнему аргументу находим в Ин 21:18 и 23, где говорится о «состарившемся» Петре, и содержится намек на то, что Иоанн переживет его.

Цель написания

Сформулированная в 20:31, она состояла в том, чтобы донести «знамения», явленные Христом, до читателей Евангелия — с тем, чтобы они уверовали в Него. Несомненно, были у автора и другие цели. Так, одни считают, что Иоанн выступил здесь против синагогального иудаизма, другие — что против гностиков или против последователей Иоанна Крестителя.

Полагают, что это Евангелие было написано с целью дополнить другие три. Так или иначе, несомненно, что при написании этой книги апостол Иоанн ставил перед собой откровенно евангелизационную задачу (так же, впрочем, как и другие евангелисты); и на протяжении всей своей истории Церковь широко пользовалась книгой апостола Иоанна именно с этой целью.

Отличие этого Евангелия от других трех Евангелий

Отличие это явно бросается в глаза при сравнении всех четырех Евангелий. К примеру, Иоанн ничего не говорит о родословной Иисуса, о Его рождении, крещении, искушении в пустыне, ни об изгнании Им демонов; оно не включает ни притчи, ни сцену Его преображения, не упоминает об учреждении Им Вечери Господней, а также умалчивает о Его агонии в Гефсиманском саду и о Его вознесении.

Повествование Иоанна сосредоточено на служении Иисуса в Иерусалиме, на иудейских народных празднествах, на контактах и беседах Господа с теми или иными людьми (например, главы 3−4; 18:28 — 19:16) и на Его общении с Его учениками и служении им (главы 13−17). Значительную часть этого Евангелия составляет то, что может быть названо «Книгой знамений» (1:19 — 12:50), которая включает рассказы о семи чудесах, совершенных Иисусом во свидетельство о том, что Он есть Мессия, Сын Божий. В эту же «книгу» входят Его замечательные беседы, в которых Он объясняет смысл и значение сотворенных Им чудес. Так, после насыщения 5000 человек (6:1−15) Иисус говорит о Себе как о «хлебе жизни», который дается миру Отцом Небесным (6:25−35).

Другой отличительной особенностью четвертого Евангелия являются семь «Я есмь» Иисуса (6:35; 8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). Все эти особенности нужно постоянно иметь в виду при изучении Евангелия от Иоанна.

Ни одно из Евангелий не было задумано просто как биографическое повествование. Каждый евангелист из множества имевшегося у него материала выбирал то, что соответствовало поставленной им цели. Подсчитано, что прочтение вслух всех слов, сказанных Иисусом и записанных Матфеем, Марком и Лукою, заняло бы всего три часа. Совсем немного, если учесть, что служение Иисуса продолжалось около трех лет! Каждый евангелист описывая те или иные чудеса, совершенные Христом, и приводя притчи, сказанные Им, другие опускает.

В фокусе же каждого Евангелия — Благовестие о смерти и воскресении Иисуса Христа. Любое из них можно было бы назвать «Повествование о страданиях Господа, с попутными объяснениями», так как в центре каждого — смерть Христа (например, Мк 11−16), а, помимо нее, — столько «дополнительной» информации, сколько требуется (к примеру, Мк 1−10) для пояснения сути и характера Того, Кто приходил послужить людям и умереть за них.

Семь «знамений» Иисуса в Евангелии от Иоанна:

1. Превращение воды в вино в Кане (2:1−11)
2. Исцеление сына царедворца в Капернауме (4:46−54)
3. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в Иерусалиме (5:1−18)
4. Насыщение 5000 человек вблизи Галилейского моря (6:5−14)
5. Хождение по воде на море Галилейском (6:16−21)
6. Исцеление слепого в Иерусалиме (9:1−7)
7. Воскрешение Лазаря в Вифании (11:1−45)

Семь «Я есмь» в Евангелии от Иоанна:

1. «Я есмь хлеб жизни» (6:35)
2. «Я есмь свет миру» (8:12)
3. «Я есмь дверь овцам» (10:7 сравните со стихом 9)
4. «Я есмь Пастырь Добрый» (10:11, 14)
5. «Я есмь воскресение и жизнь» (11:25)
6. «Я есмь путь и истина и жизнь» (14:6)
7. «Я есмь истинная виноградная Лоза» (15:1 сравните со стихом 5)

Иоанн, сын Зеведея, был сотрудником Петра в Иерусалиме в первые годы после основания там церкви (Деян 3:1 — 4:23; Деян 8:14; Деян 12:1−2). В дальнейшем Павел писал об Иоанне как об одном из «почитаемых столпами» Иерусалимской церкви (Гал 2:9). Церковь эту возглавляли апостолы, но особую роль в руководстве ею играли Иаков, брат Иисуса Христа, Петр и Иоанн (Деян 3:1; Деян 4:3−21; Деян 8:14−24; Деян 15:7−11, 13−21). В первые годы существования Иерусалимской церкви была заложена основа апостольского учения и проповеди.

После того, как к церкви присоединилось множество людей, члены ее «постоянно пребывали в учении Апостолов» — читаем мы в Деян 2:42. Позднее число уверовавших во Христа возросло до 5000 человек (Деян 4:4). Возникла необходимость в создании цельной богословской системы. В основу этой системы легло осуществление в Иисусе Христе мессианских ветхозаветных пророчеств. Преимущественное значение придавалось изучению Его «устной Торы», т. е. высказанных Им повелений (Мф 28:20).

Согласно церковному преданию Евангелие от Марка было написано на основании проповедей Петра. Представляется, что в пользу этого свидетельствует и сказанное в Деян 10:36−43;. Если исходить из этого, то напрашивается заключение, что Иоанну, много лет сотрудничавшему с Петром, хорошо был знаком этот подход к Христовой истине и принципы ее изложения.

После многолетнего пребывания в Иерусалиме (пожалуй, он провел там лет 20) апостол Иоанн переселился в малоазиатский город Ефес. Там, руководимый Духом Святым в процессе написания Евангелия, Иоанн значительно дополнил апостольское учение, разработанное ранее в Иерусалиме. Так, образ Иисуса Христа воссоздается Иоанном на основании наблюдений и фактов, 93% которых в синоптических Евангелиях не содержатся. Но, по словам Иоанна, даже и его «вклад» составил лишь малую часть того, что можно было бы сказать (Ин 20:3−31; Ин 21:25). (Больше о том, как соотносятся между собой четыре Евангелия сказано во вступлениях к комментариям на Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка.)

Структура и тема

Ключевым словом в Евангелии от Иоанна является «верить» (пистеуо), встречающееся в греческом тексте 98 раз (а вот соответствующее ему существительное «вера» (пистис) в оригинальном тексте не находим). Формы употребления упомянутого греческого глагола, по-видимому, говорят о том, что Иоанн хотел подчеркнуть непреходящность и жизненность активной веры в Иисуса Христа. Книгу можно разделить на следующие основные части: Пролог (1:1−18); «Книга знамений» (1:19 — 12:50); Прощальные наставления (главы 13−17); Страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа (главы 18−20); Эпилог (глава 21).

Пролог соответствует здесь вступлению богословского характера, из которого читатели понимают, что слова и дела Иисуса — это слова и дела Бога, пришедшего во плоти. В «Книге знамений» описаны семь чудес, свидетельствующих о том, что слава Отца действует в Сыне. Последовательно описывая чудеса и излагая сопутствовавшие им беседы, Иоанн показывает, как прогрессировали в вере своей верующие и еще более ожесточались неверующие. К концу служения Иисуса — как отклик на него — возобладало неразумное неверие со стороны иудеев (12:37).

Целью прощальных наставлений Господа было подготовить Своих последователей к Его надвигавшейся смерти и к предстоявшему им служению.

Неверие иудеев достигает своей кульминации в «пасхальном разделе» Евангелия, а вера учеников утверждается в той его части, где описаны события, имевшие место после воскресения Христа. В эпилоге изложен план Господа, предусмотренный для Его учеников.

План книги:

I. Пролог (1:1−18)

А. Слово (Логос) в вечности и во времени (1:1−5)

Б. Свидетельство Иоанна Крестителя (1:6−8)

В. Пришествие Света (1:9−13)

Г. Воплощение и откровение (1:14−18)

II. Явление Иисуса народу (1:19 — 12:50)

А. Ранний период служения Иисуса (1:19 — 4:54)

Б. Спор в Иерусалиме (глава 5)

В. Откровение Иисуса в Галилее (6:1 — 7:9)

Г. Возвращение Иисуса в Иерусалим и возобновление враждебного отношения к Нему (7:10 — 10:39)

Д. Великое знамение в Вифании (11:1−44)

Е. Заговор с целью убить Иисуса (11:45−57)

Ж. Окончание общественного служения Иисуса (12:1−36)

3. Неверие иудеев (12:37−50)

III. Иисус подготавливает Своих учеников (главы 13−17)

А. Последняя вечеря (13:1−30)

Б. Отшествие Иисуса приближается (13:31−38)

В. Иисус — путь к Отцу (14:1−14)

Г. Обещание Иисуса послать Утешителя (14:15−31)

Д. Виноградная лоза и ветви (15:1−10)

Е. Друзья Иисуса (15:11−17)

Ж. Ненависть мира (15:18 — 16:4)

3. Работа Духа Святого (16:5−15)

И. Предсказание перемен (16:16−33)

К. Ходатайственная молитва Иисуса (глава 17)

IV Страдания Иисуса, Его смерть и воскресение (главы 18−20)

А. Арест Иисуса (18:1−11)

Б. Иисус перед синедрионом, и отречение от Него Петра (18:12−27)

В. Гражданский суд над Иисусом (18:28 — 19:16)

Г. Распятие (19:17−30)

Д. Погребение (19:31−42)

Е. Пустой гроб (20:1−9)

Ж. Явление Иисуса Марии (20:10−18)

3. Явление Иисуса Его ученикам (20:19−23)

И. Явление Иисуса Фоме (20:24−29)

К. Цель написания книги (20:30−31)

V. Эпилог (глава 21)

А. Явление Иисуса «при море» (21:1−14)

Б. Иисус прощает Петра и вновь приближает его к Себе (21:15−23)

В. Заключительные слова Иоанна (21:24−25)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.