Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

От Луки 13 От Луки 13 глава

13:1−9 Необходимость покаяния. Два кратких увещевания Иисуса подчеркивают необходимость откликнуться на кризис, вызванный Его пришествием в мир. Несколько паломников, посетивших Иерусалим на Пасху, были убиты римскими солдатами прямо в храме во время жертвоприношения. Сообщение об этом вполне соответствовало характеру Пилата, хотя этот отдельный случай слишком незначителен, чтобы попасть в записи Иосифа Флавия о данном периоде. Реакция Иисуса на рассказ об этом противоречила расхожему у правоверных иудеев мнению о том, что больших грешников постигает наиболее страшное бедствие. Это было так же глупо, как полагать, что люди, по несчастной случайности погибшие под каменной кладкой, были особыми грешниками. (Этот несчастный случай также оказался слишком незначительным, чтобы быть отмеченным в исторических книгах.) Правильней считать, что иудейский народ в целом согрешил перед Господом, и поэтому все его представители должны разделить судьбу грешников, если только они не покаются.

Такая ситуация, сложившаяся для всего народа, напоминала судьбу дерева, не способного принести плоды. Оно годится только для уничтожения, ибо на освободившейся земле можно вырастить здоровое дерево. Но, подобно владельцу дерева, готовому раз за разом подпитывать его, Господь решил дать Израилю возможность покаяться. Если же люди откажутся воспользоваться этим, то сами понесут ответственность за свою судьбу. В этой притче виноградарь символизирует Иисуса, выступающего перед Господом в защиту Израиля, не заслуживающего подобной милости.

Примечания. Ст. 6 Различные плодовые деревья могли быть посажены в винограднике. Смоковница символизирует Израиль в Ос 9:10.

Ст. 7 Плоды нельзя было собирать с деревьев в течение первых трех лет (Лев 19:23), следовательно, данному дереву было шесть лет.

13:10−35 Спасительное действие Божьего правления

13:10−17 Скорченная женщина. В предыдущем отрывке служение Иисуса Христа представлялось как время выбора; теперь делается упор на грядущем спасении. Женщина, страдающая от искривления позвоночника, была освобождена в субботу в синагоге. Начальник синагоги стал спорить, что в данном случае не стоял вопрос жизни и смерти, поэтому исцеление следовало отложить до буднего дня. Иисус ответил ему, что если уж скот отвязывают по субботам, чтобы напоить (это разрешалось иудеям), то эта женщина тем более нуждается в освобождении от болезни. Отметим, что немощь описывается как вызванная духом немощи (11) или как узы сатаны (16).

Таким образом, человеческие страдания вызваны тем же космическим беспорядком, что и человеческая греховность. Заключительная фраза показывает, как люди радуются спасению, открытому в Иисусе, в то время как противившиеся Ему остаются постыженными.

13:18−21 Две притчи о Царстве Божьем (см.: Мф 13:31−33; Мк 4:30−32). Две притчи, приведенные здесь, связаны с приходом спасительного Царства Божьего в Иисусе. В них содержится обещание, что труд Бога получит славное завершение, как бы малы и незначительны ни казались начинания. Подобно тому, как из малого горчичного семени вырастает огромное дерево, подобно малому количеству закваски, способному сквасить много теста, малое начинание станет расти и широко распространяться. Попытки отыскать различные значения в этих двух притчах сомнительны, а мнение о том, что закваска олицетворяет зло (а не Царство Божье), бесспорно ошибочно.

13:22−30 Вход в Царство Божье (ср.: Мф 7:13, 14, 22, 23; 8:11, 12). Упоминание об Иерусалиме, где Иисусу предстоит быть распятым, напоминает контекст учения Христа. Многим ли людям суждено спастись, то есть войти в Царство Божье? Ортодоксальная религия учила, что все иудеи, за исключением закоренелых грешников и отступников, смогут войти туда. Но некоторые иудейские группировки ограничивали число спасенных теми, кто выказал истинную веру в соответствии с правилами, установленными ими самими. Иисус отказался от подобных предположений. Гораздо важнее, сказал Он, увериться в том, что ты лично сможешь обрести спасение. Царство Божье подобно дому с тесными вратами, через которые не все смогут пройти. Когда начнется пир (Мф 25:10), врата окажутся затворенными, и тогда будет поздно пытаться пробраться внутрь. И будет бесполезно ссылаться на свое знание об Иисусе, если ты ранее не следовал Его учению. Никто не сможет автоматически попасть в Царство Божье. Некоторых иудеев туда не допустят, и их места займут язычники из стран всего мира, а рядом с ними окажутся святые всех времен Ветхого Завета. Те, кто посчитает себя первыми, будут последними. Вновь подчеркивается необходимость покаяния (гл. 12 и 13): спасение и Суд неотделимы друг от друга.

13:31−35 Плач по Иерусалиму (см.: Мф 23:37−39). Некоторые из фарисеев предупреждали Иисуса, что Ему следует бежать из пределов, подвластных Ироду (то есть из Галилеи и Переи). Неясно, были ли то сочувствующие Иисусу, предупреждавшие Его об опасности, или же враги, подосланные Иродом, чтобы напугать Иисуса и заставить Его замолчать. В любом случае, Иисус презрел эти угрозы, усугубленные смертью Иоанна Крестителя. Лисица — намек на хитрость и коварство Ирода. Однако Ирод не мог причинить вреда Иисусу, потому что Божественное провидение уготовало Ему путь в Иерусалим, где Бог назначил Ему время для страданий. В настоящее же время Ему предстояло продолжить Свой труд, а затем закончить Свой путь пророка в Иерусалиме. При мысли об этом Он восскорбел о городе, который постоянно отвергал послания от Господа (и который в конце концов окажется отторгнутым от Царства Божьего). Даже встретившись с любовью и состраданием Иисуса, Иерусалим не смягчился. Следовательно, его храм будет «пуст», он лишится Божьего присутствия, и город не увидит Иисуса до тех пор, пока не будет готов встретить Его как Мессию.

Примечания. Ст. 32 Слова сегодня и завтра не следует понимать в том же смысле, как в Исх 19:10, 11 или Ос 6:2, где «два дня» — это короткий промежуток времени перед кризисом (третий день). Иисус говорит о решимости продолжать Свое дело, пока не придет время Его подвига (ср.: 2Тим 4:7).

Ст. 33 Повторяется мысль о предопределенном времени Его миссии.

Ст. 34 Слова сколько раз подразумевают, что Иисус посещал Иерусалим больше одного раза.

Ст. 35 Благословен... перекликается с 19:38, но относится ко второму пришествию.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на евангелие от Луки, 13 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Луки 13 глава в переводах:
От Луки 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.