Езд 6:1−5. Судя по сказанному в 6:1, соответствующие записи разыскивались по повелению Дария в вавилонском книгохранилище, но безуспешно. Их обнаружили в Екбатане, столице Мидии (находилась примерно в 500 км на северо-восток от Вавилона; теперь на этом месте расположено селение Хамадан); это был свиток (папирусный или кожаный), на котором значилось: «Для памяти», после чего следовал текст.

Видимо, в Екбатану этот свиток попал потому, что там у царя Кира был летний дворец, и лето 538 г. до Р. Х., когда он дал повеление о восстановлении храма, царь проводил в Екбатане.

В царском указе содержались три «практические подробности»: 1) Храму надлежало иметь по 27 (примерно) метров (шестьдесят локтей) в вышину и ширину (очевидно, имелись в виду не обязательные, а максимальные размеры; длина при этом не указывалась), и иметь (по типу Соломонова храма) внутренний двор из трех рядов… камней больших и одного ряда дерева (сравните 3Цар 6:36). 2) Финансировать строительство предписывалось из царской казны (окончание стих 4). (Это последнее показывает, насколько серьезно подходил царь Кир к задуманной им репатриации евреев.) 3) Царским указом предписывалось все священные сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые были вынесены Навуходоносором, водворить на их место… в храм Иерусалимский.

Езд 6:6−12. Далее следует обращение Дария к его сановникам. Фафнаю и его помощникам он дает три повеления: 1) «Удалиться» из Иерусалима и не пытаться останавливать ведущиеся там работы (стихи 6−7). 2) Более того: царь повелевал всячески этим работам содействовать, используя, в частности, собираемую в «Иудейской области» подать для финансирования строительства, а также поставляя старейшинам… Иудейским столько жертвенных животных, сколько скажут священники Иерусалимские, и все прочее, необходимое для жертвоприношений (стихи 8−10; относительно пшеницы, соли, вина и масла в Лев 2:1−2, 7, 13). 3)

Царь предупреждал, что всякого, кто осмелится нарушить это его повеление, ждет незавидная судьба (стихи 11−12): разрушение его дома и лютая казнь его самого — пригвождение к бревну, вынутому из дома его. (Такая казнь практиковалась не только у древних персов, но и у сирийцев и других народов Востока.)

Языческий царь признавал далее, что имя Бога иудеев обитает среди них. Очевидно, в глазах Дария Иегова был одним из могущественных местных божеств, гнева которого он не хотел вызывать. Завершая свои распоряжения Фафнаю, Дарий произносит проклятие на всякого царя и народ, который простер бы руку свою… ко вреду… дома этого Бога, да отомстит Он Сам таковым!

О неоднократном исполнении этого проклятия свидетельствуют судьбы а) сирийского царя Антиоха Епифана, который осквернил храм в 167 г. до Р. Х. и три года спустя умер, впав в безумие; б) Ирода Антипы (37 г. до Р. Х. — 4 г. от Р. Х.), который немало сделал для храма, но… ради прославления себя (дом его несчастья постигали одно за другим, и умер этот царь жестокой смертью); в) возможно, что и на судьбе целого народа (римского) осуществилось упомянутое проклятие: в 70 году от Р. Х. римляне разрушили, как известно, второй храм; вполне вероятно, что в последовавшем распаде их империи это обстоятельство сыграло свою роль.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА (6:13−15)

Езд 6:13−15. Фафнай и его помощники в точности исполнили повеление царя. И продолжала кипеть работа в руках строителей, вдохновляемых пророческими речами Аггея и Захария (сравните 5:1). Но, замечает Ездра, совершалось это строительство и завершилось потому, что была на то воля Бога Израилева; это она воздействовала на царей Персидских (Кира и Дария и Артаксеркса), направляя их решения и отражаясь в их указах.

Нельзя не заметить, что Артаксеркс, вступивший на престол, когда строительство храма было уже окончено, никакого отношения к нему не имел; по всей видимости, его имя добавлено здесь «для круглого счета» и по той причине, что он повелел восстановить стены Иерусалимские (Неем 2:1, 8). Примечательно в этом смысле, что в стихе 14 имеется фраза и построили и окончили (без упоминания «храма»; речь как бы идет о строительных работах по восстановлению Иерусалима в целом; правда, в стихе 15 снова говорится об окончания строительства дома). Кроме того, Артаксеркс содействовал беспрепятственному проведению служб в храме (Езд 7:12−17).

Итак, дом Божий был восстановлен 21 год спустя после начала работ в 536 г. до Р. Х. — в месяце Адаре (февраль-март) и четыре с половиной года спустя после того, как начал пророчествовать Аггей. А с того дня, как храм был разрушен (12 августа 586 г. до Р. Х.), прошло на тот момент 70 с половиной лет.

Д. Освящение храма и празднование Пасхи (6:16−22)

I. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (6:16−18)

Езд 6:16−18. По окончании строительства храма совершилось освящение его. Число животных, принесенных при этом в жертву (сто волов, двести овнов, четыреста агнцев и двенадцать козлов) было весьма небольшим, по сравнению с 22 тысячами крупного и 120 тысячами мелкого скота, которые послужили для жертвоприношений при освящении храма, построенного Соломоном (3Цар 8:63). Это говорит о том, что община иудеев, возвратившихся из изгнания, не была богатой.

Двенадцать козлов в числе жертвенных животных есть свидетельство того, что и в «постссыльный» период иудеи все еще рассматривали себя как «единый Израиль», состоящий из 12 колен, хотя на то время лишь два из этих колен сохраняли какую-то жизнеспособность.

Руководители общины — священники и левиты — были сгруппированы («поставлены») для различных видов служения при храме по своим отделениям и чередам — в соответствии с тем, как предписано в книге Моисея (имеются в виду те части книг Левит и Чисел, где трактуются именно эти вопросы; Лев 8; Чис 3:5 — 10:8:5−14).

Заметим в этой связи, что одним из лейтмотивов книг Ездры, Неемии, 1 и 2-й Паралипоменон было показать, что в «постссыльный» период еврейская община находилась под руководством людей благочестивых и умудренных в Писаниях, которые все пытались делать согласно закону, ибо на уроке изгнания осознали, что народ Божий неизменно страдает, если не живет в соответствии с обязательствами по завету.

2. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ (6:19−22)

Езд 6:19−21. Начиная со стихом 19, снова следует текст написанный по-еврейски (стихи с 4:8 по 6:8 написаны по-сирийски, или на арамейском языке). В четырнадцатый день первого месяца (в апреле 515 года) была совершена пасха, сразу же после двенадцатого месяца Адар (стих 15), в котором было закончено строительство храма. Впервые за 70 лет вкушал народ пасху — в память освобождения своих праотцев из египетского рабства (Исх 12:1−14; Лев 23:5)

И ели сыны Израилевы пасху вместе со всеми, кто «отделился», подобно им, от нечистоты языческих народов земли (палестинской). Речь может идти как о чужеземцах, живших на земле Иудеи (Чис 9:14) и пожелавших обратиться к Иегове, так и о тех иудеях, которые все это время оставались в земле и осквернили себя жизнью «не по закону»; теперь они покаялись и очистились церемониально (сравните стих 20), т. е. «отделились».

Езд 6:22. Семидневный праздник опресноков приходился на 15−21 дни первого месяца, т. е. начинался сразу после пасхального дня (Лев 23:6−8). То, что Дарий назван здесь царем Ассирийским, — не описка (хотя Ассирийская империя пала в 609 г. до Р. X.). Дело в том, что Персидская держава включала в себя то, что некогда называлось Ассирией. Автор с намерением мог назвать так царя Дария, чтобы лишний раз напомнить своим читателям: ассирийцев, по вине которых они столько выстрадали, больше не существует. Когда-то они первыми изгнали иудеев из их земли, и вот теперь иудеи вновь возвратились в эту обетованную землю.

Восемь дней нынешнего празднования (Пасхи и праздника опресноков), через 900 лет после первой Пасхи, сигнализировали о конце изгнания, поскольку «остаток» народа снова вступал теперь в общение с Иеговой. Служение в доме Божием было возобновлено, и для народа, желавшего восстановить отношения со своим Богом, важно было жить отныне в согласии с постановлениями завета.

Ибо он на собственном опыте убедился в том, что Бог, заставивший языческих царей позволить ему возвратиться в землю обетованную (как некогда заставил Он египетского фараона «отпустить» Израиль), «действует в истории». Первоначальные читатели Ездры не могли не радоваться всем этим «знакам», не стремиться к поклонению Иегове в храме, который был им возвращен такой дорогой ценой, всем своим существом.

II. Второе возвращение и брачная реформа Ездры (главы 7−10)

В этих главах описывается второе возвращение из вавилонского изгнания, на этот раз в 458 г. до Р. Х., под руководством самого Ездры (7:6−7). По ходу повествования автор часто пишет о себе в первом лице («я», «мы»).

А. Возвращение в землю обетованную (главы 7−8)

Тут раскрывается характер Ездры, каковым в немалой мере определяется развитие действия в главе 9 и 10. Ездра предстает перед нами как человек, решительно искореняющий грех из общины переселенцев — в согласии с законом, который дал им Бог.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Ездры, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.