Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

От Луки 0 От Луки введение

Богословие Луки

Евангелие от Луки отличается от остальных трех Евангелий, которые представляют собой независимые и самодостаточные описания жизни Иисуса Христа. Евангелие от Луки — это одна часть двухтомной работы о возникновении и первых годах распространения христианства. В начальных стихах (1:1−4) евангелист Лука поясняет, что цель написания этой книги — дать твердое основание учения для людей, которые уже что-то узнали о христианстве. Он верил, что в основании христианской веры лежат исторические события, которые произошли по воле Бога и при Его непосредственном участии. Поэтому он хотел показать своим читателям исторические предпосылки того, что они слышали об Иисусе Христе и ранней церкви. Каждый евангелист по-своему передавал те или иные факты из жизни Иисуса Христа — в зависимости от того, какую мысль желал подчеркнуть. В Евангелии от Луки можно выделить четыре отличительные черты:

1. Евангелист Лука обладал несомненным литературным талантом и в полной мере использовал его в данной книге.

2. По сравнению с другими тремя евангелистами он в большей степени заботился о том, чтобы его труд был исторически точным.

3. Он старался показать богословское значение тех событий, которым посвящена его книга.

4. Он осуществлял пастырское попечение о духовных нуждах своих читателей.

Основные положения богословских взглядов Луки можно сформулировать следующим образом:

1. Лука описывает жизнь Иисуса Христа как часть истории того времени. Его Евангелие гораздо больше похоже на биографию Христа, нежели три другие Евангелия. Однако Лука, подобно остальным евангелистам, старался выделить только те факты, которые важны для понимания христианской веры. Но при этом он ничего не сообщил о внешности, характере и т. д. Иисуса Христа. В его намерения входило показать преемственность между историей жизни и подвига Христа и попечением Бога о Своем народе в ветхозаветное время, а также между историей Христа и историей развития ранней церкви. История Иисуса Христа — это часть истории о деятельности Бога в этом мире, при этом Лука хотел показать, что земная жизнь Иисуса Христа — важнейшая часть благовествования.

2. Главная тема книги Луки — это Благая весть о спасении. Два любимых слова евангелиста — «благовествовать» и «спасение». Первое из них относится ко всему, что совершил Иисус Христос, ибо Его учение, исцеление больных и сострадание страждущим были проявлением Благой вести о пришествии в мир Бога. Во втором слове заключен весь смысл этой Благой вести, что четко и ясно сформулировано в 19:10: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». По контрасту с повествованием Луки евангелист Марк связывает приход Иисуса с приближением Царства Божьего (Мк 1:14, 15). Лука же подчеркивает, что приближение Царства означает присутствие Бога, Который в Иисусе и через Иисуса явился спасти человечество. Называя Иисуса «Господом» (в книгах Ветхого Завета так называли Бога-Отца), Лука стремится показать людям, что Бог действует в Иисусе Христе.

3. Поскольку спасение предназначено «погибшим», оно возможно для всех людей, потому что все — погибшие. Иисус пришел спасать людей, которые в иудейском обществе считались бесправными. Среди них — нищие, женщины, дети и закоренелые грешники. Хотя основную часть времени Иисус провел среди иудеев, однако Он Сам неоднократно подчеркивал, что проповедует также язычникам (в частности, самарянам, которые считались заклятыми врагами иудеев) и что это будет иметь определенные социальные последствия как для угнетенных, так и для угнетателей.

4. Интересная особенность книги евангелиста Луки еще и в том, что он практически ничего не говорит о кресте как средстве спасения. Скорее, он показывает, что страдания и смерть были предназначены для Иисуса Богом как путь, который Ему необходимо пройти, прежде чем Он войдет в Свою небесную Славу. О значении смерти Иисуса Христа для грешников упоминается только в 22:19, 20 и в Деян 20:28.

5. Никто не смог бы выразить всю «глубину милосердия Божьего» ясней евангелиста Луки; и вряд ли кто-нибудь смог бы более прямо и четко сформулировать требования Христа. Всех потенциальных последователей Иисуса Лука предупреждает, что вначале им следует взвесить все «за» и «против», отречься от своих интересов и неотступно следовать за Господом. Благодать Божья «не дается дешево», грешникам нужно приготовиться к тому, чтобы покаяться в своих грехах и отречься от них.

6. Лука написал вторую книгу, посвященную истории возникновения Церкви. Но уже в своем Евангелии он показал, каким будет этот раннеапостольский период. То было время, после которого Иисус вознесся на небеса, чтобы воссесть одесную Отца. А тем временем Его ученики должны были продолжить Его дело и благовествовать всем народам. В помощь они получили Того Самого Святого Духа, Который сходил на Христа перед началом Его миссии, и они обращались за помощью в молитвах к Отцу Небесному, как раньше это делал Иисус. Только когда миссия будет завершена, Он вернется в мир, чтобы судить человечество и установить Свое Царство истины.

Источники Евангелия

Лука упоминает о том, что до него несколько человек уже описали жизнь Иисуса, и ссылается на свидетельства очевидцев и служителей Слова, которые передали эту историю (1:1−4). Наиболее распространено мнение, что Лука и Матфей пользовались более ранним Евангелием от Марка и не дошедшими до нас записями с высказываниями Иисуса (известными как «Q»). Но кроме этих письменных источников Лука обладал собственной обширной информацией (которую иногда обозначают символом «L»). Поскольку интересующие его сведения Лука узнавал у людей, лично знавших Иисуса Христа и участвовавших в жизни Церкви в ее первые годы, то он совершенно справедливо посчитал возможным использовать эту информацию в своих трудах.

Сравнивая Евангелия от Луки и от Марка, можно заметить, что Лука переписал книгу Марка, привнеся некоторые небольшие изменения в повествование. Но тщательный анализ политической и географической ситуаций и их влияния на происходившие события, а также точная передача высказываний Иисуса доказывают, что Лука с большой ответственностью пользовался и другими источниками в процессе своей работы. Обвинение в том, что Лука не заботился об исторической точности событий, полностью противоречит поставленным им перед собой целям.

Не будем отрицать, что, действительно, существует несколько мест в Евангелии от Луки, которые могут поставить читателя в тупик своим несоответствием записям в остальных Евангелиях. Однако следует принимать во внимание, что для евангелистов самым главным было донести до своих читателей основной смысл учения о Христе и, следовательно, они были вовсе не обязаны цитировать его слово в слово. Важна была правильная передача смысла. Если Лука, подобно Иоанну Богослову, стремился дать скорее художественное, нежели фотографическое изображение Иисуса, то, вне всякого сомнения, в своем описании он ничуть не погрешил против истины. (Дальнейший сравнительный анализ Евангелий см. в статье «Читая Евангелия».)

Автор и время написания Евангелия

Начиная со второй половины II в., сложилось убеждение, что автором данного Евангелия (равно как и Деяний святых Апостолов) был Лука, врач и ближайший сподвижник апостола Павла (Кол 4:14). Иногда можно услышать возражения, что это убеждение есть не что иное, как логическое умозаключение, построенное на основании свидетельства Нового Завета: в Деяниях можно найти несколько эпизодов, где повествование ведется от первого лица множественного числа (Деян 16:10−17 и дал.). Из всех возможных сподвижников апостола Павла фигура Луки кажется наиболее подходящей. Можно поспорить, что это мнение не может обладать независимой ценностью в качестве свидетельства ранней традиции, скорее, это просто одна из нескольких возможных «догадок». Тем не менее можно отметить, что традиционно авторство данного Евангелия и Деяний приписывается именно Луке, а не кому-либо еще из сподвижников апостола Павла. Более того, эта традиция довольно ранняя (предположительно с 120 г.), и в ранней Церкви не содержится ни малейшего намека на существование альтернативного варианта. Маркион, ранний христианский еретик, который признавал авторитет одного лишь апостола Павла, избрал Евангелие от Луки за основу для написания собственного евангелия;

По-видимому, он разделял традиционное мнение, что оно было написано сотрудником апостола Павла.

Против традиционной версии выдвигаются следующие соображения:

1. Образ апостола Павла в Деяниях святых Апостолов настолько не похож на реального человека, что вряд ли его создание может принадлежать перу его современника и соратника.

2. Данное Евангелие скорее передает атмосферу послеапостольского времени, когда Церковь перестала рассчитывать на скорейшее возвращение Иисуса и больше занималась налаживанием форм и установлением традиций. Этот период возникновения Церкви как института иногда называют «ранним католицизмом».

Следует отметить, что оба эти аргумента не настолько сильны, чтобы победить традицию.

1. По поводу портрета апостола Павла см.: комментарии к Деяниям святых Апостолов в этом томе.

2. Второй аргумент частично базируется на общепринятом представлении, будто бы сначала первые христиане ожидали второго пришествия Иисуса в любой ближайший момент и только несколько позднее продолжительная отсрочка Его пришествия навела их на мысль, что они в чем-то допустили ошибку, и возвращение Христа отложено до неопределенного будущего. Но, с одной стороны, все факты решительно свидетельствуют против того, что первые христиане ждали возвращения Иисуса непосредственно сразу после Его воскресения. С другой стороны, в Евангелии от Луки нет ни намека на то, что ожидание возвращения Христа утратило все свое значение (см.: 12:35−40; 17:20−37; 18:8; 21:5−36). Что до предположения, будто Церковь уже была организована как институт, то это, очевидно, не так. Достаточно сравнить Евангелие от Луки с работами ранних отцов Церкви, чтобы это осознать.

Короче говоря, все аргументы против авторства Луки на поверку оказываются совершенно несостоятельными.

Время написания Евангелия нам не известно. Существуют две весьма вероятных возможности. Во-первых, Евангелие от Луки могло быть написано в самом начале 60-х гг. I в. Во-вторых, его написание можно датировать более поздним временем, что-то около 80 г. н. э. Все зависит от того, знал ли автор в момент написания своего Евангелия о том, что сбылось пророчество Иисуса об уничтожении Иерусалимского храма, и знал ли он о гибели апостола Павла, когда писал Книгу Деяния святых Апостолов. Большинство ученых склонны дать утвердительный ответ на оба вопроса, но в действительности мы просто не знаем этого.

Место написания также остается неточно установленным. Ранние традиции полагают, что Лука писал свой труд в Ахайе (Греция). Однако использование текста Евангелия от Марка позволяет предположить связь с Римом. Опять же мы просто не знаем этого.

Дополнительная литература

Wilcock M. TheMessageofLuke , BST (IVP, 1979).

Morris L. Luke, TNTC (IVP/UK/ Eerdmans, 1988).

Gooding D. Accordingto Luke (IVP/UK, 1987).

Evans C. A. TheGospel of Luke, NIBC (Hendrickson, 1990).

Marshall I. H. Luke:Historian and Theologian (Paternoster/Zondervan, 1988).

Содержание

Структурно Евангелие от Луки напоминает Евангелия от Марка и от Матфея. В Евангелии от Марка жизнеописание Иисуса Христа подразделяется на два периода: галилейский и иудейский. Лука поместил историю о рождении Иисуса в самое начало (как и Матфей), а последнее путешествие Иисуса Христа в Иерусалим он дополнил некоторыми подробностями.

1:1−4 Вступление

1:5 — 2:52 Рождение и детство Иисуса Христа

1:5−25 Возвещение о рождении Иоанна Крестителя

1:26−38 Благовестие о рождении Иисуса Христа

1:39−56 Встреча Марии и Елисаветы

1:57−80 Рождение Иоанна

2:1−20 Рождение Иисуса

2:21−40 Принесение Иисуса в храм

2:41−52 Отрок Иисус посещает Иерусалимский храм на Пасху

3:1 — 4:13 Иоанн Креститель и Иисус Христос

3:1−20 Проповедь Иоанна Крестителя

3:21−22 Крещение Иисуса

3:23−38 Родословие Иисуса

4:1−13 Искушение в пустыне

4:14 — 9:50 Служение Иисуса в Галилее

4:14 — 5:11 Благие вести о Царстве

5:12 — 6:11 Начало противостояния Иисусаи фарисеев

6:12−49 Наставление Иисуса ученикам

7:1−50 Сострадание Мессии

8:1−21 Иисус говорит притчами

8:22−56 Иисус совершает чудеса

9:1−50 Иисус Христос и двенадцать апостолов

9:51 — 19:10 Путешествие в Иерусалим

9:51 — 10:24 Обязанности и преимущества учеников Иисуса

10:25 — 11:13 Отличительные черты последователей учения

11:14−54 Противостояние фарисеям

12:1 — 13:9 Готовность к предстоящему кризису

13:10−35 Спасительное действие Божьего правления

14:1−24 Иисус на обеде у фарисейского начальника

14:25−35 Цена следования за Иисусом

15:1−32 Благовестие для отверженных

16:1−31 Предупреждение о богатстве

17:1−19 Наставление ученикам

17:20 — 18:8 Пришествие Сына Человеческого

18:9 — 19:10 Кому возможно спастись?

19:11 — 21:38 Иисус проповедует в Иерусалиме

19:11−27 Притча о десяти минах

19:28−40 Въезд Иисуса Христав Иерусалим

19:41−48 Судьба Иерусалима

20:1 — 21:4 Проповедь в Иерусалимском храме

21:5−38 О разрушении храма и кончине века

22:1 — 24:53 Смерть и воскресение Иисуса Христа

22:1−38 Последняя вечеря

22:39−53 Моление о чаше и взятие Иисуса под стражу

22:54−71 Иудейский суд

23:1−25 Римский суд

23:26−49 Распятие Иисуса

23:50−56 Погребение Иисуса

24:1−53 Воскресение Иисуса

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на евангелие от Луки, введение. Новый Библейский Комментарий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.