В. Список возвратившихся людей (глава 2)

I. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СПИСКА (2:1−63)

Езд 2:1−63. Представленный здесь список подлежит разделению на несколько частей. Вот сыны страны (читаем в стихе 1), т. е. иудеи, которые возвратились каждый в свой город. Ездра начинает с перечисления 11 гражданских и религиозных «начальников», очевидно, пользовавшихся наибольшими известностью и авторитетом (стих 2). Среди них назван Иисус, первосвященник (3:2), этот Иисус был внуком Сераии (сравните 1Пар 6:14 с Агг 1:1), того священника, которого убил в Ривле Навуходоносор (4Цар 25:18−21). Неемия в Езд 2:2 не был, естественно, тем же Неемией, который возвратился в Иерусалим более чем 90 лет спустя, в 444 г. до Р. Х. Так же как названный здесь Мардохей не был двоюродным братом Есфири (Есф 2:5−7), который жил в Сузах примерно через 60 лет после первого возвращения евреев в свою землю.

В Неем 7:7 названо не 11 (как в Езд 2:2), а 12 имен. (Имена, перечисленные Ездрой и Неемией, частично различаются (даже будучи одними и теми же) в написании. Так названные в стихе 2 Сараий, Реелай и Рехум, возможно, те же люди, что Азария, Раамия и Нехум в Неем 7:7.) Имени Нахмания нет в списке Ездры; может быть, оно по ошибке было выпущено одним из первых переписчиков. Первоначально, как полагают, и у Ездры было приведено не 11, а 12 имен; число названных (12) могло иметь и символический подтекст: перечислялись главы народа, состоявшего из 12 колен (племен).

Затем Ездра перечисляет возвратившихся по родам и кланам; всего таковых было 15604 человека (2:3−20). За ними следовали обитатели (числом 8540) 21 города и селения (стихи 21−35; карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»). Далее названы священники (стихи 36−39), числом 4289, а за ними левиты (341 человек), включая сыновей… певцов и привратников (стихи 40−42). Потом, в стихах 43−54, перечислены храмовые служители («нефинеи») и потомки царских слуг (стихи 55−56); всего их было 392 человека.

Последними названы шестьсот пятьдесят два «возвращенца», которые путались в своем родословии, не зная, от Израиля ли они (стихи 59−60). Священникам, которые тоже не нашли своей родословной… записи, Тиршафа (по всей вероятности, это не имя собственное, а титул, может быть, «областеначальника», так что речь могла идти о Шешбацаре, или Зоровавеле; толкование на 1:8) не позволил им есть от великой святыни (Лев 2:3, 10; Чис 18:9), пока не восстанет священник с уримом и туммимом.

Урим и туммим могли быть двумя священными камнями или предметами, посредством которых (может быть, через метание их как своего рода жребия) узнавалась Божия воля; Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; 1Цар 28:6; Неем 7:65. Тут, вероятно, имелось в виду, что в отсутствие храма воля Божия не открывалась первосвященнику даже с помощью урима и туммима. Хотя современному читателю все это перечисление имен и мест может показаться не заслуживающим внимания, для первых читателей книги Ездры оно имело немалое значение; им важно было найти в этих списках свои семьи и города.

2. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВОЗВРАТИВШИХСЯ (2:64−67)

Езд 2:64−67. Если сложить числа, приведенные в стихах 2−42, 58 и 60 (где перечислены возвратившиеся в землю), то получим 29829 (включая 11 особенно авторитетных людей, названных в стихе 2). Однако при сложении чисел, приведенных в стихах 64−65 (соответствующих «всему обществу вместе»), получаем 49897. Возможно, в это большее число входили женщины и дети. Оно могло включать и евреев из 10 северных племен, которые, не исключено, присоединились к своим возвращавшимся домой собратьям из двух южных племен Иуды и Вениамина (1:5). Может быть, в упомянутое число входили и те священники, которые не могли найти своих родословных записей (2:61−62).

Общее число, приведенное Ездрой, — 49897 — весьма близко к тому, что находим у Неемии: 49942 (Неем 7:66−67). 45 «лишних» у Неемии были певцами: Ездра пишет, что их было 200, а Неемия, что 245. Но могла здесь вкрасться и ошибка — при одной из переписок оригинального текста. Так, не исключено, что, переписывая книгу Неемии, писец цифру 245 машинально перенес из 7:68, где она относится к «лошакам», в 7:67, где речь идет о певцах. Ошибками такого рода могут объясняться и другие «несовпадения» в этих списках. (Подробнее это рассматривается в комментариях на Неем 7. также таблицу «Списки возвратившихся из изгнания в Езд 2 и Неем 7» — в комментариях на Неем 7:8−62.)

Подсчету подлежало все, что «возвращалось в землю обетованную», — даже животные; их общее число составляло 8136, причем более всего было ослов, на которых обычно и отправлялись в путь (стихи 66−67).

Около полутора тысяч километров отделяло Вавилон от Израиля; на путешествие это должно было уйти примерно 4 месяца (7:8−9); Ездра, однако, не пишет, сколько времени находились в пути «возвращенцы». Может быть, потому, что стремился привлечь внимание не к трудностям перехода, но — к задаче, ради которой переход совершался: к построению храма.

3. НАЧАЛО ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 2:68−70)

Езд 2:68−69. В стихе 68 фразу пришедши к дому Господню следует понимать как то, что главы родов и кланов пришли к месту, где в прежнее время находился дом Господень. Сказано, что некоторые из них тут же добровольно пожертвовали (в зависимости от своего достатка) на восстановление храма. Перечисление всего пожертвованного в книге Ездры заметно отличается от такового у Неемии (сравните Неем 7:70−72). Трудно объяснить эти различия иначе, как ошибками переписчиков.

Езд 2:70. Вторая глава завершается сообщением о том, что все возвратившиеся расселились по городам своим и селениям (карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Ездры, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.