Автор

Автором книги был Даниил, который также является одним из главных действующих лиц в книге. Сведений о Данииле и о его происхождении имеется не много. По свидетельству его современника Иезекииля он был известен своей праведностью (Иез 14:14, 20) и мудростью (Иез 28:3). В указанных стихах Иезекииль упоминает о Данииле наряду с Ноем и Иовом. Даниил был знатного происхождения (Дан 1:3, 6), привлекателен внешне и умен (1:4).

Из текста книги следует, что на третьем году царствования Кира персидского, т. е. в 536 г. до Р. Х., Даниил был еще жив (10:1). Из 1:4 мы узнаем, что он был одним из «отроков», которые по приказу Навуходоносора были приведены в Вавилон, в третий год царствования иудейского царя Иоакима (1:1). Если предположить, что тогда, в 605 году до Р. Х., Даниилу было 16 лет, то на третьем году правления Кира ему было 85.

Из содержания книги следует, что написана она была Даниилом в 6 веке до Р. Х. Книга Пророка Даниила является первой из великих апокалиптических книг Библии. Греческое слово апокалипсис означает «раскрытие», или «откровение». И хотя откровением, исходящим от Бога, является все Священное Писание, некоторые части его уникальны как по форме содержащихся в них откровений, так и по способам их передачи людям.

Вот несколько особенностей, которыми характеризуются апокалиптические писания. Во-первых, в них широко использовались символы и аллегории. Во-вторых, для них характерно обращение к судьбам еврейского народа, которые «раскрываются» в свете Божьего плана на будущее. Таинственность этого будущего отражается в самом характере повествования, изобилующем символами и аллегориями. А объясняется это тем, что откровения, дававшиеся апокалиптикам, часто относились к «веку иному», который откроется вторым пришествием Мессии.

А это значит «пришествием» Царства Божия. В этих откровениях присутствуют таким образом реалии мира иного, с трудом поддающиеся выражению на языке нашего мира. Заметим, однако, что в толковании апокалиптических видений, символов и знамений читатель редко предоставляется лишь собственной изобретательности, чтобы «докопаться до истины». Часто Писание толкует само себя. Но для того, чтобы это толкование понять, читающим необходимо тщательно изучать контексты и сопоставлять параллельные места в Библии.

Третья особенность апокалиптических писаний: они составлены большей частью на языке прозы (в отличие от пророческих писаний, для которых характерен поэтический язык). Помимо Книги Пророка Даниила и книги Откровения, апокалиптические писания содержатся в книгах Иезекииля и Захарии (Иез 37−48; Зах 1:7 — 7:8). Имеется, кроме того, немало апокалиптических книг, не вошедших в библейский канон и относящихся к апокрифам.

Книга пророка Даниила необычна тем, что написана не на одном, а на двух языках: 1:1 — 2:4а и главы 8−12 составлены на еврейском языке, а 2:4б−7:28 — на арамейском, который был распространенным языком тогдашнего языческого мира. Хотя Книга Пророка Даниила представляет собой единое литературное произведение, в ней видны два главных смысловых акцента.

Один соответствует Божьему плану для языческих народов (2:4б−7:28). Представляется естественным, что пророчество относительно них записано было на понятном им языке. Другой главный акцент Книги Пророка делается на судьбах народа израильского. Эта тема раскрывается в 1:1 — 2:4а и в главах 8−12. И эти открывки Даниил написал на еврейском языке.

Обе эти части, несмотря на разное их содержание, объединены важной общей идеей, или точнее, учением о вселенском Царстве Божием и о Сыне Человеческом, которые восторжествуют над язычеством во всех его проявлениях. Будущее всемирное Царство не может остаться во власти язычников. Управляя народами земли, Бог ведет их к исполнению Своей воли.

Нет сомнения в том, что именно из Книги Пророка Даниила Христос использует наименование Сын Человеческий, которое применяет к Себе, подтверждая тем мессианский богодухновенный характер содержащегося в ней учения. Дело в том, что образ Сына Человеческого, «возникающий» в 7-ой главе книги, — это образ существа лишь по виду человеческого, но происхождение его явно небесное.

Образ Того, Кто является великим вершителем замыслов Божиих, чтобы посредством Него осуществить суд над Своими врагами и привести Царство Божие на преображенную землю. Нельзя не сказать, что, начиная с 6-го века до Р. Х., апокалиптический смысл выражения «Сын Человеческий» все более укоренялся в еврейском религиозном сознании.

Историческая обстановка

Ниневия, столица Ассирии, пала под ударами объединенных сил Вавилона и Мидии в 612 г. до Р. Х. Часть ассирийцев, которых возглавил Ассурубалит, бежала на запад, в Харран, и оттуда провозгласила свое владычество над всей Ассирией. Но в 611 году Набополассар, царь вавилонский, двинул свои войска против ассирийцев, засевших в Харране. И в следующем году (610-ом), в союзе с мидийцами, напал на Харран. Ассирийцы бежали дальше на запад, за реку Евфрат. Харран сдался халдеям. В 609 году до Р. Х. ассирийцы обратились за помощью к Египту, и фараон Нехао I ответил им согласием.

В те дни иудейский царь Иосия, в надежде снискать благодарность халдеев, сделал попытку помешать египтянам соединиться с ассирийской армией, для чего вышел навстречу египетскому войску у Мегиддо. Однако не только потерпел поражение, но и сам был смертельно ранен в битве с египтянами (4Цар 23:28−30; 2Пар 35:24). Объединив свои силы, фараон и ассирийцы сразились с халдеями у Харрана, но были ими разбиты.

По-видимому, в это время Ассирия сходит с исторической сцены, что же до Египта и Вавилона, то конфликт между ними продолжался. Оба войска встретились у Кархемиса в 605 г. до Р. Х.; вавилонскую армию возглавлял Навуходоносор. Египтяне потерпели поражение, и в мае-июне того года Кархемис был вавилонянами разрушен.

Преследуя отступавших египтян, Навуходоносор продвигался на юг, захватывая все новые земли, вплоть до сирийской границы, и приближаясь к Палестине. Но получив в этом военном походе известие о смерти своего отца Набополассара, он возвратился в Вавилон, чтобы возложить на себя царскую корону; это было в августе 605 года до Р. Х.

Затем, однако, Навуходоносор вернулся в Палестину и в сентябре 605 года подошел под стены Иерусалима. Тогда-то Даниил и другие «отроки» из аристократических семей и были отведены в Вавилон в качестве пленников. Может быть, Навуходоносор взял их как заложников, чтобы удержать народ Иудеи от мятежа. А, может быть, царь имел иные планы в отношении знатных иудейских юношей: к примеру, воспитать из них «своих людей», которые в случае перехода Иудеи на вассальное положение заняли бы там высокие административные посты. Возвратившись в Вавилон, Навуходоносор царствовал там 43 года (605−562 гг.до Р. Х.).

Во второй раз Навуходоносор пришел в Иудею в 597 году, узнав о мятежном поведении царя Иехонии. Иерусалим был взят халдеями, которые в этот раз увели в Вавилон 10 тысяч пленников; среди них был и пророк Иезекииль (Иез 1:1−3; 4Цар 24:8−20; 2Пар 36:6−10). А в третий раз Навуходоносор возвратился в Иудею в 588 г. до Р. Х. После долгой осады Иерусалима город пал и был разрушен, а храм сожжен; это было в 586 году. Большая часть иудеев, тех, что не были при этом убиты, были отведены в Вавилон (4Цар 25:1−7; Иер 34:1−7; 52:2−11).

Возвращение иудеев в свою землю сделалось возможным лишь в 539 году, когда персидский царь Кир нанес Вавилону поражение и основал новую империю — Мидо-Персидскую. Поскольку возвращать покоренные и «перемещенные» халдеями народы в их земли было политикой Кира, он в 538 году издал указ, дававший евреям право при желании вернуться в Иерусалим (2Пар 36:22−23; Езд 1:1−4). Около 50 тысяч иудеев, воспользовавшись этим правом, пришли в свою страну и приступили к восстановлению храма. Об этом молился Даниил (Дан 9:4−19). Строительство храма было завершено в 515 г. до Р. Х. (Езд 6:15).

От первой успешной войны халдеев против Иерусалима (605 г. до Р. Х.) до возвращения иудеев домой и закладки ими фундамента храма (536 г. до Р. Х.) прошло почти 70 лет. Тому же примерно числу соответствовал промежуток времени между разрушением храма (586 год) и его восстановлением (515 год). Таким образом практически буквально исполнилось пророчество Иеремии о 70-летнем пребывании евреев в вавилонском изгнании (Иер 25:11−12).

Цель написания

Можно выделить следующие цели: 1. Личная преданность Даниила Богу, его твердость в благочестии даже в условиях плена (глава 1) должны были явить иудейским изгнанникам образец жизни, какой следовало жить и им в сообществе язычников.

2. В книге подчеркивается власть Бога и над языческими народами, показано, как Он, следуя своей цели, учреждает и разрушает империи, утверждает и низлагает царей. Эту великую истину понял и Навуходоносор (4:34).

3. Из книги видно, что Бог хранит верность народу, с которым связал Себя узами завета, защищая и оберегая его даже тогда, когда за свое непослушание он подвергается наказанию. Бог терпелив по отношению к тем, для кого в конечном счете уготованы Его благословения.

4. Книга написана и для того, чтобы наглядно показать читающим так называемый «пророческий период» в истории, известный как «времена язычников» (Лк 21:24). Даниил прослеживает течение истории языческих народов в этот протяженный период, когда Израиль подвергался (и подвергается!) «дисциплинарным воздействиям» посредством этих народов. Завершение Божьего плана в отношении народов произойдет в период великой скорби.

5. Книга Пророка Даниила также свидетельствует о будущем избавлении Израиля и о благословениях, ожидающих его в Тысячелетнем царстве. Как и обещал Бог Аврааму, земля обетованная будет тогда принадлежать его потомкам. Пройдя через страдания по причине своего непослушания Богу, народ будет приведен к покаянию; исповедав веру в своего Господа, он будет восстановлен Им.

Книга Пророка Даниила имеет большое историческое значение. Ею как бы перебрасывается «мостик» между историческими книгами еврейской Библии и книгами Нового Завета. В ней записан ряд событий израильской истории в период 70-летнего вавилонского плена, которые в Писаниях нигде больше не зафиксированы (если не считать некоторых отрывочных сведений о них в книге Иезекииля).

Обращает на себя внимание то, что некоторые пророчества Книги Пророка Даниила, посвященные языческим народам, имеют свои параллели в книге Захарии. Однако их раскрытие и конечное освещение мы находим в книге Откровение. И без Книги Пророка Даниила невозможно было бы понять то, что открыто было Богом в книге Откровение.

План книги:

I. Личная история Даниила (глава 1)

А. Даниил попадает в Вавилон (1:1−7)

Б. Преданность Даниила Богу (1:8−16)

1. Решение Даниила (1:8)

2. Просьба Даниила удовлетворена (1:9−14)

3. Благой результат (1:15−16)

В. Назначение Даниила на царскую службу (1:17−21)

II. Язычники в пророческий период истории, во «времена язычников» (главы 2−7)

А. Сон Навуходоносора (глава 2)

1. Таинственный сон (2:1−16)

2. Тайна сна открывается Даниилу (2:17−23)

3. Даниил объясняет значение сна царю (2:24−45)

4. И «возвысил царь Даниила» (2:45б−49)

Б. Об истукане Навуходоносора (глава 3)

1. Сооружение истукана (3:1−7)

2. Обвинение против иудеев (3:8−12)

3. Подвергшиеся обвинению не поколебались в вере (3:13−18)

4. Избавление Даниила и его друзей Богом (3:19−30)

5. Манифест Навуходоносора (3:31−33)

В. Второй сон Навуходоносора (глава 4)

1. Видение дерева (4:1−15)

2. Толкование видения (4:16−24)

3. Исполнение видения (4:25−30)

4. Выздоровление царя и восстановление его на троне (4:31−34)

Г. Пир Валтасара (глава 5)

1. Описание пира (5:1−4)

2. Откровение царю (5:5−12)

3. Валтасар обращается к Даниилу (5:13−16)

4. Ответ Даниила (5:17−28)

5. Осуществление откровения (5:29−31)

Д. Указ Дария (глава 6)

1. Выдвижение Даниила (6:1−3)

2. Заговор князей и сатрапов (6:4−9)

3. Молитва Даниила (6:10−11)

4. Донос на Даниила и попытка обречь его смерти (6:12−18)

5. Бог сохранил Даниила (6:19−24)

6. Повеление царя (6:25−28)

Е. Видение четырех зверей (глава 7)

1. Видение (7:1−14)

2. Толкование (7:15−28)

III. Израиль в пророческий период истории, во «времена язычников» (главы 8−12)

А. Видение овна и козла (глава 8)

1. Видение (8:1−14)

2. Толкование (8:15−27)

Б. Откровение о 70 «седьминах» (глава 9)

1. Повод к ниспосланию Даниилу откровения (9:1−3)

2. Молитва Даниила (9:4−19)

3. Ответ Господа (9:20−27)

В. Последнее видение (откровение); главы 10−12.

1. Приготовление пророка (10:1 — 11:1)

2. Подробности израильской истории при второй и третьей империях (11:2−35)

3. История 70-й «седьмины» в восприятии и передаче пророка (11:36 — 12:3)

4. Заключение (12:4−13)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Даниила, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.